Владимир и Крещение Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 14:26, курсовая работа

Описание работы

На заре истории, религия как основная форма идеологии оказывала значительное влияние на формирование этнических, а потом и национальных культур. Благодаря именно греческому христианству, русский народ приобрёл свой неповторимый национальный характер, который зачастую играл не последнюю роль в ходе исторического процесса. Вся наша история: наши войны, реформы, режим управления государством, многочисленные революции, гражданская позиция народа - всё это прямо или косвенно можно обосновать спецификой русской души.

Содержание работы

Введение.....................................................................................................................................3
Глава 1. Владимир....................................................................................................................4 1.1 Причины принятия христианства..................................................................................7 Глава 2. Крещение Руси.........................................................................................................11 Заключение...............................................................................................................................18
Список литературы.................................................................................................................19

Файлы: 1 файл

реферат.doc история законченный.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

Негосударственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

МОСКОВСКАЯ  АКАДЕМИЯ  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

При правительстве Москвы

 

 

 

 

Факультет: Финансово-экономический

Специальность: «Менеджмент организации»

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Отечественная история»

Тема: «Владимир и Крещение Руси»

 

 

 

Выполнила студентка:

Заочная форма обучения Курс 1

Кузнецова Александра Игоревна

(подпись)

Преподаватель:

Доц., к.ист.н. Аграфонов П.Г.

(подпись)

 

 

 

Ярославль, 2008г.

План работы:

Введение.....................................................................................................................................3

Глава 1. Владимир....................................................................................................................4 1.1 Причины принятия христианства..................................................................................7 Глава 2. Крещение Руси.........................................................................................................11 Заключение...............................................................................................................................18

Список литературы.................................................................................................................19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На протяжении последних  лет интерес к церкви в России заметно возрос. Государство перестало  пропагандировать атеизм, и народ  вновь обратился к Богу. В некотором  роде, даже стало модным, быть верующим человеком.

На заре истории, религия как  основная форма идеологии оказывала  значительное влияние на формирование этнических, а потом и национальных культур. Благодаря именно греческому христианству, русский народ приобрёл свой неповторимый национальный характер, который зачастую играл не последнюю роль в ходе исторического процесса. Вся наша история: наши войны, реформы, режим управления государством,  многочисленные революции,  гражданская позиция народа - всё это прямо или косвенно можно обосновать спецификой русской души.

Все мы знаем, кто был крестителем Руси. И, как  следует из вышесказанного, выбор  Владимира Святого существенно  повлиял на судьбу русского, а также  белорусского и украинского народа. Таким образом, речь пойдет о Крещении Руси, главнейшем событии древней истории нашего Отечества. Но прежде всего, я бы хотела рассказать о крестителе Руси князе Владимире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Владимир

Владимир являлся незаконнорожденным сыном Святослава от ключницы Малуши. В детстве Владимир был отослан отцом в Новгород и тем самым оторван от княжеской семьи, от влияния со стороны бабки христианки Ольги.

На русском  Севере среди языческого окружения, находящийся под влиянием своего дяди Добрыни, Владимир сформировался  не только как убежденный язычник, но и как противник киевских порядков, как враг той среды, которая отринула и вытолкнула его на обочину жизни. Владимир предстает перед нами как личность противоречивая и исключительно сложная. Он проявил свою страстную волю и ярость, включаясь в борьбу за престол, он водворился в Киеве через убийства, насилия, прошел по пути ожесточенных войн, грандиозных побед и тяжких поражений. С каждым годом Владимир все более проявлял себя как крупный государственный деятель, подлинный реформатор. Словно забыв жестокие и порой вздорные дела своей молодости, он приступил к решению важных государственных проблем, среди которых были организация обороны русских земель от набегов печенегов, христианизация Руси, реорганизация управления русскими землями, развитие культуры и образования.

В народных преданиях, былинах Владимир изображался  как князь «Красное Солнышко», организатор  богатырских застав, жаловавший простых  людей многочисленными пирами и  подарками, как человек, преданный  своим товарищам по оружию, своей  дружине, которую он ставил превыше всего.

С самого начала своего княжения Владимир старался победами и славою заставить свой народ  забыть его прежнюю жизнь. Он завоевал у польского короля Галицию, или  города Червенские; победил болгар, народ, живших на берегах Волги; к северу – увеличил Россию до самого Балтийского моря. Кроме этих завоеваний, он старался прославиться и хорошими качествами. Сердце его становилось добрее, нрав – спокойнее. Он очень любил народ свой, старался о его счастье, мог уже не наказывать, того, кто обижал его, мог даже прощать самых жестоких врагов своих, в числе которых была супруга его, Рогнеда- Гориславна. Эта несчастная государыня так много печалилась, что стала почти безумною от слез. Однажды она вздумала отомстить Владимиру за все горести, какие терпела от него, и уже вошла с ножом в руке в ту комнату, где спал он крепким сном. К счастью, Владимир вдруг проснулся и в первую минуту гнева хотел наказать смертью такое злодейство, но, увидев слезы маленького сына своего, Изяслава, и услышав трогательные слова, которыми сын просил помиловать мать, простил ее. В нынешней Минской губернии, новый город, назвал по имени сына – Изяславлем и отправил туда жену и сына.  Владимир приносил часто жертвы своим богам, даже сделал один новый идол – с серебряною головою, чтобы успокоить свою совесть, которая все еще напоминала ему об убитом брате. Но могли ли утешить его боги бесчувственные, как бы усердно он ни молился им? Нет, он начал понимать, как и бабушка его, Ольга, что такие боги не могут быть богами истинными, но не знал, какая вера лучше всех: в Киеве были и магометане, и иудеи, и римские католики, и греки. Владимир решился отправить десять человек в разные земли, чтоб узнать, какой народ лучше всех других понимает Бога истинного. Его послы объездили много государств, и более всего понравилась им благочестие греков и святое служение в церквах их. Владимир радовался, что наконец, может молиться Богу истинному, и предпочел принять христианскую веру от греков.

Приняв  веру истинную, князь естественно  должен был воодушевиться желанием дать ту же веру и народу своему. История показывает, что у каждого из новых европейских народов настоящая государственная жизнь начиналась со времени принятия  им христианства. Владимир, лично пришедший к убеждению в превосходстве христианства над язычеством, не мог не прийти к убеждению и в государственной необходимости ввести во всей стране эту религию. Голубинский Е.Е. пишет: «Дело в том, что переменить веру для народа  - дело  нешуточное. Князь Игорь и княгиня Ольга не отважились на то, чтобы ввести на Русь христианство. Владимир решился, но счёл нужным подготовить народ к принятию новой веры».

Для того чтобы  крестить свой народ, Владимиру требовалось  вступить в отношения с греками, так как для будущей российской церкви ему нужна была от них высшая иерархия, т.е. епископы с митрополитом во главе. Для этого требовалось отправить посольство с просьбой. Но Владимир поступил иначе: он отправился войной на Херсон.

Чем же можно  объяснить столь странный поступок? Полагать, что Владимир из-за собственной гордыни опасался предстать перед византийскими императорами в роли просителя, было бы недостойно Великого князя. Византийские же государи были не настолько высокомерны, чтобы  целенаправленно оскорблять Владимира.  Таким образом, ни гордость князя, ни опасение оскорбления со стороны греков не в состоянии объяснить этот поступок. У Владимира было большое желание жениться на византийской царевне Анне. Для варвара и владетеля варварской страны получить руку греческой царевны было очень непросто. И если Владимир действительно хотел этого, то он действительно должен был воевать с Византией, чтобы предъявить им своё желание как желание победителя. Браки с варварами, естественно, должны были чрезвычайно оскорблять гордость греков.

Завоевав Херсон, Владимир немедленно отправил посольство в Констинополь  к тогдашним императорам Василию и Константину, прося их сестру себе в жёны, а так же всё, что было нужно для устройства русской церкви. Императоры согласились, но царевна долго плакала, расставаясь со своими родными и Отечеством.

Добрая  царевна Анна простилась с братьями и отправилась на корабле в  Херсон, где ждал ее жених. Кроме  придворных с нею поехало много  священников для крещения Владимира  и земли Русской.

Народ в  Херсоне с радостью спешили на берег встретить прекрасную невесту, но великий князь, с нетерпением ожидавший ее, не был так счастлив, как народ его: в то время у него болели глаза.

Анна, как  ангел-хранитель, посланный Богом  Владимиру, просила его тотчас креститься. Великий князь послушал свою невесту и за что щедро награжден был Богом: как скоро епископ Херсонский и священники константинопольские в церкви христианской приступили к совершению крещения Владимира. Епископ возложил руку на новокрещаемого, больные глаза его открылись, и он увидел храм Божий, где раздавалось святое пение, увидел прелестную невесту свою и вместе с нею упал на колени благодарить Бога милосердного и всемогущего! О, как сильно он чувствовал тогда, что молился богу истинному, а не прежним идолам своим! Бояре и дружина его также крестились в веру христианскую и потом праздновали свадьбу государя с царевной!

Возвратившись в Киев, Владимир, велел жечь и рубить всех идолов, а главного из них  Перуна с серебряною головою, бросил в реку. После чего, приказал всем Киевлянам явиться на берег Днепра. Тогда-то открылось чудесное, несравненное зрелище. Священники освятили Днепр и начали крещение народа русского.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1  Причины принятия  христианства.

          Христианство  возникло как мировая религия,  поскольку обращалась ко всем людям безотносительно к их принадлежности, к каждому отдельному человеку, не спрашивая какого он «рода и племени», во что верует, свободный он или подневольный, то есть, к человеку, как таковому, на равных основаниях. Христианство предложило новую систему духовных ценностей и ориентаций, потеснившую идолов ради идеалов, утверждающую связь между Богом и человеком, вверявшую духовному миру человека свободу – прогресс, который был внесен христианством в духовную историю человечества. Свобода волеизъявления человека определена во Второзаконии : «Вот, Я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло…». Культурное наследие (письменность, литература, изобразительные и прикладные искусства, зодчество и т. д.) – все это было тесно связано с духовным возрождением и освобождением. Христианство привнесло эпохальную смену ценностных ориентаций – прогресс в сознании свободы, дающий выход положительному выражению индивидуальности человека.

По мнению историка Никольского, религиозная реформа Владимира явилась завершением начавшегося ещё за сто лет до него процесса и, в сущности, не была реформой для значительной части дружины. Торговые интересы давно уже заставили многих представителей славян и варягов расстаться со старой верой; ещё при Игоре, более чем за полвека до официального крещения в Киеве уже была церковь Святого Ильи, обслуживавшая ту часть дружины Игоря, которая, по словам летописи, исповедовала христианство. Ко времени княжения Владимира число христиан в княжеской дружине должно было ещё значительно увеличиться. Это обстоятельство и объясняет нам реформационный пыл  князя: как в своё время князь Константин должен был легализовать христианство и стать христианином, потому что его войско оказалось на три четверти состоящим из христиан, так и Владимир не мог оставаться при старой вере, когда большая часть его дружины приняла христианство. В тоже время распространение христианства среди киевского военно-купеческого населения энергично велось Византией в её собственных интересах.

Схожее причины усматривает и В. Пархоменко, о чем он пишет в своей работе «Киевский князь Владимир Святой и его значение в русской истории». Но кроме этого историк  предполагает, что Владимир заметил: «Руси недостаёт облагораживающего влияния христианской религии, которую исповедовали почти все культурные народы».

Впрочем, М.Д. Приселков отмечает искусственность, присущую концепции Пархоменко. Искусственность, по его мнению, выражается в принужденности процесса христианизации, сделавшего возможным окончательное крещение Руси при святом Владимире. Причина -  в желании автора объяснить факт крещения, как следствие личной убеждённости князя и дружины в истине правой веры. Но, по словам Приселкова, принятие новой веры для руководителей варварских народов было непременным порогом к европейской культуре. «И, следовательно, делом государственным, на которое можно было решиться, даже не понимая и не вникая в смысл самого учения».

 В Летописи  процесс принятия князем Владимиром  христианской веры выглядел следующим  образом. К великому князю Киевскому приходят послы от разных народов с предложением своих вер; затем князь посылает своих послов к народам для «осмотра вер на местах»; наконец, из всех вер русские выбирают самую лучшую веру, православие.

По мнению Е.Е. Голубинского и А.В. Карташева  эта повесть «не заключает в себе ничего истинного, она есть позднейший вымысел и при том <…> не русский, а греческий». [Голубинский Е.Е. 1997]  В этой легенде все слова, сказанные посланниками вер и самим Владимиром, являются вымышленными, так как летописец жил сто лет спустя и никаким образом не мог слышать того, что они говорили, даже если бы он служил летописцем непосредственно при дворе князя. А то, что ему могли бы передать современники Владимира, это лишь общее содержание речей. Таким образом, получается, что единственным достоверным фактом может являться то, что послы от вер приходили к Владимиру, и что он направлял своих послов для ознакомления с религиями. Но присмотримся внимательней. Даже оценка великим князем различных вер выглядит неубедительной.  Мусульманскую религию он отверг якобы из-за запрета пить вино и необходимости делать мужчинам обрезание. Иудейскую - из-за того, что он не хотел, чтобы русские потеряли свою землю, так же как и иудеи. А немецким католикам Владимир ответил просто: «Отцы наши не принимали веры от папы». [Карташев А.В. 2002]

А какую  же разумную цель имело со стороны  Владимира отправление посольства смотреть непонятные и бессмысленные  для непосвящённого наблюдателя  действия? «Идите и посмотрите, у  какого народа лучше совершается служба» Что это значит? Веселей? Пышней? Неужели Владимир мог в чём-то подобном полагать наилучшую веру? Как великому князю могло прийти в голову судить о достоинствах той или иной веры по обрядам, внешним условным действиям, которые сами по себе не имеют значения и которые для человека постороннего остаются непонятными и не могут дать ни малейшего понятия о вере? [Голубинский Е.Е. 1997]

Информация о работе Владимир и Крещение Руси