Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 10:33, контрольная работа
Штудгарте в семье крупного чиновника. Получив в местной гимназии первоначальное образование, он был зачислен в число студентов теологического института в Тюбингене. По окончании, с 1797 г. работал домашним учителем, далее служил директором гимназии в Нюренберге. С1801 г. преподавал в Ненском университете. С 1816 г. Гегель – профессор Гейдельбергского университета, а с 1818 г. – Берлинского, где некоторое время был и его ректором.
Гегелевская этатистская
версия правового государства
Согласно Гегелю, античное представление о государстве у Платона, Аристотеля субстанциально, но лишено момента субъективности воли и индивидуальной свободы, в воззрениях же Руссо, напротив, отсутствует субстанциальный взгляд на государство. Гегелевский синтез субъективной и объективной воли, субстанциального и индивидуального начал исходит из того, что государство как субстанциальное нравственное целое, первичное по отношению к своим составным моментам, и есть разумная в себе и для себя всеобщая воля. Однако этот синтез в целом осуществлен в гегелевской концепции путем подчинения государству других субъектов социальной и политической жизни.
Идея государства, по Гегелю, проявляется трояко: 1) как непосредственная действительность в виде индивидуального государства; речь тут идет о государственном строе, внутреннем государственном праве; 2) в отношениях между государствами как внешнее государственное право и 3) во всемирной истории.
Государство как действительность конкретной свободы есть индивидуальное государство. В своем развитом и разумном виде такое государство представляет собой, согласно гегелевской трактовке, основанную на разделении властей конституционную монархию.
Тремя различными властями, на которые подразделяется политическое государство, по Гегелю, являются: законодательная власть, правительственная власть и власть государя.
В своей теоретической
разработке этих проблем Гегель, в
целом соглашаясь с идеей своих
предшественников Локка и Монтескье,
считает надлежащее разделение властей
в государстве гарантией
Так, Гегель считает точку зрения самостоятельности властей и их взаимного ограничения ложной, поскольку при таком подходе как бы уже предполагается враждебность каждой из властей к другим, их взаимные опасения и противодействия. Он выступает за такое органическое единство различных властей, при котором все власти исходят из мощи целого и являются его «текучими членами». В господстве целого, в зависимости и подчиненности различных властей государственному единству и состоит, по Гегелю, существо внутреннего суверенитета государства. Гегель критикует демократическую идею народного суверенитета и обосновывает суверенитет наследственного конституционного монарха.
Поясняя характер компетенции монарха, Гегель отмечает, что в благоустроенной конституционной монархии объективная сторона государственного дела определяется законами, а монарху остается лишь присоединить к этому свое субъективное: «Я хочу».
Правительственная власть, куда Гегель относит и власть судебную, определяется им как власть подводить особенные сферы и отдельные случаи под всеобщее. Задача правительственной власти – выполнение решений монарха, поддержание существующих законов и учреждений. Члены правительства и государственные чиновники составляют, по Гегелю, «основную часть среднего сословия, которое характеризует развитый интеллект и правовое сознание народной массы». Он указывает на такие средства борьбы против возможного произвола и господства чиновников, как контроль учреждений суверенной власти сверху и права корпораций и объединений снизу.
Законодательная власть, по
характеристике Гегеля, это власть
определять и устанавливать всеобщее.
Законодательное собрание состоит
из двух палат. Верхняя палата формируется
по принципу наследственности и состоит
из владельцев майоратного имения.
Палата же депутатов образуется от
остальной части гражданского общества,
причем депутаты выделяются по корпорациям,
общинам, товариществам и т.п., а
не путем индивидуального
Гегель отстаивает принцип публичности прений в палатах сословного собрания, свободу печати и публичных сообщений.
Высший момент идеи государства,
по Гегелю, представляет собой идеальность
сувернитета. Государства относятся
друг к другу как самостоятельные,
свободные и независимые
Гегель предупреждает, что развиваемые им взгляды на необходимость и нравственный момент войны представляют собой лишь философскую идею, тогда как действительные войны нуждаются в более конкретном рассмотрении. Обнаруживаемая и спасаемая благодаря войне идеальность целого есть та же самая идеальность, согласно которой внутренние государственные власти, не будучи самостоятельными, являются лишь органическими моментами государственного целого: и в том и в другом случае речь идет о суверенитете государства (внешнем и внутреннем).
Сферу межгосударственных отношений Гегель трактует как область проявления внешнего государственного права. Международное право – это, по Гегелю, не действительное право, каковым является внутреннее государственное право (положительное право, законодательство), а лишь долженствование. Какова же будет действительность этого долженствования – зависит от суверенных воль различных государств, над которыми нет высшего права и судьи в обычном смысле этих понятий.
Полагая, что государства
находятся в отношениях друг к
другу в естественном состоянии,
Гегель вместе с тем не отрицает
сам принцип международного права
и, следовательно, саму возможность
правовых, договорных отношений между
государствами. Государства должны
признавать друг друга в качестве
суверенных и независимых, не вмешиваться
во внутренние дела другого, взаимно
уважать самостоятельность и
т.п. «Принцип международного права,–
отмечал Гегель,– как
Спор между государствами, если их суверенные воли не приходят к согласию, считал Гегель, может быть решен лишь войной. С этих позиций Гегель критиковал кантовскую идею вечного мира, поддерживаемого союзом государств. Вместе с тем Гегель признавал, что даже в войне, как состоянии бесправия и насилия, продолжают действовать такие принципы, как взаимное признание государств, преходящий характер войны и возможность мира. «...Вообще война,– писал Гегель,– ведется не против внутренних институтов и мирной семейной и частной жизни, не против частных лиц». С одобрением Гегель отмечал, что новейшие войны ведутся более человечно, чем в прежние времена.
В столкновении различных суверенных воль и через диалектику их соотношений выступает, по Гегелю, всеобщий мировой дух, который обладает наивысшим правом по отношению к отдельным государствам (духам отдельных народов) и судит их. Вслед за Шиллером Гегель характеризует всемирную историю как всемирный суд.
Всемирная история как
прогресс в сознании свободы представляет
собой, по существу, историю суверенных
государств (нравственных субстанций),
историю прогресса в
Носителем мирового духа является господствующий на данной ступени истории народ, который получает однократную и единственную возможность составить эпоху всемирной истории.
Все новое время, начавшееся Реформацией, Гегель считал эпохой германской нации, под которой он имел в виду не только немцев, но, скорее, вообще народы северо-западной Европы. Россия и Соединенные Штаты Северной Америки, по оценке Гегеля, пока не успели обнаружить себя во всемирной истории, и им это еще предстоит в будущем.
Сконструированное Гегелем
разумное государство, являющееся в
конкретно-историческом плане буржуазной
конституционной монархией, в философско-правовом
плане представляет собой право
в его системно-развитой целостности,
т.е. правовое государство. С точки
зрения всемирно-исторического
Недостатки гегелевского этатизма отчетливо проявляются в возвышении государства над индивидом и обществом, в отрицании самостоятельной ценности прав и свобод личности и т.д. Вместе с тем Гегель восхваляет государство как идею (т.е. действительность) права, как правовое государство, как такую организацию свободы, в которой механизм насилия и аппарат политического господства опосредованы и обузданы правом, введены в правовое русло, функционируют лишь в государственно-правовых формах. В этом его радикальное отличие как от обычных этатистов, возвышающих государство над правом, отвергающих всякое правовое ограничение государственной власти и саму идею правового государства, так и от тоталитаристов всякого толка, которые видят в организованном государстве и правопорядке лишь препятствие для политического механизма насилия и террора.
В связи с встречающимися
в литературе оценками гегелевской
позиции как тоталитарной следует
отметить, что обоснованный Гегелем
своеобразный правовой этатизм является
прямым антиподом ошибочно и тенденциозно
приписываемому ему тоталитаризму.
Поэтому в гегелевском этатизме
правомерно видеть не идеологическую
подготовку тоталитаризма, а авторитетное
философское предупреждение о его
опасностях. Ведь тоталитаризм XX в., рассмотренный
с позиций гегелевской
Осмысление гегелевской
концепции государства в
Философско-правовое учение
Гегеля оказало заметное влияние
на последующую историю политико-
Акмалова А. А. История
политических и правовых учений. М.,
2002, с. 286.
Блинников А. К. Великие философы.
М., 1998, с. 510.
Большая Российская юридическая
энциклопедия. М., 2000, с. 810.
Введение в философию: Учебное пособие для вузов / Под ред. И. Т. Фролова. М., 2002, с. 623.
Исаев И. А. История политических
и правовых учений. М., 2003., с. 415.
История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. О. Э. Лейста. М., 2002, с. 688.
Новгородцев П. И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. СПб., 2000, с. 355.