Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 14:01, контрольная работа
Внешняя политика России во второй половине 19 в. отражала проблемы внутреннего развития страны. Россия занималась преимущественно внутренними преобразованиями, избегала острых международных конфликтов, отказывалась от активных действий в Европе, пытаясь решить спорные вопросы дипломатическими средствами. Министр иностранных дел А.М.Горчаков 3 сентября 1865 г. писал Александру II: “При современном положении нашего государства и Европы вообще главное внимание России должно быть упорно направлено на осуществление дела нашего внутреннего развития и вся внешняя политика должна быть подчинена этой основной задаче”.
1. Введение.
2. Деятельность российской дипломатии по пересмотру условий Парижского договора.
3. Политика России на Балканах.
4. Складывание империалистических блоков в Европе. Образование русско-французского союза.
5. Заключение.
6. Список использованной литературы
Содержание
Введение.
Внешняя политика России во
второй половине 19 в. отражала проблемы
внутреннего развития страны. Россия
занималась преимущественно внутренними
преобразованиями, избегала острых международных
конфликтов, отказывалась от активных
действий в Европе, пытаясь решить
спорные вопросы
Поражение в Крымской войне значительно ослабило Россию, окончательно распалась венская система, опиравшаяся на австро-прусский союз. Россия утратила руководящую роль в международных делах, уступив место Франции.
Некоторое снижение внешнеэкономической
активности России создавало более
благоприятные условия для
Деятельность российской дипломатии по пересмотру условий Парижского договора.
Главной задачей внешней политики России 1856 - 1871 гг., была борьба за отмену ограничительных статей Парижского мира, запрещавших России держать военные суда и строить крепости в Черном море. Россия не могла мириться с положением, при котором ее черноморская граница оставалась незащищенной и открытой для военного нападения. Экономические и политические интересы страны, а также интересы безопасности государства требовали отмены нейтрализации Черного моря. Но решать эту задачу в условиях внешнеполитической изоляции и военно-экономической отсталости приходилось не военным, а дипломатическим путем, используя противоречия европейских держав. Этим объясняется столь крупная роль дипломатии именно в эти годы. Перед правительством России встала задача найти союзников.
Решение трудных задач российской дипломатии, особенно в 60 - 70 гг., связано с именем А.М. Горчакова, занимавшего с 1856 г. пост министра иностранных дел. Горчаков был опытным дипломатом и имел обширные связи среди политических деятелей ряда стран, обладая широким политическим кругозором, он критически оценивал многие действия царизма. Все это способствовало формированию им внешнеполитического курса, учитывая реальную обстановку в Европе.
В конце 50-х гг. российское
правительство могло
Серьезной проверкой расстановки
международных сил явилось
В начале 1863 г. вспыхнуло восстание в Польше, Литве, Западной Белоруссии. Восставшие требовали независимости, гражданского равноправия и наделения крестьян землей. Вскоре после начала событий, 27 января, между Россией и Пруссией было достигнуто соглашение о взаимном содействии в подавлении восстания. Эта конвенция резко обострила отношения России с Англией и Францией.
По мере развития событий
становилось очевидным, что правительства
Запада не намерены предпринимать вооруженного
вмешательства в дела Польши. Не
придавая большого значения их дипломатическим
акциям, царизм объявил польский вопрос
внутренним делом России и отверг
все предложения о
Результатом этих международных
событий явилась новая
Внешняя политика России повлияла
на соотношение сил в Европе. Пруссия,
заручившись молчаливой поддержкой
России, приступила к объединению
Германии “железом и кровью”. В 1864
г. Пруссия при активном содействии
Австрии начала войну против Дании.
Это дало первые приращения к прусской
территории. Вскоре после этого, летом
1866г., вспыхнула австро-прусская война,
которая привела к
20 июля 1870 г. началась франко-прусская
война. Правительство России
Поражение Франции в войне
создало новую обстановку в Европе.
Пользуясь благоприятной
Конференция открылась в Лондоне в январе 1871 г. Россия не требовала пересмотра всех условий Парижского трактата 1856 г. Она ставила лишь вопрос об отмене отдельных статей о нейтрализации Черного моря, ущемлявших ее национальные интересы. Подчеркнутая скромность требований России не означала маловажность вопроса. Нейтрализация Черного моря имела гораздо большие последствия, чем территориальные потери России. Разрешение вопроса могла быть достигнуто на мирной основе, так как формально не затрагивало суверенитета ни одной из стран. Однако представитель Турции потребовал для своей страны гарантий безопасности, выражавшихся в передаче ей права контроля над режимом проливов. Конференция приняла решение о закрытии проливов для военных судов всех стран, но Турции предоставлялось право в мирное время открывать их для военных судов “дружественных и союзных держав” по своему усмотрению. Этот пункт был очень невыгоден России, так как лишал ее возможности быстро увеличить свой военно-морской потенциал на Черном море за счет переброски военных судов с других баз.
В целом Лондонская конференция,
завершившаяся в марте 1871 г. явилась
крупным дипломатическим
Поражение Франции во франко-прусской
войне, образование мощной Германской
империи, развал крымской системы создали
новую международную
Весной 1873 г. состоялся визит
германского императора Вильгельма
в Петербург. Между Россией и
Германией была подписана военная
конвенция о взаимной помощи в
случае нападения третьей стороны.
Спустя месяц состоялся визит
Александра II в Австрию, во время
которого была подписана политическая
конвенция между двумя
Политика России на Балканах.
В 70-х гг. XIX в. вновь обострился
восточный вопрос. Разложение феодального
строя в Османской империи
сопровождалось усилением ее зависимости
от западноевропейских стран. Проникновение
капиталистических отношений
В 70-х гг. начинается новый
этап национально-освободительной
борьбы народов Балканского
Европейские державы неоднократно
ставили перед правительством Турции
вопрос о реформах по уравниванию
положения мусульманского и христианского
населения. Однако слабая заинтересованность
европейских правительств в решении
этого вопроса и противоречия
между державами позволяли
В середине 70-х гг. произошло резкое ухудшение положения народных масс в Боснии и Герцеговине. В то время, когда население голодало, турецкое правительство усилило налоговый гнет. В 1875 г. в Герцеговине вспыхнуло стихийное восстание, которое быстро перекинулось и на Боснию. Одновременно вспыхнуло восстание в Болгарии, но оно быстро было подавлено турецкими войсками. Однако в апреле 1876 г. вспыхнуло новое, более широкое восстание болгар. Султанское правительство прибегло к широким карательным мерам, сопровождавшимися неслыханными жестокостями.
Внешнеполитическая программа
российского правительства в 70-х
гг. по-прежнему отдавала предпочтение
мирным средствам для разрешения
международных конфликтов. Опираясь
на “Союз трех императоров”, царизм
пытался оказать
В декабре 1875 года австрийское правительство от имени России, Германии и Австро - Венгрии передал ноту, содержавшую требования реформ, устанавливающих равноправие славянского населения с турецким, свободу вероисповедания, облегчение налогового гнета. Эти компромиссные требования не удовлетворяли ни восставших патриотов, ни турецкое правительство.
В мае 1876 года между Россией, Германией и Австро - Венгрией был подписан “ Берлинский меморандум”, по которому Турция принуждалась провести реформы для славянского населения. Меморандум был поддержан Францией и Италией, но отвергнут Англией. Чувствуя скрытую поддержку Английского правительства, Турция не приняла требования европейских держав и усилила карательные действия против восставших, прибегая к массовым зверствам по отношению к мирному населению.
Информация о работе Внешняя политика России во второй половине 19 века