Версаль: грандиозный синтез дворца и парка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 14:52, реферат

Описание работы

Абсолютизм в качестве государственной системы выступает носителем разумного начала в культуре и искусстве, предоставляя широчайшие возможности художественной реализации высоких идеалов рационализма в формах невиданного еще великолепия резиденции короля-Солнца. Так создается Версаль идеальное воплощение абсолютизма в архитектуре и высокий примет устремления архитектурного гения нации к созданию совершенных форм мира природы в соответствии с законами человеческого разума.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………2
1. Версаль как символ абсолютной монархии во Франции…………3
1.1 История строительства Версаля…………………………………3
2. Версаль: грандиозный синтез дворца и парка…………………….5
2.1 Архитектурно-художественная композиция Версальского дворца: путешествие по залам………………………………………5
2.2 Триумф строгости: сад "по-французски". Планировка и художественное убранство Версальского парка…………………11
2.3 Трианоны: неофициальные "семейные" резиденции королей..14
Заключение……………………………………………………………16
Список литературы…………………………………………………17

Файлы: 1 файл

Версаль.docx

— 64.03 Кб (Скачать файл)

Кабинет Государственного Совета, завершая Королевские покои, открывает вход во Внутренние покои  короля. При Людовике XIV, они состояли из нескольких салонов и кабинетов, которые, за исключением бильярдного  зала, представляли собой настоящий  частный музей. Лишь избранные гости, ученые или артисты имели почетное право любоваться шедеврами личных коллекций монарха.

Когда, в 1738 году Людовик XV распорядился устроить на месте бильярдного  зала свою спальню, комнаты Внутренних покоев были перераспределены: в первой передней разместился кабинет для  охотничьих собак, во второй - кабинет  с часами, а в кабинете - Внутренний кабинет Короля.

Открывает Внутренние покои Спальня Людовика XV. Альков в ней когда-то отделенный позолоченной балюстрадой и обтянутый шелковой камчатой тканью с золотыми броше, - это последний сохранившийся предмет из "летнего гарнитура" Людовика XVI.

Над дверьми - портреты дочерей Людовика XV - Елизаветы, Генриетты  и Аделаиды, выполненные художниками  живописной школы Наттье; ранее на их месте находились картины Тициана, Антонио Моро, Рубенса и Ван Дейка.

10 мая 1774 года  в этой комнате скончался Людовик  XV.

Кабинет охотничьих собак. Это - первая передняя Внутренних покоев короля. Создание ее относится  к 1738 году. Название кабинета происходит от ниш, в которых отдыхали любимые  собаки Людовика XV. Для декора Габриель использовал деревянный декор бильярдного  зала Людовика XIV.

Столовая "Возвращений  с охоты" в 1750 году заменяет находящиеся  здесь банные кабинеты Людовика XV. В  этой столовой, по возвращении с  охоты монарх ужинал с избранными гостями. В действительности этот зал  входит в Кабинеты Короля, а не в  его Внутренние апартаменты.

Северное крыло  второго этажа Версальского замка  замыкает Королевская опера. Музыка всегда присутствовала в жизни Версаля. Появление и расцвет французской  оперы тесно связаны с эпохой Людовика XIV, и можно только удивляться столь позднему строительству оперного зала в версальском дворце.

До постройки  существующей ныне Королевской оперы

в Версале неоднократно устраивались временные залы для  спектаклей. В 1700 году один из них был  устроен в вестибюле Принцев  крови. В бытность мадам де Помпадур в Малой галерее, а затем на Посольской лестнице, были оборудованы  театральные залы. Местом проведения больших празднеств служили также Манеж и Большая конюшня.

Залы эпохи Революции. Четыре зала, расположенные в аттике Шимей, посвящены первым событиям Революции, которые произошли в Версале. Одно из основных произведений экспозиции - большой эскиз картины "Клятва Же де Пом", выполненный Давидом. Здесь также не забыты события 1792 года: Карто написал большой портрет Людовика XVI, наделенного полномочиями конституционного монарха, а Берто изобразил штурм дворца Тюильри, который состоялся 10 августа 1792 года.

На незаконченном  Куршанским портрете Марии Антуанетты и сегодня заметны следы от уколов штыком, нанесенные ворвавшимися в замок вооруженными мятежниками.

Залы Консульства  и Империи. Луи-Филипп собрал в Версале  практически все полотна, заказанные Наполеоном I для прославления собственных  побед. И вряд ли потому, что потомок  Людовика XIII испытывал безграничную любовь к Империи, но из чувства справедливости и, признавая историческое значение произведений, которые хранились  в запасниках с момента второго  отречения Наполеона I. Рассматривая события имперской эпохи в  одном ряду со всеми другими периодами  истории Франции, он одновременно надеялся нейтрализовать оставшихся в живых  деятелей этой бурной эпохи.

Залы Южного флигеля  хранят память о грандиозном проекте  Короля - "Гражданина". Последние  работы в аттике позволили точнее восстановить хронологию событий эпохи  Империи.

Залы XIX века. Музей  истории Франции постоянно пополнялся свои коллекции и после 1848 года, независимо от политического режима. В XIX веке под  экспозиции отводятся залы аттики северного  крыла со стороны парка, а вместе с ними - семь больших залов на втором этаже этого же корпуса, выходящих  окнами на улицу Резервуар и внутренние дворы.

На фоне обширной панорамы исторической живописи, которую  государь задумал в целях примирения своих подданных, особенным стилем выделяются работы современных художников.

Кроме портретов  политических деятелей Франции и  членов их семей, мы находим в залах XIX века полотна, отражающие колониальные завоевания, а также портреты писателей, таких как Ламартин или Виктор Гюго.

2.2 Триумф строгости: сад "по-французски". Планировка и художественное  убранство Версальского парка

 

Когда с 1661 года молодой  Людовик XIV стал регулярно приезжать  в Версаль, он, прежде всего, занялся  устройством садов. Для этого  король обратился к Андре Ленотру, известному в то время парковому архитектору. В 1664 году сады были закончены, и король дает в них свой первый праздник под названием "Наслаждение волшебного острова"3.

Дворец Версаля  немыслим без его парка. Его планировка имела свои прообразы в барочных садах Италии и Голландии. Осевая композиция парка нашла себе применение уже в Во-ле-Виконт. Новым в Версале было единство пространственного замысла, которое соединяло единственной магистралью дворец и парк и придало подчиненное значение всем сопряженным с нею координатам.

Это парк создан замечательным  мастером Ленотром. Он совершил путешествие в Италию и ознакомился с образами парков барокко. В своих садах и парках Ленотр последовательно проводит принципы классицизма - регулярность, строгую симметрию, ясность композиции. По взглядам Ленотра дворец должен быть хорошо обозреваем и окружен воздухом. От центра дворца должна идти главная аллея, ось симметрии парка. Уходя в бесконечность, она должна сливаться с далью. Ленотра увлекает беспредельное раскрытие пространства. Главную аллею пересекают поперечные аллеи, образующие прямоугольные или квадратные участки боскетов. Перед зданием должны быть разбиты на террасах хорошо обозримые партеры и бассейны с водой. Кладя в основу композиции эти принципы, Ленотр создает поражающие по размаху и грандиозности парки, сравнимы только со строительством городов.

Именно здесь  получила наиболее полное выражение  знаменитая "схема Ленотра", которую можно попытаться выразить упрощенной формулой: от естественной природы к архитектуре, затем к искусству сада и, в завершение, вновь к природе.

Ленотр не забывал и о садах, плодовых, хозяйственных огородах. Как истинный художник, он и здесь заботился об эстетической стороне дела, не отрывая пользу от красоты.

Прежде всего, поражают сами масштабы ансамбля. Протяженность  парка с главным каналом, серией газонов, водных партеров, фонтанов, открытых и замкнутых парковых площадей составляет около трех километров. Только так  называемый "малый парк" между  дворцом и началом большого канала протянулся на 850 метров. Общая площадь  парка равна 1738 гектарам. Неудивительно, что количество приглашенных на праздники  здесь достигало фантастической цифры - 200 тысяч человек.

План Версаля  прекрасно обозрим благодаря  искусственно выровненной почве  и открытой планировке. Вид с дворца - главный на версальскую панораму, но есть и другие точки зрения, откуда раскрывается перспектива сада.

Путем умелой посадки  и стрижки деревьев Ленотр воспроизвел в живом материале четкие и ясные архитектурные объемы, сделав впервые парковое искусство трехмерным. Он создает стены стриженых деревьев, посаженных друг к другу без просветов, подобно сплошному ряду домов, как бы создавая пространство улицы.

Версальскому дворцу и парку дана западная ориентация, с тем, чтобы заходящее солнце отражалось в водной поверхности  большого канала.

Веерная композиция положена в основу парка. Ленотр создал три сходящихся луча. Оптимальное число три, примененное в композиции, определяет парк из трех частей: партеров перед дворцом, боскетов по обеим сторонам главной оси и массива свободно растущей зелени, группирующейся около большого канала, который в 1671 году получил форму креста.

Для устройства водных партеров и фонтанов был сооружен акведук, поставляющий воду для Версаля  из Кланьи, рек Жуин и Лаура.

В Версале всюду  царит строгая закономерность, порядок  и симметрия. Но статика архитектурных  форм Версаля не означает его внутренней застылости и мертвенности. Планировка парка задумана как нечто неподвижное для того, чтобы не препятствовать движению человека. Версальский парк предполагает движение зрителя. Именно в движении раскрывается последний смысл планиметрической схемы, видимой с верхних балконов" [6; 97].

Своеобразная открытость, незамкнутость ясно выражены в композиционном замысле. Зритель поминутно оказывается на перекрестках лучевых аллей, которые раскрывают перед ним заманчивые дали. По мере удаления от дворца отрезки отдельных частей планировки становятся крупнее, просторы все шире. Эта "обратная перспектива" рождает впечатление возрастания пространственного ритма.

Но главный композиционный эффект, поражающий каждого внимательного  и неторопливого зрителя, - так  называемая "Светящаяся ось" - канал, направленный на северо-запад и освещаемый по вечерам заходящим солнцем. Благодаря большой протяженности канала, воздушной и линейной перспективам и особому способу посадки деревьев полоска воды как бы уходит в бесконечность, сливается с горизонтом. Нет сомнений, что Ленотру удалось здесь полностью выполнить "социальный заказ" абсолютного монарха. Причем существует мнение, что солнце опускается в воды канала с наибольшей точностью именно в день рождения короля".

Искусство Версаля  имеет зрелищный характер. Оно  раскрывает свое истинное призвание  именно во время больших торжеств, когда королевское великолепие  проявляется во всей своей гармонии. Тогда предмет уступает место  ансамблю, а красота формы - совершенству мгновения. Интересно, что в начале, как и в Во-ле-Виконт, в Версале центральную часть дворца предполагалось увенчать куполом, но от этой идеи отказался уже Лево. Горизонталь позволила подчинить дворец линиям парка, включить его в композицию парковой планировки. Горизонталь доминирует в членениях фасадов, в которых ни центральная часть, ни вход почти не выделяются из плоскости стен. Горизонталь является основной темой архитектуры и парка, и дворца.

Внизу за водным партером можно остановиться и полюбоваться бассейном "Вакх" (см. приложение №2), бассейном Латоны, ящерицами, балюстрадами и пр. Черпая вдохновение в "Метаморфозах" Овидия, братья Марси, авторы скульптур, украшающих этот фонтан, иллюстрировали античный миф о матери Аполлона и Дианы: соблазненная Юпитером Латона родила двух близнецов Аполлона и Диану. Однако ей пришлось испытать на себе проклятие Юноны, супруги Юпитера. По первоначальному замыслу братьев Марси законченная в 1670 году скульптурная группа Латоны с детьми была установлена на небольшой скале лицом к замку, т.е. лицом к королю. В период с 1687 по 1689 годы Ж. Ардуэн-Мансар изменил расположение фонтана и придал ему современный вид.

За партером Латоны на 335 м в длину и 64 м в ширину раскинулся Зеленый газон (иначе называемый Королевской аллеей или Зеленым ковром). С него взору открывается вся перспектива Большого канала. С двух сторон эту длинную аллею обрамляют двенадцать статуй и столько же ваз. Большинство из них выполнены в XVII веке в Риме учениками Французской Академии Художеств.

Зеленый газон плавно спускается к вырытому в 1636 году бассейну, который был перестроен в эпоху  Людовика XIV. В 1671 году здесь установили замечательный скульптурный ансамбль из свинца работы Тюби, представляющий Аполлона в колеснице, запряженной четверкой лошадей, и в окружении тритонов и других морских чудовищ (Бассейн Аполлона).

За ним простирается Большой канал, который строился почти тринадцать лет. Длина канала - 1650 м, ширина - 62 м, длина поперечного  канала составляет 1013 м. Король с придворными  часто катался здесь на лодках и на кораблях, которые были подарены Венецианской республикой французскому монарху в 1674 году. Венецианские гондольеры жили рядом с Большим каналом  в местечке, названном впоследствии малой Венецией.

С центральной террасы  и Водного партера спустимся  на несколько ступеней к Северному  партеру, обустроенному в 1664 году. Декоративное убранство как дворцовых фасадов, таки фонтанов всецело посвящено  водным божествам. Партеры украшены бассейнами Короны, в которых "плавают" свинцовые тритоны и сирены, когда-то блиставшие позолотой, - это произведения Тюби и Ле Онгра. В конце центральной аллеи находится фонтан "Пирамида" работы Жирардона, состоящий из четырех мраморных чаш, поставленных одна на другую, чаши поддерживают свинцовые тритоны, дельфины и раки. Вниз от "Пирамиды" в направлении к бассейну Нептуна плавно спускается Водная аллея, иначе называемая аллеей Смешных мальчуганов. В самом начале этой аллеи находится "Купальня нимф", шедевр Жирардона. Фонтан прямоугольной формы, в который каскадом стекает вода, украшен барельефами из свинца, на которых изображены купающиеся Нимфы.

Водная аллея  упирается своим полукруглым  краем в бассейн Дракона, символизирующий  миф о схватке Аполлона со змеем  Питоном, в которой Аполлон побеждает  Питона; змей окружен дельфинами, вооруженными луком и стрелами амурами, храбро восседающими на спинах лебедей. Главная струя этого фонтана поднимается на высоту 27 метров. Скульптуры, которые можно видеть сегодня, являются копиями основательно пострадавших от времени и непогод оригинальных композиций братьев Марси.

Построенный под  руководством Ленотра в 1679-1681 годах бассейн Нептуна был закончен в царствование Людовика XV в 1738 году с некоторыми изменениями, внесенными архитектором Жак Анжем Габриелем. Двумя годами позже была установлена скульптурная группа "Нептун и Амфитрита", работы Адама Ламбера-Сигизберта.14 августа 1741года Людовик XV торжественно открыл фонтан, и многочисленные гости смогли восхититься игрой его 99 бьющих струй.

Оранжерея, над которой  расстилается Южный партер, была построена  в период с 1684 по 1686 годы архитектором Ардуэном-Мансаром. Она заменила прежнюю оранжерею, сооруженную по проекту Лево. Помимо главных аллей в Версальском парке существуют укромные рощи или боскеты, которые служили местом пышных празднеств, устраивавшихся во дворце.

Боскет Королевы создается в современном виде в 1775-1776 годы в результате пересадки  парка, осуществленной по приказу Людовика XVI. Его планировка выполнена в  соответствии с принципами парков "английского" типа на месте находившегося здесь  прежде знаменитого Версальского садового лабиринта; этот лабиринт, состоящий  из многочисленных узких аллей, скрывающих 39 фонтанов, был разбит в 1666 году по проекту Ленотра. Но, к сожалению, этот восхваляемый во всех путеводителях XVII века уголок постепенно пришел в запустение и был уничтожен в 1774 году.

Информация о работе Версаль: грандиозный синтез дворца и парка