Влияние великих реформ второй половины XIX века на социально-экономическое развитие России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 09:02, реферат

Описание работы

Актуальность темы исследования заключается в том, что данные реформы оказали во многом решающее воздействие на дальнейшее развитие нашей страны, заложив фундамент формирования капиталистического общества и государства. Задачами исследования являются:
4.Выяснить социально-экономическое и политическое положение России во второй половине XIX века;
5.Рассмотреть основные направления реформ;
6.Определить последствия проведения реформ и их значение в истории России.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….. 3
Основная часть…………………………………………………………………………. 5
1.Социально-экономическое и политическое положение России во второй половине XIX века………………………………………………………………… 5
2.Основные направления реформ……………………………………………………6
3.Последствия проведения реформ и их значение в истории России…………… 17
Заключение ……………………………………………………………………………..19
Список литературы ……………………………………………………………………20

Файлы: 1 файл

Гос.регулирование экономики.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

Но вместе с  тем община создавала для крестьянина  определенную социальную защищенность от внезапного разорения по случаю болезни, смерти кормильца и т. д. Этим и объяснялась в значительной мере устойчивость русской общины.

Однако другие категории крестьянства:

    • удельные (т. е. принадлежавшие царской фамилии и управлявшиеся Департаментом уделов);
    • государственные крестьяне;
    • крепостные рабочие

получили практически  всю землю, которой они пользовались до реформы, на более легких условиях, чем помещичьи крестьяне. Крепостные рабочие (главным образом на уральских заводах) получали усадьбы, но полевой надел лишь в том случае, если он у них был до реформы.

Формирование  всесословного самоуправления

После введения крестьянской реформы правительство убедилось, что и реформ государственного управления не избежать, и начало их подготовку.

Одной из наиболее крупных реформ явилось учреждение местного самоуправления. 

Земская реформа

1 января 1864 г. император  Александр II утвердил «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». В соответствии с этим положением в каждой губернии и в каждом уезде избирались губернские и уездные земские собрания. Эти собрания в свою очередь избирали исполнительно-распорядительные органы - уездные и губернские земские управы. Земские собрания и управы избирались сроком на три года. Губернское земское собрание избиралось членами уездных собраний. Председатель уездной управы утверждался в должности губернатором, председатель губернской управы – министром внутренних дел

По образцу земских  учреждений в 1870 г. были созданы сословные  органы городского самоуправления. В  соответствии с "Городовым положением" 16 июня 1870 г. в городах избирались сроком на 4 года городские Думы, которые в свою очередь создавали городские управы во главе с городским головой.

В компетенцию городской  Думы входили вопросы: о назначении выборных должностных лиц, установлении городских сборов, сложении недоимок, установления правил о заведовании  городским имуществом, о приобретении городской недвижимости, о займах.

Надзор за деятельностью  городских дум и управ осуществляло губернское по городским делам присутствие, состоявшее из чиновников, под председательством  губернатора.

Создание новых органов  самоуправления способствовало становлению общественно-политической и культурной жизни, помогало торгово-промышленному развитию русских городов.

Судебная реформа (1864 г.)

Структура дореформенной  судебной системы была сложной и  запутанной.

Суд находился в полной зависимости от администрации, которая вмешивалась в решения судебных дел, носил сугубо сословный характер (для каждого сословия были свои судебные органы). Следствие проводилось полицией, гласности судебного процесса не существовало, равно и состязательности. В судах царили неописуемая волокита (дела тянулись многие годы), взяточничество и дикий произвол. Все это вызывало всеобщее недовольство существовавшей судебной системой.

Подготовка судебной реформы  началась еще в 1861 г. 20 ноября 1864 г. после  рассмотрения в Государственном совете царь утвердил судебные уставы. Всего было введено в действие четыре акта:

1) Учреждения судебных  установлений;

2) Устав уголовного судопроизводства;

3) Устав гражданского  судопроизводства;

4) Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

Сам порядок судопроизводства был перестроен на основе следующих  принципов равенства всех перед  законом и судом, отделения суда от администрации и осуществления  правосудия только судом, создания всесословного  суда, состязательности, несменяемости судей и следователей, гласности, устности, непосредственности, права обвиняемого на защиту, прокурорского надзора, выборности (мировых судей и присяжных заседателей).

Высшей судебной инстанцией стал Сенат, в котором были созданы  кассационные департаменты. Кроме того, при Сенате 1872 г. было учреждено Особое присутствие Сената для рассмотрения особо важных политических дел. Наконец, дела высших должностных лиц и особо важные дела могли рассматриваться в Верховном уголовном суде, состав которого по каждому конкретному делу назначался императором.

Судебная реформа была наиболее последовательной буржуазной реформой по сравнению с другими. Но и она сохраняла серьезные  пережитки феодальных порядков. Отделение  суда от администрации было непоследовательным: Сенат, высший судебный орган страны, одновременно был и административным учреждением. Местные суды фактически контролировались губернаторами

Военная реформа (1864-1874 гг. )

Крымская война показала коренные пороки феодальной организации  вооруженных сил, оказавшихся неспособными в военном столкновении с буржуазными государствами обеспечить оборону страны. Русская армия комплектовалась на основе рекрутского набора из податных сословий (крестьян и мещан). Солдаты служили по 25 лет, то есть практически пожизненно. Поэтому армия, как в мирное, так и в военное время имела фактически одну и ту же численность. Военно-обученного резерва для развертывания армии во время войны и восполнения боевых потерь практически не было.

Офицерский корпус комплектовался из дворян, то есть назначения на командные должности производились не за заслуги и знания, а по принципу сословной принадлежности по протекции. Отсюда крайне слабая общая и боевая подготовка командного состава, особенно высшего.

Запутанная, хаотическая  система военного управления, устаревшее вооружение (как следствие отсталости промышленности), крайне слабая маневренность войск, вынужденных передвигаться к месту боевых действий пешим порядком, подчас тысячи километров из-за неразвитости сети железных дорог - все это дополняло общую неприглядную картину состояния армии. Необходимость военной реформы была ясна и новый Устав о воинской повинности был введен в действие с 1 января 1874г.

Существо военной  реформы заключалось прежде всего  в изменении системы комплектования армии и флота. Вместо набора рекрутов из числа податных сословий была введена всеобщая бессословная воинская повинность. Сроки действительной службы были установлены следующие: в армии 6 лет и 9 лет в запасе; во флоте - 7 лет и 3 года в запасе. Слишком длительные сроки действительной службы в армии сокращали число военнообученного резерва, отрицательно сказывались на обороноспособности страны. Но армия предназначалась царским правительством не только для обороны страны, но рассматривалась и как мощное орудие внутренней политики, вооруженная опора государственной власти. Для подавления крестьянских бунтов нужен был вымуштрованный солдат, покорно выполняющий любой приказ офицеров.

Важной задачей  реформы явилось укрепление и  обновление офицерских кадров, создание резерва офицеров на случай войны. Была создана широкая сеть военных  училищ. В мирное время в офицеры, как правило, производились лица, окончившие военные училища и  сдавшие соответствующие государственные экзамены. Для подготовки офицерского резерва на случай войны был учрежден институт "вольноопределяющихся". Лица с высшим образованием призывались на действительную службу на 6 месяцев, а со средним - на 1,5 года, затем держали экзамен на офицерский чин и увольнялись в запас младшими офицерами.

Реформа открыла  дорогу в офицерский корпус разночинной  интеллигенции, но только на должности  младших офицеров. Генералы и старшие  офицеры по-прежнему были в основном родовитыми дворянами.

Территория  страны была разделена на 15 военных  округов, во главе которых были поставлены командующие войсками военных округов. Таким образом, была создана стройная, единообразная система военного управления.

Проведена была военно-судебная реформа и отменены в армии телесные наказания. Однако избиение солдат офицерами продолжалось, по-прежнему между привилегированным офицерским составом и бесправной солдатской массой сохранялась пропасть, отделявшая "барина" от "мужика".

Важной составной  частью военной реформы явилось перевооружение армии современным по тем временам оружием и строительство парового броненосного флота. Введены были новые военные уставы и перестроено обучение войск.

Реформа полиции и тюремной системы 

Падение крепостного  права, революционная ситуация в стране вынудили правительство постепенно реформировать полицейский аппарат. Поскольку до отмены крепостного права крестьяне находились под властью помещиков, то необходимости в большом полицейском аппарате в уездах не было. После крестьянской реформы положение изменилось, крестьяне освободились от вотчинной власти помещиков, отсюда для правительства возникла потребность в значительном увеличении численности местной полиции. С целью усиления полиции были проведены следующие реформации:

1. В 1862 г. уездная и городская полиция уездных городов объединена и в каждом уезде создано единое полицейское управление во главе с исправником.

2. Расширен низовой  аппарат полиции. Кроме того, полиции  обязаны были оказывать помощь  в сельской местности представители крестьянского самоуправления (волостные старшины, сельские старосты, десятские и т. д.), в городах - дворники.

3. Изменились  принципы комплектования полиции.  Если до военной реформы, когда  нижние чины в армии служили  25 лет, она комплектовалась солдатами и унтер-офицерами старших возрастов, годными для службы в полевых войсках, то после военной реформы 1874 г. был введен принцип вольного найма по контракту, значительно увеличено жалованье, введены пенсии и иные льготы служащим полиции.

4. Полиция была освобождена от несвойственных ей функций: хозяйственные дела (после земской и городской реформ) перешли к органам местного самоуправления; предварительное следствие (после судебной реформы) передано судебным следователям.

5. В крупных  городах вместо прежних управ благочиния созданы полицейские управления во главе с полицмейстерами, а в столицах (Петербурге и Москве) - обер-полицмейстерами (или градоначальниками). Города делились на части (районы) во главе с   частными приставами, а те в свою очередь на участки и околотки с участковыми и околоточными надзирателями.

Вся губернская полиция подчинялась губернатору  и генерал-губернатору. Вершину полицейской  пирамиды завершал министр внутренних дел.

В 1880 г. завершилось  создание единой системы полицейских  органов в стране.

Корпус жандармов, хотя и был реорганизован (созданы  территориальные органы - губернские управления), однако сохранил свою военную  организацию. Жандармы по-прежнему были недостаточно приспособлены к ведению  политического сыска в среде  разночинной интеллигенции. Жандармы использовались главным образом для проведения арестов, дознаний и ведения следствия по делам о государственных преступлениях.

Одновременно  с реформированием полиции была проведена тюремная реформа. До реформы  в России отсутствовало централизованное управление местами заключения. Строго соблюдался принцип сословности в режиме отбывания наказания. Для каждого сословия существовали свои особые места лишения свободы, принадлежащие различным ведомствам. Суть реформы состояла в создании единой общегосударственной тюремной системы. Вместо сословных тюремных учреждений были созданы тюрьмы трех основных типов:

    • крупные тюрьмы (так называемые "централы"), такие как Александровский централ около Иркутска и др.
    • тюрьмы общего типа, подчиненные губернским тюремным инспекциям;
    • каторжные тюрьмы.

Практиковалось  также заселение отбывшими свой срок каторжниками отдаленных местностей (Сахалина, Якутии и т. д.).

Изменилось  положение заключенных , стал активно  использоваться их труд, была создана  система медицинского обслуживания.

Хотя и медленно, но смягчался режим заключения. В 1863 г. отменено клеймение каторжников, телесные наказания женщин-заключенных, ограничивалось применение розг. В  армии отменялись шпицрутены, но сохранялись  розги. Раздельно содержались политические и уголовные заключенные.

 Финансовая реформа (1862-1868 гг.)

Существенную  роль в приспособлении российского  государственного аппарата к условиям буржуазного развития сыграла финансовая реформа. Ее существо сводилось к  трем основным элементам. Первый из них - это упорядочение государственных финансов. Дело в том, что до реформы каждое ведомство имело и бюджет, и свою кассу. Контроль за расходованием средств практически отсутствовал, что способствовало казнокрадству и безхозяйственности.

Первый элемент  реформы - ликвидация финансовой самостоятельности  министерств и ведомств и введение единого общегосударственного бюджета  и единой общегосударственной кассы  укрепляло твердый порядок в  расходовании средств. Государственный  бюджет теперь калькулировался Министерством финансов, а рассматривался и утверждался Государственным советом.

Важное значение имело установление гласности бюджета. С 1862 г. роспись государственных  доходов и расходов стала публиковаться  в печати.

Второй элемент  реформы - отмена государственной кредитной монополии, что привело к созданию широкой сети коммерческих банков.

Третий элемент  реформы - изменение налоговой системы. Один из главных источников доходов  был "питейный сбор". Он давал до 40% доходной части бюджета. Государство обычно продавало с аукциона право продажи водки откупщикам, которые вносили всю сумму в бюджет, а потом торговали водкой по монопольной цене в свою пользу и наживали огромные деньги. Винные откупа вызывали наибольшую ненависть народа. С 1863 г. винные откупа были упразднены и введена свободная торговля водкой с уплатой акцизного сбора в казну. В дальнейшем (в конце XIX века) введена была вновь государственная монополия на водку, но с продажей ее в казенных лавках (без откупов). Упразднен также архаичный соляной налог. Подушная подать, которая бралась с мужских ревизских душ-крестьян и мещан (духовенство и дворянство были от нее освобождены), также была упразднена и заменена поземельным налогом для крестьян и землевладельцев и подоходным налогом для остальных налогоплательщиков. Таким образом, налоговая система также стала всесословной. Но основной доход все же давали не прямые, а косвенные налоги, которые ложились всей своей тяжестью на народные низы. Немалые средства извлекало государство и в виде натуральных повинностей (дорожной, гужевой и т. д.), распространявшихся также на крестьян.

Информация о работе Влияние великих реформ второй половины XIX века на социально-экономическое развитие России