Влияние международной ситуации на направление развития экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2015 в 09:43, контрольная работа

Описание работы

Великая Отечественная война 1941-1945 — справедливая, освободительная война советского народа за свободу и независимость Родины против фашистской Германии и её союзников. Война носила всенародный характер. Вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз вызвало в широких народных массах стремление всеми силами отстоять свободу и независимость Родины. На защиту Отечества поднялись все народы многонационального советского государства. Нерушимое морально-политическое единство советского общества предопределило невиданную в истории сплоченность народа и армии, небывалый масштаб и подлинно всенародный характер борьбы с агрессором.

Содержание работы

Введение. _____________________________________________________2
Восстановление хозяйства.
Влияние международной ситуации на направление развития экономики.
ГУЛАГ в системе советской экономики. _____________________4
Советский человек в послевоенный период.
Быт, культура, образование.
Государство и личность. ___________________________________7
Интеграция коммунистической идеологии
в систему традиционных ценностей. _________________________11
Апогей культа личности Сталина.
Политические процессы. ___________________________________14
Заключение. ____________________________________________________19
Список литературы. _________

Файлы: 1 файл

контрольная история.docx

— 50.78 Кб (Скачать файл)

Первоочередное внимание в годы четвертой пятилетки в области народного образования было уделено восстановлению и расширению сети школ. Особенно остро этот вопрос стоял в освобожденных районах. Строительство школ велось усилиями государства, колхозов, кооперативов, самодеятельностью трудящихся. Благодаря этому пятилетнее задание по восстановлению и расширению школьной сети было выполнено раньше срока. В 1950г. число общеобразовательных школ превысило уровень 1940 г. на 10 тыс. В первые послевоенные годы ощущался недостаток учителей, к тому же за годы войны на преподавательскую работу в школу пришло много лиц, не имеющих специальной педагогической подготовки. В связи с этим уделялось огромное внимание подготовке и переподготовке учительских кадров. За четвертую пятилетку было создано 73 новых педагогических и учительских институтов. Значительно расширилась заочная подготовка и переподготовка учителей. В 1950/51 учебном году в школах уже работало почти 1,5 млн. учителей—на 250 тыс. больше, чем в 1940/41 г., а в 1958 г. число превысило 1,9 млн.

Восстановление и расширение школьной сети, особенно за счет семилетних школ, рост учительских кадров позволили осуществить в конце 40-х — начале 50-х годов переход ко всеобщему семилетнему образованию по всей стране, в городе и в деревне. Число средних школ (дневных) за 50-е годы удвоилось и составило в 1960/61 учебном году 29,2 тыс., в которых обучалось около 17 млн. учащихся.

Большое развитие получили школы рабочей и сельской молодежи, в которых без отрыва от производства получили среднее образование юноши и девушки, не сумевшие окончить школу в годы войны.

По решению XX съезда КПСС государство приступило к строительству школ-интернатов.

Велась борьба за повышение качества обучения в общеобразовательной школе. С 1955/56 г. средняя школа перешла к обучению по новому учебному плану и новым программам. Был усилен удельный вес предметов физико-математического и естественного циклов за счет некоторого сокращения гуманитарного цикла. Вместе с тем предусматривалось осуществление известной политехнизации школы; в 1—4-х классах вводилось преподавание ручного труда, в 5— 7-х классах — практические занятия в мастерских и на учебно-опытных участках, в 8—10-х классах—практикумы по машиноведению, электротехнике и сельскому хозяйству. Учащиеся должны были получать определенный минимум политехнических знаний, умений, навыков в области промышленного и сельскохозяйственного производства. Были приняты меры к созданию соответствующей материальной базы для этой цели: при школах создавались рабочие комнаты, учебные мастерские, кабинеты и лаборатории по машино-ведению и электротехнике; при сельских школах — учебно-опытные участки и даже хозяйства; в колхозах — ученические производственные бригады и т. д.

24 декабря 1958 г. 2-я сессия Верховного  Совета СССР приняла Закон  «Об укреплении связи школы  с жизнью и о дальнейшем  развитии системы народного образования  в СССР». Согласно закону, в СССР  вместо семилетнего образования  вводилось всеобщее обязательное  восьмилетнее образование. Восьмилетняя  школа была призвана давать  учащимся прочные основы общеобразовательных  и политехнических знаний, воспитывать  любовь к труду и готовность  к общественно полезной деятельности. Закон предусматривал, что полное  среднее образование молодежи, начиная  с 15—16-летнего возраста, должно осуществляться  в средних учебных заведениях  на основе соединения обучения  с производительным трудом*

Было перестроено и профессионально-техническое образование. Школы ФЗО, ремесленные железнодорожные, горнопромышленные, строительные училища, училища механизации сельского хозяйства, трудовых резервов, а также другие профессиональные учебные заведения были преобразованы в дневные и вечерние городские профессионально-технические училища со сроком обучения от 1 до 3 лет и сельские профессионально-технические училища со сроком обучения 1—2 года.

В 50-х годах все большее число лиц, оканчивающих среднюю школу, определялось на работу. Чтобы подготовить их для работы на производстве, начиная с 1954 г. в системе государственных трудовых резервов стали создаваться специальные технические училища. За 1954—1958 гг. училища подготовили около 300 тыс. квалифицированных рабочих со средним образованием.

В послевоенные годы в больших масштабах развернулась подготовка специалистов высшей и средней квалификации. В целях усиления государственного руководства подготовкой специалистов в 1947 г. Комитет по делам высшей школы при Совмине СССР был преобразован в союзно-республиканское Министерство высшего образования СССР. Соответствующие министерства были созданы в республиках.

В короткий срок было восстановлено более 300 вузов и строилось большое число новых. Были приняты меры к повышению качества обучения студентов: пересмотрены учебные планы и программы, созданы новые учебники и учебные пособия, написанные с учетом достижений пауки. Особое внимание было уделено организации подготовки специалистов по отраслям новой техники — реактивной, радиолокации, по использованию атомной энергии и др. ЦК ВКП (б) осуществил ряд мер, направленных на повышение уровня преподавания общественных наук, играющих первостепенную роль в идейно-политическом воспитании будущих специалистов. Решающее значение имело обеспечение кафедр марксизма-ленинизма высококвалифицированными кадрами преподавателей. Важную роль в их подготовке играла Академия общественных наук при ЦК партии, созданная в 1946 г., а также институты повышения квалификации преподавателей марксизма-ленинизма при Московском, Ленинградском и Киевском университетах.

В 50-х годах была проделана большая работа по коренному улучшению подготовки, распределения и использования специалистов. В 1955—1956 гг. Госплан и Министерство высшего образования СССР совместно с заинтересованными учреждениями впервые разработали перспективную потребность в специалистах в шестой пятилетке. Было открыто около 80 новых вузов, главным образом в восточных районах страны. Проведено укрупнение вузов за счет объединения родственных вузов и факультетов. Увеличился прием студентов для подготовки специалистов по дефицитным специальностям. В 1957 г. были изменены условия приема в вузы: право преимущественного поступления было предоставлено лицам, имеющим стаж практической работы после окончания средней школы, и демобилизованным из Советской Армии. Для подготовки их к вступительным экзаменам была создана широкая сеть подготовительных курсов. С 1956 г. была отменена плата за обучение в вузах. Около 80% студентов получали государственные стипендии и более 50% пользовались государственными общежитиями.

Все это способствовало более успешному решению задачи подготовки специалистов для страны. За 1946—1958 гг. вузы выпустили около 2,6 млн. специалистов, а средние специальные учебные заведения — 4403 тыс. специалистов. Было ликвидировано отставание с подготовкой инженерно-технических и агротехнических кадров.

В послевоенный период Коммунистическая партия уделяла большое внимание идеологической работе, развитию всех средств коммунистического воспитания. Огромный размах приняла пропаганда марксизма-ленинизма: в 1951 г. был закончен выпуск четвертого издания Сочинений В. И. Ленина. Предпринято второе, более совершенное издание Сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса. В послевоенные годы большое распространение получили двухгодичные университеты марксизма-ленинизма, ставшие важной формой овладения марксистско-ленинской теорией партийным, советским, хозяйственным активом. Повсеместно на предприятиях, учреждениях создавались кружки по изучению истории Коммунистической партии.

В 1947 г. передовые ученые страны создали Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний (ныне общество «Знание»), Вскоре оно превратилось в массовую организацию, в которой сотни тысяч ученых, представителей всех отрядов интеллигенции ведут большую работу по пропаганде знаний в народе. Деятельность этого общества играет важную роль в коммунистическом воспитании советских людей.

С каждым годом расширялась культурно-просветительная работа среди населения. В целях усиления государственного руководства этой деятельностью в 1945 г. при СНК союзных республик были созданы Комитеты по делам культурно-просветительных учреждений и соответствующие органы в автономных республиках и местных Советах, а в 1953 г. было образовано союзно-республиканское Министерство культуры СССР и соответствующие министерства в республиках. Неуклонно росли ассигнования по государственному бюджету на культурно-просветительную работу (в 1958 г. па эти цели было ассигновано почти в два раза больше, чем в 1950 г.).

Значительно выросла сеть культурно-просветительных учреждений, количество издаваемых книг, газет, журналов и их тиражи. Это были могучие средства в руках партии и государства в деле коммунистического воспитания народа, повышения его культурного и политического уровня. Возросла роль радио и телевидения. В конце 50-х годов радиопередачи велись на 95 языках народов СССР и других народов, в стране имелось около 50 млн. приемников и радиотрансляционных точек. В начале 50-х годов телецентры работали только в Москве, Ленинграде и Киеве, у населения имелось всего 225 тыс. телевизоров, в 1958 г. уже работало 58 телевизионных центров, а число телевизоров достигло 3 млн.

 

  1. Интеграция коммунистической идеологии

в систему традиционных ценностей.

Внутренняя политика Советского Союза в первые послевоенные годы отвечала тем мобилизационным задачам, которые ставило перед страной ее руководство.

Наследие предшествующего, довоенного периода составляли тотальное господство коммунистической идеологии, определявшей всю политическую жизнь страны, система массовых репрессий. Однако появились и новые тенденции. Основным их содержанием являлось дальнейшее укрепление режима личной власти И.В. Сталина. Он все менее считался даже с идеологическими рамками, решительно изменяя их по необходимости.

Великая Отечественная война породила несомненный демократический импульс. С народом-победителем следовало считаться. Под влиянием этих общественных настроений готовились проекты новой Конституции и программы ВКП.

Но в условиях начавшейся «холодной войны» с Западом для сталинского руководства не могло быть и речи о демократизации внутреннего строя. Некоторые меры по расширению полномочий Советов предназначались только для упрощения единой системы руководства страной. Главными направлениями внутренней политики стали дальнейшая мобилизация и централизация.

Меры, принятые в предвоенной обстановке, прежде всего отказ от альтернативности при выборах в Советы, стали нормой жизни. Ужесточение режима ощущал на себе каждый гражданин СССР. По стране прокатывались серии идеологических кампаний, призванных не допустить и тени инакомыслия, определить «партийную» (т. е. сталинскую) позицию по всем вопросам духовной жизни, культуры, науки. Политические репрессии, державшие в страхе всех потенциально недовольных, продолжали являться одним из важных инструментов режима.

На 1946—1949 гг. пришелся новый пик репрессий. Официально это объяснялось наказанием изменников и послевоенным взлетом преступности, но это было верно лишь отчасти. Резко ужесточились наказания за любые правонарушения: если в 1940 г. суды приговорили к лишениям свободы на срок свыше 5 лет 2,1% всех осужденных, то в 1948 г. — 29,2%.

Сроками карались проступки, за которые раньше судьи назначали штраф или краткосрочный арест.

Один из первых ударов массовых репрессий пришелся по военнопленным, большинство которых (около 2-х млн.) после освобождения из фашистской неволи были направлены в сибирские и ухтинские лагеря. Туда же были сосланы «чуждые элементы» из Прибалтийских республик, Западной Украины и Белоруссии. По разным источникам, в эти годы «население» ГУЛАГа составляло от 4,5 до 12 млн. человек.

В 1949г. Были созданы лагеря «специального режима» для осужденных за «антисоветскую деятельность» и «контрреволюционные акты», в которых использовались особо изощренные методы воздействия на заключенных. Не желая мириться со своим положением, политические заключенные в ряде лагерей поднимали восстания, проходившие порой под политическими лозунгами. Самыми известными из них стали выступления в Печоре (1948г.), Воркуте (1953г.) и Норильске (1953г.).

Наряду с политзаключенными в лагерях после войны оказалось и немало тех тружеников, которые не выполняли существовавшие нормы выработки. Так, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июня 1948г. Местным властям было предоставлено право выселять в отдаленные районы лиц, злостно уклоняющихся от трудовой деятельности в сельском хозяйстве.

Репрессии, как и перед войной, не обходили партийно-советскую элиту. По сути, они стали методом ее отбора. Перед выдвинутыми на тот или иной ответственный пост молодыми работниками нередко ставились крайне завышенные, трудные, а то и просто невыполнимые задачи.

Самые сильные и энергичные, преуспевшие в невозможном, шли «наверх», на повышение. Те, кто добился хоть каких-то успехов, имели шанс продолжать работу на прежнем месте. Тех же, кто не справлялся и давал слабину, часто ждал суд. Отсев освобождал места для новых испытуемых. В результате подобной, нередко кровавой «ротации» бюрократия подвергалась жесткому отбору. В известном смысле он закалял тех, кто уцелел.

Но уже к началу 50-х гг. в среде служащих — основной опоре Сталина еще с довоенных времен — была заметна усталость от постоянно висевшей над ними угрозы наказания. Аппаратчики больше не хотели испытывать постоянный страх за свои кресла и жизни.

А сталинская подозрительность со временем только усиливалась.

Некоторые руководители с тревогой воспринимали и новые идейные веяния. Роспуск Коминтерна и смягчение религиозной политики в 1943 г. обозначили резкий поворот Сталина к «государственнической» линии вместо прежней идеологической, «партийной». Возвращались в жизнь многие сугубо внешние приметы царской России — от названия правительства (Совет министров) до вида военной формы. С другой стороны, прошла и частичная реабилитация истории дореволюционного периода с ее героями — деятелями культуры, полководцами, даже монархами. Модный когда-то культурный модерн осуждался и объявлялся «формализмом». Многое из того, что прежде понималось под понятием «пролетарский интернационализм», теперь бичевалось как «безродный космополитизм». Отвергалось «низкопоклонство перед Западом» во всех формах. Дошло даже до фактического отказа от идеи равенства народов СССР. Эта кампания иногда принимала оскорбительный для некоторых народов, гордившихся принадлежностью к Европе, характер, иногда оборачивалась антисемитизмом. Однако из-за принудительного навязывания в течение довоенных лет «интернационализма» лесть национальной гордости русского народа, как правило, встречала положительный отклик у части интеллигенции и в широких массах.

Информация о работе Влияние международной ситуации на направление развития экономики