Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2015 в 09:43, контрольная работа
Великая Отечественная война 1941-1945 — справедливая, освободительная война советского народа за свободу и независимость Родины против фашистской Германии и её союзников. Война носила всенародный характер. Вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз вызвало в широких народных массах стремление всеми силами отстоять свободу и независимость Родины. На защиту Отечества поднялись все народы многонационального советского государства. Нерушимое морально-политическое единство советского общества предопределило невиданную в истории сплоченность народа и армии, небывалый масштаб и подлинно всенародный характер борьбы с агрессором.
Введение. _____________________________________________________2
Восстановление хозяйства.
Влияние международной ситуации на направление развития экономики.
ГУЛАГ в системе советской экономики. _____________________4
Советский человек в послевоенный период.
Быт, культура, образование.
Государство и личность. ___________________________________7
Интеграция коммунистической идеологии
в систему традиционных ценностей. _________________________11
Апогей культа личности Сталина.
Политические процессы. ___________________________________14
Заключение. ____________________________________________________19
Список литературы. _________
Первоочередное внимание в годы четвертой пятилетки в области народного образования было уделено восстановлению и расширению сети школ. Особенно остро этот вопрос стоял в освобожденных районах. Строительство школ велось усилиями государства, колхозов, кооперативов, самодеятельностью трудящихся. Благодаря этому пятилетнее задание по восстановлению и расширению школьной сети было выполнено раньше срока. В 1950г. число общеобразовательных школ превысило уровень 1940 г. на 10 тыс. В первые послевоенные годы ощущался недостаток учителей, к тому же за годы войны на преподавательскую работу в школу пришло много лиц, не имеющих специальной педагогической подготовки. В связи с этим уделялось огромное внимание подготовке и переподготовке учительских кадров. За четвертую пятилетку было создано 73 новых педагогических и учительских институтов. Значительно расширилась заочная подготовка и переподготовка учителей. В 1950/51 учебном году в школах уже работало почти 1,5 млн. учителей—на 250 тыс. больше, чем в 1940/41 г., а в 1958 г. число превысило 1,9 млн.
Восстановление и расширение школьной сети, особенно за счет семилетних школ, рост учительских кадров позволили осуществить в конце 40-х — начале 50-х годов переход ко всеобщему семилетнему образованию по всей стране, в городе и в деревне. Число средних школ (дневных) за 50-е годы удвоилось и составило в 1960/61 учебном году 29,2 тыс., в которых обучалось около 17 млн. учащихся.
Большое развитие получили школы рабочей и сельской молодежи, в которых без отрыва от производства получили среднее образование юноши и девушки, не сумевшие окончить школу в годы войны.
По решению XX съезда КПСС государство приступило к строительству школ-интернатов.
Велась борьба за повышение качества обучения в общеобразовательной школе. С 1955/56 г. средняя школа перешла к обучению по новому учебному плану и новым программам. Был усилен удельный вес предметов физико-математического и естественного циклов за счет некоторого сокращения гуманитарного цикла. Вместе с тем предусматривалось осуществление известной политехнизации школы; в 1—4-х классах вводилось преподавание ручного труда, в 5— 7-х классах — практические занятия в мастерских и на учебно-опытных участках, в 8—10-х классах—практикумы по машиноведению, электротехнике и сельскому хозяйству. Учащиеся должны были получать определенный минимум политехнических знаний, умений, навыков в области промышленного и сельскохозяйственного производства. Были приняты меры к созданию соответствующей материальной базы для этой цели: при школах создавались рабочие комнаты, учебные мастерские, кабинеты и лаборатории по машино-ведению и электротехнике; при сельских школах — учебно-опытные участки и даже хозяйства; в колхозах — ученические производственные бригады и т. д.
24
декабря 1958 г. 2-я сессия Верховного
Совета СССР приняла Закон
«Об укреплении связи школы
с жизнью и о дальнейшем
развитии системы народного
Было перестроено и профессионально-техническое образование. Школы ФЗО, ремесленные железнодорожные, горнопромышленные, строительные училища, училища механизации сельского хозяйства, трудовых резервов, а также другие профессиональные учебные заведения были преобразованы в дневные и вечерние городские профессионально-технические училища со сроком обучения от 1 до 3 лет и сельские профессионально-технические училища со сроком обучения 1—2 года.
В 50-х годах все большее число лиц, оканчивающих среднюю школу, определялось на работу. Чтобы подготовить их для работы на производстве, начиная с 1954 г. в системе государственных трудовых резервов стали создаваться специальные технические училища. За 1954—1958 гг. училища подготовили около 300 тыс. квалифицированных рабочих со средним образованием.
В послевоенные годы в больших масштабах развернулась подготовка специалистов высшей и средней квалификации. В целях усиления государственного руководства подготовкой специалистов в 1947 г. Комитет по делам высшей школы при Совмине СССР был преобразован в союзно-республиканское Министерство высшего образования СССР. Соответствующие министерства были созданы в республиках.
В короткий срок было восстановлено более 300 вузов и строилось большое число новых. Были приняты меры к повышению качества обучения студентов: пересмотрены учебные планы и программы, созданы новые учебники и учебные пособия, написанные с учетом достижений пауки. Особое внимание было уделено организации подготовки специалистов по отраслям новой техники — реактивной, радиолокации, по использованию атомной энергии и др. ЦК ВКП (б) осуществил ряд мер, направленных на повышение уровня преподавания общественных наук, играющих первостепенную роль в идейно-политическом воспитании будущих специалистов. Решающее значение имело обеспечение кафедр марксизма-ленинизма высококвалифицированными кадрами преподавателей. Важную роль в их подготовке играла Академия общественных наук при ЦК партии, созданная в 1946 г., а также институты повышения квалификации преподавателей марксизма-ленинизма при Московском, Ленинградском и Киевском университетах.
В 50-х годах была проделана большая работа по коренному улучшению подготовки, распределения и использования специалистов. В 1955—1956 гг. Госплан и Министерство высшего образования СССР совместно с заинтересованными учреждениями впервые разработали перспективную потребность в специалистах в шестой пятилетке. Было открыто около 80 новых вузов, главным образом в восточных районах страны. Проведено укрупнение вузов за счет объединения родственных вузов и факультетов. Увеличился прием студентов для подготовки специалистов по дефицитным специальностям. В 1957 г. были изменены условия приема в вузы: право преимущественного поступления было предоставлено лицам, имеющим стаж практической работы после окончания средней школы, и демобилизованным из Советской Армии. Для подготовки их к вступительным экзаменам была создана широкая сеть подготовительных курсов. С 1956 г. была отменена плата за обучение в вузах. Около 80% студентов получали государственные стипендии и более 50% пользовались государственными общежитиями.
Все это способствовало более успешному решению задачи подготовки специалистов для страны. За 1946—1958 гг. вузы выпустили около 2,6 млн. специалистов, а средние специальные учебные заведения — 4403 тыс. специалистов. Было ликвидировано отставание с подготовкой инженерно-технических и агротехнических кадров.
В послевоенный период Коммунистическая партия уделяла большое внимание идеологической работе, развитию всех средств коммунистического воспитания. Огромный размах приняла пропаганда марксизма-ленинизма: в 1951 г. был закончен выпуск четвертого издания Сочинений В. И. Ленина. Предпринято второе, более совершенное издание Сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса. В послевоенные годы большое распространение получили двухгодичные университеты марксизма-ленинизма, ставшие важной формой овладения марксистско-ленинской теорией партийным, советским, хозяйственным активом. Повсеместно на предприятиях, учреждениях создавались кружки по изучению истории Коммунистической партии.
В 1947 г. передовые ученые страны создали Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний (ныне общество «Знание»), Вскоре оно превратилось в массовую организацию, в которой сотни тысяч ученых, представителей всех отрядов интеллигенции ведут большую работу по пропаганде знаний в народе. Деятельность этого общества играет важную роль в коммунистическом воспитании советских людей.
С каждым годом расширялась культурно-просветительная работа среди населения. В целях усиления государственного руководства этой деятельностью в 1945 г. при СНК союзных республик были созданы Комитеты по делам культурно-просветительных учреждений и соответствующие органы в автономных республиках и местных Советах, а в 1953 г. было образовано союзно-республиканское Министерство культуры СССР и соответствующие министерства в республиках. Неуклонно росли ассигнования по государственному бюджету на культурно-просветительную работу (в 1958 г. па эти цели было ассигновано почти в два раза больше, чем в 1950 г.).
Значительно выросла сеть культурно-просветительных учреждений, количество издаваемых книг, газет, журналов и их тиражи. Это были могучие средства в руках партии и государства в деле коммунистического воспитания народа, повышения его культурного и политического уровня. Возросла роль радио и телевидения. В конце 50-х годов радиопередачи велись на 95 языках народов СССР и других народов, в стране имелось около 50 млн. приемников и радиотрансляционных точек. В начале 50-х годов телецентры работали только в Москве, Ленинграде и Киеве, у населения имелось всего 225 тыс. телевизоров, в 1958 г. уже работало 58 телевизионных центров, а число телевизоров достигло 3 млн.
в систему традиционных ценностей.
Информация о работе Влияние международной ситуации на направление развития экономики