Верования Древних Египтян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2012 в 20:08, доклад

Описание работы

Изображения многочисленных божеств, обнаруженные в древнейших египетских монументальных сооружениях, вызывали ряд серьезных разногласий по поводу вероисповедания первых обитателей этого региона. Религия древнего Египта, на первый взгляд политеистическая, была на самом деле монотеизмом, как все великие религиозные учения. В наши дни ученые пришли к согласованному выводу, что многочисленные божества египетских храмов следует считать посредниками или воплощениями Высшего Существа, единого Бога, которому поклонялись жрецы, посвященные и мудрецы, жившие в храме.

Файлы: 1 файл

Верования Древних Египтян.docx

— 45.59 Кб (Скачать файл)

Древний Египет... Испещренные  иероглифами грандиозные храмы  и переполненные сокровищами  гробницы Древнего Египта вызывают вполне понятное изумление у современного человека. Но и в далеком прошлом  культура Древнего Египта для иноземцев  казалась странной и лишенной смысла. Например, Геродот совершенно не оценил знаменитые гизовские пирамиды. С его точки зрения они - лишь памятник деспотизма правителей, заставлявших подданных мучиться над созданием столь бессмысленных сооружений. Столь же странным, трудно доступным логическому осмыслению представляется мировоззрение древних египтян и современному человеку. Миросозерцание античных греков нам несравненно ближе. В египетском мифе события могут показаться не имеющими причинно-следственной связи, поступки богов — психологически никак не мотивированными или вопиюще непоследовательными. Крайне запутана и сама сюжетная основа. Но даже в том случае, когда читатель оказывается способным воспринять текст, понимание всё равно будет лишь рассудочным.  

 

Вначале мир природы, как свидетельствует культура Древнего Египта, представлял для египтян  неделимое целое с миром богов, и потому многие божества имели в  древнеегипетской мифологии либо облик  животного, либо - полуживотного-получеловека. Бог Луны Тот, например, представал то в облике павиана, то человека с головой ибиса. Богиня Солнца Мафдет - в виде самки гепарда. Один из древнейших богов древнеегипетского пантеона, Хор, изображался в виде сокола, бог Анубис - в виде человека с головой шакала (или собаки), а великая восьмерка божеств, олицетворяющих стихии - в виде людей с головами лягушек и т.д. Боги следующего поколения стояли гораздо ближе к человеку, изображались в виде людей, и существенно напоминали людей своими поступками. Убитый Сетом Осирис с помощью сестер Исиды и Нефтиды обрел новую жизнь, восторжествовал над смертью и стал правителем царства мертвых. Его сын Гор, рожденный после смерти отца, стал властелином Земли, победив родного дядю Сета, воцарившись над теперь уже навсегда упорядоченным миром.

 

Этот миф послужил основой обожествления фараона. Появилась традиция отождествлять  фараона с Гором. Фараон - владыка  Верхнего и Нижнего Египта, Золотой  Гор. Фараон, как наследник создателя  и владыки мира, обладает властью  над целым космосом. Благополучие страны обусловлено наличием фараона. Благодаря фараону в Египте во всем, идет ли речь о природе или  о деятельности человека, господствует регулярность и порядок. Такова мифологическая основа государственного строя Древнего Египта, Но это вовсе не означало, что египетские  правители были деспотами, позволяющими себе все что угодно. Скорее наоборот. Вокруг плелись интриги, но сами правители на основании негласного кодекса чести не забывали о своей божественной миссии служить государству и народу. Не случайно в произведении «Наука фараона Мерикара», фараон выступает, прежде всего, как мудрый человек. Он делится опытом и дает советы своему сыну, которому предстоит стать его приемником в управлении страной: «богатый народ не восстает», «не гневайся — хорошо самообладание», «создай себе памятник любовью (окружающих) тебя», «язык — это меч (царя); речь сильнее любого оружия», «почитай сановников, способствуй преуспеванию народа твоего». Одним словом, быть фараоном учили как профессии.  

 

Какое же место  занимали простые смертные в этом мире, где судьба всего сущего определялась взаимодействием между единственным человеком, созданным из плоти и  крови, — фараоном - и сонмом богов? Обычаи предписывали имущим помогать неимущим, а в книгах древнеегипетских мудрецов за 3000 лет до н.э. часто можно встретить упоминания о милосердии и милостыни. Уже от эпохи Древнего царства (III тысячелетие до н.э.) до нас дошли высказывания типа надписи жреца Шеши: «Я спасал несчастного от более сильного. Я давал хлеб голодному, одеяние нагому. Я перевозил на своей лодке не имеющего ее. Я хоронил не имеющего сына своего...» Подобного рода текстов встречается много, что свидетельствует о существовании сильной гуманистической струи, пронизывающей культуру Древнего Египта.  

 

Мужчина и женщина  были равны перед законом, хотя женщина  обычно входила в дом мужа, где  ей отводилась почетная роль «хозяйки дома», исполнение которой и становилось  ее основным занятием. Культура Египта, правда, не запрещала женщине представлять государственные интересы. Известны несколько случаев в истории  Египта, когда, женщины становились фараонами. Самой известной из женщин - фараонов была царица Хатшепсут. Египтяне ценили радости семейной жизни, что нашло отражение в рисунках и надписях на стенах гробниц и в литературных памятниках. 
  
 
  
В Египте существовали так называемые правила Маат, богини мирового порядка, которым обучали с детства. Они включали в себя основы культуры поведения, проповедовали сдержанность и внешнюю скромность, приучали к дисциплине. «Не имей злых намерений к другим людям, ибо боги покарают тебя», - гласили правила Маат. Египтяне полагали, что если человек умеет приспособиться к законам, то он будет счастливым. А счастье — великая ценность, которую ничто не заменит: «Будь счастлив всю жизнь, не делай сверх того, что следует делать, не сокращай времени, отпущенного для радости, ибо страшным является трата времени, предназначенного для удовольствия. Не трать времени на работу, кроме необходимого минимума, которого требует сохранение хозяйства. Помни, что богатства можно достичь, если желаешь, но какая же польза от богатства, если желания угасли?» В этих словах, запечатленных на стенах гробницы крупного чиновника Птахотепа, содержится наиболее древняя из известных миру система гедонизма (этики наслаждения). Автобиографические заметки Птахотепа вошли в историю литературы и этики под названием «Поучения Птахотепа».  

 

Гедонизм, пронизывающий  науку Птахотепа, не был исключительным явлением в стране фараонов. Напротив, жизнь и ее радостные моменты настолько ценились тогда, что египтяне решили не расставаться с ними и после смерти, создав свою, не похожую ни на одну другую версию загробной жизни. Они попытались убедить себя, что в царстве Осириса, покровителя и судьи царства мертвых, их ждет все самое лучшее из того, что окружает при жизни. Египтяне создали уникальный заупокойный культ - комплекс представлений о посмертном бытовании человека и связанных с ними ряда предшествующих приготовлений и ритуалов.  

 

В начале Древнего царства считалось, что только фараоны  могут войти в загробный мир, но позже это стало доступно всем. Древние египтяне совершили одну из самых странных революций. Народ  древнего Египта восстал против смерти и успешно победил её. Фундаментальным  принципом древнеегипетской культуры стала вера в возможность индивидуального  бессмертия. Благодаря этому принципу древнеегипетское мировоззрение, сконцентрированное на власти фараона и богов, оставляло  простым людям возможность, призвав  на помощь магическую силу искусства  и науки, увековечить себя. Правда, это стоило больших денег, и далеко не все оказывались в состоянии  построить гробницу, оплатить труд художников по росписям её стен каноническими  сценками из реальной и загробной  жизни, оплатить создание нескольких саркофагов, погребальных масок, и уже потом - изготовление мумии. И все же шанс был у всех.  

 

Правда и здесь  не обошлось без столь популярного  в Древнем Египте воспитательного  начала. Право на загробную жизнь  получал, при условии соблюдения всех перечисленных выше пунктов, лишь тот, кто с честью выдержит суд  Осириса, куда любого умершего (вернее, «утомившегося» - слово «умерший»  египтяне не признавали, протестуя  против смерти и в этом) сопровождал Анубис. Все детали длиннейшего шествия к Осирису были расписаны до мелочей. Человек должен был при жизни выучить немало заклинаний, речей, а главное - знать на зубок «Исповедь отрицания», содержащую перечисление всего, что он не делал при жизни как предосудительное. Древний египтянин почти наизусть должен был знать всю «Книгу мёртвых», литературный памятник Древнего Египта, содержащий богатейшие сведения по истории, религии, правовой и этической культуре государства.  

 

В конце концов, душа праведно прожившего жизнь человека попадала в Поля Иалу, «Полях Камыша», где и происходило воссоединение с телом и начиналась блаженная загробная жизнь. Чтобы покойный мог наслаждаться отдыхом и ему не пришлось бы самому обрабатывать поля и пасти скот, в гробницу клали ушебти — деревянные или глиняные фигурки людей: писцов, носильщиков, жнецов и т. д. Богатым египтянам обычно клали в гроб 360 ушебти — по одному на каждый день года; беднякам же ушебти заменял папирусный свиток со списком 360 таких работников. Ушебти представляют интерес не только как доказательство веры египтян в реальность мифов и подтверждение их предусмотрительности, но и как первый образец бытовой скульптуры, - скульптуры, изображающей человека в момент совершения обыденных действий, - в истории изобразительного искусства.  

 

При всей странности и наивности представлений древних  египтян о жизни в загробном  царстве, заупокойный культ заслуживает  большого внимания в силу ряда причин. Во-первых, через конкретику верований  народа можно более точно почувствовать  дух культуры в целом. Во-вторых, именно специфика заупокойного культа привела к тому, что египтяне стали  первооткрывателями существеннейших  направлений, как в науке, так  и в искусстве.  

 

Египтяне были истинными  новаторами в области мумификации - искусстве создания мумий. В соответствии с их верованиями, для того, чтобы душа, Ба, сумела найти тело, в которое ей предстоит вернуться, нужно было сохранить нетленным само тело. И ученые Древнего Египта неустанно трудились над решением этой проблемы. Задача невыполнимая без существеннейших открытий в области химии, биологии, медицины и хирургии. Египтяне многое перепробовали в надежде защитить тела от разложения. Они постепенно узнали, что недостаточно вынуть из тела внутренности и залить вместо них смолу, а на месте сердца поместить вырезанного из камня священного жука-скарабея. Недостаточно вымачивать тело в содовом растворе, натроне, а потом его бальзамировать, т. е. пропитывать смесью эфирных масел и смолы. Надо еще обмотать тело воздухонепроницаемыми —для этого их пропитывали смолой и мастикой — полотняными полосками, бинтами, так, чтобы не было видно даже лица. Только в этом случае тело превращалось в неразлагающуюся мумию.  

 

Большие надежды  возлагались и на каменные сооружения, хранящие и защищающие мумию. Насколько  прочна гробница, столь же длительное время будет существовать и нашедшая себе в ней пристанище душа. Наивнейшие представления привели к созданию восхищающих и по сей день шедевров архитектуры. Среди них особой известностью пользуются пирамиды в Гизе. Каким образом древним египтянам удалось создать столь грандиозные сооружения, не разгадано до сих пор.  

 

Возьмем, например, самую большую пирамиду - пирамиду фараона Хуфу (по-гречески — Хеопса), возведенную около 2600 года до н.э. На ее постройку пошло около 2 миллионов 300 тысяч каменных блоков и плит. Каждая сторона пирамиды имеет ширину в 232,5 метра (сейчас — 230), высоту в 146 метров (сейчас 137). Грани её повернуты к четырем сторонам света. Каменные блоки вытесаны, отшлифованы и подогнаны таким образом, что их углы и кромки безупречно совпадают. Пирамиду в свое время венчала высеченная из красного гранита верхушка, она была облицована тонко отшлифованными облицовочными плитами из белого известняка. Вряд ли сегодня возможно построить что-либо подобное.  

 

Пирамида Хефрена известна расположенным неподалеку от неё сфинксом, скульптурным изваянием фантастического существа с головой человека и телом льва. По одной из версий - это страж гробницы, имеющий лицо «утомившегося» фарарона. Сфинкс - один из традиционных типов древнеегипетской скульптуры. Существуют портретные изображения и других фараонов в обличий сфинксов, а в Луксоре находится целая галерея сфинксов, которых Гегель воспринимал как своеобразный символ древнеегипетского величия и загадочности.  

 

Однако, первой из шестидесяти с небольшим дошедших до нас пирамид, была пирамида фараона  Джосера. Автором ее проекта являлся Имхотеп, сановник фараона Джосера, сведущий во многих науках, но прославившийся больше всего как врач и зодчий. Это шестиступенчатая, прямоугольная, высотой в 60 метров пирамида, точнее, шесть поставленных одна на другую уменьшающихся к верху мастаб. И хотя, в ее конструкции для современного человека ничего загадочного нет, уровень познаний Имхотепа и его помощников в области геометрии и математики, в равной степени, как и дерзновенность замысла, удивляет и сегодня.  

 

Впоследствии, от пирамид  отказались вообще. Какое-то время строили  более дешевые одноступенчатые мастабы (гробницы не пирамидальной формы, построенные в виде бруса с наклоненными к центру стенами), но и они не во всем устраивали из-за частых попыток ограбления. На стенах одной из мастаб было обнаружено Увещевание, адресованное «живым, пребывающим [еще] на земле». «Утомившийся» обещал живому заступничество перед богами в случае благожелательного отношения к нему, в противном же случае угрожал судом перед «великим богом" или даже обещал «свернуть шею» или навлечь несчастья на земле. Судя по тому, что в дальнейшем египтяне стали вырубать помещения для захоронений в скалах или же непосредственно в земле, таким образом, чтобы гробницу было трудно отыскать, увещевания вряд ли спасали гробницы от грабителей.  

 

Наиболее важным вкладом древних египтян в  науку следует считать медицинские  знания. Древнеегипетский врач был  одновременно жрецом и магом, что  характерно для Ближнего Востока, где  не было резкой границы между медициной  и религией. Но именно в Древнем  Египте впервые в мировой истории  возникла реальная медицина в современном  значении этого слова, опирающаяся  на точные знания функций всех органов  человеческого тела и возможностей их восстановления. Благодаря этому  египтяне уже умели делать хирургические  операции. Египетские бальзамировщики  по сути дела являлись современными патологоанатомами. Первопричина же всех достижений в  области медицины коренится в  необходимости при создании мумии  освобождать тело от быстроразлагающихся  внутренних органов, а, следовательно, - производить вскрытие тела, что  категорически запрещалось многими  другими культурами вплоть до Нового времени.  

 

Из заупокойного культа родилось и искусство портрета, как живописного, так и скульптурного. Портрет в дальнейшем стал одним из главных направлений в изобразительном искусстве. Первоначально подразумевалось точное воспроизведение внешнего облика человека. Подобное отношение к задачам портрета, порождённое культовыми особенностями культуры Древнего Египта, оставалось незыблемым вплоть до начала XX века. Египтяне, хотя и доверяли бальзамировщикам, но все же хотели обезопасить себя и закрыть лицо заупокойной маской, точнейшим образом передающей его черты. Уже при жизни начиналась подготовка погребальной маски. С лица живого человека снимался слепок, затем изображение отливалось из металла, и далее художники «оживляли» лицо, используя цветную эмаль и инкрустацию полудрагоценными камнями. Достаточно посмотреть на погребальную золотую маску фараона Тутанхамона, чтобы оценить реалистичность древнеегипетского портрета. До египтян портретное искусство хотя и существовало, но имело гораздо более условный характер.  

Информация о работе Верования Древних Египтян