Учение Платона о государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 16:55, реферат

Описание работы

Всего 9 лет не дожил Платон до Херонейской битвы и до Панэллинского конгрессав Коринфе, означавших конец политической самостоятельности Греции.Новой эпохой был эллинизм, период крупного рабовладения с его огромными
военно-монархическими империями, поглотившими старый классический полис.
Платон ничего не знал о наступающей огромной эпохе. Но, как и все
принципиальные люди его времени, он судорожно искал выход из окружавших его
социально-политических отношений.

Содержание работы

1. Введение...........................3
2. Учение Платона о государстве..................3
2.1 Характеристика сословий....................3
2.2 Учение о совершенных и несовершенных формах государства.....11
3. Заключение............................16
4. Список использованной литературы.................17

Файлы: 1 файл

Платон.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

беззаконие, уничтожение  более или менее выдающихся людей  — потенциальных

противников, постоянное инспирирование нужды в предводителе (войны, нехватка

и т.п.), подозрения в вольных мыслях и многочисленные казни под надуманным

предлогом предательств, «очищение» государства от всех тех, кто мужествен,

великодушен, разумен  или богат. Таковым является далеко не полный перечень

злодеяний тирании, приводимый в конце восьмой книги «Государства», где

содержится критика  Платоном тиранического правления, которая, по мнению В.С.

Нерсесянц, является «возможно, самая выразительная  во всей мировой

литературе».

Для людей, живущих  в условиях порочного государственного строя, характерны,

по мнению Платона, ошибочный выбор ценностей, ненасытное стремление к ложно

понятому и  неверно осуществляемому благу (в  тимократии — безудержная страсть

к военным успехам, в олигархии — к богатству, в демократии - к безграничной

свободе, в тирании — к чрезмерному рабству). Именно это, согласно Платону, и

губит данный строй. Таким образом, каждая форма государства  гибнет из-за

внутренних противоречий, присущих ее собственному принципу, и  злоупотреблений

последним.

Выход из порочных состояний общества Платон видит в возврате к изначальному

строю — правлению  мудрых.

Можно полностью  согласиться с В.Н. Сафоновым, делающим следующие выводы из

диалога Платона  «Государство»:

1. Государство  у Платона стоит над гражданином  и именно так он понимает

справедливость, то есть то, что хорошо для государства, то хорошо и для

гражданина.

2. Чрезмерная  свобода в государстве так  же опасна, как и чрезмерное

подчинение граждан  одному правителю. Первое ведет к  анархии, а второе — к

тирании, причем анархия чревата тиранией, так как всякая крайность

оборачивается своей противоположностью.

3. Очень важно,  чтобы в государстве было единство, которое Платон понимал

трояко: а) закону подчиняются все без исключения граждане; б) не должно быть

контраста между  самыми бедными и самыми богатыми; в) нельзя допускать

разногласий между  теми, кто осуществляет управление государством.

4. Сословная  (кастовая) структура общества лучше  всего соответствует

интересам государства  и граждан, так как всем гарантирует  порядок, достаток,

безопасность и процветание.

5. Двум высшим  сословиям — правителям и воинам  — запрещается иметь любую

частную собственность, чтобы они все свои силы и время  отдавали служению

государству, которое  обеспечивает их всем необходимым.

6. Платон был  за полное равноправие женщин и за общественное воспитание детей.

7. Платоновская  демократия — это не иное, как  анархия; недостатки олигархии,

замеченные Платоном, актуальны до сих пор, лучшие формы  правления — это

монархия и  аристократия, а самая худшая —  это тирания.

8. Исходными формами правления, из которых произошли все другие, являются

монархия и  демократия, элементы которых должны присутствовать в каждом

государстве.

Субъектом свободы  и высшего совершенства оказывается  у Платона не отдельная

личность и  даже не класс, а все общество, все государство в целом. Платон

приносит в  жертву своему государству человека, его счастье, его свободу и

моральное совершенство. И прав был Гегель, указав, что  в «Государстве»

Платона «все стороны, в которых утверждает себя единичность  как таковая,

растворяются  во всеобщем, — все признаются лишь как всеобщие люди».

Начертанный проект наилучшей организации государства  и общества философ

считает осуществимым только для греков: для других народов  он неприменим в

силу их будто  бы полной неспособности к устройству разумного общественного

порядка. Более  того, с течением времени Платон и сам охладевает к своей

модели идеального государства после неудачной  попытки реализовать ее на

практике.

                              3. Заключение                             

Воззрение Платона  на государство и на роль в нем  личности имеет все черты

реакционной социальной утопии. Кого могла спасти в те катастрофические

времена такая  утопия? Практически она имела  нулевое значение даже при

сочувствии к  намерениям Платона со стороны некоторых государственных и

общественных  деятелей.

Платон был  объявлен буржуазными историками предтечей  теорий социализма и

коммунизма, что  отрицалось советской наукой. То, что  на Западе называли

платоновским  коммунизмом, в СССР называли коммунизмом потребления, в отличие

от теории научного коммунизма, то есть коммунизма производства. Коммунизм

Платона - и исторически, и политически не признавался  советскими историками

результатом исследования, а более того, такая формула  считалась

публицистическим мифом новейшего антикоммунизма.

Но в этой утопии есть и положительная черта. С редким реализмом Платон понял

характерную для  античного полиса связь единичного с целым, зависимость

личности от более широкого целого, обусловленность  индивида государством.

Поняв эту связь, Платон превратил ее в норму задуманного  им проекта

идеального общественно-политического  устройства.

                   4. Список использованной литературы                  

                     1. В.Ф.Асмус «Платон». М.: Мысль, 1975                    

2. А.Ф.Лосев, А.А.Тахо-Годи  «Платон. Аристотель». Серия ЖЗЛ.   М.: «Молодая

гвардия», 1993

3. Платон. Сочинения  в 4-х томах. М.: Мысль, 1964


Информация о работе Учение Платона о государстве