Уголовное право средневекового Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 15:46, контрольная работа

Описание работы

Говоря об общих принципах уголовного права, следует отметить, что китайский законодатель учитывал в ряде случаев формы вины: умысел и неосторожность, — но не всегда последовательно. Формальная неопределенность, размытость границ моральной нормы ли и как следствие этого отсутствие сформулированного в законе правового понятия, определения препятствовали четкому разграничению в праве форм вины, приводили к частому использованию при вынесении наказаний таких категорий, как неведение, неумышленность, небрежность, забывчивость, ошибка. Эти понятия широко применялись еще в древности в качестве оснований для помилования.

Содержание работы

1. Средневековый Китай.
2. Сословно-классовая структура.
3. Государственный строй.
4. Ведомство обрядов
5. Местное управление.
6. Право средневекового Китая.
7. Уголовное право.
8. Регулирование имущественных отношений.
9. Судебный процесс

Файлы: 1 файл

контрольная работа Уголовное право средневекового Китая.docx

— 58.89 Кб (Скачать файл)

К преступлениям против личности танским кодексом относились многовариантные ситуации продажи в рабство свободного (с учетом возраста, пола, родства потерпевшего и преступника), входящие в категорию "незаконного перемещения вещи с присущего ей хозяйского места", вместе с хищением и присвоением различного рода имущества. Эти преступления классифицировались и с учетом того, были ли они совершены против частного или казенного имущества, а также частным или должностным лицом — чиновником. Учитывались при этом и способы незаконного приобретения имущества: ограбление, кража, взятка, приобретение имущества с использованием административных прав (т. е. в сфере административной деятельности чиновника) и незаконное приобретение имущества, связанное с использованием служебного положения. Кража, наказуемая, как правило, битьем толстыми палками, определялась как тайное хищение имущества, грабеж — как открытое хищение с помощью угроз или силы.

Особую группу преступлений составляли различные формы незаконного  обогащения, получение имущества  обманом, с помощью запугивания, покупки с применением силы или  чрезмерным получением выгоды. Таким  образом, стиралась грань между  преступлением и нарушением легальных  ограничений договоров, что было характерной чертой традиционного  права, не проводящего, как правило, четких различий между сферой публичных  и частных интересов.

Учитывалась при вынесении наказания  и стоимость похищенного. Кража  в особо крупных размерах наказывалась по танскому кодексу ссылкой с дополнительными каторжными работами и компенсацией стоимости похищенной вещи в двойном размере. Кража казенного имущества увеличивала меру наказания. Кража у родственников уменьшала ее. К краже приравнивалось и причинение ущерба чужому имуществу. Сурово карался поджог, затопление чужого участка.

Принципы тотальной личной зависимости  подчиненного от начальника, простого смертного от должностного лица являлись благодатной почвой для различных  видов должностных преступлений и прежде всего взяточничества, мера наказания за которое варьировалась  в зависимости от того, нарушил  ли чиновник закон при получении "подарка", раскаялся или нет, а также в зависимости от стоимости, величины взятки. Виновными в преступлении при этом считались обе стороны.

О суровой, но безуспешной из-за массы  правовых лазеек борьбе государства  против должностных преступлений свидетельствуют  и другие примеры. Должностным преступлением, например, считалось по танскому кодексу любое получение подарка чиновником от своих подчиненных, даже если он был в отставке. Однако такие знаки благодарности подчиненных, как подношения в дни "траура и горя", даровой труд "с соблюдением меры", не считались преступными.

Китайское право не разделяло административного  и уголовного наказания. Любое нарушение  в сфере деятельности администрации  влекло за собой уголовное наказание, будь то опоздание или невыход  на работу чиновника или разглашение  государственной тайны. При этом чиновник не нес наказания за противоправное действие, если оно было совершено  по приказу начальника.

Особую группу преступлений составляли различные нарушения моральных  устоев в семье, половые преступления, важнейшим критерием негативной оценки которых выступал также пол  преступника и его место в  системе родственных связей с  потерпевшим. Наряду с преступлениями, входящими в "10 зол", традиционное право сурово карало прелюбодеяние, совращение чиновником женщины, если она  находилась в сфере его административной власти, изнасилование, особенно если раб насиловал свободную женщину, и пр. Закон не считал при этом преступлением половые связи  хозяина с рабыней или дочерью  буцуя.

При династии Северный Вэй (V в.) традиционная система наказаний включала в себя обезглавливание, удавление, каторжные работы со ссылкой, каторжные работы без ссылки, тогда же в качестве наказания стало применяться битье палками. В период Суй (VI в.) толстые палки были дополнены тонкими. Танский кодекс более чем на тысячелетие упорядочил систему пяти основных наказаний: удары тонкими палками (пять степеней: от 10 до 50 ударов), толстыми палками (пять степеней: от 60 до 100 ударов), каторжные работы (трех степеней: от 1 до 3 лет), ссылка (трех степеней в зависимости от отдаленности местности: от 2 до 3 тыс. ли - 1 тыс. ли — около 500 км.) и смертная казнь в двух формах (путем обезглавливания и удушения). В 623 году была введена ссылка с дополнительными каторжными работами, которой могла быть заменена смертная казнь. В Х—XI вв. смертная казнь была дополнена расчленением трупа преступника.

Китайское право, таким образом, не знало пожизненной каторги, но каторга  на определенный срок превращала фактически свободного человека в раба. Чиновники  в связи с этим не наказывались каторжными работами. Осужденные оставались на месте ссылки пожизненно, только при династии Тан они могли возвращаться домой по амнистии. Не ссылались казенные рабы, вместо ссылки их били палками.

В династийные кодексы из конфуцианского источника Ли цзы были перенесены "восемь правил" применения наказания к лицам высокого социального статуса. Восемь категорий знатных лиц (пер-вая — родственники, вторая — верные друзья императора, "служившие ему в течение длительного времени", третья — "благородные люди, слова и поступки которых могли служить образцом", четвертая — "способные, талантливые в военных и государственных делах", пятая — заслуженные военнослужащие, шестая — знатные чиновники высших рангов и должностей, седьмая — "усердные чиновники" и восьмая — "гости", т. е. потомки царских династий) в случае совершения ими ряда преступлений, наказуемых смертной казнью, не подпадали под юрисдикцию обычных судов. Они отдавались на откуп императору при определении наказания, его смягчении или помиловании преступника.

При решении вопроса о наказании  за преступления пользовались преимуществами и другие категории чиновников благодаря  системе заменяющих наказаний, когда  каторга или ссылка заменялись потерей  должности, ранга, титула. Чем больше было-, у чиновника титулов, чем выше был его ранг, тем больше было возможностей "погасить" основное наказание. В случае серьезных преступлений, когда титулов и рангов не хватало, оставшаяся часть нака­зания могла быть погашена штрафом.

Господствующее положение бюрократии в обществе определяло наличие в  традиционном праве Китая и другого  весьма специфического института — "тени", на основании которого родственники чиновника ("тенедателя") получали ряд особых социальных и правовых преимуществ в зависимости от "силы тени", измеряемой рангом чиновника и степенью родства с ним "тенеполучателей" (что определялось конфуцианскими критериями по срокам ношения траура по умершему родственнику). "Тень" давала возможность получения должности на государственной службе, а также освобождала от ответственности или смягчала наказание при совершении уголовного преступления. Последствия ее действия были подробнейшим образом зафиксированы в танском кодексе. Самой мощной была "тень" императора, которая распространялась на большой круг его родственников. Но даже самый мелкий чиновник имел возможность "прикрыть" своей "тенью" деда, бабку, отца, мать, жену, сыновей, внуков.

Принцип коллективной ответственности, лежащий в основе всего китайского правопорядка, трансформировался в  течение столетий не только за счет более четкого закрепления круга  лиц, подлежащих ответственности, но и  изменения форм наказания. К коллективной ответственности стали привлекать лиц, связанных не только родственными и служебными узами, но и узами  территориальными, административными (соседи, местные власти) — за преступления, совершенные на подведомственной территории и пр. Все больше усложняется и  детализируется и система наказаний  при коллективной ответственности, ко­торая стала включать в себя не только смертную казнь, но и другие наказания.

 

  1. Регулирование имущественных отношений.

Средневековое право Китая складывалось в условиях непрекращающегося противоборства социально-классовых сил, интересы которых были преимущественно связаны  или с государственной, или с  частной собственностью на землю. Общинное землевладение было уничтожено в  Китае еще в древности. Коллективная собственность на землю долго  продолжала существовать в форме  неразделенной семейной собственности, родовой собственности, выделенной на поддержание культа предков и  на общинные кладбища. Особый вид собственности  представляла собой собственность  буддийских и даосских общин. Первоначально  отчуждение большесемейной собственности  допускалось лишь в случае крайней  нужды с правом последующего выкупа. Эти ограничения и определили широкое развитие института заклада  земли, особенностью которого было то, что залогодатель длительное время  не терял на заложенную землю права  собственности, сохраняя право выкупа земли после истечения срока  уплаты долга. По указу 962 года право  выкупать землю даже по истечении  срока уплаты долга передавалось и потомкам залогодателя.

Залогодержатель не мог перезаложить землю, даже если в договоре займа  под заклад земли (этот договор обязательно  оформлялся письменно) оговаривалась  возможность продать землю. В  случае неуплаты долга продаваемая  земля должна была быть предложена сначала родственникам, затем соседям  залогодателя. В это время особенно часто закладывали людей, прежде всего рабов. При отработке долга  стоимость рабочего дня одного человека устанавливалась на том же уровне, что и стоимость эксплуатации в течение дня быка, лошади, телеги.

Практиковался и заклад лично свободных, которые, не считаясь рабами, попадали фактически в рабские условия. На работу их гнали палками, плетьми, хотя кодексы и устанавливали уголовную  ответственность за продажу и  заклад свободных членов семьи. Дело в том, что на местном уровне в  сфере отношений, связанных с  арендой земли, ее закладом и пр.; действовало, как правило, обычное  право, на котором основывалась и  испольщина, наиболее распространенная форма продуктовой ренты в  Китае.

В обычном праве Китая, как и  в обычном праве Индии, Японии и пр., сложился, например, такой принцип, что рост процентов по долгам не мог превышать суммы самого долга.

При залоге движимого имущества  также исключалось самовольное  распоряжение им, даже если исполнение договора было просрочено. Отдать в  залог семейное имущество мог  только глава семьи, в крайнем  случае старший сын.

Китайское право отличало от договора займа договор ссуды, передачу в  пользование конкретно-определенной вещи, невозвращение которой влекло за собой уголовную ответственность. Особо оговаривалось в кодексе  запрещение заключать договор ссуды  чиновникам, в ведении которых  находились казенные рабы, скот, когда  вещь ссужалась самому себе или другому  лицу, а также предоставление себе или другому лицу беспроцентного, займа из казенных средств.

В китайском обязательственном  праве особое место отводилось договору купли-продажи, при котором соглашение сторон являлось главным условием его  действительности. Купля-продажа обычных  вещей отличалась от купли-продажи  не только земли, но людей и скота. При продаже людей необходимо было свидетельство, что продаваемый  человек с рождения не был лично  свободен. С эпохи Хань китайское, традиционное право знало продажу в кредит. Купля-продажа обычных вещей, так же как рабов и скота, требовала составления купчей, отказ от чего грозил штрафом. Несвоевременное составление купчей наказывалось битьем толстыми палками.

Бдительно следя за состоянием рынка, китайское государство создало  систему контрольных окружных, уездных  органов. Специально назначенные чиновники  следили за деятельностью торговых рядов (хан). Администрация каждые десять дней устанавливала рыночные цены, регистрировала все лавки торговцев, все сделки по продаже недвижимости людей, скота, контролировала систему  мер и весов. Виновные в заключении торговых сделок без добра-вольного взаимного согласия сторон, с применением силы или по завышенным ценам наказывались битьем толстыми палками. Существовала государственная торговая монополия на ряд товаров: соль, чай и др. При заключении договора купли привлекались поручители и свидетели. При продаже земли специально оговаривалось, что продаются и недра, и то, что над поверхностью земли.

Брачно-семейное право. Неразрывная  связь брачно-семейного права  с религиозной традицией определяла стойкую преемственность его  норм в средневековом праве. Устои  патриархальной семьи — господство отца над членами семьи, мужа над  женой и пр. — определили характер этих норм.

Браки между представителями отдельных  сословий строго порицались и даже в ряде случаев преследовались по закону. Брак рассматривался как долг, выполнение которого должно служить  интересам семьи, требованиям культа предков. Целью брака было появление  мужского потомства. Браку предшествовал сговор семей жениха и невесты, не требующий согласия брачующихся, но обязательно предусматривающий согласие отца. Возраст брачного совершеннолетия в кодексах не закреплялся. Как правило, он варьировался вокруг цифр 15—16 для мужчин и 14—15 для женщин. Был распространен обычай помолвки еще не родившихся детей.

Запрещались браки свободных с  рабами, с родственниками по мужской  линии в любой степени родства, с лицом, носящим ту же фамилию. Запрещалась  полигамия, второй брак при жизни  первой жены признавался недействительным. У мужчин могло быть неограниченное число наложниц, права которых  определялись обычаем.

Китайский брак не носил священного, нерасторжимого характера. Он мог быть расторгнут по обоюдному согласию супругов. Поводом для развода служили  также бесплодие жены, распутство, непочтение к мужу и его родителям, болтливость, склонность к воровству, завистливый и 582

подозрительный характер, застарелый недуг. Жена могла требовать развода, если муж покидал ее на срок более  трех месяцев, продал в рабство или  принуждал к аморальному поведению.

Наследование носило характер общего правопреемства, так как сопровождалось ответственностью наследников за долги  умершего. Отдельно наследовался чин (титул, должность), если он передавался по наследству, и имущество умершего, переходящее нисходящим родственникам по мужской линии. Замужние дочери не имели права на наследство, незамужние — получали половину доли братьев. Чин мог быть унаследован только старшим сыном жены.

Отец не мог лишить сына наследства, не имел права увеличить долю одного сына за счет другого. Допускалось дарение  земли только для религиозных  целей, на "добрые дела".

 

  1. Судебный процесс

Судебный процесс в основном носил инквизиционный характер. Дело начиналось обычно с письменной или  устной жалобы потерпевшего в уездный  суд. Жалоба составлялась по определенной форме, которую хорошо знали уличные  писцы, сидящие у ворот суда.

Преследование преступника было обязанностью государства. Специальные чиновники, ответственные за поиски преступника, должны были разыскать его в определенный срок (по своду законов 1690 года за один месяц). Если преступник не был найден, чиновник наказывался палочными  ударами. Просрочка в два месяца стоила ему 30 ударов палками. Это создавало  условия для частого привлечения  к ответственности невиновных. До суда преступника держали в тюрьме, женщин отдавали на поруки в дом мужа.

Информация о работе Уголовное право средневекового Китая