Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 16:55, реферат
Всего 9 лет не дожил Платон до Херонейской битвы и до Панэллинского конгрессав Коринфе, означавших конец политической самостоятельности Греции.Новой эпохой был эллинизм, период крупного рабовладения с его огромными
военно-монархическими империями, поглотившими старый классический полис.
Платон ничего не знал о наступающей огромной эпохе. Но, как и все
принципиальные люди его времени, он судорожно искал выход из окружавших его
социально-политических отношений.
1. Введение...........................3
2. Учение Платона о государстве..................3
2.1 Характеристика сословий....................3
2.2 Учение о совершенных и несовершенных формах государства.....11
3. Заключение............................16
4. Список использованной литературы.................17
беззаконие, уничтожение более или менее выдающихся людей — потенциальных
противников, постоянное инспирирование нужды в предводителе (войны, нехватка
и т.п.), подозрения в вольных мыслях и многочисленные казни под надуманным
предлогом предательств, «очищение» государства от всех тех, кто мужествен,
великодушен, разумен или богат. Таковым является далеко не полный перечень
злодеяний тирании, приводимый в конце восьмой книги «Государства», где
содержится критика Платоном тиранического правления, которая, по мнению В.С.
Нерсесянц, является «возможно, самая выразительная во всей мировой
литературе».
Для людей, живущих в условиях порочного государственного строя, характерны,
по мнению Платона, ошибочный выбор ценностей, ненасытное стремление к ложно
понятому и неверно осуществляемому благу (в тимократии — безудержная страсть
к военным успехам, в олигархии — к богатству, в демократии - к безграничной
свободе, в тирании — к чрезмерному рабству). Именно это, согласно Платону, и
губит данный строй. Таким образом, каждая форма государства гибнет из-за
внутренних противоречий, присущих ее собственному принципу, и злоупотреблений
последним.
Выход из порочных состояний общества Платон видит в возврате к изначальному
строю — правлению мудрых.
Можно полностью согласиться с В.Н. Сафоновым, делающим следующие выводы из
диалога Платона «Государство»:
1. Государство
у Платона стоит над
справедливость, то есть то, что хорошо для государства, то хорошо и для
гражданина.
2. Чрезмерная свобода в государстве так же опасна, как и чрезмерное
подчинение граждан одному правителю. Первое ведет к анархии, а второе — к
тирании, причем анархия чревата тиранией, так как всякая крайность
оборачивается своей противоположностью.
3. Очень важно,
чтобы в государстве было
трояко: а) закону подчиняются все без исключения граждане; б) не должно быть
контраста между самыми бедными и самыми богатыми; в) нельзя допускать
разногласий между теми, кто осуществляет управление государством.
4. Сословная (кастовая) структура общества лучше всего соответствует
интересам государства и граждан, так как всем гарантирует порядок, достаток,
безопасность и процветание.
5. Двум высшим
сословиям — правителям и
частную собственность, чтобы они все свои силы и время отдавали служению
государству, которое обеспечивает их всем необходимым.
6. Платон был за полное равноправие женщин и за общественное воспитание детей.
7. Платоновская демократия — это не иное, как анархия; недостатки олигархии,
замеченные Платоном, актуальны до сих пор, лучшие формы правления — это
монархия и аристократия, а самая худшая — это тирания.
8. Исходными формами правления, из которых произошли все другие, являются
монархия и демократия, элементы которых должны присутствовать в каждом
государстве.
Субъектом свободы и высшего совершенства оказывается у Платона не отдельная
личность и даже не класс, а все общество, все государство в целом. Платон
приносит в жертву своему государству человека, его счастье, его свободу и
моральное совершенство. И прав был Гегель, указав, что в «Государстве»
Платона «все стороны, в которых утверждает себя единичность как таковая,
растворяются во всеобщем, — все признаются лишь как всеобщие люди».
Начертанный проект
наилучшей организации
считает осуществимым только для греков: для других народов он неприменим в
силу их будто бы полной неспособности к устройству разумного общественного
порядка. Более того, с течением времени Платон и сам охладевает к своей
модели идеального государства после неудачной попытки реализовать ее на
практике.
3. Заключение
Воззрение Платона на государство и на роль в нем личности имеет все черты
реакционной социальной утопии. Кого могла спасти в те катастрофические
времена такая утопия? Практически она имела нулевое значение даже при
сочувствии к намерениям Платона со стороны некоторых государственных и
общественных деятелей.
Платон был объявлен буржуазными историками предтечей теорий социализма и
коммунизма, что отрицалось советской наукой. То, что на Западе называли
платоновским коммунизмом, в СССР называли коммунизмом потребления, в отличие
от теории научного коммунизма, то есть коммунизма производства. Коммунизм
Платона - и исторически, и политически не признавался советскими историками
результатом исследования, а более того, такая формула считалась
публицистическим мифом новейшего антикоммунизма.
Но в этой утопии есть и положительная черта. С редким реализмом Платон понял
характерную для античного полиса связь единичного с целым, зависимость
личности от более широкого целого, обусловленность индивида государством.
Поняв эту связь, Платон превратил ее в норму задуманного им проекта
идеального общественно-
4. Список использованной литературы
1. В.Ф.Асмус «Платон». М.: Мысль, 1975
2. А.Ф.Лосев, А.А.Тахо-Годи
«Платон. Аристотель». Серия
гвардия», 1993
3. Платон. Сочинения в 4-х томах. М.: Мысль, 1964