Уголовное право средневекового Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 15:46, контрольная работа

Описание работы

Говоря об общих принципах уголовного права, следует отметить, что китайский законодатель учитывал в ряде случаев формы вины: умысел и неосторожность, — но не всегда последовательно. Формальная неопределенность, размытость границ моральной нормы ли и как следствие этого отсутствие сформулированного в законе правового понятия, определения препятствовали четкому разграничению в праве форм вины, приводили к частому использованию при вынесении наказаний таких категорий, как неведение, неумышленность, небрежность, забывчивость, ошибка. Эти понятия широко применялись еще в древности в качестве оснований для помилования.

Содержание работы

1. Средневековый Китай.
2. Сословно-классовая структура.
3. Государственный строй.
4. Ведомство обрядов
5. Местное управление.
6. Право средневекового Китая.
7. Уголовное право.
8. Регулирование имущественных отношений.
9. Судебный процесс

Файлы: 1 файл

контрольная работа Уголовное право средневекового Китая.docx

— 58.89 Кб (Скачать файл)

Содержание

  1. Средневековый Китай.
  2. Сословно-классовая структура.
  3. Государственный строй.
  4. Ведомство обрядов
  5. Местное управление.
  6. Право средневекового Китая.
  7. Уголовное право.
  8. Регулирование имущественных отношений.
  9. Судебный процесс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Средневековый Китай.

В средневековом Китае государство  испытывало на себе влияние частых в это время народных восстаний. Так, распад Ханьской империи в III в. привел к столетней внутренней смуте. Последовавшее затем воссоздание государственного единства было связано с процессами централизации в Северном Китае, где была основана династия Цзинь (265— 420 гг.).

 Этому способствовали реформы,  основателя Цзиньской династии Сыма Яня, на основании которых большая часть земли была объявлена императорской, т. е. государственной собственностью, а самостоятельные крестьяне — податными держателями государственных наделов. Они под­разделялись на податных первого разряда — мужчин и женщин от 16 до 60 лет, получавших "наделы в пользование” (70 му -1 му — 1/16 га земли - для мужчин и 30 му для женщин) и “податные наделы" (соответственно 50 му и 30 му), урожай с которых целиком передавался государству в качестве налога и платы за землю; и податных второго разряда — всех других членов крестьянских семей от 13 до 15 и от 61 до 65 лет, получавших наделы в половинном размере. Недостигшие податного возраста и превысившие его никаких наделов не получали. Податные крестьяне, получавшие государственный надел, несли также трудовые повинности.

Реформа не означала уравнительного передела земли. Чиновники, например, в  зависимости от ранга получали земельные  участки от 1 до 5 тыс. му, которые не облагались налогами и повинностями и должны были обрабатываться крестьянами-арендаторами (от 1 до 15 дворов на каждого чиновника, в зависимости от ранга последнего).

Новый вариант надельной системы (система "равных полей") был введен в 485 году в Северном Китае при  династии Северная Вэй, а затем в VI и VII вв., при династии Суй и сменившей ее династии Тан. Эта система была распространена впоследствии на весь Китай. Крестьяне от 15 до 70 лет получали от государства земельные участки с целевым назначением — под посевы зерновых, конопли, посадку тутовых деревьев. Большая часть земельного участка (40 му для мужчин и 20 му для женщин), предназначавшаяся для посева зерновых, предоставлялась лишь во временное пользование и отбиралась государством у крестьянина после превышения им податного возраста или в случае смерти. Другая незначительная часть земельного участка передавалась по наследству.

Надельная система означала не только укрепление традиционной системы эксплуатации податного крестьянства. Она способствовала распространению фактического прикрепления крестьян к земле через сельскую общину с ее круговой порукой, коллективной налоговой ответственностью перед  государственной казной.

Эта система не только не затрагивала  существующего крупного частного землевладения, но и способствовала его увеличению. Например, система "равных полей" давала право земельному собственнику, эксплуатирующему труд зависимых работников, получать наделы и на них.

Танское законодательство формально запрещало продажу надела. Но многочисленные оговорки (надел можно было, например, продать в случае переезда семьи, с целью совершения похоронных обрядов и т. д.) способствовали росту концентрации земли у частных лиц, усилившейся впоследствии, когда эти формальные запреты были фактически сняты. Это увеличивало имущественное неравенство крестьян, их зависимость от частных земельных собственников. Вместе с тем в Танской империи система "равных полей" способствовала на определенном этапе укреплению ее экономики, оживлению торгово-ремесленной деятельности в городах, определенной стабилизации политической обстановки.

Неизбежным следствием роста крупного землевладения стало усиление в  Танской империи тенденции клано-вого сепаратизма. Эта тенденция усилилась и в связи с введением должностей военных губернаторов (цзедуши), облеченных огромными военными полномочиями для борьбы с непрекращающимися набегами кочевников и пр. Губернаторы превратились со временем во всесильных наместников, крупных землевладельцев, мало считающихся с цен­тральной властью.

Система надельного землепользования потерпела полный крах в VIII в. в связи  с новым "злом скопления земель", массовым обезземеливанием крестьян и  уменьшением резервов казенных земель, предназначенных для раздачи  сельскому населению. Чтобы как-то восстановить нарушенное' равновесие, предотвратить социальный взрыв в 780 году в Китае была введена новая система "двухразового налога", при которой все дворы в строгой зависимости от своего имущественного положения были поделены на категории и должны были платить налог соответственно размерам своего землевладения, при этом не учитывались ни возраст, ни трудоспособность облагаемых налогом лиц. Одновременно были сняты запреты с продажи, отменены переделы земли, что создавало новые возможности для роста основанного на эксплуатации малоземельных и безземельных крестьян-арендаторов и различных категорий зависимых работников крупнопоместного землевладения.

Начиная со второй половины VIII в. около  половины общего числа земледельцев в Китае существовало за счет обработки  чужой земли, подвергалось частнособственнической эксплуатации. Другую половину составлял  широкий слой самостоятельных мелких производителей, отдававших свой прибавочный  продукт в виде налога государству.

Массовое обезземеливание мелких землевладельцев вело к социальным взрывам, восстаниям, войнам, в ходе которых гибли правящие династии. В результате циклически восстанавливался удельный вес самостоятельных крестьянских хозяйств, традиционная система их эксплуатации.

Определенное равновесие государственного и крупного частного землевладения  было достигнуто, например, с утверждением, после периода смут и мощных крестьянских восстаний конца IX — начала Х  в., династия Сун (X— XIII вв.). Этому равновесию способствовали реформы сунского сановника Ван Аньши в XI в., когда были приняты новые законы, направленные на восстановление и развитие крестьянских хозяйств, на упорядочение налоговой системы на основе введения земельного кадастра. Предусматривались меры по улучшению условий крестьянского земледелия, строительству ирригационных сооружений и пр.

Реформы Ван Аньши были продиктованы главным образом стремлением обеспечить возрастающие потребности императорской казны. Вместе с тем в реформаторском движении ясно проявилось и стремление остановить "поглощение" крестьянских земель, ограничить рост крупного частного землевладения, засилие чиновничьей элиты.

В конце XIII в. Китай был покорен  монголами. В 1279 году установилось правление  монгольской династии Юань. Монгольское  завоевание привело к тяжелым  последствиям для экономики и  культуры Китая, но не подорвало основ  традиционной системы хозяйства. Монголы  поставили себе на службу китайскую  бюрократическую организацию, приспособленную  для выкачивания налогов с  податного .крестьянства. Интересно отметить, что именно в это время резко возросла в Китае численность рабов, оброчных невольников.

Под напором национально-освободительной  борьбы и мощного крестьянского  движения XIV в. монгольское господство пало.--В стране установилась новая всекитайская династия Мин (1368—1644 гг.), которая всемерно стремилась поддерживать равновесие государственного и частного землевладения.

В XVII в. в Китай вторглись манчжуры, которые установили там манчжурскую династию, правившую вплоть до революции 1911—1913 гг. До революции просуществовало в Китае и рабство, ликвидированное в это время законодательным путем.

  1. Сословно-классовая структура.

Рассмотрение вопроса о лицах  как субъектах права в традиционном обществе тесно связано с выявлением правовых различий отдельных социальных слоев, сословий, групп населения. Китайское  традиционное право не знало европейской  концепции прав личности, гражданина, индивида, берущей свое начало еще  в античном мире. В китайских кодексах и официальных документах правовое положение личности опре­делялось термином "сэ" (цвет), указывающим на принадлежность индивида к той или иной социальной группе, члены которой обладали теми или иными правами и строго фиксированными обязанностями.

Сословные различия в средневековом  Китае выступали более зримо, чем классовые. Они свято охранялись законом и традицией, которые  закрепляли объем прав и обязанностей представителей не только отдельных  сословий, но и различных разрядов титулованного ранжированного чиновничества. Существовали также строгая и  мелочная регламентация их поведения  в быту, различия в .одежде, обрядах и пр.

Несмотря на те или иные изменения, в социальной структуре традиционного  Китая во все времена выделялись в основном три сословие-классовые группы: "благородных", "добрых" и "подлых" людей.

Первая сословно-классовая группа включала в себя привилегированных, "благородных" лиц — светскую и духовную знать, военное и гражданское  чиновничество. Они были освобождены  от трудовых повинностей и телесных наказаний, а некоторые и от налогов. Представители этого сословия были не только крупными частными землевладельцами, они же присваивали и значительную часть сумм, поступающих в казну. Так, например, к концу царствования династии Мин (1368—1644 гг.) общее число "родственников" императора, обладающих высокими титулами, рангами, почетными званиями, превышало 100 тыс. человек. На их содержание в виде жалования тратилась значительная часть налоговых поступлений.

В особом положении находился непривилегированный  слой богатых купцов, ростовщиков, крупных  землевладельцев-богачей, которые пополняли  ряды господствующего класса. Сословные  перегородки, отделяющие их от "благородных", могли быть преодолены, так как  в Китае еще в начале новой  эры утвердилась официальная  практика покупки почетных званий и  ученых степеней. Это был самый  простой способ приобретения богачами права на переход в категорию  неслужилых чиновников. Они также  пользовались определенными привилегиями, например, правом откупа от телесных наказаний, правом смяг­чения наказания за совершенное преступление путем зачета ранга и пр.

В средневековом Китае старая родовая  аристократия в значительной мере уступила свои позиции новой служилой аристократии — чиновничеству. Образованная сословная  группа — шеньши стала мощной консервативной силой, опорой центральной власти, традиционно эксплуатировавшей податных крестьян. Шеньши делились на две категории. Первую составлял относительно небольшой по численности слой лиц, непосредственно причастных к власти, — окружение правителя, его сановники и весь иерархический бюрократический государственный аппарат, вторую — огромная армия кандидатов в этот слой, получивших конфуцианское образование, но не имеющих должностей. Они не были прямо облечены государственными полномочиями, но играли огромную роль на местах, в общинном управлении, что в значительной мере способствовало централизации государственной власти Китая.

Формально путь к чиновничьей должности  был открыт для всех, получивших по канонам конфуцианской науки  образование и сдавших экзамены. Фактически получить образование и  особенно чиновничий ранг могли только дети богачей, самих чиновников. Такой  порядок обеспечивался до VIII в. системой рекомендаций местными правителями на чиновничью должность "достойных людей".

Деление на девять чиновничьих разрядов, в основу которых была положена система  оплаты службы чиновника зерном (в  размере от 200 до 10 тыс. даней - Дань — 103,5 литра зерна), сложилась еще  в период Воюющих царств. Эти девять рангов, каждый из которых состоял  из двух классов, неизменно сохраня­лись вместе с делением на высших, средних и низших чиновников. От ранга зависели не только пост, место в служебной иерархии, но и престиж и жалованье чиновника. В конце III в. жалованье чиновникам зерном и деньгами было заменено наделами земельных участков различной величины, которые передавались для обработки арендаторам. Арендная плата, таким образом, заменяла жалованье. С VIII в. вплоть до революции 1911—1913 гг. чиновники получали жалованье зерном и деньгами. Служебные наделы и "кормления" могли служить лишь дополнением к их вознаграждению. Приравнивался к статусу чиновника в Китае и статус даосских и буддийских монахов.

Представители второй непривилегированной  сословно-классовой группы относились к простонародью, "мелкому люду". Это в основном мелкие земледельцы  и ремесленники, на которых и лежало основное бремя налоговых выплат и трудовых повинностей. В III—VIII вв., в период существования государственной  надельной системы, основная масса  крестьян фактически превратилась в  арендаторов государственных земель.

К третьей сословно-классовой группе "подлых людей" относились неполноправные свободные и бесправные — государственные  и частные рабы. Крах надельной  системы, развитие крупной земельной  собственности привели к росту  числа безземельных и малоземельных  крестьян-арендаторов, нередко прикрепляемых  к земле.

Неполноправная сословная группа состояла вплоть до XIII в. из лиц, находившихся в зависимости от "сильных домов". Они использовались в качестве вооруженной  силы, полукрепостных арендаторов, батраков, домашней прислуги. Арендаторы частных  земель и батраки, как и рабы, должны были беспрекословно выполнять приказания хозяина. Их били палками, сажали в частные  тюрьмы, а иногда и безнаказанно убивали. Они не имели права обращаться в суд с жалобой на хозяина. Государственные органы стояли на страже интересов землевладельцев, оказывали  им содействие в розыске и возвращении беглых арендаторов и батраков, не внесших вовремя арендную плату или не отработавших сроков, указанных в контракте. Лишь в 1727 году было формально запрещено самовольное наказание хозяевами зависимых от них работников.

Информация о работе Уголовное право средневекового Китая