Влияние учения легистов на политико-правовую систему Китая в эпоху Цинь (IV – III вв. до н.э.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 21:30, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является рассмотрение конкретной концепции политического устройства учения легистов на основе трактата «Шан цзюнь шу», автором которого является представитель «классического легизма Шан Ян.
Предметом исследования служит сопоставление права, как части политической системы и концепции политического устройства.

Файлы: 1 файл

Курсовая легизм.docx

— 85.87 Кб (Скачать файл)

К общим работам, в которых затрагиваемый мною вопрос рассматривается косвенно можно  отнести монографию Л. С. Васильева «История религий Востока».10 В книге излагается история возникновения религий Востока, показана их роль в развитии социально-экономической, политической структуры восточных обществ и их культуры. Дается характеристика христианства, ислама, индуизма, буддизма и других религий.

«История Китая с древнейших времен до наших дней»11  излагает подробную историю китайского народа со времен возникновения его цивилизации до наших дней. Книга написана в научно-популярной форме на основе серьезного изучения первоисточников.

Написан ряд диссертаций, в которых легизм рассматривается в связи с другими учениями: Дун Моли. «Этико-ритуальные учения традиционной культуры Китая»12, Иванова Ю. В. «Традиции и их роль в политической жизни»13. Жамсаев М. Б. «Традиции легизма и конфуцианства в политической культуре Китая»14. Работа Дун Моли посвящена таким этико-ритуальным учениям, как конфуцианство, даосизм, легизм, маосизм, натурфилософия. Он рассматривает вопросы становления того или иного учения, основные постулаты, идеологов, их влияние на идеологию современного Китая.  В работе Ивановой Ю. В. подробно рассматривается категория традиции, в том числе затрагивается и легизм с точки зрения политического устройства, однако в основном, дается общая характеристика этого учения. В исследование Жамсаева М. Б. традиции легизма рассматриваются со времен формирования учения до образования КНР в соотношении традиции конфуцианства.

Конфуцианство в Китае (проблемы теории и практики), а именно Кроль Ю.Л. Конфуцианская и легистская концепции человеческой природы в "Янь те луне"15, однако в этой работе легизм рассматривается в более позднюю эпоху, а именно в эпоху Хань.

Говоря в  общем, об историографическом обзоре, можно отметить большое количество работ, которые рассматривают легизм в системе других учений (конфуцианства, даосизма, маосизма, натурфилософии). Это вполне закономерный процесс, т.к. эти школы развивались параллельно и имели преобладание на различных этапах истории Китая

В целом, оценивая степень изученности проблемы традиций легизма в политической культуре Китая, необходимо отметить следующее. Хотя накоплен богатый материал по легизму, а также достаточно разработана теория политической культуры Китая, до сих пор нет комплексных исследований традиций легизма в политической культуре Китая с начала ее формирования до ее современного состояния.

 

ГЛАВА 1. РОЛЬ ТРАДИЦИЙ В ПРАВЕ.

В этой части  работы необходимо раскрыть понятие  право. Выявить особенности правовой системы в Китае. Обозначить качественные различия конфуцианского и легистского  подхода к политическому устройству общества.

 Политическая  система общества это совокупность  взаимодействующих между собой  норм, идей и основанных на  них политических институтов, учреждений  и действий, организующих политическую  власть, взаимосвязь граждан и  государства. Политическая система  представляет собой сложную, разветвленную  совокупность подсистем, число  которых варьируется у

разных  авторов.

Однако  основным назначением этого многомерного образования является обеспечение  целостности, единства действий людей  в политике, поэтому первостепенным в политической системе является право, как один из видов регуляторов  общественных отношений. В многотысячелетней  истории юриспруденции не раз  указывалось, что в вопросах о  праве следует избегать универсальных  определений, общепризнанного определения  права не существует и в современной  науке.16

В Энциклопедическом  словаре Брокгауза и Ефрона указывалось:

Право есть совокупность правил (норм), определяющих обязательные взаимные отношения людей  в обществе.

В Большой  советской энциклопедии было представлено классическое для марксистко-ленинского правоведения определение (нормативно-позитивистская позиция): Право — это совокупность установленных или санкционированных  государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых  обеспечивается мерами государственного воздействия.

В отечественной  литературе различают несколько  родственных

понятий: право, правовая система, правосознание, правотворчество,

правореализация и др. Право трактуется как система общеобязательных

социальных  норм, а также отношений, закрепляемых государством с

помощью этих норм и охраняемых им; сюда включаются также права,

свободы и обязанности, определяющие правовой статус личности. Под

правосознанием  понимается совокупность взглядов, идей, выражающих

отношение людей и социальных групп к праву, законности, правосудию, их

представление о том, что является правомерным или неправомерным.17

Рассмотрев  некоторые из трактовок понятия  права, я перейду к рассмотрению роли традиций в праве.

Исторически первой формой права было обычное  право, т. е.

регулирование общественных отношений с помощью  обычаев. Обычное

право имело  ряд положительных сторон - долговечность, обрядовая форма,

понятность, доступность. Первобытные обычаи действовали  на основе

признания, уважения, они были синкретичны и  включали в себя элементы

мифологии, нравственности, эстетики и др., были связаны с психологией,

привычками, мнениями. С образованием классов  и государства часть этих

обычаев утвердилась как специфическая  область правовой надстройки -

санкционированное государством обычное право. «Государственный

обычай» получает качественно иной статус - источником его императивности

становится  принуждение, авторитет государства. На основе обычного права

возникает специальное государственное положительное  законодательство.

При этом в закон оформлялся не всякий обычай, а только такой, который был

способен отражать интересы господствующего класса. Обычное право и

положительное законодательство часто взаимодействуют: «с одной стороны,

обычное право выступает одним из источников государственного

законотворчества, с другой - положительное законодательство оказывает

заметное влияние на обычное право».18 Различие обычного права и

положительного  законодательства состоит в том, что обычное право

разобщено, расплывчато, носит локальный характер, ограничено житейским

опытом, а положительное законодательство систематизировано, в

концентрированной форме выражает волю господствующего  класса и

представляет  собой высшую ступень правопорядка.

Право служит сознательным и рациональным инструментом

общественного регулирования и занимает в классовом  обществе главное

место в  системе социального управления. Наличие традиций в праве служит

проявлением его непрерывности и преемственности, обусловленных

непрерывностью  и преемственностью принципов и  правил социального

управления. Традиции в праве закрепляют связь  между разными этапами его

развития  и сохраняют определенные элементы или стороны права

(касающиеся  сущности, содержания, формы, структуры,  функций и др.).

Преемственность в праве зависит как от преемственности  в материальных,

базисных  отношениях, так и от «уже имеющегося правового материала, от

накопленного  правового опыта, от тех или иных традиций в правотворчестве

и применении права, а также от существующих правовых теорий и

концепций».

История права - единый процесс, в котором  необходимо присутствуют как

моменты разрушения, так и моменты связи, преемственности.

«Преемственность  в области человеческой культуры (материальной и

духовной) распространяется и на право, которое  является ее компонентом.

Право (законы) содержит элементы... духовного творчества людей, и потому

оно охватывает процессы отрицания и преемственности, имеющие значение

для этого  творчества... Преемственность в  праве не только возможный, но и

необходимый момент в его развитии».19

В Китае  правовая система имеет ряд отличительных  особенностей,

обусловленных во многом традиционными факторами. Среди них следует

отметить  тесное переплетение политики и права, права и морали. В силу

некоторых исторических и национальных факторов в Китае политические

методы  воздействия долгое время заменяли собой правовые формы

общественного регулирования. Это явление коренится  в устойчивой

исторической  традиции признания приоритета мудрости и нравственной

чистоты государственного деятеля над законом. Традиционная правовая

система основывалась на доктринах конфуцианства, а высказывания его

классиков имели силу закона. Система закрепляла верховенство имперской

власти. Император стоял над законом, хотя и подчинялся «велению небес»,

ритуалу и установленным правилам.20

На становление  китайской правовой идеологии повлияла и социальная

структура китайского общества, в частности, преобладание крестьянских

масс  с их низким общим культурным уровнем, отсутствием навыков

политической  борьбы, феодальной и полуфеодальной психологией. «Многие

феномены  китайской правовой истории связаны  с идеализацией

традиционного правосознания крестьян с его  представлением о классово

полезном и классово вредном поведении, умалении роли правовых начал».21

Правовая  система акцентировала обязанности, ответственность людей и

санкции при нарушении закона, которые  отличались для представителей

разных  сословий. Официальная иерархия основывалась на легальных

привилегиях. Социальный статус личности определялся положением во

властных  структурах. В силу этого закон отражал в умах людей лишь власть

государства, а не их права.

Традиции  в китайском праве восходят к  борьбе конфуцианской и

легистской  доктрин, родоначальниками которых  были соответственно

Конфуций (551-479 до н. э.) и Шан Ян (390-338 до н. э.). Конфуций в

управлении  государством решающее значение придавал не законам (которые

он отнюдь не отрицал), а моральным качествам  правителей и чиновников,

которые должны воплощать в себе доброжелательность, искренность,

справедливость, чувство долга и т. д. Благородный  муж должен заниматься

нравственным  самоусовершенствованием, быть просвещенным и примером

для других, знать веления Неба и заботиться о народе. В обществе

необходимы  дружеские отношения. По мнению Конфуция, членам семьи

надлежало скрывать от посторонних и от властей  преступления,

совершенные кем-либо из них. Моральное воздействие на индивида

считалось главным фактором в политике и  праве.

Шан Ян резко  разошелся с Конфуцием по ряду вопросов, в том числео роли и значении законов в жизни общества и государства. «Знающий сам творит законы, а глупый ими ограничен; достойный меняет ритуал, а никчемный им крепко связан».22 Шан Ян ратовал за создание суровых законов, обязательных для всех - знатных и незнатных. Он отвергал необходимость моральных заповедей, человеколюбия и прочих конфуцианских ценностей, Исходя из того, что люди по своей природе корыстолюбивы и порочны, Шан Ян предлагал ввести систему взаимной слежки и круговой поруки среди народа и чиновников. Согласно его доктрине, высшая власть должна быть целиком и полностью сосредоточена в руках правителя государства, который распоряжается ею по своему усмотрению, сообразуясь лишь с издаваемыми им же законами. Правитель должен заботиться и о том, чтобы обессилить народ, лишив его способности думать и действовать самостоятельно. Главным фактором в политике и праве в легизме признавалось применение силы, насилие.23

Каждая  из этих доктрин имела свое историческое предназначение:

конфуцианство способствовало осознанию китайским  народом своего

этнического единства, а легизм был успешно  применен для объединения

Информация о работе Влияние учения легистов на политико-правовую систему Китая в эпоху Цинь (IV – III вв. до н.э.)