Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 20:18, контрольная работа
Описание работы
Задачи исследования – это выяснение, как развивалась культура шелководства в Китае – проследить зарождение отношений между Востоком и Западом. Как они шли навстречу друг к другу, что побудило их к этому. Установление торговых отношений на Великом Шелковом пути, - рассмотрение нескольких особо значимых маршрутов таких, как Нефритового и Западного Меридионального пути. А так же рассмотреть, каким же товаром помимо шелка торговали на Шелковом пути.
За последние десятилетия миллиардный
Китай стремительно преодолел вековую
отсталость и в начале третьего тысячелетия
вырвался на оперативный простор динамического
и поступательного развития. Его яркие
достижения в различных областях на фоне
реально ощутимой социальной стабильности
и четко выраженной позиции невмешательства
во внутренние дела других государств
вызывают уважение и чувство уверенности
за будущее многополярного мира. Международное
сообщество является свидетелем становления
великой державы, которая готова решать
самые насущные проблемы глобального
характера.
Китай – это страна с глубокими традициями.
Именно эта цивилизация подарила человечеству
феноменальные изобретения бумаги и книгопечатанья,
компаса и пороха, шелка и фарфора. Это
страна, активно развивающая экономические
связи со своими соседями и дальними странами.
В таких условиях оказалась полностью
востребована этика древнего и средневекового
Шелкового пути, который когда-то соединял
Китай с обширными территориями Европы.
Современные бизнесмены и менеджеры в
элегантных костюмах, пересекающие расстояния
в тысячи километров за несколько часов,
внешне сильно отличаются от купцов, что
проводили долгие месяцы вне дома, передвигаясь
в основном на верблюдах, но у них общие
энергетика и заряженность на конечный
результат, позволявшие преодолевать
любые трудности.
История легендарного Шелкового пути
полна загадок и тайн. Здесь возникали
и исчезали древние цивилизации, зарождались
новые этносы и гибли в результате нашествий
захватчиков целые народы, неизвестные
мастера создавали бесценные памятники
культуры, буддийские проповедники непостижимым
образом поддерживали атмосферу высокой
духовности и религиозной корректности,
прославленные путешественники делали
удивительные открытия.
Шелковый путь – это система караванных
путей, связывавших на протяжении более
тысячи лет культурные центры огромного
пространства материка между Китаем и
Средиземноморьем. Сам термин был впервые
введен в научный оборот немецким географом
и геологом В. Рихтгофеном в 70-е гг. XIX в.
для обозначений связей между дальневосточным
и западным миром и оказался чрезвычайно
удачным и общепринятым. Со II в. н.э. шелк
стал главным товаром, который везли китайские
купцы в дальние страны. Легкий, компактный
и поэтому особенно удобный при транспортировке
он привлекал внимание покупателей по
всему маршруту следования караванов,
несмотря на очевидную дороговизну. Шелковые
ткани давали необычное ощущение мягкости,
изысканности, красоты и экзотики. Им стремились
обладать и любоваться. Он высоко котировался
в Восточном Туркестане и Средней Азии,
Индии и Парфии, Риме и Александрии. Так,
египетская царица Клеопатра любила роскошные
одеяния из этого материала.
Любовь древних к шелку вызвана его исключительными
природными и техническими особенностями.
При помощи шелка покупали мир, заключали
союзы, шелк посылали с посольствами правителям
далеких стран. Таким образом, шелк играл
очень важную роль как в древности, так
и в средневековье. Целью данной работы
является исследование Великого Шелкового
пути.
Задачи исследования – это выяснение,
как развивалась культура шелководства
в Китае – проследить зарождение отношений
между Востоком и Западом. Как они шли
навстречу друг к другу, что побудило их
к этому. Установление торговых отношений
на Великом Шелковом пути, - рассмотрение
нескольких особо значимых маршрутов
таких, как Нефритового и Западного Меридионального
пути. А так же рассмотреть, каким же товаром
помимо шелка торговали на Шелковом пути.
Историей Китая занималось много ученых.
А вот исследованием конкретно Шелкового
пути не так уж и много. Нет ни одной книги,
ни одной брошюры, где бы было рассказано
в полной мере об этом символе связей Востока
и Запада. Лишь у отдельных авторов можно
почерпнуть информацию о развитии «пути».
Например, А.А. Иерусалинская занималась
исследованием шелковых тканей. Н.Х. Ахметшину
посчастливилось дважды пройти и проехать
от начала Шелкового пути до конца, т.е.
по маршруту Сиань-Доньхуан. Впервые это
произошло в начале 1987 г., и в 2001 г. он путешествовал
во второй раз. У него возникла мысль поделиться
впечатлениями от обеих поездок, рассказами
о легендах и мистификациях Шелкового
пути. А.М. Петров также путешествовал
по Великому Шелковому пути. А.М. Петров
– это известный экономический историк.
У него за несколько лет работы оказалось
огромное количество информации, которой
он решил поделиться с читателями.
Глава 1. Источники
1.1. Письменные источники
В изучении истории Китая и истории становления
и развития Шелкового пути важное место
занимают письменные и археологические
источники. К письменным источникам можно
отнести труды Н.А. Бичурина «Собрание
сведений о народах, обитавших в Средней
Азии в древние времена» и Н.В. Кюнера «Китайские
известия о народах Южной Сибири, Центральной
Азии и Дальнего Востока».
Содержание переведенных Бичуриным текстов
«Собрание сведений» исключительно разнообразно.
В них нашла свое отражение история народов
Азии, а именно: Маньчжурии и Кореи (разделы
о племенах ухуань, кидань, кумохи, сяньби),
Монголии (разделы о гуннах, экуэканах,
тугю, хойху), Южной Сибири, Восточного
Туркестана, Средней Азии.
Опубликованные Бичуриным переводы охватывают
период времени главным образом со II в.
до н.э. вплоть до середины IX в. н.э. Перевод
Бичурина стоит на 1-ом месте как по объему,
так и по точности и полноте извлечений.
Тема его труда – история Центральной
и Средней Азии, по данным, заключенным
в китайских летописях. Непреходящая ценность
этого труда Бичурина состоит в том, что
он дал исследователю тексты со всей их
полнотой и многообразием, в достаточно
полном переводе и со всеми разночтениями.
Бичурин сделал то, что в Западной Европе
лучшие ученые делать стали в полном объеме
намного позднее. Но многие ученые упрекают
его в идеализации Китая. Бичурин отождествлял
этническую принадлежность древних народов
с этнической принадлежностью современного
населения тех же районов. Так как по территории
расселения монгольских племен действовали
до господства монголов различных племен
- гунны, сяньби, экуэкане, тюрки-тугю, уй
гуры и другие, то они, по Бичурину, являлись
не чем иным, как монгольскими племенами.
Но все же его огромная заслуга уже в том,
что он был первым европейским ученым,
вставшим последовательно на путь публикации
переводов китайских подлинников. Данная
работа Бичурина позволяет проследить
формирование взаимных связей между народами,
обитавшими в Средней Азии.
Дополнением и уточнением замечательного
труда Иакинфа Бичурина служит работа
Н.В. Кюнера «Китайские известия о народах
жной Сибири, Центральной Азии и Дальнего
Востока». Собрание китайских известий
охватывает Сибирь от Уральского Хребта
до верховьев Амура и от границы России
до Северного Ледовитого океана. В этой
книге можно найти известия о народах
южной полосы Сибири, с которыми китайцы
сталкивались уже в ранний период своей
истории.
Многочисленные археологические материалы
свидетельствуют о развитии шелководства
в древнем Китае. В первую очередь это
археологические раскопки на территории
древнекитайских царств – находки шелковых
тканей, из которых изготовлены различные
одеяния, предметы погребального инвентаря.
Все сведенья о находках можно сгруппировать
по хронологическому принципу.
1.1.1. Чжоуйская эпоха
Периодом Западной Чжоу (XI-VII вв. до н.э.)
датируются находки шелковых тканей в
могиле, раскопанной в 1970 г. в Чаояне (пров.
Леонин). Среди этих тканей имеется фрагмент
полихромной ткани, выполненной двумя
основами в характерной для Китая технике.
К началу периода Чуньцю (Весны и Осени,
770-476 гг. до н.э.) относятся могилы удельного
правителя Хуан Мэна и его жены, раскопанные
в 1983 г. близ Синьяна (пров. Хэнань). Были
обнаружены четыре куска гладкой шелковой
ткани и два фрагмента вышивки. Гладкие
ткани изготовлены двойным переплетением,
причем нити основы двойные. У трех фрагментов
нити со скруткой у четвертого – скрутка
почти отсутствует. Вышивки в виде С-образных
фигур двух типов выполнены нитями трех
или четырех цветов на красном фоне. Концом
периода Чуньцю или началом эпохи Воюющих
царств (VI-V вв. до н.э.) датируются погребения
в уезде Цзянмин (пров. Хубэй), где были
найдены фрагменты полихромных и камчатных
тканей и вышивок .
Первые же сведения о находках в Китае
тканей Чжаньго (Воюющие царства, V-III вв.
до н.э.) относятся к концу 30-х годов. Как
правило, это были случайные, недокументационные
находки на территории древнего царства
Чу, например, ткань с магическим текстом
и изображениями растений, реальных и
фантастических животных, живопись на
шелке с изображение женщины, феникса
и дракона.
С началом 50-х годов в китайской археологической
литературе неоднократно встречаются
упоминания о находках шелковых тканей
этого периода. Ареал находок ограничен
областью р. Янцы и прежде всего районом
г. Чанша. В 1982 г. археологи раскопали могилу
№1 в Машани (уезд Цзянмин, пров. Хубэй).
Погребение датируется второй половиной
периода Чжаньго, точнее, промежутком
времени между 340 и 278 гг. до н.э. Погребальный
инвентарь: глиняные и бронзовые сосуды,
бронзовое зеркало с изображением четырехлистника
и запятых, изделия из лака, бамбуковые
коробки с шелковыми тканями, деревянные
человеческие фигуры, ближневосточные
стеклянные бусы и т.д. На женских костях
40-45 лет было надето 13 слоев одежд и покрывал,
всего 35 предметов. Согласно археологическому
отчету, 20 из них – это одеяния: восемь
халатов на шелковой вате, три мягких халата.
Одна кофта и т.д. Одеяния изготовлены
из гладких и узорных тканей: тафты, газа,
полихромных тканей, тканых и плетеных
узорных лент, вышивок, а также шелковой
ваты. Всего в могиле находилось более
60 разновидностей гладких тканей, много
видов полихромных тканей. На полихромных
тканях преобладает геометрический орнамент
в виде разнообразных ромбовидных, S-образных,
шестиконечных и прочих фигур. Интересна
ткань №26 с узором из усложненной ромбической
сетки с четырьмя крестиками в ромбах.
Великолепным памятником текстильного
искусства периода Чжаньго является полихромная
ткань №4, которая была употреблена для
обшивки покрывала. Орнамент ткани состоит
из зигзагообразных лент, между которыми
изображены стилизованные драконы, танцовщица,
фениксы и фантастические животные. Большой
интерес для ранней истории шелководства
в Китае представляют материалы раскопок
1975 г. в Цзоцзятане (район г. Чанша), датированные
серединой периода Воюющих царств (IV в.
до н.э.). Среди погребального инвентаря
было обнаружено несколько фрагментов
полихромных тканей, в том числе: 1) с орнаментом
из красных и желтых ромбических фигур
на темно-коричневом фоне, 2) с орнаментом
из красных и желтых S-образных и прямоугольных
фигур на буром фоне, 3) с орнаментом из
из противостоящих фениксов и драконов
на красном фоне, 4) с орнаментом из двух
цветных квадратов на буром фоне, 5) с орнаментом
из геометрических фигур, стилизованных
цветов и птиц, - а также гладкие и газовые
ткани.
С ноября 1986 по 1987 г. производились раскопки
пяти могильных курганов в Баошани в 15
километрах к северу от Цзинани (пров.
Хубэй). Основные находки были сделаны
в могиле (№2) высокопоставленного придворного
Чжао До, который был захоронен в 316 г. до
н.э. Среди многочисленных находок в археологическом
отчете упомянуты шелковые ткани (всего
77 шелковых и полотняных тканей). Обнаружены
также безузорные газовые ткани, ленты
и тесьмы. Фрагменты камчатой ткани с геометрическим
узором плохой сохранности и шесть типов
полихромных тканей, главным образом с
ромбическим узором.
Находки шелковых тканей были сделаны
при обследовании императорского дворца,
построенного по приказу Цинна Ши-Хуанди
(221-209гг. до н.э.) в столице Цинь – Сяньяне.
Раскопки проводились с марта 1974 по ноябрь
1975 г. Там были найдены шелковые одежды.
Интересные находки шелковых тканей
в знаменитых Пазырских курганах в Южной
Сибири, датированной IV в. до н.э. В погребальной
камере кургана №3 был обнаружен мешочек,
по форме напоминающий кисеей и сшитый
из гладкой шелковой ткани типа тафты,
песочного цвета. Фрагменты гладкой неокрашенной
ткани типа репса, вырезанные в форме крестиков
из одного куска ткани, украшают покрышку
седла, найденного в конском захоронении
кургана №5. Эти крестики – всего 13 – чередуются
в шахматном порядке с золотыми рельефными
украшениями в виде лошных голов.
Великолепным памятником древнекитайского
искусства является шелковая вышивка
на покрывале седельного черпака из конского
погребения кургана №5. Фон вышивки –
тафта песочного цвета шириной 44 см. Вышивка
выполнена тамбурным швом нитями четырех
цветов: песочного, коричневого, черного
и красного.
I.II. Период Хань
В середине XIX в. появились первые сведения
о находках шелковых тканей эпохи Хань
(III в. до н.э. – III в. н.э.). К настоящему времени
число этих находок значительно. Обнаруженные
в различных пунктах Евразийского континента
– от Кореи до Англии, шелковые ткани указывают
нам, где проходили торговые пути, а также
свидетельствуют о политических, экономических
и прочих связях Ханьской империи с внешним
миром.
- Находки на территории собственно
Китая
Могила №1 в Мавандуй. Раскопки могилы
№1 в местности Мавандуй в восточном пригороде
г. Чанша, произведенные в 1981 г., являются
одним из крупнейших событий в китайской
археологии последнего времени. Могила
грандиозна по своим размерам: 70 м. от вершины
насыпи до дна, 19,5 м. – длина могильной
ямы и 17,8 м. – ее ширина в верхней части.
Внутри погребальной камеры находилось
четыре гроба, вложенные один в другой.
На покойнице, лежащей во внутреннем гробе,
надето около двадцати различных шелковых
одежд. Поверх одежды она была обвязана
шелковыми лентами и покрыта газовой и
вышитой тканями. Среди могильного инвентаря
также очень много шелковых тканей и одежды.
Отчет археологов классифицировал находки:
множество гладких тканей, безузорные
и узорные газовые ткани (один тип), камчатые
ткани (два типа), узорные полихромные
ткани (девять типов), в том числе пять
разновидностей ворсовых полихромных
тканей, две газовые ткани с набойками
и последующей разрисовкой, более сорока
вышивок, насчитывающих 13 типов орнаментов
(рис. 7,8,9,10,11).
Судя по сохранившимся надписям на инвентаре
в этой могиле была похоронена жена маркиза
Си, правившего уделом Дай (район Чанша)
в 185-165гг. до н.э. Это погребение датируется
174-145 гг. до н.э., т.е. началом периода Западной
Хань.
Могилы №2 и №3 в Мавандуй. Раскопки двух
могил расположенных вблизи могилы №1
в Мавандуй, производились с ноября 1973
по январь 1974г. По всей конструкции эти
могилы сходны с Мавандуй-1: насыпь, а под
ней ступенчатая прямоугольная могильная
яма. Сохранность находок могилы №2 очень
плохая. В погребальной могиле №3 находились
три гроба, вложенные один в другой. Стенки
внутреннего гроба были украшены ворсовыми
полихромными тканями и вышивками. Тело
и одеяния не сохранились, тем не менее
могильный инвентарь составляет более
тысячи предметов. Среди них можно упомянуть
«Книгу перемен», «Лао-Цзы», «Планы Воюющих
царств», тексты по астрономии, математике
и натурфилософии, написанные на шелке.
Интересна находка четырех картин на шелке,
две из которых висели на западной и восточной
стенках камеры. Шелковых тканей было
обнаружено много. Это – тафта, газовые
ткани.
Могила правителя Наньюэ. Осенью 1983 г.
на улице Цзефан бэйлу г. Гуаньчжоу была
раскопана могила правителя государства
Наньюэ (204-111 гг. до н.э.). Судя по обнаруженной
золотой печати, это могила второго правителя
Наньюэ-Вэнь-ди, умершего около 122 г. до
н.э. Могила впечатляет богатством погребального
инвентаря, главным образом изделий из
бронзы, железа и нефрита. Среди находок
центрально-азиатские бронзовые бляхи
звериного стиля, западное стекло и серебряный
иранский сосуд. Также найдено не менее
100 кусков различных шелковых тканей. Большая
часть тканей – это гладкие безузорные,
безузорный газ, полихромные ткани с рельефным
орнаментом.