Внешняя политика Советского Союза в годы ВОВ 1941-1945гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 22:03, доклад

Описание работы

Идейную основу антигитлеровской коалиции составила Атлантическая хартия – декларация глав правительств США и Великобритании, подписанная 14 августа 1941 г. на борту американского корабля, находившегося в Северной Атлантике (отсюда название).
В декларации говорилось об общих принципах национальной политики двух великих держав, о целях войны против фашистской Германии и её союзников, о послевоенном устройстве мира. Провозглашала отказ от территориальных захватов и право всех народов избирать себе форму правления, обещала содействовать восстановлению суверенитета и самоуправления народов, которые были лишены этого насильственным путём.

Файлы: 1 файл

Внешняя политика Советского Союза в годы ВОВ 1941.docx

— 70.89 Кб (Скачать файл)

5. В разрушенном  войной мире прокоммунистическая  среда присутствует практически  повсюду, и США, естественно,  не в состоянии ее "сдерживать"; главное - сохранить за собой  "центры силы", которые могут  экономически помочь некоторым  слаборазвитым регионам.

Трумэн  предполагал не цепляться за Восточную  Европу, отдать ее Москве. «Американские  попытки возродить весь континент  ничего не дадут Восточной Европе, только отвлекут наши усилия от жизненно важной Западной Европы...».

Данная  геополитическая схема оправдывала  переход к активной односторонней  политике США на международной арене  ради создания третьего геополитического полюса, который в перспективе  должен был снять с США бремя  геополитического противоборства.

В отношении  СССР в 1946-1947 годах Трумэн реализовывал политику "терпения и твердости". Она предполагала жесткий ответ, "сдерживание" СССР, но не активные односторонние действия. В 1946 г. политика "терпения и твердости" в целом  работала нормально. На попытки руководства  СССР прощупать геополитические  слабости линии "сдерживания" Белый  дом отвечал весьма резко (Иран, Турция, Маньчжурия и т.д.), после чего Москва отступала, опасаясь давать повод для  конфликта между СССР и США.

Однако  в Европе дела в отношении реализации планов Трумэна обстояли хуже. Париж  и Лондон категорически не хотели возрождения Германии, даже разделенной, даже после своего восстановления. К 1947 г. в торговле стран Западной Европы со своим заокеанским партнером  образовался гигантский (20 млрд. долл.) дефицит, который возник в результате одностороннего притока товаров  из США. Европейские страны ничего не могли продать в Америку, поскольку  они производили только минимум  нужных для себя товаров, а если и  пытались продать что-то, то не выдерживали  там конкуренции. Таким образом, все упиралось в низкую эффективность  европейского производства.Ситуация зимы 1946-1947 гг. жесточайшим образом обострила все эти тенденции. Нехватка валюты в Западной Европе дополнилась дефицитом сырья и топлива. Европа требовала займов, но США уже не могли их дать, поскольку осенью 1946 г. большинство в конгрессе получили республиканцы, которые не принимали планов создания мировой (многосторонней) экономики по методике госдепартамента.

В европейском  производстве важнейшую роль играла Германия (уголь, сырье и сталь  Рура, Саара и Рейнской области). Паралич Германии, который приветствовали сами европейские державы (и, конечно, СССР), эксперты госдепартамента считали  главным тормозом восстановления европейской  экономики.

Необходимость сделать основную ставку на Германию была продиктована осмыслением той  внутриевропейской торговой схемы, которая позволяла европейской экономике нормально функционировать в довоенное время. Схема держалась на том, что у Англии всегда были "лишние" деньги - "невидимый доход" - от торговли с колониями, страхования, морских первозок, которые позволяли ей импортировать товары из континентальной Европы. На эти деньги европейские страны покупали товары первичной обработки (металлическое литье, прокат и т.п.) и уголь из Германии, из Рура, а Германия на полученные деньги покупала сырье в Восточной Европе.

Чтобы механизм снова заработал, с точки зрения экспертов госдепартамента, необходимо было дать сырье Руру (а не деньги, которые мгновенно "проедаются") и восстановить там шахты, а Европе дать целевые кредиты на покупку  угля и металла из Германии, чтобы  она смогла произвести товары и продать  их в США (добившись снижения тарифов), деньги снова пустить на покупку  всего необходимого в Германии, а  Рур купит сырье на мировом рынке.

Особое  внимание уделялось в процессе восстановления не финансовому центру Европы - Великобритании, а промышленному, т.е. Германии. Финансовые функции теперь взяли на себя США: вместо фунта, который уже не использовался  как мировая валюта, финансовые артерии  мировой экономики заполнялись  долларами и золотом. То же самое  касалось и Азии -там акцент делался на восстановлении Японии в качестве промышленного центра азиатского блока.

Возрождение блоков представлялось на данном этапе  неопасным, поскольку они должны носить исключительно экономический  и многосторонний характер, а США - сохранять контроль над всеми "командными высотами". Впоследствии, когда европейский  и азиатский блоки заработают, планировалось их "раскрыть" и  замкнуть друг на друга (как это и  было до второй мировой войны).

Наполнить мировую финансовую систему долларами  можно было только по каналам помощи, экономические цели которой: в краткосрочном  плане - сбросить лишнюю наличность в  Европу, ликвидировав там явный ее дефицит (а значит, повысить тем самым  спрос на американские товары и снизить  опасность депрессии); в среднесрочном - восстановить конкурентоспособность  европейского производства, чтобы Европа сама могла зарабатывать доллары  и покупать американские товары; в долгосрочном - втянуть Европу в мировую систему "открытых дверей".

В политическом отношении предполагалось, что помощь будет способствовать снижению влияния  левых в Западной Европе, ("оттаскиванию" ее от Восточной Европы), поддержке в ведении колониальных войн (косвенно) и оказании давления на европейские правительства с целью добиться их согласия на восстановление Германии.

Чтобы доллар мог заработать и обеспечить инвестиции, необходимо было "привязать" европейские  валюты к доллару, а доллар к золоту, т.е. ввести "золотой стандарт" через МВФ (его новая функция).

Но недоговоренность по статусу Германии с СССР, Францией и Англией не позволяла осуществить  полностью план. Для США идеально было бы: а) объединить Германию и б) включить ее в европейскую экономическую схему как самостоятельное государство. СССР мог бы согласиться на первое, но не на второе. Советские руководители этому варианту всячески сопротивлялись, понимая, что без Рура Западная Европа не оживет, а США получат депрессию и будут вынуждены дать Советскому Союзу кредит без всяких политических условий. Поэтому Москва продолжала затягивать переговоры, добиваясь объединения Германии, с условием, однако, ее ослабления через репарации и международный контроль над Руром.

Эти переговоры велись в течение всего 1946 г. без  определенных результатов и сопровождались со стороны США такими акциями, как  прекращение выплаты репараций  СССР из западной зоны, демонстративные  атомные взрывы в момент переговоров  по Германии, самые жесткие заявления  государственного секретаря Бирнса (в Штутгарте в сентябре) и т.п.

Таким образом, переход администрации в 1945-1946 гг. от "плана Уайта" к "плану  Уильямса" означал сознательное обращение к конфликтной методике строительства нового мирового порядка. По сути, в фундамент холодной войны  закладывался первый из трех основных несущих блоков - экономико-идеологический.

Настоящая холодная война, активнейший конфликт между реальными геополитическими полюсами, была бы на рубеже 40-50-х годов  шагом настолько непопулярным и  опасным (с постоянной угрозой перерастания в "горячую фазу" при наличии  атомного оружия, да еще на фоне ужасов второй мировой войны), что трезвомыслящие политики, включая и Гарри Трумэна, сделали бы все, чтобы его избежать. Однако конфликт искусственно и усиленно культивировался американской стороной.

На протяжении второй половины 1945 г. и в 1946 г. сформировался  экономико-идеологический блок. Вместо компромиссного плана Ф.Рузвельта, базировавшегося на концепции "национального капитализма", администрация Трумэна (получив "абсолютное оружие") решила строить мир "открытых дверей" не кружным путем, а максимально коротким, быстрым и безопасным, использовав для этого методы многосторонних отношений, абсолютно неприемлемые для Сталина. Политико-идеологический блок вместе с искусственным разделом мира на "два полюса" оформился в 1947-1948 гг. Военный аспект холодной войны стал вырисовываться в связи с разработкой и принятием администрацией США в 1949-1950 гг. директивы СНБ N 68.

Совершенно  очевидно, что инициатива в формировании этих блоков принадлежала правительству  США. Сталин стремился избегать конфликтов. На том этапе ему нужно было сотрудничество с Западом, чтобы  создать экономическую базу для  борьбы за свой мировой порядок. Такой  базой ему представлялся мощнейший  в мире промышленно-сырьевой комплекс Германия-СССР. Естественно, что миролюбие  Сталина в тот период носило тактический, вынужденный характер. При более  благоприятных условиях он или его  преемники без сомнения попытались бы любым путем установить советскую  власть на всей планете.

Крымская конференция. 4–11 февраля состоялась новая встреча "большой тройки" (И.В. Сталин, Ф. Рузвельт, У. Черчилль) в Ялте – Крымская конференция. В работе конференции принимали участие министры иностранных дел СССР, США и Англии, а также начальники штабов вооруженных сил этих стран.

Главы трех великих держав рассмотрели и  определили свои военные планы в  целях окончательного разгрома врага, согласовали и детально спланировали сроки, размеры завершающих ударов по фашистской Германии, договорились о судьбе Германии после полного  ее поражения.

Участники конференции подтвердили, что для  обеспечения выполнения требований безоговорочной капитуляции Германии вооруженные силы СССР, США и Англии займут на территории Германии особые зоны оккупации. Было предусмотрено  создание союзнической администрации  и контроля, который предполагалось осуществлять через специальный  контрольный орган в составе  главнокомандования трех держав. При  этом указывалось, что еще одна страна – Франция, которая будет приглашена занять свою зону оккупации поверженной  Германии, также будет участвовать  в деятельности контрольного органа союзнических сил в Германии.

Дальнейшую  судьбу Германии было решено обсудить позже. На конференции был также  рассмотрен вопрос о возмещении ущерба, причиненного немецко-фашистской агрессией  союзным странам. Для этого создавалась  специальная комиссия по репарациям, которая должна была решить вопрос о размерах и способах возмещения ущерба.

Одним из центральных вопросов Крымской конференции  стало намерение о создании совместно  с другими миролюбивыми государствами  новой универсальной международной  организации для поддержания  мира и безопасности. Была подписана  также декларация об освобожденной  Европе, в которой содержалось  обязательство обеспечить ее народам  создание "демократических учреждений по их собственному выбору". Был определен  порядок работы будущей Организации  Объединенных Нации – преемницы  Лиги Наций.

Для этого  предлагалось созвать в Сан-Франциско 25 апреля 1945 года конференцию Объединенных наций для подготовки устава такой  организации. Советская сторона  добилась согласия Англии и США на допуск к первоначальному членству в организации Украинской и Белорусской  ССР.

Польский  и югославский вопросы по-прежнему оставались наиболее сложными в отношении  проблем послевоенного устройства Европы. В отношении будущего польского  правительства была достигнута договоренность о реорганизации действующего Временного правительства на более широкой демократической основе с включением в него деятелей из самой Польши и польского правительства, находившегося в Лондоне в эмиграции. Что же касается границ и территории новой Польши, то было решено, что она должна будет получить существенные приращения территории на севере и западе за счет земель, захваченных Германией.

По поводу Югославии главы СССР, США и  Англии выработали рекомендации в отношении  образования объединенного правительства  этой страны, включающего представителей Национального комитета освобождения Югославии и эмигрантского югославского правительства в Лондоне, а также  создания Временного парламента Югославии  на основе уже существующего Антифашистского  Вече национального освобождения.

СССР  подтвердил намерение через 2-3 месяца после разгрома Германии вступить в  войну с Японией. Это соглашение конкретизировало обещания советской  стороны, данные союзникам на Тегеранской  конференции 1943 года. Кроме этого, союзники договорились о восстановлении принадлежавших России прав, нарушенных Портсмутским мирным договором в результате русско-японской войны 1904-1905 годов. Сталин добился возвращения СССР южного Сахалина, Курильских островов, Китайской Восточной железной дороги в Манчжурии и Порт-Артура.

Это была последняя встреча "большой тройки", в которой принимал участие Рузвельт, избранный в ноябре 1944 года на четвертый  срок. Вскоре после своего возвращения  домой, 12 апреля 1945 года, он умер. Президентский  пост занял вице-президент Гарри  Трумэн.

Президента  США Рузвельта сопровождал его  новый госсекретарь Джеймс Ф. Бэрнс. Позднее государственный секретарь описывал, под каким впечатлением находились президент и он от развертывания советской мощи и русского гостеприимства. Американская делегация Приземлилась на аэродроме Саки и должна была проехать 136 километров на машине, прежде чем попасть в Ялту. Бэрнс: "Дорога от Сак до Ялты была оцеплена непрерывными рядами советских солдат, многие из них – девушки, девушки с винтовками. Ливадийский Дворец, наша штаб-квартира и место наших встреч, находился в безупречном состоянии. Нам рассказали, что немцы полностью разграбили Ливадию, и из всего богатства огромного здания, служившего царям летней резиденцией, остались только две картины". Сталин использовал возможность, чтобы настроить гостей против немцев. Так ему было легче провести свои требования о военной добыче. Президент Рузвельт, как было записано в протоколе, сказал еще до начала переговоров со Сталиным, что "он ужаснулся размерами разрушений, причиненных немцами в Крыму. Все это делает его более кровожадным по отношению к немцам, чем он был год назад в Тегеране. Он надеется, что Сталин повторит свой тост за казнь 50 тысяч офицеров немецкой армии. Сталин согласился с ним. Он ответил, что разрушения в Крыму "не идут ни в какое сравнение с тем, что произошло на Украине. Немцы – дикари с садистской ненавистью к творческим произведениям людей. Президент с ним согласился".

Информация о работе Внешняя политика Советского Союза в годы ВОВ 1941-1945гг