Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 20:18, контрольная работа
Описание работы
Задачи исследования – это выяснение, как развивалась культура шелководства в Китае – проследить зарождение отношений между Востоком и Западом. Как они шли навстречу друг к другу, что побудило их к этому. Установление торговых отношений на Великом Шелковом пути, - рассмотрение нескольких особо значимых маршрутов таких, как Нефритового и Западного Меридионального пути. А так же рассмотреть, каким же товаром помимо шелка торговали на Шелковом пути.
Катанда. Два катандийских могильника,
датированные тюрским временем, находятся
в предгорьях Алтайских гор в долине реек
Верхней и Нижней Катанды. В большом кургане
был обнаружен «фрак», из соболиного меха,
покрытый шелковой тканью, и платье из
горностаевого меха. В платье завернут
нагрудник подбитый соболем и покрытый
гладкой шелковой тканью зеленого цвета.
Аргалыкты. 1965 г. Ю.И. Трифоновым производились
раскопки могильника Аргалыкты I в Туве.
Могильник состоял из небольшой группы
курганов и датировался древнетюрским
временем. При раскопках кенотафа были
найдены фрагменты шелковых тканей –
часть одежды, лежащей одним плотным слоем
под берестяным колчаном.
1.3. Мифы и шелк
Письменные источники свидетельствуют
о почитании древними китайцами шелкового
червя и шелкоткачества. В мифах, дошедших
до нас во фрагментах, шелковица – это
священное дерево, олицетворение солнца
и символ плодородия. Так, в одном из самых
распространенных мифов древности говорится
о «Шелковице Фу», «Огромном дереве»: «Девять
солнц живут на его верхних Ветвях, одно
– на нижней ветке».
В старых китайских текстах и, прежде
всего, в «Каталоге гор и морей» неоднократно
упоминаются священные тутовые рощи или
отдельные шелковицы как места отправления
ритуалов, связанных с культом Матери-прародительницы,
например «Шелковица жена Предка», произраставшая
на территории современной провинции
Хэнань. По описанию, у этой шелковицы
«пятьдесят чи в обхвате, ее ветки образуют
4 яруса, длина листьев более 11 чи… красный
ствол, желтые цветы, зеленые подлистники»
. Таким же святилищем считались Три шелковицы
– «деревья высотой в сто экэней без ветвей».
Важным культовым центром в древнем Китае
были местность на территории современной
провинции Шаньги, где на горе росла священная
Полая шелковица. Согласно легенде, в ее
дупле был найден младенец Инь, ставший
родоначальником одного из могущественных
родов иньского Китая(XVI-XI вв. до н.э.) . Самым
известным в древнем святилищем можно
считать Тутовую рощу (современную провинцию
Шаньдун), в которой происходило знаменитое
моление о дожде первого иньского правителя
– Тана (1765-1759 гг. до н.э.).
По свидетельству «Каталога гор и морей»
и «Описания всех вещей» божеством шелковичного
червя считалась женщина, которая стоит
у дерева на коленях и выплетает шелковую
нить.
О жертвоприношениях божеству шелковичного
червя есть упоминания в «Записях об обрядах»
и «Чжоуских обрядах». По данным династии
Цзинь, а также «Записок о духах» Гань
Бао (IV в. н.э.) в периоды Хань и после Хань
(III в. до н.э. – IV в. н.э.) Это божество выступало
сразу в двух женских ипостасях, которым
императрицы приносили ежегодные жертвы.
В соответствии с ханьским ритуалом императрица
сама собирала листья с шелковых деревьев
и совершала жертвоприношения божествам
шелковичного червя – Юнь-Юй.
В ряде текстов шелковичный червь упоминается
в странном на первый взгляд сочетании
– с лошадью. Так, в легенде, содержащейся
в «Записках о духах», говорится, что в
глубокой древности одна девушка полюбила
коня и пообещала выйти за него замуж.
Ее отец, узнав об этом, убил коня и положил
его шкуру сушиться. Когда девушка встала
на нее, шкура поднялась с земли и обернулась
вокруг девушки. Девушка превратилась
в червя, живущего на шелковичном дереве
и выпускающего изо рта нити. По традиционным
представлениям, как шелковичный червь,
так и лошадь – проявления женского пассивного
начала – Инь.
Выкармливание шелковичных червей началось
во втором месяце по так называемому священному
календарю. Луна (символ инь) находилась
в это время в созвездии Большого Огня
(группа созвездия Антарес), которое соседствует
с Небесной Квадригой (четыре звезды созвездия
Скорпиона). Поэтому считалось, что червь
и лошадь в близком родстве к тому же лошадь,
как и шелковичный червь, по другим представлениям,
это носители «драконьей субстанции»
.
В более поздних источниках также можно
встретить сюжеты, связывающие лошадь
и шелковичного червя. В утраченном ныне
сочинении эпохи Тан (начало VII – начало
X в.) «Чэн и цзи» сообщается, что во многих
сычуанских храмах есть статуи женщин
в лошадиной шкуре. Ее называют «девушкой
с лошадиной головой» и почитают как покровительницу
шелководства.
Культ шелководства был персонифицирован
в образе небесной ткачихи – звезды Вега
в созвездии Лиры к востоку от Млечного
Пути. Образ небесной ткачихи неоднократно
встречается в ханьском изобразительном
искусстве и упоминается в поэзии того
времени.
По данным большинства древних письменных
источников появление в Китае шелководства
связывалось с именем главной жены легендарного
императора Хуан-ди по имени Лэй-цзи из
рода имен, которая научила народ шелководству
и земледелию. Эта легенда давно известна
на Западе, и почти каждая работа по истории
шелководства начинается с упоминания
имени Лэй-цзу.
Легендарный Желтый первопредок (Хуан-ди),
правивший, согласно традиционному летоисчислению,
в XXVI в. до н.э., появляется в письменных
источниках Воюющих царств (V-III вв. до н.э.),
что объясняется происходившей в тот период
историзацией мифологии, превращением
различных божеств в легендарных императоров
и установлением между ними родственных
связе. В ранних текстах ему как «культурному
герою» древности приписывают и изобретение
шелководства. Подобные упоминания есть
и в Ханьском комментарии Кун Инда к «Книге
перемен» (И Цзин; I тыс. до н.э.): «До правление
Желтого первопредка носили шкуры птиц
и зверей». Впоследствии, когда людей стало
много, а зверей меньше, это явилось причиной
лишений, и Желтый первопредок приказал,
чтобы употребляли шелк и коноплю для
изготовления одежд.
В древнем Китае наряду с легендой о Хуан-ди
и Лэй-Цзу существует и другая, малоизвестная
ныне, версия о возникновении шелководства,
которая содержалась в трактате «Гуань-цзи»
(V-II в. до н.э.). Она относит возникновение
шелководства к Эпохе Инь. «Гуань-цзи»
гласит: «Правители иньцев для народного
блага впервые ввели шелководство и вспашку
земли, приручили крупный рогатый скот
и лошадей.
По легенде, бытовавшей в области Шу (современная
провинция Сычуань)» начало шелководству
положил легендарный правитель Цань цун-ван.
Глава 2. Производство шелковых
тканей
2.1. О шелкопроизводстве.
Письменные источники и археологические
находки дают ценную информацию о шелководстве
и шелкоткачестве в древнем Китае. Так
на бронзовых сосудах периода Чэканьго,
на барельефах и настенных росписях эпохи
Хань можно выделить тутовые деревья:
высокие, на которые надо было залезать
сборщикам листьев, и низкие, высотой немного
превышающие рост человека, с густой листвой.
Последние в письменных источниках назывались
«луская шелковица» или «наземная шелковица».
Низкая разновидность тутов имела пышную
листву, с таких деревьев было легче собирать
листья для кормления шелковичных червей.
Широкое распространение «луских шелковиц»
в Ханьском Китае способствовало улучшению
породы шелкопрядов и получению шелка
более высокого качества.
По данным древних письменных источников,
собранным Сунн Юйтаном, шелковицы обычно
сажали на пустынях, межах полей, перед
домами.
В третьем месяце по лунному календарю,
который назывался «шелкопрядный месяц»,
начинались работы по выкармливанию шелкопрядов.
В первый день этого месяца женщины промывали
грену чистой водой, после чего ее помещали
в теплый «шелковичный домин». Для того,
чтобы стимулировать быстрое появление
гусениц, грену поливали отваром растения.
В «шелковичном домике» было необходимо
соблюдать определенную температуру и
тишину, содержать его в чистоте, проветривать,
но не допускать сильного движения воздуха.
Грена первоначально находилась в кормушках.
Спустя 20-22 дня гусеницы начинали окукливаться.
После этого их помещали в решета и ставили
на деревянные стеллажи. Затем коконы
обваривались кипятком, и с них разматывали
нити. В результате этой операции частично
вымывался серицин и оставалось нетронутое
волокно, достигающее 700-1000м. в длину. На
прядильном колесе эти волокна соединялись
в одну нить. Анализ показал, что нити ворсовой
полихромной ткани из Мавандуй-1 были составлены
из волокон с 10,13 и 17 коконов. Иногда нити
для утолщения сращивались повторно.
В отличие от других волокон растительного
или животного происхождения шелковые
нити с коконов одомашненных червей не
требуют скрутки.
Важные сведенья о подготовке шелковых
нитей для тканья дают изображения на
барельефе периода Восточной Хань, где
можно видеть процесс намотки нитей на
катушку и их тростение. На трех барельефах,
происходящих из провинции Шаньдун, показана
ткачиха, наматывающая нить на катушку.
Перед ней на земле находится мотовило.
Нить идет вверх через крючок и вниз –
к ткачихе, та левой рукой направляет нить
на катушку, которую держит в правой руке.
Самое раннее из известных нам изображений
прядильного колеса находится на картине
на шелке, обнаруженной в 1976 г. в могиле
периода ранней Хань в Цзинь цзяошани
(уезд Линьин, пров. Шаньдун). Кроме того,
нам известно четыре ханьских барельефа
из Шаньдуна и Цзянсу с изображением прядильного
колеса; на одном из них нить идет из одной
шпульки, и здесь, по-видимому, показан
процесс намотки нитей на барабан. На двух
других барельефах нити разматываются
с двух шпулек, проходят через крюк и спускаются
к колесу. Ткачиха одной рукой направляет
нить, другой – вращает колесо. На барельефе,
найденном в 1956 г. в провинции Цзянсу, тростильщик
сидит перед другим мастером, разматывающим
нить с мотовила, но изображения барабана
на этом колесе нет. На барельефе позднеханьского
времени из уезда Сыхунь (провинция Цзянсу)
мы видим изображение прядильного колеса
более современной конструкции с кожным
приводом. Такое колесо имеется на поздней
копии картины Гу Кай Чжи (IV в.), изображающий
добродетельных женщин за их занятиями.
2.2. Окраска шелковых
тканей
По письменным источникам периодов Чжанью
и Хань можно узнать о подготовке нитей
к окраске, употребляемых красителях,
процессе окрашивания.
Приготовление шелка к окраске можно
разделить на четыре стадии: 1)промывка,
2) вывивка, 3) отбелка, 4) травление. После
размотки коконов и сращивания нитей начинается
промывка. Шелк при этом очищался и становился
белым, так как терял остатки серисцина
и грязи. «Чжоуские обряды» дают исчерпывающее
описание этого процесса: «Выварщики шелка
обрабатывают шелковые нити горячей водой.
Они промывают шелк в нитях очищенной
водой. Через семь дней они раскладывают
нити на земле на глубине 20 см. для продушки.
Днем нити сушатся на солнце, ночью их
кладут в колодец. Эта операция длится
семь дней и семь ночей. Именно это называется
промывкой водой шелковых нитей».
После промывания нити можно было употреблять
для изготовления одноцветных тканей
(тафты, репса, кашка, газ, креп). Если нити
предназначались для изготовления полихромных
тканей, их подвергали дальнейшей обработке:
выварке, отбелке и, в зависимости от красителя,
травлению. Эти же операции проходили
и готовые одноцветные ткани перед окраской.
Выварка состояла в том, что шелк кипятили
в воде, содержащей золу плодов дерева
лянь. За варкой следовал третий этап обработки
– отбелка. Шелк помещали в сосуды, где
он мокнет, посыпают шелк порошком раковины
шэнь. Затем этот порошок оставляют оседать,
вынимают шелк и отряхивают его. При окрашивании
тканей в черный цвет употреблялся железный
купорос. Одним из самых распространенных
красителей были листья индиго лань, окрашивающие
в синий цвет.
Основным красителем растительного происхождения
тканей в красный цвет в древнем Китае
был крап, получаемый из корня марены.
К концу эпохи Хань, наряду с мареной для
окраски тканей в красный цвет использовался
сафлор, который проник в Китай в результате
контактов с Западными Землями. Для окраски
тканей в желтый цвет использовались плоды
растения чжицзы. Кроме красителей растительного
происхождения для окрашивания в красный
цвет широко применяли пиноварь чжу. В
темно-красный цвет окрашивали охрой.
Для окраски в белый цвет применяли минеральный
краситель байоньму или цзюаньюньму, о
чем свидетельствует анализ тканей из
Мавандуй-1.
2.3. Развитие шелкопроизводства
в Китае.
Эпоха Чжаньго
По сведеньям из «Книги песен» и раздела
«Дары Юю» из «Книги документов» можно
определить основные шелководческие районы
в конце первой половины I тысячелетия
до н.э. Упоминания о тутовых деревьях
и шелковых тканях содержатся во многих
стихах, а также в «Больших одах» и «маленьких
одах». Отождествление географических
названий в этих песнях с современными
и позволяет очертить ареал входил запад
современной провинции Шаньдун, северная
часть Хэнани, юг Хэбэя, центр Шаньси и
долина реки Вэй в Шаньси. К числу главных
шелководческих центров древнего Китая
кроме областей, упомянутых в «Книге песен»
и «Дарах юю», относится также область
Шу (на территории современной провинции
Сычуань).
Если гладкие шелковые ткани в Китае
в период Чжаньго производились повсеместно,
то орнаментированные изготовлялись главным
образом в дворцовых мастерских, обслуживающих
правителя и его окружение. Ремесленники,
состоящие в казенных мастерских, владели
профессиональными секретами, передаваемыми
из поколения в поколение, и труд их высоко
ценился.
По данным «Чжоуских обрядов», наряду
с ткачами и вышивальщицами при дворах
состояли портные, красильщики, сборщики
растений, употребляемых для окраски тканей.
Мастера, обслуживающие княжеские дворы,
изготовляли высокохудожественные ткани,
ставшие нам известными благодаря раскопкам
в конце периода Чжаньго появились и частные,
производившие художественные ткани для
продажи.
Ханьский период.
Первые сведенья о шелкопроизводящих
центрах эпохи Хань можно встретить в
разделе «Биографии накопивших богатства»
в «Ши цзи», сочинении Сыма Цяна. Сыма Цянь
делит Ханьский Китай середины II в. до
н.э. на четыре экономических региона:
Шаньси («к западу от Гор»), Шаньдун («к
востоку от Гор»), Цзяннань («к югу от Гор»)
и область к северу от Лунмынь и Цзе –
и дает перечисление производимых там
продуктов, причем производство шелка
связывает лишь с Шаньдунским регионом.
Согласно «Дискуссиям о соли и железе»,
написанным в годы правления императора
Чжао-ди (86-73 гг. до н.э.) районами, производящими
шелк были запад и север современной провинции
Шаньдун, большая часть Хэнани и Хубэя.
Главным центром полихромных тканей был
Сяньи, находившийся на территории царства
Ци (область Чэнлю и Линси, в настоящее
время – уезд Суй провинции Хэнань.
В эпоху Хань начинается исторический
процесс распространения шелководства
на соседние территории. В «Жизнеописании
Лю Бана» в «Хоу Хинь Шу» приводится его
доклад императору Мин-ди (58-46 гг. н.э.),
где, в частности, сказано, что в настоящее
время в округеБинцзянху (нижнее течение
Ямцы, современная провинция Аньхой) население
большей частью занимается шелководством
и разведением тутовых деревьев. В период
Восточной Хань наблюдается распространение
шелководства и к северу от Хуанхэ (Хэнэй).
О значительном развитии шелководства
и шелкоткачества в районе столицы империи
– лояне свидетельствуют Ежемесячные
предписания четырем сословиям; написанные
во II в. н.э. лоянским чиновником и земледельцем
Цуй Ти. В «Предписаниях» даются подробные
описания необходимых работ по культивированию
грены, а также по приготовлению нитей
к тканью, изготовлению ткакней и т.д.