Версаль: грандиозный синтез дворца и парка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 14:52, реферат

Описание работы

Абсолютизм в качестве государственной системы выступает носителем разумного начала в культуре и искусстве, предоставляя широчайшие возможности художественной реализации высоких идеалов рационализма в формах невиданного еще великолепия резиденции короля-Солнца. Так создается Версаль идеальное воплощение абсолютизма в архитектуре и высокий примет устремления архитектурного гения нации к созданию совершенных форм мира природы в соответствии с законами человеческого разума.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………2
1. Версаль как символ абсолютной монархии во Франции…………3
1.1 История строительства Версаля…………………………………3
2. Версаль: грандиозный синтез дворца и парка…………………….5
2.1 Архитектурно-художественная композиция Версальского дворца: путешествие по залам………………………………………5
2.2 Триумф строгости: сад "по-французски". Планировка и художественное убранство Версальского парка…………………11
2.3 Трианоны: неофициальные "семейные" резиденции королей..14
Заключение……………………………………………………………16
Список литературы…………………………………………………17

Файлы: 1 файл

Версаль.docx

— 64.03 Кб (Скачать файл)

Исполненные по эскизам  Лебрена фонтаны "Осень" и "Зима" посвящены Бахусу и Сатурну, а фонтаны "Весна" и "Лето" - флоре и Церере. В 1668 году в честь "Большого королевского дивертисмента" на месте фонтанов "Осени", "Зимы" и "Лета" были установлены временные театры. Самым пышным из них был театр, сооруженный Карло Вигарини, в котором сыграли пьесу Мольера и Люлли "Празднества Любви и Бахуса". Зал был рассчитан на 1200мест, сцена 12-ти метровой ширины была освещена хрустальными люстрами с тремястами свечами.

В северной части  парка, между "Зеленым кругом" и "Звездой", в некотором отдалении  от проторенных аллей, укромно расположился круглый фонтан, в середине которого возвышается каменная отмель. Это - "Детский остров", шедевр свежести, появлением которого мы обязаны скульптору Арди. На камнях играют с цветами шестеро обнаженных детей, поодаль - двое других забавляются в воде фонтана. Выражение тел и лиц, проникнутое нежным весельем, приводит в изумление посетителей, случайно набредших на этот затерявшийся в зелени парка боскет.

2.3 Трианоны: неофициальные "семейные" резиденции королей

 

Трианоном называлась деревня, которую Людовик XIV приобрел в 1668 году с намерением построить  здесь павильон для легких трапез; построенный в 1670 году архитектором Лево павильон был украшен сине-белой  фаянсовой плиткой, имитирующей  дельфтский фаянс, по которой павильон назвали Фарфоровым Трианоном.

За павильоном было сложно ухаживать, к 1687 году он пришел в непригодное состояние, и Король решает заменить его настоящей резиденцией. Архитектор Мансар построил здесь дворец, называвшийся по своему декору Мраморным Трианоном и дошедший до наших дней под названием Большой Трианон.

Людовик XV поздно проявил  интерес к Большому Трианону, и  только в 1750 году для короля и мадам  де Помпадур были перестроены бывшие покои мадам де Ментенон. Во времена Людовика XVI дворцом стали пользоваться реже, отдавая предпочтение Малому Трианону, который был построен в 1762-1768 годы, когда монарх пожелал иметь в своем распоряжении небольшой уютный дворец.

Левое крыло Трианона. В 1687-1691 годы в левом крыле Большого Трианона размещалась часовня, вестибюль  и буфетные комнаты, в которых  подавались напитки.

В 1691 году Людовик XIV распоряжается обустроить здесь  апартаменты, а в 1703 году сюда въезжает его сын Дофин или как его  называли Монсеньор. В течение всего XVIII века эти апартаменты предназначались  ему. Лишь после Революции, в 1805 году, апартаменты были перестроены для  матери Наполеона I, а в 1810 году - для  Императрицы Марии Луизы.

Правое крыло  Трианона. В правом крыле располагаются  две параллельные анфилады комнат, одна из которых обращена к верхнему партеру, другая - в сад Короля. В 1691-1698 годы в первых комнатах располагались  апартаменты Людовика XIV, а после  него - герцогини Бургундской (матери Людовика XV), которая скончалась в 1712 году. После этого в этих помещениях оборудуются апартаменты для  приемов.

Комнаты, выходящие  в Сад Короля, неоднократно меняли владельцев: сначала их занимала мадам  де Ментенон, затем - Людовик XV и, наконец, мадам де Помпадур. Отведенные под королевские покои при Людовике XVI, они перестраиваются при Наполеоне I, который устроил в них внутренние покои; при Луи-Филиппе в них проживали принцессы Луиза и Клементина.

Сады Большого Трианона. По замыслу Людовика XIV, сады вокруг Трианона, как и во всех его резиденциях, были призваны выполнять главенствующую роль. Несмотря на плохой уход на протяжении XVIII века, сады Большого Трианона сохраняют, в общих чертах, планировку, продиктованную вкусами эпохи создания Фарфорового  Трианона. (1670-1687 гг.) и художника - пейзажиста Лебуто (племянника Ленотра). В 1687 году, в период реконструкции Трианона, Ленотр полностью меняет планировку садов и занимается этим вплоть до своей смерти в 1700 году. Многочисленные боскеты остались тогда незаконченными, над завершением проекта работал Мансар. Лишь в 1704 году устанавливаются свинцовые статуи, которые чаще всего перевозятся в Трианон из постепенно приходящих в запустение версальских боскетов.

Аллея ведет нас  от Плоскодонного бассейна к боскету  Водного круга, располагающегося на оси Садового салона. Позади "Водного  круга", на оси крайнего павильона  Лесного Трианона, возвышается "Водный буфет" со ступенчатыми чашами выполненными Мансаром. Построенный из белого каррарского и красного лангедокского мрамора бассейн украшен скульптурами Ван Клева, Мазьера, Ле Онгра, Пуарье и Арди, навеянными легендой о Нептуне и Амфитрите. Это единственная в Трианоне композиция на мифологический сюжет.

Проходя от "Водного  буфета" через "Зеленый зал" и Каштановую рощу, мы вновь возвращаемся к Лесному Трианону. Параллельно  оси галереи и симметрично "Подкове" расположен "Зал Античного искусства" или "Амфитеатры". Здесь сохранился полукруглый бассейн, окруженный четырьмя нимфами и 25 бюстами - копиями с  античных моделей.

Пройдя до конца  Лесного Трианона, где находится  фигурный бассейн, украшенный скульптурами животных (возможно работы Марси), мы попадаем во вторую половину садов Трианона. Расположенный в углу между Галереей и флигелем Лесного Трианона сад "Родники" свидетельствовал об изменении вкусов в садово-парковом искусстве, которое уже при Людовике XIV тяготело к английскому типу. К сожалению, 1776 году "Родники" сносят, а на их месте разбивают обыкновенный партер. Единственно сохранившимся памятником того времени является композиция Марси "Амур верхом на дельфине" (1704 г).

За ним раскинулся бывший королевский сад, который  когда-то был отделен стеной. Несмотря на плохой уход в течение XVIII века, он сохранил свой первоначальный облик.

Малый Трианон. В 1761 году мадам де Помпадур подсказывает Людовику XV идею о строительстве  дворца во Французском саду. Проект поручается Габриелю, а уже в 1768 году торжественно открывают Малый Трианон (см. приложение № 3).

Этот шедевр неоклассической  архитектуры является, без сомнения самым совершенным творением  Габриеля. Расположенное на квадратной площадке здание опирается на цоколь, над ним высится этаж и аттик, который завершается балюстрадой, скрывающей крышу на итальянский  манер. Из-за неровностей рельефа, цокольный  уровень виден только со стороны  фасада, выходящего в Парадный двор, а также со стороны Храма Амура. Фасады украшены пилястрами и мощными  коринфскими колоннами.

Начиная с периода  правления Наполеона III, второй этаж полностью посвящается памяти Марии  Антуанетты. Постепенно залы заполняются мебелью ее эпохи, которую перевозят из других залов и с мебельного склада в Трианоне для того, чтобы восстановить обстановку, характерную для периода пребывания Королевы в этом маленьком дворце. Живописные полотна во дворце сохранились с периода царствования Людовика XV.

В старых покоях Короля, занимающих помещения в аттике, реставрируется обивка, вытканная заново по моделям XVIII века, а также устанавливается  мебель, принадлежащая ранее монархам или принцам.

В других залах собраны  коллекции XIX века, сохранившиеся в  Малом Трианоне. Это, прежде всего  мебель, заказанная для Марии Луизы  или герцогини Орлеанской, которые  в свое время имели возможность  насладиться комфортом этого  замка, но память об их пребывании в  Трианоне несколько стерлась.

Французский павильон. В 1750 году архитектор Габриель возводит Французский павильон. Людовик XV любил  здесь отдыхать после визитов  зверинца, которые он лично сопровождал. Крестообразной формы павильон состоит  из 4 кабинетов, лучами отходящих от центрального круглого салона. Снаружи  павильон прост и очарователен, фигурные фасады оригинальны, сверху надстроена балюстрада, украшенная фигурами детей  и вазами с цветами.

Театр Марии Антуанетты. В 1780 году архитектор Мик заканчивает строительство театра, расположенного рядом с Малым Трианоном. Внутреннее убранство созвучно декору Версальской оперы. Здание имеет продолговатую форму, сцена украшена монограммой Марии Антуанетты. Несохранившийся плафон был расписан Лагрене, на нем были изображены Аполлон, Музы и Грации; сегодня можно видеть лишь его копию.

Ферма Марии Антуанетты. Во второй половине XVIII века получают широкое распространение идеи Жан-Жака Руссо о необходимости возврата "к нетронутой природе". Эти новые идеи навеяли желание построить в Трианоне ферму - некую идеальную деревню, раскинувшуюся по берегам Большого озера. В 1783-1785 годы Мик строит двенадцать домиков. Обходя озеро слева, мы сначала видим сыроварню и башню Мальбрука, в цокольном этаже которой находится рыбацкий цех. Недалеко находится место, где ранее стояли помещения для молочного производства и амбара, которые использовали также в качестве бального зала. Затем мы проходим мимо домика охраны и голубятни. Пройдя по мостику, мы приближаемся к бильярду, который соединяется с Домом Королевы галереей. Наконец появляется будуар, иначе называемый Домиком Королевы, и мельница. Изящный внутренний декор домиков Фермы контрастирует с простотой их внешних фасадов. В некотором отдалении от Фермы находилась самая настоящая ферма: "здесь высаживали огороды, обрабатывали поля, подрезали деревья и выращивали ягоды и фрукты. Из окон своего Дома Королева могла видеть осла, везущего на мельницу пшеницу, - так нам рассказывает о Ферме Пьер де Ноляк. А мадам де Кампан добавляет: "прогулки по всем отделениям Фермы, дойка коров, ловля рыбы в озере доставляли Королеве истинное удовольствие"

Заключение

 

Версаль предстает  перед нами грандиозным ансамблем. В строительстве выражены идеи прогрессивной  для своего времени централизованной монархии, покончившей с феодальной раздробленностью государств и объединившей Францию. Социальная перестройка была связана и с ее хозяйственным  развитием. Эти хозяйственные успехи Франции, передовой страны XVII века, отразились и в самой технике  строительства Версаля.

Проходя по Версалю, мы пересекаем несколько столетий истории, прославленных именами великих  мастеров. Достаточно назвать наиболее знаменитых из них: Мольер, Расин, Люли, Лафонтен, Делаланд, не считая многочисленных художников и скульпторов, украшавших дворец и сады. Все они подарили Версалю свои лучшие творения. Но каждый из них стремился к сохранению единого замысла и поддержанию идеи объединения, которую утверждал абсолютизм. Этому можно найти множество подтверждений. Например, стройность внешнего облика дворца, несмотря на несколько архитекторов и строительных периодов. Есть мнение, что вследствие участия многих мастеров архитектура Версаля носит в настоящее время разнородный характер, тем более что строительство Версаля (от возникновения охотничьего замка Людовика XIII и до устройства батальной галереи Луи Филиппа) продолжалось около двух веков (1624-1830).

Несмотря на четкий план, лежащий в основе, отдельные  части этого ансамбля далеки от полного  единства. В особенности разнообразна в стилистическом отношении архитектура  фасадов дворца, обращенных к городу. Замысел читается и в анфиладном принципе интерьеров, использованном для большинства внутренних помещений.

Ансамбль Версаля, в котором пространственный размах барокко сочетается с характерной  для классицизма рациональностью  построения, оказал определяющее влияние  на развитие градостроительства и паркового  искусства многих европейских стран.

Именно эта королевская  резиденция стала поворотным пунктом  в превращении традиционного  садово-паркового искусства, понимаемого  лишь как мастерство создания локальных  и предназначенных для крайне ограниченного круга привилегированных  лиц садов и парков в то, что  сейчас называют "ландшафтной архитектурой".

Главная особенность  Версальского парка, созданного Ленотром - грандиозность общей перспективы, многообразная и тщательная разработка каждой части, и в то же время целостность, подчиненная общему архитектурному плану.

 

 

Было бы ошибкой  считать Ленотра основателем регулярного принципа планировки садов. Ведь, не говоря уже об итальянских садах в стиле барокко - таких, как виллы Д'Эсте, Ланте, Капрарола, - в самой Франции геометрически распланированные сады появились за два века до него. В истории садово-паркового искусства известны имена многих мастеров XVI-XVII веков (Серсо, Буассо, Молле), которые создавали прекрасные цветочные партеры, трельяжи, аллеи, зеленые "стены" и "залы", каналы и другие элементы классического сада при замках и дворцах. Однако они еще не объединялись в целостный и пространственно развитый ансамбль, где ландшафтная составляющая не просто дополняет дом, а выступает с ним как бы на равных. Именно после Андре Ленотра стало возможным говорить о появлении нового уровня и качества территориального планирования, о появлении архитектурно-ландшафтных систем невиданных ранее масштабов, протяженностью не в десятки и сотни, а в тысячи метров.

В парке проявляется  удивительный синтез скульптуры с окружающей природой и архитектурным пространством.

Прославление абсолютизма - такова была идеологическая программа, которой должен был следовать  Ленотр. Однако художественное содержание в его творчестве было значительно глубже, чем одна эта тема, оно приближалось по своему философскому уровню к содержанию лучших произведений классицизма этого времени в живописи, поэзии, музыке и других видах искусств.

Список литературы

http://ru.wikipedia.org

http://www.chateauversailles.fr/homepage

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Версаль: грандиозный синтез дворца и парка