Влияние великих реформ второй половины XIX века на социально-экономическое развитие России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 09:02, реферат

Описание работы

Актуальность темы исследования заключается в том, что данные реформы оказали во многом решающее воздействие на дальнейшее развитие нашей страны, заложив фундамент формирования капиталистического общества и государства. Задачами исследования являются:
4.Выяснить социально-экономическое и политическое положение России во второй половине XIX века;
5.Рассмотреть основные направления реформ;
6.Определить последствия проведения реформ и их значение в истории России.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….. 3
Основная часть…………………………………………………………………………. 5
1.Социально-экономическое и политическое положение России во второй половине XIX века………………………………………………………………… 5
2.Основные направления реформ……………………………………………………6
3.Последствия проведения реформ и их значение в истории России…………… 17
Заключение ……………………………………………………………………………..19
Список литературы ……………………………………………………………………20

Файлы: 1 файл

Гос.регулирование экономики.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

Основные статьи расходов по государственному бюджету  составляли затраты на содержание вооруженных  сил (свыше 35% бюджета), государственного аппарата, в том числе полиции, царского двора, уплату процентов по государственным долгам. А расходы по Министерству просвещения в 1866 г. составляли всего лишь 1,6% госбюджета,

Реформы системы просвещения и цензуры 

В общем ряду реформ 60-80-х годов существенное место занимали школьные и университетские реформы, а также реформа цензуры. Развитие капитализма требовало отмены сословных ограничений для разночинной интеллигенции, наиболее зажиточной части крестьян и квалифицированных рабочих. Развивавшаяся промышленность нуждалась в массовой квалифицированной рабочей силе, что требовало решительного расширения начального образования. Все это и обусловило реформы системы просвещения. В 1863 г. был утвержден новый университетский устав, который ввел автономию университетов В 1869 г. были открыты высшие женские курсы университетского типа в Петербурге (высшие Бестужевские курсы), а затем в Москве, Киеве и Казани. Начали работать врачебные женские курсы.

В 1864 г. был утвержден  новый устав гимназий и прогимназий (дававших неполное среднее образование), вводивший в средней школе всесословный принцип обучения, открыты были и женские гимназии. В том же 1864 г. утверждено "Положение о начальных народных училищах".

Периодическая печать (газеты, журналы) с разрешения министра внутренних дел освобождалась от предварительной цензуры, но за опубликование чего-либо преступного с точки зрения правительства авторы и издатели могли быть привлечены к судебной ответственности, а при обнаружении “вредного направления” подлежали административной ответственности (предостережению, штрафу).

Контрреформы 80-90-х годов 

1 марта 1881 г.  Александр II был убит террористами-народовольцами. Новое правительство Александра III из которого были изгнаны  либерально настроенные министры, взяло курс на укрепление самодержавия, усиление роли дворянства и укрепление репрессивного аппарата.

В 1881 году было принято «Положения о мерах к  ограждению государственного порядка  и общественного спокойствия» (1881 г.)., возвратившее и закрепившее  все ранее сделанные изъятия  из общего судебного порядка. 

В дополнение к  нему в 1892 г. принимается закон о  военном положении, регламентировавший полномочия военных властей в  прифронтовой полосе в условиях войны. Этот закон предусматривал возможности  объявления военного положения и  в мирное время в случае массовых беспорядков. Следующим шагом явилось учреждение в 1889 г. института земских участковых начальников, разрушивший раздельность судебной и административной властей. Каждый уезд делился на участки, в которые назначались участковые земские начальники из местных потомственных дворян, имевшие в данном уезде земельные владения н высшее или среднее образование. Земский начальник сосредоточивал в своих руках жесткий контроль за крестьянскими общинами, административную и судебную власть. Мировые судьи были упразднены в уездах, где были назначены земские начальники. Это была попытка возродить сословные органы власти потомственного дворянства.

В 1887 г. суду предоставлялось  право закрывать двери заседаний, объявляя слушающееся дело «деликатным», «конфиденциальным» или «секретным».

Пересмотрены  были Положения о земских и  городских органах самоуправления. По закону 1890 г. изменения в земском  самоуправлении сводились к следующему: на выборах в уездные земские  собрания система курий сохранилась, но по первой курии теперь избирали не все землевладельцы, а только дворяне, то есть был применен сословный принцип, для них снижался имущественный ценз Одновременно с этим ценз значительно увеличился во второй (городской) курии. Соответственно изменялось число выборщиков от этих курий: от первой оно возрастало, от второй сокращалось. По отношению к крестьянской курии усиливался контроль администрации – земских начальников, губернатора. Крестьяне избирали лишь выборщиков, из числа которых губернаторы назначали депутатов земского собрания.

Резко был усилен правительственный контроль за земствами. По закону 1892 г. был изменен порядок  выборов и в городские думы. В выборах теперь участвовали  лишь дворяне, крупные буржуа и некоторая  часть средней буржуазии. Число  избирателей резко сократилось. Усилилось вмешательство губернаторов в городские дела.

Не менее  решительно контрреформы проводились  в системе образования. По уставу 1884 г. ликвидирована была университетская  автономия. Должности ректоров, деканов, профессоров вновь стали замещаться не по выбору, а по назначению. Университеты были поставлены в полную зависимость от министра просвещения и попечителей учебных округов. В 1887 г. были изменены правила приема: за добропорядочный, с точки зрения правительства, "образ мысли" абитуриентов, должна была поручаться средняя школа. Одновременно в пять раз повысилась оплата за обучение. В том же 1887 г. последовал известный министерский циркуляр о "кухаркиных детях". Он закрывал доступ в гимназии детям кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и т. д. Все эти меры были направлены на возрождение сословности в образовании.

Решительный удар был нанесен по женскому высшему  образованию. Прием на высшие женские  курсы был прекращен. Он возобновился лишь в самом конце XIX века. Усилился контроль церкви за содержанием образования (в том числе и высшего).

В 1882 г. были введены  новые "Временные правила о  печати", фактически восстанавливавшие  предварительную цензуру для  периодической печати. Усиливались  административные меры против «строптивых» изданий: их душили штрафами и конфискациями тиражей. Школой, церковью, цензурой активно проводился в жизнь официальный лозунг: "Православие, самодержавие, народность", выдвинутый еще в царствование Николая I тогдашним министром просвещения графом Уваровым.

    1. Последствия проведения реформ и их значение в истории России.

1860-1890 разительно  изменили облик России. Современники  называли реформы тех лет "Великими"; историки сейчас иногда говорят  о "революции сверху". Реформы  открыли путь интенсивному развитию  капитализма в экономике России. Вместе с тем они значительно изменили социальную и отчасти политическую жизнь страны. Миллионы бывших крепостных, получив гражданские права, включались в общественную жизнь. Был сделан важный шаг к равенству всех сословий, к становлению гражданского общества и правового государства. В целом эти изменения носили либеральный характер. Проводя реформы, самодержавие шло в ногу с веком. Ведь 1860-1870 для многих стран были временем модернизации (отмена рабства и гражданская война в Соединенных Штатах Америки 1861-1865, начало европеизации Японии - "революция Мэйдзи" 1867-1868, завершение объединения Италии в 1870 г. и Германии). Административный и общественный строй России, сохранив немало пережитков, все же стал гораздо гибче, динамичнее, ближе к европейскому укладу, к требованиям времени. Новый суд - в целом скорый и правый - укреплял гражданский порядок, чувство законности.

Благодаря  земствам в деревне появились врачи, агрономы, ветеринары, новые школы, проводились глубокие статистические исследования. Расширение свободы· слова, преподавания, научного поиска стимулировало успех науки, рост политической культуры. Получив долю независимости, общество повело работу, которая была не по силам правительственной администрации. Раскрепощенная энергия, инициатива и личная заинтересованность граждан стали для государства подспорьем в решении его задач: Но путь преобразований "сверху" был глубоко противоречив: он не затронул основы той силы, которая проводила реформы, - государственной власти; а самодержавная государственность внутренне была чужда либеральным началам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

Итак, вторая половина XIX века – время реформ и государственных  преобразований, последствием которых  явилось перерождение России феодальной в Россию буржуазную.

Изменилась  вся общественная структура, в том  числе и государство, и право, и социально-экономический строй. Конечно, рождение нового социально-экономического строя неизбежно должно было пройти длительный путь, и реформы второй половины XIX века лишь первый шаг на этом пути. Но зато шаг наиболее трудный и исторически значимый, поистине революционный. Поэтому вполне уместна его оценка многими исследователями как "революции сверху"', однако, по ряду причин незавершенной.

Историческое  значение опыта реформ состоит также в том, что они позволили вывести страну из глубокого экономического и политического кризиса и дали мощный толчок капиталистическому развитию страны без каких-либо серьезных потрясений и социальных катаклизмов. Короче, без "революции снизу", с ее неизбежными громадными кровавыми жертвами и разрушениями

Реформы не были доведены до своего логического завершения. Они не увенчались конституционной  реформой. Зарождение парламентаризма  не состоялось. Соответственно не завершена  была и «революция сверху». Этот провал попыток конституционной реформы, поворот к политике контрреформ не только оттолкнул от правительства либеральные слои общества, он содержал в зародыше тот фактор, который в сочетании с нерешенностью аграрной, социальной, национальной проблем привел Российское государство, в конечном счете, к революционным катаклизмам 1905-1907 годов и 1917 года.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  • Вернадский Г.В. Русская история: Учебник.  М., 1997
  • Власть и реформы. От самодержавия до Советской России. СПб., 1996
  • Зайончковский П. А «Отмена крепостного права в России». -  М, 1960 г.
  • Зайончковский П. А. «Российское самодержавие в конце XIX века». - М, 1970 г.
  • Захарова Л.С. Россия на переломе (Самодержавие   и  реформы  1861—1874
  • История России с древнейших времен до начала XXI века: Учебное пособие для вузов / М. М. Горинов, А. А. Горский, А. А. Данилов. - М., 2007
  • История России. С древнейших времен до начала XXI века. В 2 т. / А. Н. Сахарова - М., 2003
  • История СССР XIX -начало XX века. Учебник. /Под. ред. И. А.  Федосова.
  • Карташов А.В. История русской церкви: В 2 т. М., 1992—1993
  • Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993
  • Литвак Б. Г. «Переворот 1861 г. в России», Москва , 1991 г.
  • Литвак Б.Г. Переворот 1861 года  в  России:  почему  не  реализовалась. -   М., 1981
  • Ляшенко Л.М. Царь-освободитель. Жизнь и  деятельность  Александра  II.      М., 1994
  • Медушевский   А.М.    Демократия    и    авторитаризм:    российский. - М., 1998
  • Монографии: Великие реформы в России 1856—1874. М., 1992
  • Мунчаев Ш. М., Устинов В. В. История России: Учебник для вузов.- М., 2005
  • Шульгин В.С., Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России IХ — ХХ вв. М.,

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Влияние великих реформ второй половины XIX века на социально-экономическое развитие России