Влияние учения легистов на политико-правовую систему Китая в эпоху Цинь (IV – III вв. до н.э.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 21:30, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является рассмотрение конкретной концепции политического устройства учения легистов на основе трактата «Шан цзюнь шу», автором которого является представитель «классического легизма Шан Ян.
Предметом исследования служит сопоставление права, как части политической системы и концепции политического устройства.

Файлы: 1 файл

Курсовая легизм.docx

— 85.87 Кб (Скачать файл)

Подытоживая изложение основных положений политической программы Шан Яна, необходимо отметить, что Шан Ян одним из первых в  мировой истории создал законченную систему деспотического государства.36 Его концепция управления страдала известной ограниченностью и могла быть использована лишь на отдельных этапах китайской истории, чаще всего в переходные периоды. Реалистическое в целом учение Шан Яна не было лишено некоторых утопических элементов. Прежде всего, это касается идеи нравственного перевоспитания человека, лишения его культурных и духовных ценностей. Идея ограничения помыслов человека лишь земледелием и войной, принижения моральных критериев была бесплодна уже с самого начала. Ближайшие события показали, что даже в период максимальной концентрации власти, достигнутой при императоре Цинь Шихуане, правившем страной в соответствии с идеями легистов, государству не удалось установить полный контроль над общинниками.37

Грубые  методы легизма для правителей были более приемлемыми и эффективными, ибо они позволяли тверже держать  в руках централизованный контроль над частным собственником, что имело огромное значение для усиления царств и успехов в их ожесточенной борьбе за объединение Китая. Все население большой страны с сильными патриархально – клановыми традициями, укрепившимися во многом стараниями конфуцианцев, было обязано беспрекословно повиноваться эдиктам императора. Шедшие вразрез с установившимися традициями, эти эдикты вызывали протесты, в стране возникали конфликты, зрело недовольство, подавлявшееся насилием и репрессиями. Все это привело к кризису. Кризис завершился мощным народным восстанием, которое смело с лица земли основанную империю Цинь.

 С  династией Цинь был скомпрометирован  и пал легизм. Проверка на практике  идей Шан Яна оказалась достаточной, чтобы выявить его несостоятельность для Китая того времени. Откровенно тоталитарная доктрина легистов с ее презрением к людям во имя процветания государства оказалась нежизнеспособной; легизм потерпел поражение.38 Крушение легизма не означало, что в теории и практике этого учения не было ничего полезного и нужного для империи. Как раз именно легистские концепции по своему существу были весьма удобны для управления централизованной империей. Неприемлемой и неэффективной оказалась та безапелляционная и циничная форма, которая была придана легистским институтам и идеям.39

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Присутствуя во всех отраслях духовного производства, традиции имеют в каждой из них свою специфическую окраску, которая определяется особенностями конкретной отрасли духовного производства, отражает историю ее возникновения и развития. Сохранение традиций в зависимости от их конкретного содержания может по-разному влиять на скорость и плодотворность развития исторического процесса. В целях активизации духовного производства и в связи с социально-экономической ситуацией, происходит критический отбор традиций, а также их существенное изменение и зарождение новых традиций. Рассмотрение роли традиций в праве и правовой системе играет не последнюю роль, т.к. правовая система является он из основополагающих в политическом устройстве.

В Китае  правовая система имеет ряд отличительных  особенностей,

обусловленных во многом традиционными факторами. Одно из основных является тесное переплетение политики и права, права и морали. В силу

некоторых исторических и национальных факторов в Китае политические

методы  воздействия долгое время заменяли собой правовые формы

общественного регулирования. Это явление коренится  в устойчивой

исторической  традиции признания приоритета мудрости и нравственной

чистоты государственного деятеля над законом. Традиции в китайском праве восходят к борьбе конфуцианской и легистской доктрин, родоначальниками которых  были соответственно Конфуций (551-479 до н. э.) и Шан Ян (390-338 до н. э.).

Анализ особенностей легизма позволяет составить  представление об идейном багаже, который представлял собой фундамент  традиционной культуры Китая. Однако в  своей работе я рассмотрела лишь одну из нескольких школ, которая попыталась разработать концепцию политического  устройства Китая.

Мною было рассмотрено одно из этико-ритуальных учений Китая, а именно легизм, с  точки зрения его влияния на политическое устройство Китая. Однако стоит учесть, что легизм  в своем качественном преобразовании прошел несколько этапов. Шан Ян является представителем «классического легизма».

Возобладание  легизма над конфуцианством в  эпоху Цинь результат социально  – экономических изменений, ожесточенной борьбой между царствами. В столь  сложной политической ситуации постулаты  легизма, которые пропагандировали жесткую централизацию, возможно и  были оправданы. Однако легизм, как  учение не имело социальной базы, к  тому же Шан Ян боролся с привилегиями аристократии, которая в ту эпоху, имела весомую силу. Вместе с царством Цинь пал и легизм.

Крушение  легизма не означало, что в теории и практике этого учения не было ничего полезного и нужного для  империи. Как раз именно легистские концепции по своему существу были весьма удобны для управления централизованной империей. Неприемлемой и неэффективной  оказалась та безапелляционная и  циничная форма, которая была придана  легистским институтам и идеям. Уже начиная с эпохи  Хань мы фактически имеем дело с синтезом кофуцианства и легизма, во всяк случае во всем том, что имеет отношение к социальной сфере и управления.

 

 

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА.

    1. Книга правителя области Шан (Шан Цзюнь Шу), пер. с кит., М.: Ладомир, 1993.
    2. Памятники письменности Востока. Сыма Цянь Исторические записки Том II, пер. с кит. Р.В.Вяткина и В.С.Таскина под общей редакцией Р.В.Вяткина, М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2003.
    3. Памятники письменности Востока. Сыма Цянь Исторические записки Том VII, пер. с кит. Р. В. Вяткина, М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1996.

***

    1. Васильев Л. С.   История Религий Востока., М.: Издательство "Высшая школа" 1983.
    2. Дун Моли. Этико-ритуальные учения традиционной культуры Китая. Диссертация. Москва: МГУКИ, 2002. URL: http://masterint-21h.webzone.ru/publik/china/china_1.htm
    3. Жамсаев М. Б. Традиции легизма и конфуцианства в политической культуре Китая. Автореферат диссертации. Улан-Удэ, 2005. URL: http://www.dslib.net/soc-filosofia/zhamsaev.html
    4. Иванова Ю. В. Традиции и их роль в политической жизни. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Москва: МГУ, 1994. URL: http://www.twirpx.com/file/370769/
    5. История Китая с древнейших времен до наших дней. Главная редакция восточной литературы изд-ва "Наука", 1974.
    6. Крюков М. В. Вступительная статья. // Памятники письменности Востока. Сыма Цянь Исторические записки Том I, пер. с кит. Р.В.Вяткина и В.С.Таскина под общей редакцией Р.В.Вяткина , М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. С. 12-66.
    7. Куманин Е. В. Политико-правовые особенности КНР// Теория права: новые идеи. - М.,1991.
    8. Марченко М.Н. Теория государства и права. — М.: Проспект, 2006. 
    9. Неновски Н. Преемственность в праве (перевод с болгарского) -М.: Юрид. лит., 1977.
    10. Переломов Л.С. Книга правителя области Шан (Шан Цзюнь Шу), пер. с кит., М.: Ладомир, 1993.
    11. Туманов В. А. Право., Правосознание. //ФЭС. - М.: Сов. энц-я, 1989. 

 

 

 

1 Жамсаев М. Б. Традиции легизма и конфуцианства в политической культуре Китая. Автореферат диссертации. Улан-Удэ, 2005. С. 1. URL: http://www.dslib.net/soc-filosofia/zhamsaev.html (дата обращения: 15.03.2012)

2 Книга правителя области Шан (Шан Цзюнь Шу), пер. с кит., М.: Ладомир, 1993. С. 42.

3 Дун Моли. Этико-ритуальные учения традиционной культуры Китая. Диссертация. Москва: МГУКИ, 2002. С. 16 URL: http://masterint-21h.webzone.ru/publik/china/china_1.htm (дата обращения: 7.04.2012)

4 Дун Моли. Этико-ритуальные учения традиционной культуры Китая. Диссертация. Москва: МГУКИ, 2002. С. 17-18 URL: http://masterint-21h.webzone.ru/publik/china/china_1.htm (дата обращения: 7.04.2012)

5 Книга правителя области Шан (Шан Цзюнь Шу), пер. с кит., М.: Ладомир, 1993. С. 13-16

6 Памятники письменности Востока. Сыма Цянь Исторические записки Том I, пер. с кит., М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. С. 14-15.

7 Памятники письменности Востока. Сыма Цянь Исторические записки Том I, пер. с кит., М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 200. С. 44.

8 Переломов Л.С. Книга правителя области Шан (Шан Цзюнь Шу), пер. с кит., М.: Ладомир, 1993.

9 Традиции в общественно-политической жизни и политической культуре КНР / Отв. ред. М. Л. Титаренко, Л. С. Переломов. М., 1994.

10 Васильев Л. С.   История Религий Востока. , М.: Издательство "Высшая школа" 1983

11 История Китая с древнейших времен до наших дней. Главная редакция восточной литературы изд-ва "Наука", 1974.

12 Дун Моли. Этико-ритуальные учения традиционной культуры Китая. Диссертация. Москва: МГУКИ, 2002. URL: http://masterint-21h.webzone.ru/publik/china/china_1.htm

13 Иванова Ю. В. Традиции и их роль в политической жизни. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Москва: МГУ, 1994.

14 Жамсаев М. Б. Традиции легизма и конфуцианства в политической культуре Китая. Автореферат диссертации. Улан-Удэ, 2005. URL: http://www.dslib.net/soc-filosofia/zhamsaev.html

15 Кроль Ю. Л. Конфуцианская и легистская концепции человеческой природы в «Янь те луне» (I в. до н. э.) // Конфуцианство в Китае, проблемы теории и практики. М., 1982. С. 55-87.

16 Марченко М.Н. Теория государства и права. — М.: Проспект, 2006.  С. 76.

17 Иванова Ю. В. Традиции и их роль в политической жизни. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Москва: МГУ, 1994. С. 55-57. URL: http://www.twirpx.com/file/370769/ (дата обращения: 17.04.2012)

18 Туманов В. А. Право., Правосознание. //ФЭС. - М.: Сов. энц-я, 1989. 815с. С. 501-502.

19 Неновски Н. Преемственность в праве (перевод с болгарского) -М.: Юрид. лит., 1977. 165с. С. 10.

20 Неновски Н. Преемственность в праве (перевод с болгарского) -М.: Юрид. лит., 1977. 165с. С. 6.

21 Куманин Е. В. Политико-правовые особенности КНР// Теория права: новые идеи. - М.,1991. С. 179.

22 Памятники письменности Востока. Сыма Цянь Исторические записки Том 7, пер. с кит., М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1996. С. 87.

23 Иванова Ю. В. Традиции и их роль в политической жизни. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Москва: МГУ, 1994. С. 60-61. URL: http://www.twirpx.com/file/370769/ (дата обращения: 15.03.2012)

24 Книга правителя области Шан (Шан Цзюнь Шу), пер. с кит., М.: Ладомир, 1993. С. 42.

25 Памятники письменности Востока. Сыма Цянь Исторические записки Том II, пер. с кит., М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2003. С. 40.

26 История Китая с древнейших времен до наших дней. Главная редакция восточной литературы изд-ва "Наука", 1974. С. 33

27 Книга правителя области Шан (Шан Цзюнь Шу), пер. с кит., М.: Ладомир, 1993. С. 59.

28 Васильев Л. С.   История Религий Востока. , М.: Издательство "Высшая школа" 1983, С. 162.

29 Дун Моли. Этико-ритуальные учения традиционной культуры Китая. Диссертация. Москва: МГУКИ, 2002. С. 43-44 URL: http://masterint-21h.webzone.ru/publik/china/china_1.htm (дата обращения: 15.03.2012)

30 Памятники письменности Востока. Сыма Цянь Исторические записки Том II, пер. с кит., М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2003. С. 40

31 Книга правителя области Шан (Шан Цзюнь Шу), пер. с кит., М.: Ладомир, 1993. С. 14

32 Памятники письменности Востока. Сыма Цянь Исторические записки Том II, пер. с кит., М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2003. С. 40

33  Книга правителя области Шан (Шан Цзюнь Шу), пер. с кит., М.: Ладомир, 1993. С. 77-78.

34 Памятники письменности Востока. Сыма Цянь Исторические записки Том 7, пер. с кит., М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1996. С. 88.

35  Книга правителя области Шан (Шан Цзюнь Шу), пер. с кит., М.: Ладомир, 1993. С. 81-83.

36 Книга правителя области Шан (Шан Цзюнь Шу), пер. с кит., М.: Ладомир, 1993. С. 86-94.

37 Иванова Ю. В. Традиции и их роль в политической жизни. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Москва: МГУ, 1994. С. 93. URL: http://www.twirpx.com/file/370769/ (дата обращения: 12.02.2012)

38 Васильев Л. С.   История Религий Востока. , М.: Издательство "Высшая школа" 1983, С. 163-164.

39 Дун Моли. Этико-ритуальные учения традиционной культуры Китая. Диссертация. Москва: МГУКИ, 2002. С. 48 URL: http://masterint-21h.webzone.ru/publik/china/china_1.htm (дата обращения: 19.03.2012)


Информация о работе Влияние учения легистов на политико-правовую систему Китая в эпоху Цинь (IV – III вв. до н.э.)