Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 16:55, реферат
Всего 9 лет не дожил Платон до Херонейской битвы и до Панэллинского конгрессав Коринфе, означавших конец политической самостоятельности Греции.Новой эпохой был эллинизм, период крупного рабовладения с его огромными
военно-монархическими империями, поглотившими старый классический полис.
Платон ничего не знал о наступающей огромной эпохе. Но, как и все
принципиальные люди его времени, он судорожно искал выход из окружавших его
социально-политических отношений.
1. Введение...........................3
2. Учение Платона о государстве..................3
2.1 Характеристика сословий....................3
2.2 Учение о совершенных и несовершенных формах государства.....11
3. Заключение............................16
4. Список использованной литературы.................17
мужество, разумность, рассудительность, великодушие, память, справедливость.
Все эти качества Платон называет одним словом – добродетель. Кроме того,
необходимо также “способность охранять законы и обычаи государства”. Созерцая
“вечно тождественное и упорядоченное”, он подражает божественному образцу и
сам становится упорядоченным и божественным, уподобляясь ему насколько это
возможно для человека. Наконец, он достигает совершенства в самом важном и
наиболее нужном философу знании – знании идеи бога. Таким образом, идеальному
государству соответствует и идеальный человек, олицетворением которого у
Платона выступает философ.
Граждан, способных к государственному управлению, совсем немного и
способности их зависят от природных данных. Детей со способностями отделяют
от других и готовят к будущей государственной деятельности: Платон предлагает
занести их в особый список. Когда им исполнится двадцать лет, необходимо
выделить в особую, почетную группу и продолжить образование, в виде общего
обзора, раскрывающего внутреннюю связь наук между собой и с “природой бытия”.
На данной ступени обнаруживается, имеются ли природные данные для занятия
диалектикой. Когда молодым людям исполнится тридцать лет, из них отбираются
те, кто умеет, не обращая внимания на ощущения, подняться до истинного бытия.
Проявивших указанную способность следует окружить еще большим почетом и после
пятилетнего обучения диалектике отправить на службу для приобретения опыта
практического управления государством: в течение 15 лет их испытывают на
военном и гражданском поприще. Тех, кто не выдержал испытаний практического
управления, переводили в жрецы. А когда им исполнится пятьдесят лет, тех из
них, кто остался
в живых и отличился в
пора будет привести к “окончательной цели”: заставить устремить свой
умственный взор в идеальную сферу, увидеть там “благо само по себе” и по его
образцу упорядочить все государство, всех составляющих его граждан, в том
числе и самих себя.
Оставшуюся жизнь эти мужи будут проводить в философствовании, в трудах над
гражданским устройством, в отправлении, когда наступит черед, государственной
службы. Они будут воспитывать граждан подобно им самим, ставить их вместо
себя стражами государства, а потом отойдут на “Острова блаженных”. Философам
вверяется неограниченная власть в государстве, которым они правят, охраняя
законы и следя за гражданами от самого рождения до смерти. Власть философов в
государстве не подвержена ни каким–либо ограничениям, ни контролю.
Они не должны стесняться писаными законами и в каждом отдельном случае
руководствуются своим непосредственным усмотрением. Прежде всего, внимание их
обращается на вновь возникающие поколения. Несмотря на общность жен, половое
сожительство не предоставляется случайности, а ставится под надзор философов.
Последние заботятся о том, чтобы всегда были дети в нужном количестве, и
чтобы сохранялась “порода”, способная поддерживать государство. Для этого
соединяются преимущественно мужчины и женщины с отличными качествами, а дети
с “дурным сложением” удаляются или уничтожаются. Философы заведуют и
воспитанием граждан; они же, кроме прочего, назначают каждому подобающее ему
место и занятие в государстве, “разбирая” душевные свойства детей и
распределяя их по сословиям в связи с тем, что каждый имеет свои свойства и
свое призвание.
Правителями должны быть старшие и притом лучшие. Лучшими правителями будут
те, которые лучше всех знают дела государственного управления. Для этого
надо, чтобы они были мудры и вместе с тем выше всего ставили общественное
благо. Для обеспечения служения правителей общему благу государства, а не
своим личным интересам, Платон считает необходимым поставить правителей и
остальных стражей, служащих им помощниками, в такое положение, чтобы у них не
могло быть личных интересов.
“Стражи государства – раздражительная сторона человеческой души, назначенная
для защиты прав и выполнения распоряжений природы разумной, должны получать
такое воспитание и быть в такой степени образованным, чтобы, повинуясь мудрым
внушениям правительства, легко могли охранять благоденствие общества и
мужественно предотвращать в нем как внешние, так и внутренние опасности.
Стражами государства должны быть люди одновременно и образованные, и опытные.
Кроме того, хорошие стражи должны отличаться теми же свойствами, что и
собаки: тонкое чутье, быстрота и проворство, сила, храбрость, гневливость.
Но, будучи гневливы в отношении к врагу, воины должны быть кротки к
согражданам. Такого сочетания можно достигнуть только тщательным воспитанием
и особенным образом жизни.
Военное сословие должно состоять из лучших граждан, не имеющих никаких других
обязанностей, кроме обязанности охранять государство от всякой грозящей ему
опасности. Поэтому, избранные для этого люди должны быть вооружены и обучены
борьбе не только против внешних врагов: они должны охранять родину также и от
внутренних раздоров, поддерживать в ней порядок и повиновение законам.
Граждане, предстоящие войти в сословие, должны отличаться телесными и
душевными достоинствами. Со всеми качествами искусного воина они должны
сочетать понимание государственных целей и внутренних отношений общественной
жизни. «Единственным критерием подбора и воспитания стражей является
наибольшая пригодность для охраны государства, требующая таких нравственных
качеств, которыми обладают лишь немногие».
Идеальное государство не может существовать без должной подготовки молодого
поколения. Для Платона правильная организация воспитания означает
систематическое развитие природных задатков. Философ полагает, что у кого они
есть, то те благодаря хорошему воспитанию становятся еще лучше. Платона
интересует прежде всего военное сословие и поэтому он создал целую теорию
воспитания воинов-стражей.
Военное дело требует мастерства и большого усердия. «Воспитание должно, по-
видимому, прежде всего, развивать у детей такие качества, как серьезность,
соблюдение внешних приличий и мужество». Сам Платон по этому поводу говорит
так: «. безупречный страж государства будет у нас по своей природе обладать и
стремлением к мудрости и стремлением познавать, а также будет проворным и
сильным .
По Платону, образование делится на две категории — музыку и гимнастику. И та
и другая имеют у Платона более широкий смысл, чем в настоящее время: «музыка»
означает все, что входит в область муз, «гимнастика» означает все, что
связано с физической тренировкой и подготовкой. Будущим воинам нужно дать
двоякое воспитание — мусическое и гимнастическое. «Первое — для души, второе
— для тела. При этом воспитание души следует начинать раньше воспитания
тела».
Мусическое воспитание Платон рекомендует начинать с мифов. «Имея дело с
детьми, мы к мифам прибегаем раньше, чем к гимнастическим упражнениям . Но не
всякие мифы и не все в них приемлемо для развития души будущего стража и
формирования ее добродетелей. Подходящими для воспитания философ признает
лишь «значительные мифы» — «всего более надо добиваться, чтобы первые мифы,
услышанные детьми, самым заботливым образом были направлены к добродетели .
От поэтических искусств Платон требует нравственной истинности и правдивости,
отсутствия в них лжи. В поэзии он считает недопустимым все то, что может
вызывать, и уже не только у детей, но и у взрослых, сильные душевные
потрясения. Таким образом, из поэзии необходимо исключить сетования, вопли и
плачи, предоставив их несерьезным женщинам да никчемным мужчинам.
Так же недопустимо все, что понижает мужественный тонус души, изнеживает и
расслабляет ее и в музыке. Для людей воинственных, считает философ,
подходящим может быть тот музыкальных лад, который подражает голосу и напеву
человека мужественного, умеющего переносить все трудности, тяготы и
несчастья.
Платон запрещает
в своем государстве и
трагедии», последние есть искусство перевоплощения, подражания. Идеальный
строй требует
и идеальных условий
отвлекающих факторов, каковыми являются драма, комедия и трагедия. Мусическое
воспитание тесно
связано у Платона с
сопровождать стража в течение всей его жизни.
Гимнастика и музыка, действуя вместе, должны были привести к гармонии
человека с самим собою. Они должны были сделать так, чтобы развитие сил
телесных и духовных шли рука об руку, а в душе произошло соединение силы и
мягкости характера, мужества и доброй нравственности. «Гимнастика должны были
приучить человека к простому и строгому образу жизни. Музыка же должна
развить в человеке чувство прекрасного и любовь к нему, а также нравственную
зрелость и условить то нормальное состояние духа, которое в человеке должно
предшествовать всякому научному образованию.
Платон не ограничивает такое воспитание граждан их юностью, так как
распространяет его и на самый зрелый возраст. В. Виндельбанд считает, что
сословие стражей должно состоять из юношей, еще получающих образование,
которые по приказу старших выступают против врага и поддерживают порядок
внутри страны, и из зрелых мужей, достигших высшего познания и сообразно с
ним управляющих государством. Так отличаются правители (философы) от
помощников или чиновников.
Помимо мусического и гимнастического воспитания стражам с детства нужно
преподавать арифметику, геометрию, астрономию. Указанные науки, утверждает
Платон, развивают философскую мысль, влекут душу к истине, к познанию