Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2012 в 20:08, доклад
Изображения многочисленных божеств, обнаруженные в древнейших египетских монументальных сооружениях, вызывали ряд серьезных разногласий по поводу вероисповедания первых обитателей этого региона. Религия древнего Египта, на первый взгляд политеистическая, была на самом деле монотеизмом, как все великие религиозные учения. В наши дни ученые пришли к согласованному выводу, что многочисленные божества египетских храмов следует считать посредниками или воплощениями Высшего Существа, единого Бога, которому поклонялись жрецы, посвященные и мудрецы, жившие в храме.
Однако есть доказательства того, что и в Древнем Египте далеко не все воспринимали на веру и заупокойный культ, и идею бессмертия. Сохранилось, например, любопытное литературное произведение, которое известно сейчас под названием «Разговор разочарованного со своей душой». Автор анализирует и переосмысливает многое из того, что почиталось как истина, проявляя поистине философскую мудрость. Идея недоверия заупокойному культу и проповедь жизнелюбия лежат и в основе такого произведения как «Песнь арфиста». Все на земле бренно, утверждается в «Песне». Решительно все обречено на исчезновение. Испокон веков, поколения людей одно за другим нисходят в могилы, надгробные памятники разрушаются и исчезают, и от этих людей не остается даже воспоминаний. Никто из умерших не явился из потустороннего мира, чтобы сказать живым об ожидающей их участи; а потому надо использовать все блага жизни — веселиться и наслаждаться, ибо ничто не отвратит неизбежную смерть. Уже в раннем периоде Древнего Египта (Древнее царство) сформировалась и использовалась письменность, что было обусловлено государственным делопроизводством и наличием крупных хозяйств. Видное место занимает фигура писца. Писцы составляли интеллектуальную элиту общества, управляющую сложной административной и экономической деятельностью страны.
Древние египтяне писали на папирусных свитках, причем некоторые свитки достигали 30—40 метров. Но те знаки, которые воспроизводились на папирусных свитках, лишь отчасти являлись иероглифами, разновидностью идеаграфического письма. Знаки иероглифического письма вырезали, главным образом, на камне, и этот способ письма многие и по сей день называют рисунчатым. Для текстов, воспроизводимых на папирусе, пользовались более сложным вариантом письменности, близким к алфавитному (звуковому). Древнеегипетская иероглифическая письменность в течение 14-ти веков представляла собой волнующую загадку для европейского мира. Ученым, сумевшим разгадать тайну иероглифов, стал француз Франсуа Шампольон (XIX век). Он предположил, что иероглифы — это не письмена-рисунки (на что они так похожи по форме), а обозначения букв и слогов. Опираясь на свою догадку, Шампольону удалось расшифровать надписи на египетских памятниках и гробницах.
Раннее изобретение письменности способствовало развитию высокохудожественной словесности. До нас дошли древние мифы, сказки, повести, басни, дидактические произведения, философские диалоги, гимны, молитвы, плачи, эпитафии, любовная лирика.
В Древнем Египте существовало такое специфическое учреждение, как «Дом Жизни», выполнявшее самые разнообразные функции. Там создавались гимны и священные песни, разрабатывались образцы дидактической литературы, систематизировались и хранились «магические» книги, содержавшие сведения по медицине, в которых наряду с магическими заклинаниями и можно было найти и практические, экспериментально - подтвержденные средства лечения. Там разрабатывались и утверждались установки для деятельности художников, скульпторов и архитекторов, хотя официально утверждалось, что принципы художественного творчества были сформулированы богом Тотом. «Дом жизни» был своеобразным синтезом учебного, научно-исследовательского и идеологического заведения, ответственного, в том числе, и за соблюдение канонов. Художественное мышление египтян с древнейших времен в результате длительной практики выработало развитую систему канонов: канон пропорций, цветовой канон, канон композиционный. Здесь, пожалуй, впервые в истории канон становится важнейшим эстетическим принципом, определяющим творческую деятельность художника. Каноничность - чёткое следование определённым правилам, канонам - существеннейшая черта древнеегипетской культуры.
У древних египтян впервые в истории культуры мы находим четко сформулированные эстетические идеалы. Практичные египтяне не были расположены делать вещь прекрасной исключительно ради красоты. Великолепные статуи Древнего царства были сделаны не для украшения рыночной площади или дворца, а для того, чтобы быть замурованными в гробницах. Этой же цели служила и настенная живопись, покрывающая стены гробниц. Египтяне верили, что все изображенное имеет силу реально существующего, и станет предметно-осязаемым миром покоящегося в гробнице.
Несмотря на общепризнанный традиционализм и каноничность культуры Древнего Египта, именно там, в стране с огромным сонмом богов, впервые была предпринята попытка введения монотеизма (единобожия). Усиление могущественного и влиятельного жречества, в чьей власти были и религия, и наука, не могло не беспокоить фараонов. Конфликт — и религиозный, и светский — вспыхивает в правление Эхнатона, Аменхотепа IV - (1424—1406 гг. до н.э.) — фараона-реформатора, совершившего первую в истории попытку введения монотеизма, единобожия, одной из наиболее ярких фигур египетской истории. Бросая открытый вызов жреческому культу, он сделал попытку покончить с многобожием как фактором, препятствующим централизации, укреплению и развитию государства. Он ввел поклонение новому и единому богу - Атону. Своё прежнее имя фараон меняет на новое - Эхнатон — «угодный Атону», и основывает новую столицу и религиозный центр — Ахет-Атон. Единый Бог не имеет конкретного образа: символ его — солнечный диск, чьи лучи заканчиваются распростертыми ладонями. Эхнатон слагает вдохновенные гимны Солнцу - Атону. Он удаляет приверженцев старых культов, окружая себя художниками, поэтами. Не менее смело, чем традиционную веру, Эхнатон ломает и классические каноны придворного искусства: от живописцев и скульпторов он требует следования истине. Трехметровые изображения Эхнатона бросают вызов традиции: они лишены трафаретности, подчеркнуто, иногда даже гротескно, реалистичны. Мы видим узкое асимметричное лицо с раскосыми глазами и высокими скулами, субтильное тело с большой головой, короткими ногами и несоизмеримо большим животом. Однако, при всей внешней некрасивости, ощущается сила духа и ума изображаемого. Возникает новая художественная школа: сюжетами становятся чарующие пейзажи, изображения царственной четы, Эхнатона и Нефертити. Создаются многочисленные портреты жены фараона и его дочерей, которые судя по всему уже не предназначаются для захоронения в гробницах. Всемирно известны портреты Нефертити, созданные скульптором Тутмесом.
Сейчас то место, где находился Ахетатон, называется по арабски -Тель - Амарна,, а культура периода правления Эхнатона носит название «амарнского периода». Исследователи отмечают поразительную светскость и лиричность творений живописцев и литераторов этого периода, освященного именами Эхнатона и Нефертити.
Однако реформа, проводимая Эхнатоном, встретила глухую оппозицию не только жрецов, но и народа, недовольного закрытием храмов и поруганием прежних святынь. Консерватизм, присущий мировосприятию египтян, одержал верх. В своих начинаниях Эхнатон остался одиноким и непонятым. После смерти Эхнатона его зять, фараон Тутанхамон, чья неразграбленная гробница, найденная в начале XX века, стала археологической сенсацией, восстановил прежний культ Амона-Ра. Имя фараона-еретика было предано проклятию.
Страна начала постепенно разлагаться, Всплеск былого величия происходит лишь при Рамсесе.11 Этому выдающемуся фараону-полководцу был посвящен огромный храмовый комплекс в Абу -Симболе. Грандиозные, многократно повторённые каменные изваяния фараона, во много раз превосходящие по размерам статуи божеств, свидетельствуют о том, что египетские культурные традиции достигли апофеоза. Далее идти было просто некуда. Столь явно зафиксированное величие Рамсеса II стало памятником угасающему величию значительнейшей державы древности.
В 525 году до н. э Древний Египет был покорен персами. Однако устраивать пышные погребения в Египте продолжали. Большинство дошедших до нас мумий было захоронено именно в эти последние века Древнего Египта. Старые верования еще были живы, каждый, кто только мог, старался купить себе вечную жизнь, и строил себе гробницу. Постепенно страна превращалась в одно огромное кладбище. Причем это было кладбище не только людей, но и животных. Своих священных быков, ибисов, кошек и других животных эти странные жители находящегося в полном упадке Египта готовили к переходу в потусторонний мир с такой же тщательностью, как и людей. Их точно так же бальзамировали, закатывали в пропитанные смолой полотняные бинты и хоронили.
Так было и тогда,
когда владычество персов сменилось
трехвековым эллинско-
Униженный народ древней страны
упрямо придерживался родных обычаев
уже хотя бы только потому, что этим отгораживался
от чужеземцев. Для греков Египет стал
символом тайной мудрости. Геродот и Страбон
донесли до эллинов египетские мифы. Египетской
Исиде поклонялись женщины Римской империи.
Библейские сюжеты связали Древний Египет
с иудео-христианской культурной традицией.