Владимир и Крещение Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 14:26, курсовая работа

Описание работы

На заре истории, религия как основная форма идеологии оказывала значительное влияние на формирование этнических, а потом и национальных культур. Благодаря именно греческому христианству, русский народ приобрёл свой неповторимый национальный характер, который зачастую играл не последнюю роль в ходе исторического процесса. Вся наша история: наши войны, реформы, режим управления государством, многочисленные революции, гражданская позиция народа - всё это прямо или косвенно можно обосновать спецификой русской души.

Содержание работы

Введение.....................................................................................................................................3
Глава 1. Владимир....................................................................................................................4 1.1 Причины принятия христианства..................................................................................7 Глава 2. Крещение Руси.........................................................................................................11 Заключение...............................................................................................................................18
Список литературы.................................................................................................................19

Файлы: 1 файл

реферат.doc история законченный.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

Стоит отметить, что христианство возникло в первом веке нашей эры на почве ожесточённой социальной борьбы и сначала являлось эсхатологической религией рабов и  мелких ремесленников, и только впоследствии было переработано в богословскую отвлечённую религию искупления. Приднепровье жило в совершенно других хозяйственных и социальных условиях, чем Византия. Поэтому главный мотив христианства, мотив искупления, остался чужд новообращённой массе. Греческий священник с крестом, сопутствуемый дружинником с мечом, проповедовал не только новую религию, но и подчинение  княжеской власти во имя этой религии. [Никольский Н.М. 1983]

Не все  обратившиеся тогда в христианство понимали важность той перемены, на которую решались. Весьма многие крестились только потому, что было велено. По этому не удивительно, что большинство новообращённых только назывались христианами, а в душе оставались язычниками, сохраняя суеверия и традиции своих отцов. [Макарий. 1995]

Уже на византийской почве возникло то самое двоеверие, которое многие историки считают оригинально русским явлением. Это двоеверие с фетишизмом мощей и икон и с магией таинств и обрядов и было той плоскостью, на которой произошло слияние днепровской религии с византийским христианством. В христианских святых и священных реликвиях, которым церковь присвоила чудотворную силу, приднепровец вновь находил, утраченных было богов-покровителей и фетишей. В непонятном для него культе он находил замену прежних волхований, а на монахов и священников смотрел как на волхвов. Наконец, византийские погребальные обряды с учением о бессмертии души и воскресении легко соединялись с первобытным культом мёртвых. Процесс это облегчался тем, что все указанные элементы христианской религии и культа вели своё происхождение от тех же анимистических предков.

И всё же итоги деятельности греческих миссионеров  можно назвать впечатляющими. Со слов очевидцев немецкий хронист  Титмар Мерзенбергский в 1018 году описывал Киев как огромный город, имеющий  несчётное количество жителей, 8 рынков и более 400 церквей. Автор многократно преувеличил число христианских храмов, но верно передал общее впечатление современников: в начале 11 века Киев имел вид крупного христианского города с множеством деревянных домов и церквей. [Скрынников Р.Г. 2000]

Успех христианизации объясняется не только тем, что православие  не противоречило русскому национальному  характеру, но и тем, что истины новой  веры прозвучали на родном славянском наречии: к этому времени появились  переводы Евангелия и богослужебных  книг, осуществлённые создателями славянского алфавита братьями - просветителями Кириллом и Мефодием.

Старославянский литературный язык, разработанный благодаря  этим переводам, стал общегосударственным  языком Киевской Руси, столпом просвещения  и культуры, подтверждением генетического и духовного единства всего славянского мира.

С крещением Руси  связано и введение византийского  юлианского календаря, принятого тогда  в Европе. Он появился на Руси в X веке как результат её приобщения к христианской культуре. [Никитин В.А. 1992]

Так положено было начало церковной организации  на Руси. Владимир даёт церкви и первый церковный Устав. Нет никаких  оснований сомневаться в том, что «Устав Владимира святого  о церковных судах» имеет в  себе какие-то составные элементы, восходящие к временам самого Владимира. [Мавродин В.В. 1945]

За 28 лет  своего христианского правления  Владимир нашёл в себе энергию  не только выполнить план внешней  христианизации Руси, но и сделал попытку  реально, деятельно выполнить своё исключительное служение, как главы христианского народа. Из всех возглавителей древней Руси эпическая память народа исключительно выделила только 2-х вождей: святого Владимира, которого именовали « ласковым князем и Красным Солнышком» и царя Ивана IV Грозного.

  Святой Владимир поразил народное воображение не тем, что он ублажал пирами своих дружинников, а тем, что не забывал о праздничных трапезах всего бедного населения государства. Как широкая русская натура, князь Владимир в деле внутреннего радикального изменения и обновления в социальной жизни народа воспылал желанием употребить всю силу государственной власти, все средства государственной казны на то, чтобы крещёные люди почувствовали, что у них «одно сердце и одна душа», что у них «всё общее». До Владимира ещё ни одному главе христианского народа не приходила в голову такая мечта. Он хотел сохранить и расширить всеобщий пир и всеобщую радость братолюбивой христианской жизни.

   У Владимира дело не ограничилось пирами только праздничными. Летопись не без удивления сообщает, как Владимир порывался буквально выполнить евангельский завет милосердия и нищелюбия. Святой князь потряс сердца современников своей сказочной щедростью. И это была не личная «милостыня» князя, а активное снабжение из государственного центра по столице, по городам и захолустьям срочной помощью нуждающимся, здоровым и немощным.

   Но есть вопрос гораздо более сложный. Вопрос правды и справедливости суда власти, государственной позиции, как и принципов самого государства в целом.

 Владимир захотел  поставить на почву опыта применение евангельского идеала в отмену римского государственного и уголовного права. Владимир считал последовательным перейти от римского права к евангельскому безвластию. Он тяготился долгом меча казнящего, и епископам приходилось успокаивать его чуткую совесть. [Карташев А.В. 2002]

Историческое  предназначение Владимира, состояло в  том, чтобы окончательно объединить, хотя бы  в самой примитивной  форме, все восточнославянские  земли, объединить под своей властью, под  властью Киева, укрепить  границы своего государства, создать формы управления, соответствующие этому объединению и складывающимся формам общественных отношений, произвести религиозную реформу, которая бы отразила изменения в идеологии, обусловленные возникающими и развивающимися феодальными формами господства и подчинения, и, наконец, укрепить международное положение империи Рюриковичей, включив её в семью христианских, цивилизованных государств Европы.

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

    Что дало Руси христианство?

Принятие  христианства – событие эпохальное. Оно оказало влияние на историю  Руси, во многом предопределив ее последующее  развитие.

   Христианство  позволило во многом преодолеть  то противоречие между духовно-нравственной  и социально-политической сферами жизни государства и общества, которое образовалось в X веке. Это способствовало, с одной стороны, стабилизации новых отношений и институтов, с другой – создавало условия для их дальнейшего развития. Христианство стало той духовной и нравственной силой, которая объединила различные племена и народы, жившие на территории Восточной Европы. Люди стали ощущать себя принадлежащими к одному этносу, одной религии и одному государству. В итоге сформировалась новая общность со своими самобытными и неповторимыми чертами и укладом – древнерусская народность.

Христианство  существенно меняло уклад жизни  общества. Церковь осудила многоженство и привнесла совершенно новое  понятие семьи, как пожизненного союза мужа и жены, скрепленного и освещенного церковным венчанием. Роль семьи возрастает, она становится основой общества.

    С принятием  христианства началось интенсивное  приобщение восточнославянского  мира к христианским ценностям  и традициям. Получает развитие  церковное искусство с его  специфическими жанрами и формами. Вместе с христианством пришло и просвещение и письменная культура, школа. Русь начинает воспринимать огромные пласты Греко-византийской культуры, сначала заимствуя и копируя их, затем переосмысливая и создавая в рамках религиозного искусства совершенно новое и самобытное древнерусское искусство.

  С христианством связано и появление на Руси славянской письменности. Русь языческую сменила Русь христианская, которая со временем на равных вошла в систему европейских христианских государств.

А.С. Пушкин в своем отзыве на «историю русского народа» Н. Полевого, сказал: «История новейшая есть история христианства». Если понять, что под историей Пушкин разумел, прежде всего историю культуры, то положение Пушкина в известном смысле правильно и для России сегоднешней.

 

 

 

Список литературы:

  1. Новый мир №4688 статья академика Д.С. Лихачева «Крещение Руси и государство Русь».
  2. Голубинский Е.Е. «История русской церкви» том №1.часть1. М., 1997
  3. Карташев А.В. «Очерки  по истории Русской Церкви» том  №1. М., 2002
  4. Мавродин В.В. «Образование древнерусского государства». Ленинград, 1945
  5. Никитин В.А. «Малая церковь: настольная книга прихожанина». М., 1992
  6. Никольский Н.М. «История русской церкви» М.,1983
  7. Пархоменко В. «Киевский князь Владимир Святой и его значение в русской истории» ( к 900-летию кончины). Тифлис, 1915
  8. Скрынников Р.Г. «Крест и Корона: Церковь и государство на Руси XI-XVII вв.» СПб., 2000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Владимир и Крещение Руси