Влияние великих реформ второй половины XIX века на социально-экономическое развитие России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 09:02, реферат

Описание работы

Актуальность темы исследования заключается в том, что данные реформы оказали во многом решающее воздействие на дальнейшее развитие нашей страны, заложив фундамент формирования капиталистического общества и государства. Задачами исследования являются:
4.Выяснить социально-экономическое и политическое положение России во второй половине XIX века;
5.Рассмотреть основные направления реформ;
6.Определить последствия проведения реформ и их значение в истории России.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….. 3
Основная часть…………………………………………………………………………. 5
1.Социально-экономическое и политическое положение России во второй половине XIX века………………………………………………………………… 5
2.Основные направления реформ……………………………………………………6
3.Последствия проведения реформ и их значение в истории России…………… 17
Заключение ……………………………………………………………………………..19
Список литературы ……………………………………………………………………20

Файлы: 1 файл

Гос.регулирование экономики.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Российская  академия народного хозяйства и  государственной службы

при Президенте Российской Федерации 

Вологодский филиал

 

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

 

РЕФЕРАТ

Влияние великих реформ второй половины  XIX века

на  социально-экономическое развитие России

 

Дисциплина:  Государственное регулирование экономики

     

 

Студента  5 курса   10ВФ группы

Специальность

«Финансы и  кредит»         

 

Научный руководитель:

доцент

Оценка_____________________

Подпись____________________




 

 

 

Вологда

2013

 

 

Содержание

 Введение……………………………………………………………………………….. 3

Основная часть…………………………………………………………………………. 5

    1. Социально-экономическое и политическое положение России во второй половине XIX века………………………………………………………………… 5
  1. Основные направления реформ……………………………………………………6
  1. Последствия проведения реформ и их значение в истории России…………… 17

Заключение ……………………………………………………………………………..19

Список литературы ……………………………………………………………………20 

Введение

Темой данной курсовой работы является влияние великих  реформы первой половины XIX века на социально-экономическое развитие России.

1861 год открыл  новую - буржуазную - страницу русской  истории. С падением крепостного  права начинается эпоха интенсивного  развития капитализма в России, которое, однако, сдерживалось сохранением многочисленных феодальных (самодержавие, сословный строй, отработочная система) и даже дофеодальных (крестьянская община) пережитков.

Анализ хозяйственной  документации пореформенной эпохи (официальные экономические сводки, подворные описи и описи имений, учетные ведомости предприятий) свидетельствует о внедрении капиталистических методов в управление хозяйством. В этот период уже не только помещичьи, но и значительная доля крестьянских хозяйств производят товарную продукцию. Уравниваются цены на общероссийском рынке. К 1880-м гг. в России завершается промышленный переворот. Создание фабричного производства связано с появлением новых, коллективных, форм предпринимательства (акционерных, паевых обществ и т.п.). Изучение уставной и учетной документации крупных промышленных, торговых, финансовых предприятий конца XIX в. свидетельствует о высоком уровне развития капитализма в России.

Для исследования различных социальных процессов  наиболее удобным видом источников являются материалы статистики. Особую роль в становлении статистического учета в пореформенной России сыграла земская статистика. Необходимо также отметить произведенную в 1897 г. первую всеобщую перепись населения России. Ее данные особенно часто используются исследователями.

В истории России второй половины XIX в. отчетливо выделяются два периода, связанные с проведением  различных политических курсов. Первый период отождествляется с периодом проведения Великих реформ 1860-70-х  гг. В это время в России были проведены самые радикальные за всю историю XIX в. преобразования. Второй период, начавшийся после убийства 1 марта 1881 г. революционерами-народовольцами Александра II, называют эпохой контрреформ, во время которой были ограничены или прямо отменены многие из нововведений 1860-70-х гг. Законодательные источники ясно отображают содержание этих двух периодов в политической истории пореформенной России. Так, сравнение "Положений о губернских и уездных земских учреждениях" 1864 и 1890 гг., а также "Городовых положений" 1870 и 1892 гг. дает ясное представление о прямо противоположной политике обоих правительств (Александра II (1855-1881 гг.) и Александра III (1881-1894 гг.)). То же можно сказать о "Временных правилах о печати" 1865 и 1882 гг.; университетских уставах 1863 и 1884 гг. и т.д. Самыми известными актами Александра II стали "Манифест о всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей" от 19 февраля 1861 г. и ряд "Положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости", Александра III - "Манифест о незыблемости самодержавия" и "Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия" 1882 г. Последний документ, санкционировавший применение чрезвычайных мер по отношению к оппозиционным самодержавию силам, продлевался вплоть до 1917 г. и был прозван "конституцией наоборот".

Актуальность  темы исследования заключается в  том, что данные реформы оказали  во многом решающее воздействие на дальнейшее развитие нашей страны, заложив фундамент формирования капиталистического общества и государства. Задачами исследования являются:

  1. Выяснить социально-экономическое и политическое положение России во второй половине XIX века;
  2. Рассмотреть основные направления реформ;
  3. Определить последствия проведения реформ и их значение в истории России.

При исследовании данной темы мною были использованы следующие  методы:

  1. Исторический;
  2. Сравнительно-правовой;
  3. Сравнительный.

 

 

 

 

 

 

Основная  часть.

    1. Социально-экономическое и политическое положение России во второй половине XIX века.

К середине XIX века стало заметно отставание России от передовых капиталистических  государств в экономической и  социально-политической сферах. Международные  события середины века показали ее ослабление во внешнеполитической области. Поэтому главной целью внутренней политики правительства во второй половине XIX века было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени.

На внутреннюю политику оказывали влияние многие факторы: укрепление капиталистического уклада, появление новых классов и социальных слоев, мощный подъем общественного движения. Во внутренней политике России второй половины XIX века выделяются три этапа. Первый – подготовка и осуществление крестьянской реформы. Второй – проведение буржуазных реформ 60-70-х годов. Третий – изменение в 80-90-х годах правительственного курса, усиление в нем консервативных тенденций.

Предпосылки реформ

К середине XIX столетия общий кризис феодально-крепостнической  системы, назревавший еще с конца XVIII века, достиг наибольшей остроты.

Незаинтересованность  крепостного работника в результатах  своего труда исключала возможность  применения машин и улучшения  агротехники в крепостных имениях. Помещики все еще видели главный  способ повышения доходности имений в увеличении повинностей крестьян, увеличивая барщину до 7 дней в неделю и переводя крестьян на месячину (паек) или увеличивая оброк, который нередко стал превышать хозяйственные возможности крестьян. Все это вело к разорению крестьян, систематическим голодовкам, что в свою очередь пагубно сказывалось на помещичьем хозяйстве. В связи с этим некоторые помещики пытались перейти к использованию вольнонаемного труда и машин, другие просто разорялись, закладывая земли и крепостных крестьян в банках. Страдала и казна, ведь за крестьянами числились десятки миллионов рублей недоимок (долгов) по государственным налогам и сборам.

Сохранение  феодально-крепостнических отношений  серьезно тормозило развитие промышленности. Ведь в промышленности, особенно горной и металлургической на Урале, широко использовался труд крепостных, так называемых посессионных рабочих, т. е. крестьян, которые отрабатывали барщину на заводах. Труд был настолько неэффективен, что владельцы заводов сами стремились от них избавиться. Однако вольнонаемных рабочих было найти трудно. Поскольку основная масса населения была закрепощена, то промышленность не имела необходимого рынка свободной рабочей силы. Нищее крестьянство, составляющее подавляющее большинство населения страны, не имело средств на покупку промышленных товаров. Все это и породило экономический и политический кризис в стране, который выразился в нарастании числа крестьянских бунтов и развитии революционного движения, пик которого пришелся на 1859-1861 гг.

Событием, которое ускорило ликвидацию феодального строя, была Крымская война 1853-1856 гг., закончившаяся поражением царского правительства. Война показала отсталость и бессилие крепостнического строя, неэффективность социальной и экономической систем России. Рекрутские наборы, повышенные налоги и повинности, расстройство торговли и промышленности обострили нужду и бедствия угнетенных масс выше обычного уровня. Военные поражения привели к недовольству буржуазии и дворянства. В этой обстановке правительство сочло необходимым приступить к подготовке реформы по отмене крепостного права. Уже вскоре после заключения Парижского мирного договора, завершившего Крымскую войну, новый царь Александр II (сменивший на престоле умершего в феврале 1855 года Николая I), выступая с речью в Москве перед предводителями дворянских обществ, сказал, имея в виду отмену крепостного права, что лучше, чтобы это произошло сверху, нежели снизу.

    1. Основные направления реформ

Отмена  крепостного права 

Подготовка  крестьянской реформы началась в 1857 году. Сначала с этой целью был создан Секретный комитет по крестьянскому делу, а затем Главный комитет по крестьянским делам. Одновременно были созданы Редакционные комиссии и губернские комитеты. Все эти учреждения состояли исключительно из дворян. В них не были допущены даже представители буржуазии, не говоря уже о крестьянах.

Подъем крестьянского  движения заставил правительство ускорить подготовку реформы и, тем не менее, выступая на заседании Государственного совета при обсуждении проекта реформы, император подчеркнул, что «все, что можно было сделать для защиты интересов дворянства, было сделано».

19 февраля 1861 г. манифест "Общее положение  о крестьян вышедших из крепостной  зависимости" и другие акты  о крестьянской реформе (всего  17 актов) были подписаны царем.

С этого времени  прекращалось право помещика распоряжаться  личностью крестьянина: продавать, покупать, дарить как вещь, насильно женить и выдавать замуж, переселять с места на место, отдавать в услужение  и в работы, произвольно по своему усмотрению наказывать. Крестьяне получили личные и имущественные права, в том числе на самостоятельное, без разрешения помещика, вступление в брак; заключение договоров и обязательств с частными лицами и казной; свободное занятие торговлей и промышленностью; ведение своих судебных дел; участие в работе органов общественного самоуправления; поступление на службу, на учебу; приобретение движимой и недвижимой собственности; наследование имущества и т. д.

Закон установил 2-летний срок для составления уставных грамот, в которых определялись взаимоотношения помещиков и крестьян. В течение этих 2 лет крестьяне обязаны были отбывать прочие повинности (барщину, оброк) в пользу помещиков, за которыми сохранялось право вотчинной полиции и попечительства.

Крестьяне при  освобождении наделялись землей - приусадебным участком и полевым наделом (за исключением дворовых, т. е. состоявших в штате дворовых слуг помещика), причем наделялись в обязательном порядке и даже не могли от той земли отказаться или передать в течение 9 лет после закона о реформе. Установление такого порядка объяснялось полицейскими соображениями. Правительство стремилось избежать нежелательного скопления в городах лишенных земли, работы и средств к существованию бывших крестьян, способных на массовые беспорядки и восстания.

Что же касается размеров полевых земельных наделов, передаваемых крестьянам, и размеров и порядка их выкупа у помещиков, то все это в законе определялось с учетом исключительно интересов  помещиков. Эти нормы были, как  правило, меньше того количества земли, которым крестьяне фактически пользовались до реформы. Размеры выкупных платежей определялись не стоимостью земли, а размерами дореформенных крестьянских феодальных повинностей. Таким образом, размер выкупного платежа был гораздо выше стоимости земли, он включал фактически и стоимость личности крестьян. 20-25% выкупной суммы крестьяне выплачивали наличными деньгами, а 75-80% помещики получали от государства, которое в свою очередь взыскивало эти деньги с крестьян в рассрочку в  течение 49 лет в форме выкупных платежей     (выкупной платеж составлял 6% ссуды). 

Всего за 40 лет  с лишним крестьяне вместе с процентами выплатили государству около 2 млрд. рублей, т. е. вчетверо больше того, что  стоила переданная им земля.

На основной части территории страны (Великороссии, большей части нынешней Украины и Белоруссии) сохранялась общинная форма землепользования. Община являлась собственником земли, так как она (а не каждый отдельный крестьянин) выкупала землю, и внутри общины эта земля периодически перераспределялась между крестьянскими дворами. Община платила налоги и повинности, распределяла их между своими членами. Все члены общины в отношении выплаты налогов, повинностей и, выкупных платежей были связаны круговой порукой и за неплательщиков платили исправные плательщики. Но община в свою очередь могла неплательщика наказать вплоть до публичной порки по решению сельского схода или принудительно отдать на заработки. Сохранение общинной собственности на землю, связывая инициативу предприимчивости крестьян, серьезно тормозило экономическое развитие деревни.  

Информация о работе Влияние великих реформ второй половины XIX века на социально-экономическое развитие России