Внешняя политика России во второй половине 19 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 14:01, контрольная работа

Описание работы

Внешняя политика России во второй половине 19 в. отражала проблемы внутреннего развития страны. Россия занималась преимущественно внутренними преобразованиями, избегала острых международных конфликтов, отказывалась от активных действий в Европе, пытаясь решить спорные вопросы дипломатическими средствами. Министр иностранных дел А.М.Горчаков 3 сентября 1865 г. писал Александру II: “При современном положении нашего государства и Европы вообще главное внимание России должно быть упорно направлено на осуществление дела нашего внутреннего развития и вся внешняя политика должна быть подчинена этой основной задаче”.

Содержание работы

1. Введение.
2. Деятельность российской дипломатии по пересмотру условий Парижского договора.
3. Политика России на Балканах.
4. Складывание империалистических блоков в Европе. Образование русско-французского союза.
5. Заключение.
6. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

История россии.docx

— 44.17 Кб (Скачать файл)

По мере усиления национально-освободительной  борьбы на Балканах в России росло  массовое движение в поддержку южных  славян. Новая волна общественного  негодования поднялась в связи  со зверским подавлением турецкими  властями апрельского восстания  в Болгарии. В защиту болгарского  народа выступили выдающиеся ученые, писатели, художники - Д.И. Менделеев, Н.И.Пирогов, Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, И.С. Аксаков, И.Е. Репин и др.

Большую помощь повстанцам стали оказывать славянские комитеты. Они возникли еще в конце 50-х  гг. как общественно-политические комитеты. К этому времени относится  широкое обсуждение вопроса о  культурно-историческом единстве славян, которые своей самобытностью  отличаются от романо-германских народов. Ранее это подчеркивалось славянофилами. В 60-70-х гг. подобные взгляды оформились в сложное политическое течение  панславизма. Идеи панславизма зародились среди интеллигенции западных и  южных славян, находившихся под гнетом германских и османских феодалов. Они надеялись путем объединения славянских народов под властью российского императора добиться освобождения своих народов от национального угнетения. В России идеи панславизма разделяли представители различных общественных сил: революционеры, либералы, ряд консерваторов-монархистов. Для самодержавия характерно в целом враждебное отношение к панславизму, поскольку панслависты пытались навязать правительству свое понимание внешнеполитических целей России, которые обычно не совпадают с устремлениями царизма. В 70-х гг. панслависты активно выступили в поддержку освободительной борьбы южнославянских народов, резко критикуя царизм за нерешительность действий против Турции. Политическими органами панславистов стали славянские комитеты.

Большую известность в  славянских комитетах имел отставной  генерал М.Г. Черняев. В годы Крымской войны он сражался на знаменитом Малаховом кургане. Особую популярность он приобрел во время присоединения Средней Азии. Оказавшись в отставке, Черняев считал себя жертвой военно-бюрократического режима, но демократических идей не разделял.

В отличие от правительства, славянские комитеты выступили за активную поддержку национального освобождения южных славян. Собирались большие  денежные пожертвования, на которые  приобреталось оружие, продовольствие, медикаменты и переправлялись повстанцам. Развернулась активная политическая поддержка  вооруженной борьбы балканских народов. В этой обстановке генерал Черняев  установил контакты с правительством Сербии и вопреки запретам царских  властей выехал в Белград, где  был назначен главнокомандующим  сербской армии.

В июле 1876 года правительство  Сербии и Черногории потребовали, чтобы  Турция прекратила расправу в Боснии и Герцеговине. Это требование не было удовлетворено, и 30 июля оба славянских государства объявили войну Турции. По России прокатилась новая волна  солидарности в поддержку выступления  южнославянских государств. Передовые  офицеры требовали, чтобы им было разрешено уйти во временную отставку и поступить на службу в сербскую армию. Под давлением общественности Александр II разрешил офицерам отставку. Развернулось добровольческое движение. В сербскую армию вступило около 5 тыс. русских военных. В госпиталях Сербии и Черногории работали русские  добровольцы-врачи, среди которых  были такие известные медики, как  Н.В.Склифосовский, С.П. Боткин. В ряды добровольцев вступали крестьяне, которые создавали народные дружины. Движение солидарности приобретало всенародный характер. По призванию современников, чем ниже был общественный слой, тем сильнее проявлялось стремление вступить в ряды добровольцев.

Венные действия развивались  неблагоприятно для Сербии. Наступление  сербской армии было вскоре остановлено. Инициатива перешла к османским  войскам. Перед угрозой полного  разгрома Сербия обратилась за помощью  к российскому правительству. Чтобы  защитить Сербию, правительство России предъявило Турции ультиматум о прекращении  военных действий и заключении перемирия. Одновременно в России была объявлена  частичная мобилизация. Сербия была спасена.

В острой международной обстановке царизм по - прежнему стремился уклониться от открытого участия в возникшем конфликте. По настоянию России в конце 1876 года в Константинополе была созвана конференция европейских держав, на которой были приняты условия соглашения с Турцией. В них предусматривалось предоставление автономии единому государству Боснии и Герцеговины и Болгарии. В ответ на это султан объявил о введении в стране конституции, утверждавшей равенство христиан и мусульман, и отклонил требования европейской конференции. Гарантировать права христианского населения Турция также отказалась. Война становилась неизбежной.

Многое зависело от позиции  Австро-Венгрии. После длительных переговоров  в январе 1887 г. была подписана тайная русско-австрийская конференция. В  ней Австрия брала на себя обязательство  соблюдать по отношению к России благожелательный нейтралитет и  оказывать ей дипломатическую поддержку.

В апреле 1877г. между Россией  и Румынией была подписана конвенция, которая установила между странами союзные отношения. Русские войска получили возможность свободного прохода  через Румынию.

Весной 1877г. российское правительство  сделало последнюю попытку мирного  урегулирования балканского кризиса. По инициативе России был подписан “Лондонский протокол” шести держав с требованиями султанскому правительству провести реформы в крестьянских областях. Турция отклонила требования.

12(24) апреля 1877г. Россия  объявила войну Турции. К этому  времени значительная часть этой  армии была мобилизована и  сосредоточена вблизи театров  военных действий. События разворачивались  на Балканах и в Закавказье. В день объявления войны русская  армия перешла румынскую границу  и двинулась к Дунаю. В сложнейшей  обстановке войска быстро форсировали  Дунай и тремя колоннами стали  втягиваться в Болгарию.

Военные успехи России вызвали  тревогу у европейских правительств. Английский парламент предоставил  правительству чрезвычайный кредит на нужды армии и одобрил решение  послать военную эскадру в  Мраморное море. Это создавало  неблагоприятную обстановку для  завершения войны. Русское командование получило предписание не занимать Константинополя.

Под угрозой полного военного поражения Турция обратилась к командованию Дунайской армии с предложением о перемирии, согласившись на передачу России крепостей Видин, Рущук, Силистрия и Эрзерум в качестве гарантии. Условия перемирия предполагали создание Болгарии в ее этнографических границах и признание независимости Сербии. Вопрос о создании большого болгарского государства вызвал протест европейских государств.

Переговоры о мирном договоре с Турцией были завершены 19 февраля 1878 г. в местечке Сан-Стефано вблизи Константинополя. Согласно договору Сербия, Черногория и Румыния получали полную независимость. Провозглашалось создание Болгарии - автономного княжества, в котором в течение двух лет находились русские войска для наблюдения за преобразованиями в стране.

Турция обязывалась повести  реформы в Боснии и Герцеговине. Румынии передавалась Северная Добруджа. России возвращалась Южная Бесарабия, отторгнутая по парижскому договору. В Азии к России отходили города Ардаган, Карс, Батум, Баязет и большая территория от Саганлуга, населенная в основном армянами. Сан-Стефанский договор между Россией и Турцией отвечал желаниям балканских народов и имел прогрессивное действие для народов Закавказья. Армянский вопрос был впервые сформулирован как международная проблема.

Под нажимом западных держав царское правительство согласилось  передать на обсуждение международного конгресса некоторые статьи договора, имеющие общеевропейское значение. Конференция состоялась в берлине  под председательством Бисмарка. Наиболее острые обсуждения вызвал болгарский вопрос. Оказавшись в изоляции, русская  делегация оказалась бессильной отстоять условия Сан-Стефанского договора. 1 июля 1878 г. был подписан Берлинский трактат. В отличие от Сан-Стефанского договора, он сильно сокращал территорию автономного княжества Болгарии. Болгарские земли к югу от Балканского хребта составили турецкую провинцию Восточная Румелия. Австро-Венгрия получила право оккупировать Боснию и Герцеговину. В Закавказье за Россией оставались лишь Карс, Ардаган и Батум с их округами.

Русско-турецкая война завершила  национально-освободительную борьбу балканских народов. Победа русской  армии была обусловлена популярностью  этой войны в России. Русский народ  и русская армия были решающей силой, обеспечившей победу над Турцией.

Складывание империалистических блоков в Европе. Образование русско-французского союза.

После Берлинского конгресса  международное положение России вновь ухудшилось. В мире складывался  новый баланс политических и военных  сил. К началу 80-х гг. в Европе наметилось резкое усиление Германии. Упрочились позиции Австро-Венгрии на Балканах. Избегая европейских конфликтов, Англия активизировала колониальные захваты. На арену мировой политики вышел ряд новых государств. В международных отношениях развивались новые закономерности, ломавшие дипломатию феодальной эпохи. Соглашения на основе политических интересов монархий не могли быть устойчивыми. Решающую роль в международных отношениях начинают играть экономические факторы. Особенно наглядно это проявлялось в “Союзе трех императоров”, внутри которого нарастали неразрешимые противоречия.

Последние три десятилетия XIX в. характеризуются резким усилением  колониальной экспансии капиталистических  государств. Более всего обострение экспансионизма проявилось в политике Англии. В результате русско-турецкой войны Англия фактически оказалась  хозяйкой черноморских проливов. Английский военно-морской флот находился в  Мраморном море. По итогам Берлинского  конгресса Англия получила право  на захват Кипра и имела сильное  влияние на политику Турции. В мае 1879 г. английское правительство навязало Афганистану Гандомский договор, ставивший страну под английский протекторат. Все эти события непосредственно затрагивали внешнеполитические устремления царизма и обостряли отношения России и Англии.

После Берлинского конгресса  в правящих кругах России не было единства взглядов на внешнюю политику. Во главе  министерства иностранных дел находился  Горчаков, но он уже не оказывал реального  влияния на внешнеполитический курс. С 1878 г. министерством фактически руководил  Н.К.Гирс, придерживающийся германской ориентации и отличавшийся нерешительностью действия. В последние годы царствования Александра II подлинное руководство внешней политикой было сосредоточенно в руках более опытного и волевого человека - военного министра Милютина, который стремился, прежде всего, к укреплению армии. Придерживаясь такого курса, Милютин связывал успех, прежде всего со спокойствием у границ России.

Дворянско-буржуазные круги  России были сильно возбуждены неудачами  дипломатии на Берлинском конгрессе. В  печати активно выступали московские славянофилы во главе с И.С.Аксаковым. Они осуждали правительство за его промахи во время переговоров, выражали враждебные настроения в адрес западных государств, особенно Германии, которые отняли у России плоды ее победы. Защищаясь от нападений панславистов, Горчаков все неудачи политики приписывал провокационным действиям Бисмарка. В России поднялась шумная антигерманская кампания.

Вместе с тем к началу 80-х г. Германия оставалась важнейшим  рынком сельскохозяйственной продукции, и поэтому экономические интересы помещиков требовали поддержания  с ней дружественных отношения.

В конце 1879 г. между Россией  и Германией начались контакты по вопросу о нормализации отношений. Бисмарк охотно пошел на переговоры, но потребовал, чтобы в них приняла  участие и Австро-Венгрия. 6 июня 1881 г. был подписан австро-русско-германский договор, вошедший в историю подобно  договору 1873 г., под названием “Союза трех императоров”. Договор закреплял  взаимные обязательства сторон сохранять  нейтралитет в случае войны одной  из них с четвертой страной. Фактически договор предусматривал ситуации, которые  могли возникнуть в результате франко-германского, англо-русского и русско-турецкого  конфликтов. В договоре была закреплена точка зрения России, что проливы  Босфор и Дарданеллы закрыты для  военных кораблей. Тем самым за Англией отрицалось право вводить  в проливы и Черное море свой флот по соглашению с Турцией. Договор  устанавливал сотрудничество России и  Австро-Венгрии на Балканах, а также  предусматривал меры по предотвращению вступления турецких войск в Восточную Румелию и содействовал ее воссоединению с Болгарией. В целом этот договор был выгоден России, но был недолговечен и легко расторгался, что предопределило его слабость.

Берлинский трактат 1878 г. затрагивал в основном общеевропейские  вопросы. Отношения между Россией  и Турцией должны были определяться двухсторонним мирным договором. Пользуясь  поддержкой Англии, турецкий султан затягивал  его подписание. Российское правительство  прибегло к давлению на Турцию, задержав эвакуацию войск с ее территории. В результате 8 февраля 1879 г. в Константинополе  был подписан мирный договор, заменивший Сан-стефанское перемирие. В нем закреплялись территориальные изменения на основе решений Берлинского конгресса. Турция обязывалась выплатить вознаграждение в сумме 802,5 млн. франков, возместить убытки российских поданных в пределах 27 млн. франков и оплачивала расходы на содержание турецких военнопленных. При финансовой слабости Турции эти обязательства перед Россией становились политическим рычагом для давления на турецкой правительство.

Важное место во внешней  политике России на рубеже 70-80-х гг. занимало содействие в становлении  государственного суверенитета Болгарии. В феврале 1879 г. в Тырново российский комиссар в Болгарии открыл Учредительное  собрание, на котором была принята  конституция страны. Болгария провозглашалась  конституционной монархией; вводилось  всеобщее избирательное право, провозглашались  буржуазные свободы. Вопрос о вассальных отношениях Болгарии к Турции обходился  стороной. Российский комиссар утвердил конституцию. После чего было созвано  Великое народное собрание Болгарии. Высший законодательный орган избрал князем германского принца Александра Баттенберга, племянника императрицы России. После этого временное управление России в Болгарии закончилось, и войска были возвращены в Россию. Часть офицеров осталась для формирования болгарской национальной армии.

Вскоре после своего водворения в Болгарии Баттенберг стал замышлять ликвидацию конституции. Правительство Александра II предостерегало Баттенберга от государственного переворота. Однако симпатии царизма были на стороне князя, а не Народного собрания. После 1 марта 1881 г. Баттенберг совершил государственный переворот и установил самодержавное правление. Для России это имело отрицательные последствия, т.к. пришедшие к власти консерваторы, в отличие от либералов, придерживались не российской, а германской ориентации. В 1883г. правительство России добилось от князя восстановления конституции. Либералы вернулись к власти, но отношения с Россией остались подорванными. В1885 г. из Болгарии были отозваны все русские военные. В середине 80-х гг. в Болгарии произошла серия государственных переворотов, в результате которых влияние России в правящих кругах было вытеснено. В конце 1886г. все дипломатические отношения с Болгарией были порваны.

Информация о работе Внешняя политика России во второй половине 19 века