Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2012 в 20:08, доклад
Изображения многочисленных божеств, обнаруженные в древнейших египетских монументальных сооружениях, вызывали ряд серьезных разногласий по поводу вероисповедания первых обитателей этого региона. Религия древнего Египта, на первый взгляд политеистическая, была на самом деле монотеизмом, как все великие религиозные учения. В наши дни ученые пришли к согласованному выводу, что многочисленные божества египетских храмов следует считать посредниками или воплощениями Высшего Существа, единого Бога, которому поклонялись жрецы, посвященные и мудрецы, жившие в храме.
Верования Древних Египтян
Изображения многочисленных
божеств, обнаруженные в древнейших
египетских монументальных сооружениях,
вызывали ряд серьезных разногласий
по поводу вероисповедания первых обитателей
этого региона. Религия древнего
Египта, на первый взгляд политеистическая,
была на самом деле монотеизмом, как
все великие религиозные
Cвященные животные
Монотеизм древней египетской религии на взгляд современного человека имеет все черты фетишизма. Однако следует хорошо представлять, что бесчисленные изображения богов египетского пантеона - всего лишь проявление различных ипостасей единого Бога, проявления им лика вечной божественной сущности. В этом плане можно понять смысл культа, воздаваемого в разных регионах Египта солнцу, земле, небу и некоторым животным, обитающим в Египте. Действительно, лишь в более позднюю эпоху египетские боги приняли человеческое обличие. Раньше их символами были растения и животные: богиня Хатхор жила в дереве сикомора (фиговое дерево); богиню Нейт, которая рожала детей, оставаясь девственной, и которую греки идентифицировали с Афиной, изображали в виде щита с двумя cкрещенными стрелами; Не-фертум, отождествляемый с Прометеем, изображался в виде цветка лотоса. Но чаще всего египетский бог являлся верующим в виде животного. Вот несколько примеров: Хор-ястреб, Тот - ибис, Бастет - кошка, Хнум - баран.
Кроме отправления культа богам-животным, египтяне еще поклонялись животным как таковым, наделенным определенными качествами и отмеченными особыми знаками. Яркий тому пример - пышный культ Аписа - священного быка, почитавшегося в Мемфисе. Чтобы быка признали священным, он должен был обладать определенными характеристиками, которые могли знать только жрецы. По смерти Аписа, жрецы после длительного поста начинали поиски нового Аписа, у которого на лбу должен был присутствовать белый треугольник, на шее - пятно, напоминавшее орла, и другое пятно в форме растущей луны - на боку. В Мемфисе Апис жил в загоне перед храмом Птаха - творца Вселенной - и там принимал подношения от поклоняющихся ему и давал пророчества. До XIX династии каждый бык имел свою особую гробницу. Затем Рамсес II приказал хоронить их в общем некрополе - Серапеуме. Происхождение этого названия следующее: умерший Апис получал имя Осор-Аписа, от которого произошло греческое имя Серапис. Французский археолог Огюст Мариэтт, следуя точным указаниям из текста Страбона, открыл в 1851 году в Саккара легендарный Серапеум: широкую, длинную подземную галерею с погребальными камерами. Там мумии священных быков были помещены в монолитные саркофаги из розового гранита, известняка или базальта, достигавшие 4 метров в высоту и весившие до 70 тонн. В благодарность за помощь, которую оказывали некоторые птицы земледельцам, древние египтяне считали их также священными. Там же, в Саккара, есть некрополь священных птиц - ибисов. Ибисы должны были иметь голые, матово-черные голову и шею, синевато-серые лапы, великолепное белое оперение с отдельными сине-черными перьями на крыльях. Живой ибис был посвящен богу Тоту - греческому Гермесу, после смерти его мумифицировали и укладывали в глиняный сосуд. В Фивах существовал особый культ крокодила, который жил там, прирученный, украшенный золотыми серьгами и кольцами, принимая от всех знаки почитания и благоговения. Однако, как утверждает Геродот, не во всех городах Египта крокодил был священным животным. Так, например, в городе Элефантине и его окрестностях мясо крокодила даже употребляли в пищу. В египетской религии важная роль отводилась кошке, которая называлась "мяу", звукоподражательным словом, перешедшим во вес языки; от него же происходит глагол "мяукать". Кошка, посвященная богине Бастет, олицетворяла благодатное солнечное тепло. Ее культ особенно процветал в Нижнем Египте. Город Бубаст (сегодняшний Зигазиг), где был воздвигнут храм богини Бастет, был назван в ее честь. Кошка считалась настолько священным животным, что даже случайное се убийство вело к смертной казне. Огромное количество забальзамированных мумий кошек было найдено в Бени-Хасане.
Бессмертие души
Древние египтяне верили в бессмертие души. Пирамиды, мастабы и гробницы в разных долинах сооружались, чтобы поселить в них души умерших. Ка - это дух Вселенной, или духовная субстанция, которая животворит любую сущность. Тело - для земли, душа - для неба, а человеческая природа отождествляется с самосознанием. После земной смерти душа витает над мумией - это ее Ка, ее двойник, - до тех пор пока душа не преобразуется в астральный дух, и оба - Ка и Ба (божественная "искра" - одна из духовных характеристик данного индивидуума) - не соединятся нитью Осириса с высшим разумом, чтобы образовать единый разум (дух). Многочисленные фрески с изображением бессмертия души и других религиозных сюжетов были обнаружены в кирпичных зданиях - жилищах фараонов. Все заупокойные храмы и гробницы расписаны сценами вечной загробной жизни, отсюда их название - "дома вечности". Крест с петлей "Анх" также символизировал будущую жизнь с тремя ее атрибутами: мир, блаженство и безмятежность.
Погребление и мумифицирование
Считалось, что искусство бальзамирования трупов и превращение их в мумии имеет божественное происхождение; его приписывали Хору, сыну Осириса и Исиды. Слово "мумия" - арабского происхождения и обозначает, по словам арабского путешественника XII века Аб-эль-Латифа, гудрон, или смесь смолы и мирры: состав, широко применявшийся для обработки трупов и бывший предметом бойкой торговли в средние века даже в Европе.
Раньше различали
Благодаря барельефам и росписям,
найденным в гробницах, мы знаем,
как проходили погребальные церемонии
в древнем Египте. Во главе похоронной
процессии группа рабов несла
пожертвования и личные вещи усопшего:
если это был воин - оружие и его
лошадь; крестьянин - его орудия труда.
Затем шли наемные плакальщицы,
которые испускали
Теперь рассмотрим, как
протекало бальзамирование
Мумии, хранящиеся в египетских музеях Каира и Александрии или в других музеях мира, находятся в состоянии почти совершенной консервации. Самая древняя из известных мумий - это мумия Секке-рам-Саэфа, одного из сыновей Пепи I (VI династия). Она найдена в 1881 году в Саккара, около Мемфиса и сейчас хранится в Каирском музее. Искусство бальзамировщиков донесло до наших дней лики великих фараонов: на морщинистом лице Мернефта (многие относят его правление к эпохе исхода евреев) можно еще различить характерный фамильный нос и густые брови; рентгеновский снимок показал, что великий Рамсес II страдал зубной болью.
Иероглифы
Расшифровка загадочных египетских
надписей давно уже волновала
весь мир. В 1799 году капитан французской
армии Бушар руководил фортификационными
работами в крепости Сен-Жюльен в четырех
километрах от города Розетты. Неожиданно
рабочие обнаружили камень, ставший знаменитым
в истории археологии: это была "Стела
Розетты", позволившая расшифровать
иероглифы. По прихоти истории этот камень
оказался в руках у англичан, которые превратили
его в жемчужину Британского музея. Это
плита из черного базальта, очень твердого,
одна плоскость которой имеет три-линговую
надпись, состоящую из трех расположенных
один над другим текстов. В первом - 14 иероглифических
строк. Второй текст состоит из 32 строк
демотического письма ("демос" по-гречески
"народ") в противоположность иератическому
письму ("иерос" значит "священный"),
которым могли пользоваться только жрецы
и ученые. Наконец, третья надпись из 54
строк на греческом языке была понятной.
В надписи шла речь о священном декрете
в честь Птолемея Епифана; она заканчивалась
формальным приказом: "Этот декрет,
выбитый на твердых каменных плитах в
трех видах письма - иероглифическом, демотическом
и греческом, должен быть выставлен во
всех больших храмах Египта".
Честь расшифровки иероглифов разделили
двое ученых: англичанин Томас Янг и француз
Франсуа Шампольон, которые принялись
за работу почти одновременно; усилия
обоих увенчались успехом. Однако истинным
переводчиком иероглифической надписи
следует считать Шампольона. То, что Янг
расшифровал интуитивно, Шампольон открыл
благодаря научной методике, которая позволила
ему настолько углубить исследования,
что к концу своей жизни, к 1832 году, он составил
грамматику и словарь.
Из чего же состоит текст, который греки
называли иероглифическим ("иероглифика"
означает "священные знаки")? Древние
египтяне называли свои письмена "речью
богов". По преданию, людей научил письму
бог Тот во время земного царствования
Осириса. В продолжение многих веков письмена
сохраняли свой священный характер, им
приписывали даже магическую силу. Египетское
письмо включало около 700 знаков, каждый
из которых обозначал звук или предмет,
и кто умел их писать, пользовался большим
почетом. Имена царей и цариц получали
овальное обрамление, которое археологи
называют "картушами". Известно, что,
взяв за исходное имена Клеопатры и Птолемея,
обведенные "картушами", Шампольон
начал свой труд по расшифровке текстов.
Древние египтяне высекали иероглифы
на камнях храмов, рисовали их на стенах
погребальных камер или писали тростниковым
пером на свитках папируса. Что такое папирус?
Это многолетнее растение семейства тростниковых,
стебель которого достигает двух-пяти
метров длины и венчается широким зонтичным
соцветием. Белую губчатую сердцевину
стебля разрезали на тонкие пластинки,
расстилали на плоской поверхности и склеивали
по краям. На первый слой наcтилали второй
волокнами поперек. Затем его смачивали
и сушили на солнце. Полученный лист прессовали
и шлифовали, чтобы утончить. Потом несколько
листов склеивали в длинную ленту, скатывали
в рулон и писали текст плотными колонками.