Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 20:18, контрольная работа
Описание работы
Задачи исследования – это выяснение, как развивалась культура шелководства в Китае – проследить зарождение отношений между Востоком и Западом. Как они шли навстречу друг к другу, что побудило их к этому. Установление торговых отношений на Великом Шелковом пути, - рассмотрение нескольких особо значимых маршрутов таких, как Нефритового и Западного Меридионального пути. А так же рассмотреть, каким же товаром помимо шелка торговали на Шелковом пути.
На противоположном от античного мира
и Византии конце трансазиатских дорог
– в Южной Азии картина использования
лекарственных препаратов из пряностей
еще более впечатляющая, тем более, что
большинство из них там и произрастали.
Но наивысшие результаты международного
общения такого рода, пожалуй, воплотились
в арабской средневековой фармакологии.
Это один из ярчайших в истории человечества
примеров непреходящей ценности именно
неторгового обмена – обмена знаниями.
Один только трактат энциклопедии Абу
Райхана аль-Бируни «Фармакология» (начало
XI в.) показывает, насколько синтетична
арабская наука о лекарственных средствах
– в ней обобщен опыт самых различных
регионов Востока. Вершиной же мусульманской
медицины в целом и фармакологии в частности
является труд Ибн Сины (Авиценны) «Канон
врачебной науки», оказавший не только
огромное влияние на весь восточный мир,
но и решающее – на лекарственное дело
Западной Европы. Все обилие рецептов
мусульманской фармакологии путями вместе
с пряностями у другими лечебными растениями
перекочевало в Европейскую медицину.
Поэтому и начинается торговый бум на
эти продукты, поэтому и понятен столь
ажиотажный спрос на перец и пряности
со стороны европейского общества. Ситуация
еще более прояснится, если вспомнить,
что вся история Востока и Запада – это
также история массовых, почти беспрерывно
повторяющихся повальных болезней и эпидемий.
Теперь история с благовониями, именовавшимися
«благословенными». Аравийские ладан
и мирра, древние благовонные смолы также
широчайшим образом использовались в
медицине. Ладань, например, считалась
прекрасным кровоостанавливающим средством.
Вообще курящие благовония обладали уникальными
дезинфицирующими свойствами. Обеззараживание
воздуха с помощью благовонных веществ
при той постоянной угрозе эпидемии и
антисанитарии, которые существовали
в прошлые века, было делом крайне необходимым.
Конечно, благовония обладают и способностью
очень сильно воздействовать на психику
человека – одни успокаивают, другие –
тонизируют.
Теперь о передаче по той же сети дорог
Великого Шелкового пути опыта противоположного
стремлению выжить – опыта взаимного
физического уничтожения многими из тех
поколений. У нас какая-то невероятная
путаница по поводу появления огнестрельного
оружия в Азии. Почему-то бытует совершенно
нелепое мнение, что решающее значение
в знакомстве с ним востока сыграли Европа
после прихода их кораблей в Индийский
океан, т.е. после Великих географических
открытий. На самом деле:
В 1498 г. Васко да Гама обогнул мыс Доброй
Надежды и вышел в Индийский океан. В 1511
г. португальцы приступили к осаде крупного
центра межазиатской морской торговли
Малакки. Каково же было их удивление,
когда на них залпы Малакка тоже ответила
артиллерийским огнем. Португальцы были
в то время единственными европейцами
в Индийском океане. Те два дезертира,
которые несколькими годами ранее сделали
попытку наладить производство орудий
у правителя Каликута (Индия), в ситуации
на Малакке сыграть основную рольне могли.
После взятия города там было обнаружено
более 3 тысяч неболььших пушек. Они были
гораздо хуже, чем изготовленные в Европе,
однако, как бы там ни было, стреляли и
наносили урон.
Порох действительно был известен китайуам
давно – они его изобрели сами. При династии
Сунн (V-XIII вв.) разрывные сосуды с порохом
запускались с помощью катапульт. Когда
в XIV в. в Европе стало преимущественно
огнестрельное оружие, тюрские племена,
прежде жившие в Средней и Центральной
Азии, уже проникли на Ближний Восток,
в малую Азию и серьезно тревожили европейцев.
Среди тюрок появились специалисты-оружейники,
и часть из них очень быстро донесла новинку
по трансазиатской дороге с запада (чрез
Малую Азию в Иран) в Среднюю Азию. З средней
Азии новшество двинулось в двух направлениях:
на восток – в Китай, и на юг – в Индию.
Китайцам помимо тюрок помогали в его
освоении также монахи-иезуиты. До Юго-Восточной
Азии (до той же Малакки) оно, видимо, быстро
добралось из Китая.
Этот «Шелковый путь» можно было бы с
таким же успехом назвать «Бумажным» ,
т.к. именно по нему китайцы передали остальному
миру еще одно свое гениальное изобретение
– бумагу. Ее производство за пределами
Поднебесной впервые было налажено в VIII
в. китайскими ремесленниками в Самарканде
. Оттуда она распространилась на запад
и вытеснила прежний писчий материал –
пергамент и папирус.
«Огромное влияние межазиатское международное
общение по этим дорогам оказало на архитектуру
и градостроительство. Достаточно одного
примера – Средней Азии, великолепных
сооружений Тимура в Самарканде, дворца
Ак-Сарай в Шахрисябсе, усыпальница Тимуридов
Гур-и Эмир, мечети Хаужи Ахмада Ясави
в городе Турк. Здесь сочетаются архитектурные
стили, формы, строительные приемы множества
стран. Создавали все это не только среднеазиатские
зодчие, но и мастера из Ирана, Азербайджана,
Армении, Грузии, Ирака, Сирии, Малой Азии,
Индии.
Эти дороги несли и милосердие. В начале
нашей эры по ним прошли буддийские проповедники
из Индии, в раннем средневековье - христиане
несторианского толка, а в XIII-XIV вв. – католические
священники из Европы. Распространение
буддизма по караванному пространству
великолепно иллюстрируется наличием
там множества других больших и малых
храмов (ступ), других памятников и архитектурных
находок. Они поднимались широким территориальным
коридором из Северо-Западной Индии в
южную часть Средней Азии и поворачивали
на восток – в Таримский бассейн, который
буквально усыпан культурными сооружениями.
Обмен духовными ценностями - это высочайшее
достижение деятельности Великого Шелкового
пути. Буддизм, например, вызвал в Китае
подъем и расцвет философской мысли, науки
и литературы уже на качественно ином,
чем прежде, уровне. Ислам, хотя в отличие
от буддизма , первоначально расширял
свое влияние немирным путем, тоже на обширных
пространствах ареала Великого Шелкового
пути создал свое неповторимый духовный
мир, свою уникальную ку3льтуру, вобрав
в нее достижения десятков стран и народов.