Владимир Святой и проблема выбора монотеистической религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 18:09, контрольная работа

Описание работы

На заре истории, религия как основная форма идеологии оказывала значительное влияние на формирование этнических, а потом и национальных культур. Благодаря именно греческому христианству, русский народ приобрёл свой неповторимый национальный характер, который зачастую играл не последнюю роль в ходе исторического процесса. Вся наша история: наши войны, реформы, режим управления государством, многочисленные революции, гражданская позиция народа - всё это косвенно или прямо можно обосновать спецификой русской души.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….……..3
§1. Князь Владимир до крещения: его жизнь, деятельность, идеи……………4
Начало княжения……………………………………………………...….4
Язычество славян. Первый этап религиозной реформы Владимира…7
Причины принятия христианства…...…………………………..………9
Выводы по параграфу 1…………………………………………………………14
§2. Крещение князя Владимира и его народа……………………………...…15
Личное крещение Владимира ……………………………………….…15
Крещение Руси …………………………………………………………19
Итоги и последствия принятия христианства…………………...……23
Выводы по параграфу 2…………………………………………………………28
Заключение ……………………………………………………………...……….29
Список литературы………………………………………………………………30

Файлы: 1 файл

история.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

      Владимир так же посылал проповедников  к волжским болгарам и обратил  в христианство некоторых из  них и четырёх их князей, которые  были крещены в Киеве.

 

2.3. Итоги  и последствия принятия христианства

Таким образом, можно сказать, что Владимиром было крещено некоторое большинство  людей на Руси и что язычество  было объявлено запрещённой верой  и преследовалось властью. Оно, конечно, не перестало существовать, но стало  тайной верой, какой по прошествии долгого времени после описываемых событий стало старообрядчество.

      Христианская вера действительно  распространилась тогда повсеместно,  но вместе с тем оставалось  и язычество.

      В России повторялось тогда  то же самое, что и в Римской   империи, когда император Константин Великий объявил христианскую веру, господствующую в своём государстве. Это явление совершенно естественное и неизбежное: невозможно, чтобы в каком-либо народе вдруг могли искорениться религиозные верования, которые существовали, может быть, целые века и тысячелетия, чтобы все люди легко отказались то тех убеждений, на которые привыкли смотреть, как на самые священные и драгоценные. Было такое явление повсюду при введении христианской веры; не удивительно, что оно повторилось и у нас. [Макарий. 1995]

      Стоит отметить, что христианство  возникло в первом веке нашей  эры на почве ожесточённой  социальной борьбы и сначала  являлось эсхатологической религией  рабов и мелких ремесленников,  и только впоследствии было  переработано в богословскую отвлечённую религию искупления. Приднепровье жило в совершенно других хозяйственных и социальных условиях, чем Византия. Поэтому главный мотив христианства, мотив искупления, остался чужд новообращённой массе. Греческий священник с крестом, сопутствуемый дружинником с мечом, проповедовал не только новую религию, но и подчинение  княжеской власти во имя этой религии. [6]

Не все обратившиеся тогда в христианство понимали важность той перемены, на которую решались. Весьма многие крестились только потому, что было велено. Поэтому не удивительно, что большинство новообращённых только назывались христианами, а в душе оставались язычниками, сохраняя суеверия и традиции своих отцов. [Макарий. 1995]

      Уже на византийской почве  возникло то самое двоеверие,  которое многие историки считают оригинально русским явлением. Это двоеверие с фетишизмом мощей и икон и с магией таинств и обрядов и было той плоскостью, на которой произошло слияние днепровской религии с византийским христианством. В христианских святых и священных реликвиях, которым церковь присвоила чудотворную силу, приднепровец вновь находил, утраченных было богов-покровителей и фетишей. В непонятном для него культе он находил замену прежних волхований, а на монахов и священников смотрел как на волхвов. Наконец, византийские погребальные обряды с учением о бессмертии души и воскресении легко соединялись с первобытным культом мёртвых. Процесс это облегчался тем, что все указанные элементы христианской религии и культа вели своё происхождение  от тех же анимистических предков.

Наконец, действовало ещё одно условие, педагогические приёмы византийских проповедников. Не будучи в силах достичь действительного превращения приднепровцев в христиан, видя тщетность убеждений, что языческие боги не существуют на самом  деле, а существует лишь один христианский бог, греческие священники пошли на уступки. Они признали реальность существования всех бесчисленных славянских богов, приравняв их к бесам, и признали святость традиционных мест и сроков старого культа, выстраивая храмы на месте прежних кумиров и капищ и назначая христианские праздники приблизительно на те же дни, к которым приурочивались ранее языческие. [6]

      И всё же итоги деятельности  греческих миссионеров можно  назвать впечатляющими. Со слов  очевидцев немецкий хронист Титмар Мерзенбергский в 1018 году описывал Киев как огромный город, имеющий несчётное количество жителей, 8 рынков и более 400 церквей. Автор многократно преувеличил число христианских храмов, но верно передал общее впечатление современников: в начале 11 века Киев имел вид крупного христианского города с множеством деревянных домов и церквей. [9]

      Успех христианизации объясняется  не только тем, что православие  не противоречило русскому национальному  характеру, но и тем, что  истины новой веры прозвучали на родном славянском наречии: к этому времени появились переводы Евангелия и богослужебных книг, осуществлённые создателями славянского алфавита братьями - просветителями Кириллом и Мефодием.

Старославянский литературный язык, разработанный благодаря этим переводам, стал общегосударственным языком Киевской Руси, столпом просвещения и культуры, подтверждением генетического и духовного единства всего славянского мира.

С крещением  Руси  связано и введение византийского  юлианского календаря, принятого тогда в Европе. Он появился на Руси в 10 веке как результат её приобщения к христианской культуре. [5]

      Так положено было начало церковной  организации на Руси. Владимир  даёт церкви и первый церковный  устав. Нет ни каких оснований  сомневаться в том, что «Устав Владимира святого о церковных судах» имеет в себе какие-то составные элементы, восходящие к временам самого Владимира. [3]

      За 28 лет своего христианского  правления Владимир нашёл в  себе энергию не только выполнить  план внешней христианизации Руси, но он сделал попытку реально, деятельно выполнить своё исключительное служение, как главы христианского народа. Из всех возглавителей древней Руси эпическая память народа исключительно выделила только 2 вождей: святого Владимира, которого именовали «ласковым князем и Красным Солнышком» и царя Ивана IV Грозного.

      Святой Владимир поразил народное  воображение не тем, что он  ублажал пирами своих дружинников,  а тем, что не забывал о  праздничных трапезах всего бедного  населения государства. Как широкая русская натура, князь Владимир в деле внутреннего радикального изменения и обновления в социальной жизни народа, воспылал желанием употребить всю силу государственной власти, все средства государственной казны на то, чтобы крещёные люди почувствовали, что у них «одно сердце и одна душа», что у них «всё общее». До Владимира ещё ни одному главе христианского народа не приходила в голову такая мечта. Он хотел сохранить и расширить всеобщий пир и всеобщую радость братолюбивой христианской жизни.

      У Владимира дело не ограничилось пирами только праздничными. Летопись не без удивления сообщает, как Владимир порывался буквально выполнить евангельский завет милосердия и нищелюбия. Святой князь потряс сердца современников своей сказочной щедростью. И это была не личная «милостыня» князя, а активное снабжение из государственного центра по столице, по городам и захолустьям срочной помощью нуждающихся, здоровых и немощных.

       Но есть вопрос гораздо более  сложный. Вопрос правды и справедливости  суда власти, государственной позиции, как и принципов самого государства в целом.

 Владимир  захотел поставить на почву  опыта применение евангельского  идеала в отмену римского государственного  и уголовного права. Владимир  считал последовательным перейти  от римского права к евангельскому безвластию. Он тяготился долгом меча казнящего, и епископам приходилось успокаивать его чуткую совесть. [2]

Историческое  предназначение Владимира состояло в том, чтобы окончательно объединить, хотя бы  в самой примитивной  форме, все восточнославянские  земли, объединить под своей властью, под властью Киева весь «словенеск язык на Руси», укрепить  границы своего государства, создать формы управления, соответствующие этому объединению и складывающимся формам общественных отношений, произвести религиозную реформу, которая бы отразила изменения в идеологии, обусловленные возникающими и развивающимися феодальными формами господства и подчинения, и, наконец, укрепить международное положение империи Рюриковичей, включив её в семью христианских, цивилизованных государств Европы. [3]

    

 

 

 

Выводы по параграфу 2:

1. Об обстоятельствах личного крещения Владимира можно только высказывать предположения, так как стопроцентно достоверных документов, описывающих эти события, не сохранилось. И всё же, мы придерживаемся мнения Е.Е.Голубинского.

2.    Христианизация  Руси проходила в течение всего  правления Владимира Святого  и продолжалась после его смерти. Была крещена, хотя бы формально,  большая часть славянского населения  русской земли, особенно на  юге: крупные города, столицы княжеств. Менее охотно принимали новую веру жители северо-востока.

3.    Принятие  христианства повлекло за собой  ряд существенных изменений во  всех сферах жизни государства.  Насаждались идеи о божественном  происхождении княжеской власти и покорности народа этой власти. Стало развиваться искусство, книгописание, сформировывалась национальная русская культура. Изменилось положение Руси на международной арене.

 

Заключение

Таким образом,  мы рассмотрели  деятельность Владимира Святого и его выбор монотеистической религии. И мы видим, по всей совокупности русских источников, что обращение князя Владимира к христианству произошло по многим внутренним и внешним причинам, а не вследствие предложения со стороны иностранных посольств. Что Владимир либо был с детства расположен к христианству, либо совершил величайший духовный подвиг, своим величайшим умом осознал ложность и несостоятельность язычества.

Мы доказали, что введение христианства на Руси имело большие последствия и  значения для дальнейшего развития древнерусского государства. Киевский князь и его дружина получили прочную идейную основу для, так скажем,  легализации своей власти. Церковь обожествила княжескую власть и тем самым способствовала её усилению. Крещение существенно укрепило положение Руси на международной арене. Окрепли её экономические и политические связи с западными народами. Христианизация сделала возможными династические браки между русскими и европейскими правителями, которые впоследствии стали традиционными. Православие оказало существенное влияние на быт русского народа. Изменились отношения в семье: был положен конец многожёнству, что изменило отношение  к жёнщине. Церковь вела борьбу с обычаем кровной мести. Христианство способствовало и культурному развитию страны. На Русь пришла славянская письменность, стали появляться первые школы и библиотеки. В монастырях зарождалось летописание и древнерусская житийная литература. Стала развиваться архитектура, появилось каменное строительство. А изобразительное искусство древней Руси, выраженное в иконописании, и сейчас остаётся непревзойдённой вершиной в мировой живописи. Православие, как религия любви и прощения, нашло отражение и в первых древнерусских гражданских законах. Благодаря христианству «были посеяны семена единой национальной русской культуры».

Список литературы

  1. Голубинский Е.Е. «История русской церкви» том1.часть1. М., 1997
  2. Карташев А.В. «Очерки  по истории Русской Церкви» том 1. М., 2002
  3. Мавродин В.В. «Образование древнерусского государства». Ленинград, 1945
  4. Макарий (митрополит Московский и Коломенский) «История Русской Церкви» кн.2 М.,1995
  5. Никитин В.А. «Малая церковь: настольная книга прихожанина». М., 1992
  6. Никольский Н.М. «История русской церкви» М.,1983
  7. Пархоменко В. «Киевский князь Владимир Святой и его значение в русской истории» ( к 900-летию кончины). Тифлис, 1915
  8. Приселков М.Д. «Пархоменко Владимир. Начало христианства Руси. Очерки из Истории Руси IX-X вв.» Полтава, 1913
  9. Скрынников Р.Г. «Крест и Корона: Церковь и государство на Руси XI-XVII вв.» СПб., 2000

 


Информация о работе Владимир Святой и проблема выбора монотеистической религии