Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 16:41, реферат
Понимание и ценностное восприятие Византийской империи в русском самосознании
допетровского времени и, с другой стороны, в идеологии XIX—XX вв. — очень
существенно, даже принципиально расходятся. Говоря кратко и просто, до XVIII
века Византия воспринималась на Руси — в общем и целом — в самом положительном
духе, а в последующее время для наиболее влиятельных идеологов характерно
негативное отношение к ней.
Введение. 3
1. Русь и христианство. 4
2. Византия, крестоносцы и варвары. 5
3. Взаимоотношения Руси и Византии. 7
4. Византия и Запад. 9
Заключение. 16
каганату; именно по его инициативе и было отправлено к хазарам посольство его
великих учеников св. Кирилла и Мефодия).
Св. Фотий свидетельствовал, что в июне 860 года Константинополь "едва не был
поднят на копье", что русским "легко было взять его, а жителям невозможно
защищать", что "спасение города находилось в руках врагов и сохранение его
зависело от их великодушия... город не взят по их милости" и т. п. Фотия даже
уязвило, как он отметил, "бесславие от этого великодушия". Но так или иначе
23 июня жители Константинополя неожиданно "увидели врагов... удаляющимися, и
город, которому угрожало расхищение, избавившимся от разорения".
Впоследствии, в XI веке, византийские хронисты, не желая, по всей вероятности,
признавать это русское "великодушие", выдумали, что будто бы буря по
божественной воле разметала атакующий флот (эта выдумка была воспринята и нашей
летописью). Между тем очевидец событий Фотий недвусмысленно сообщает,
что во время нашествия русских "море тихо и безмятежно расстилало хребет свой,
доставляя им приятное и вожделенное плавание".
Позже патриарх Фотий писал, что "россы" восприняли "чистую и неподдельную Веру
Христианскую, с любовью поставив себя в чине подданных и друзей, вместо
грабления нас и великой против нас дерзости, которую имели незадолго"
Правда, это свершившееся в 860-х годах приобщение русских христианству не
было широким и прочным; действительное Крещение Руси совершилось только через
столетие с лишним. Но речь сейчас идет о другом — о том, что можно назвать
"архетипом", изначальным прообразом отношения Руси к Византии. Нелегко или
даже невозможно дать вполне определенный ответ на вопрос, почему в 860 году
русские, уже почти захватив Константинополь, по своей воле сняли осаду и
вскоре — пусть пока в лице немногих — обратились к религии византийцев. Но во
всяком случае ясно, что в IX веке русские вели себя в отношении Второго Рима
совершенно иначе, чем западные народы в V веке в отношении Первого и в ХIII-м
— Второго Рима.
Могут напомнить, что после 860 года Русь не раз вступала в военные конфликты
с Византией (походы Олега и Игоря, затем Святослава и, наконец, в 1043 году —
Владимира, сына Ярослава Мудрого); однако новейшие исследования доказали, что
каждый раз дело обстояло гораздо сложнее, чем это представлялось до недавнего
времени (так, и Святослав, и Владимир Ярославич отправлялись в свои походы по
приглашению определенных сил самой Византии). В дальнейшем еще будет идти
речь об этих многообразных исторических ситуациях и их истинном значении.
Наиболее существен именно тот факт, что Запад воспринимал и поныне воспринимает иные — даже и самые высокоразвитые — цивилизации планеты только как не обладающие собственной безусловной ценностью "объекты" приложения своих сил. Это присуще мироощущению и "среднего" человека Запада, и крупнейших его мыслителей. Так, в 1820-х годах Гегель в своей "Философии истории" утверждал, что, мол, "самим Провидением" именно и только на Запад "возложена задача... свободно творить в мире, исходя из субъективного самосознания", и что-де в тех случаях, когда "западный мир устремлялся в иные страны в Крестовых походах, при открытии и завоевании Америки... он не соприкасался с предшествовавшим ему всемирно-историческим народом" (то есть
народами, имеющими "самоценное" значение в истории мира) ~ и потому имел полное
право "творить" все по-своему во всех "иных странах",— в частности, в Византии
(тут же Гегель без
каких-либо доказательств
высокообразованной Восточной римской империи... представляет нам тысячелетний
ряд беспрестанных преступлений, слабостей, низостей и проявлений
бесхарактерности, ужаснейшую и потому всего менее интересную картину"; естественно, что разбой крестоносцев получает при этом полное оправдание...).
Вместе с тем, несомненно, что лишь благодаря этому своему геополитическому
"эгоцентризму" и "эгоизму"
Запад смог сыграть
было бы заведомо неправильным воспринимать его роль в мировой истории только
критически, только "отрицательно". Уже само по себе стремление "свободно
творить в мире, исходя из субъективного самосознания",— беря таким образом на
себя всю полноту
этой точки зрения Запад в самом деле не имеет себе равных, и его
последовательное овладение всей планетой,— до самых дальних континентов и даже
затерянных в мировом океане островков,— одно из ярчайших выражений
человеческого героизма вообще. Необходимо только сознавать, что понятие
"героическое", которое безоговорочно покоряет души юношей, вовсе не сводится к
"положительному" содержанию и отнюдь не совпадает с критериями нравственности.
Для "объектов" героического деяния оно вполне может предстать как нечто крайне
негативное.
Еще более важно понять, что, вполне обоснованно восхищаясь героикой Запада,
ни в коем случае не следует разделять его восприятие и оценку остального
мира, иных цивилизаций и культур. В высшей степени прискорбно, что в русском
самосознании Запад слишком часто и прочно представал и предстает в качестве
непререкаемой, даже единственной "меры вещей".
Западное непризнание всемирно-исторической ценности всего "другого", "иного",
чем он сам, с особенной ясностью выступает в отношении Византийской империи.
Даже такой, казалось бы, широкий и терпимый (в сравнении, например, с
французскими просветителями, говорившими о Византии в жанре грубой брани)
западный идеолог, как Гердер, писал в своем фундаментальном трактате "Идеи к
философии истории человечества" (1782—1788), что Византия предстает в
качестве "двуглавого чудовища, которое именовалось духовной и светской властью,
дразнило и подавляло другие народы и... едва может отдать себе спокойный отчет
в том, для чего нужны людям религия и для чего правительство... Отсюда пошли
все пороки, все жестокости омерзительной византийской истории...".
Cуществование Византии имело место два столетия назад, а ныне Запад понимает
дело иначе, ибо в его идеологии в XX веке начало утверждаться представление о
равноправности или даже
равноценности различных
вроде бы действительно так: во-первых, в новейшее время на Западе было
создано немало более или менее объективных исследований истории Византии (и
других "незападных" государств), а во-вторых, западная историософия в лице
Шпенглера и Тойнби так
или иначе провозгласила
стоит напомнить, что в России это было осуществлено еще в XIX веке — в
историософии Н. Я. Данилевского и К. Н. Леонтьева).
Да, казалось бы, крупнейший представитель английской историософии Арнольд
Тойнби (1889—1975) уже в 1920—1930-х годах искупил грех западной идеологии,
утвердив представление о десятках вполне "суверенных" и равно достойных
внимания цивилизаций, существовавших и существующих на Земле, и в том числе
православных — византийской, а затем российской. Однако, при обращении к
конкретным рассуждениям Тойнби о Византии мы сталкиваемся с поистине
поразительными противоречиями. С одной стороны, британский мыслитель
утверждает, что "первоначально у православия были более многообещающие
перспективы, чем у Запада" и что Византия вообще "опередила западное
христианство на семь или восемь столетий, ибо ни одно государство на Западе
не могло сравниться с Восточной Римской империей вплоть до XV— XVI вв." (это,
в сущности, простая констатация фактов, изученных западными историками
Византии в течение XIX — начала XX вв.).
И тем не менее столь "лестные" для Византии суждения тут же по сути дела
полностью опровергаются. После первой из процитированных фраз Тойнби заявляет,
что "византийские императоры неустанно искажали и уродовали свое истинное
наследие", а в связи со второй фразой выражает решительное недовольство по тому
поводу, что уже в VIII веке византийский император Лев III "смог повернуть
православно-христианскую историю на совершенно незападный путь".
Здесь важно заметить, что, рассуждая о ряде других цивилизаций, Тойнби не
попрекает их за их явно "незападный" путь. Но о Византии он неожиданно (ведь
именно он последовательнее, чем какой-либо другой представитель западной
историософии, провозгласил равенство всех самостоятельных цивилизаций!)
начинает говорить точно так же, как те идеологи, для которых Запад — это, в
сущности, как бы единственная имеющая безусловное право на существование
цивилизация. И в заключение параграфа "Восточная Римская империя..." Тойнби
без обиняков клеймит, по его словам, "извращенную и греховную природу" этой
империи.
Объясняется все это достаточно просто. Византия была единственно прямой
соперницей Запада. Это совершенно наглядно отразилось в том, что в Х веке
(точно — в 962 году) на
Западе была провозглашена "
(то есть как бы другой "Новый Рим"), надолго ставшая основой всего западного
устройства. И впоследствии Запад (как мы еще увидим) стремился отнять у своей
восточной соперницы даже и само это имя "Римская"...
При этом соперничество складывалось сначала явно не в пользу Запада. Тойнби в
приведенном выше высказывании напомнил, что "вплоть до XV—XVI вв." Византия
"опережала" Запад... Немаловажно заметить, что Тойнби, который в
общетеоретическом плане так или иначе отказывается от прямолинейного понятия
"прогресс", не смог в данном случае преодолеть западный соблазн; ведь в
глубоком смысле Византия не "опережала" кого-либо, а развертывала свое
самостоятельное, своеобразное культурное творчество, мерить которое по шкале
"прогресса" — занятие, прямо скажем, примитивное (вот выразительный пример:
Франческо Петрарка и преподобный Сергий Радонежский были современниками, но
решать, кто кого из них "опережал" — дело не только неблагодарное, но и
просто нелепое,— хотя сопоставление этих двух личностей может многое
прояснить).
Впрочем, Тойнби говорит и о своеобразии Византии,— правда, тут же толкуя его
в сущности как "безобразие". Он сопоставляет Запад и Византию в следующем
рассуждении: "История отношений между церковью и государством указывает на
самое большое и самое серьезное расхождение между католическим Западом и
православным Востоком"; на Западе эти отношения сложились в виде "системы
подчинения множества местных государств единой вселенской церкви"
(пребывающей в Риме). Между тема Византии имело место слияние церкви и
государства,— слияние, которое Тойнби едва ли адекватно определил как
"подчинение церкви государству", ибо для истории Византии не менее характерно
и обратное — подчинение государства церкви.
Тойнби стремится представить империю, в которой было-де установлено
безоговорочное "подчинение церкви государству", как заведомо деспотическую,
всецело основанную на голом насилии. В его рассуждениях о Византии постоянно
говорится о "жестком контроле", "нещадном подавлении", "государственных
репрессиях", даже "свирепости" и т. п. Однако, поскольку ко времени создания
его историософии западные исследователи более или менее объективно осветили
фактическую, реальную историю Византии, Тойнби, явно противореча своим
собственным общим оценкам, говорит, например, что в Византии "использование
политической власти в религиозных целях было, следует отметить, весьма
тактичным по сравнению с кровопролитными религиозными войнами, которые вел
Карл Великий в аналогичной ситуации". В отличие от Византии, констатирует
также Тойнби, "западное христианство... прибрало к рукам... все европейские
земли... вплоть до Эльбы". К тому же, пишет он, "на Западе безоговорочно
считали, что латынь является единственным и всеобщим языком литургии...
Разительным контрастом этой латинской тирании выглядит удивительный
либерализм православных. Они не предприняли ни одной попытки придать
греческому языку статус монопольного" (в связи с этим стоит вспомнить, что в
IX веке св. Кирилл и
Мефодий создали славянскую
как бы продолжая их дело — русский святой Стефан Пермский создал зырянскую,
т. е. коми).
Итак, существуют два совершенно различных "представления" о Византии, одно из
которых — всецело тенденциозная западная идеологема, мрачный и нередко даже
зловещий миф о Византии, а другое — так или иначе просвечивающая сквозь этот
миф реальность византийской истории.
Исходя из фактов, Тойнби пишет, например, что "восточно-римское правительство
традиционно отличалось умеренностью". Но он же, подвергая резкой критике
византийское монашество за недостаточную "активность", противопоставляет ему