Внутрення политика России в 1762-1773 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2014 в 13:56, контрольная работа

Описание работы

Основная проблема исследуемой темы состоит в том, что из всех женщин, царствовавших в России в ХVIII в., только Екатерина II правила самостоятельно, вникая во все дела внутренней и внешней политики. Свои главные задачи она видела в укреплении самодержавия, реорганизации государственного аппарата с целью его усиления, в упрочении международного положения России. В значительной степени ей это удалось, и время её правления - одна из блестящих страниц русской истории.

Содержание работы

Введение
1. Екатерина II, как личность.
2. Внутренняя политика Екатерины II. Отличие от политики последующего периода.
3. Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Становление.
4. Дискуссионные аспекты политики «просвещенного абсолютизма» Екатерины II
Заключение
Приложение
Литература

Файлы: 1 файл

контрольная работа по истории россии 2012 год.doc

— 304.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

 

 

Федеральное агентство по образованию

 

Оренбургский государственный педагогический университет

 

 

 

ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

История России

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

Вариант: Внутрення политика России в 1762-1773 гг.

 

 

 

 

О Г А Н Я Н   А С Е Л Ь

 

  А М А Н Ж О Л О В  Н А

 

 

 

 

Исторический, III курс

 

г. Оренбург, п. Пруды, ул. Есенина, д. 1

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

1. Екатерина II, как личность.

2. Внутренняя политика Екатерины II. Отличие от политики последующего периода.

3. Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Становление.

4. Дискуссионные аспекты  политики «просвещенного абсолютизма» Екатерины II

Заключение 

Приложение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

«Любить мой народ и быть матерью его – обязанность моя»

(Слова Императрицы  Екатерины II)1.

 

Основная проблема исследуемой темы состоит в том, что из всех женщин, царствовавших в России в ХVIII в., только Екатерина II правила самостоятельно, вникая во все дела внутренней и внешней политики. Свои главные задачи она видела в укреплении самодержавия, реорганизации государственного аппарата с целью его усиления, в упрочении международного положения России. В значительной степени ей это удалось, и время её правления - одна из блестящих страниц русской истории.

Екатерина II сразу же начала борьбу против пронемецкой ориентации Петра III. Из правящих кругов были удалены все немцы. Идеологией государства становится русский национализм.

Тема является актуальной в настоящее время, потому что долгое царствование Екатерины II (1762-1796) наполнено значительными и весьма противоречивыми событиями и процессами.

Основная цель работы - исследование внутренней политики Екатерины II.

С выполнением цели связано решение следующих задач:

- рассмотрение работы наложенной комиссии и «Наказ» Екатерины;

- изучение государственной реформы  Екатерины Великой;

- рассмотрение крестьянской войны  под предводительством Емельяна  Пугачева.

Правление Екатерины II наложило отпечаток на всё последующее культурное развитие России. Век её правления называют Веком Просвещённого Абсолютизма. Екатерине удалось просветить своих подданных и приблизить русскую культуру к западной.  Так же она сделала существенные изменения и в механизмах управления государством.

 

 

 

Екатерина II, как личность

Родилась 21 апреля 1729 в Штеттине в семье обедневших князей Ангальт-Цербстских (север Германии), получила домашнее образование (немецкий - родной, французский, танцам, музыке, основам истории, географии и богословия обучили домашние учителя). В 1744 прибыла в Петербург по приглашению императрицы Елизаветы Петровны, искавшей своему племяннику Петру-Ульриху Федоровичу невесту в Германии. Крещеная в России под именем Екатерины Алексеевны, была выдана в 1745 замуж за Петра-Ульриха, будущего наследника престола. Пока инфантильный муж увлекался игрой в солдатики, Екатерина читала труды по истории, юриспруденции, сочинения французских просветителей и жаждала любви и власти. Природная расчетливость, волевой характер заставили ее хорошо выучить русский язык, узнать традиции, историю, обычаи новой родины. Окруженная недругами, не любимая ни мужем, ни его теткой-императрицей, Екатерина в 1754 родила сына (будущего императора Павла I), постоянно опасаясь, что ее вышлют из России. "У меня были хорошие учителя - несчастье с уединением" - вспоминала она позже. Болезнь и смерть Елизаветы Петровны (1761) изменили ход событий.

"Тартюф в юбке и короне", как называл ее А. С. Пушкин, Екатерина умела расположить к себе людей, умела очаровывать их. С 1753 по 1796 у Екатерины II было 15 фаворитов (им было роздано 800 тыс. десятин заселенных земель), но, по словам императрицы, они "государству ощутимого вреда не приносили". Напротив, умея подмечать людские слабости, Екатерина была дальновидной, когда дело доходило до государственных интересов. Щедро жалуя любимцев, она выделяла среди них действительно одаренных в делах управления людей и не боялась выдвигать их на важные посты (походя этим на Петра I). Не без ее участия проявился политический талант А. Г. Орлова, князей П. А. Румянцева, Г. А. Потемкина, А. А. Безбородко. В личных отношениях с сыном она не проявляла ни искренности, ни любви; отношения их были враждебными, что не помешало ей обожать внуков, особенно Александра. Личная интимная жизнь Екатерины была бурной и полной впечатлений; обладая темпераментом страстным и вынеся много горя в супружестве, Екатерина имела немало сердечных увлечений. Внешне она была привлекательна и величественна.

Екатерина строила свой день размеренно и педантично, неизменно обозначая часы, в течение которых она принимала вельмож, давала повеления, читала донесения, отвечала на письма, предавалась развлечениям, обедала, ужинала и отходила ко сну. Работу она считала своим нормальным состоянием и была убеждена, что управлять огромной Россией, пребывая в праздности, невозможно. Со временем Екатерина перешла к более щадящему режиму.

Богатое литературное творчество Екатерины, включившее пьесы, сказки для детей, исторические сочинения, статьи, письма, автобиографические Записки, очевидный собственный талант и чувство языка не мешали ей бороться полицейскими методами с неугодными коллегами-литераторами - Н. И. Новиковым, А. Н. Радищевым, которого она называла "бунтовщик, хуже Пугачева!". Она точно уловила, что их творчество служит не столько литературе, сколько политике - и расправилась с ними.

Круг интересов Екатерины в области искусства был широк и разнообразен, лишь музыка была ей чужда и непонятна. Она основала Академию художеств, интерес к коллекционированию заставил ее стать основательницей собрания государственного Эрмитажа, а понимание значимости русского языка - инициировать создание Академии русской словесности, президентом которой она сделала Е. Р. Дашкову. По собственному признанию императрицы, она не обладала творческим умом, зато хорошо улавливала "всякую дельную мысль" и умела ее использовать. "Многие говорят, что я работаю много, а мне все кажется, что мало сделала, когда я посмотрю на то, что остается сделать", писала императрица, день которой начинался в 6 утра и был расписан по минутам. Действительно, она обладала железным здоровьем и старела медленнее других. 

Таким образом, еще в детстве были заложены основные черты личности будущей императрицы: упорство, способность к самообразованию, любовь к чтению и другие.          

В последние 8-10 лет жизни она утратила прежнюю активность и увлеклась внешнеполитическими акциями.          

С приближением старости привычки ее постепенно изменились: вставала она позже обычного, среди дня позволяла себе отдых и часть времени посвящала воспитанию внуков Александра и Константина.         

Хорошо известно, что Екатерина считала Петра монархом, достойным подражания. Но нравы при дворе императрицы разительно отличались от петровских. Особенно это заметно в плане отношения с соратниками и придворными. Принц де Линь, сравнивая их писал,  что император внушал страх, в то время как императрица – расположение.  Главным средством воздействия на подчиненных у Петра была угроза быть сурово наказанными за невыполненные поручения2. Ничего подобного ни в указах, ни в эпистолярном наследии Екатерины II обнаружить не удалось. В подобных случаях императрица обычно выступала тонким психологом и для поощрения усердия соратников умело пользовалась разнообразными свойствами человеческой натуры - честолюбием, чувством долга, преданностью трону. При этом она не забывала стимулировать приближенных к трону особ - похвалой, лестью, своевременной наградой. 

Отметим еще одну привлекательную черту екатерининского характера – она не была злопамятной и мстительной. Пример тому ее отношение к приближенным свергнутого супруга. П.А. Румянцева  Екатерина считала сторонником Петра 3 и вскоре по воцарении заменила его Н.И. Паниным. Румянцев обиделся и подал прошение об отставке. Императрица преодолела неприязнь и ответила генералу собственноручным посланием, в котором постаралась разрешить инцидент полюбовно.      

  Екатерина II отличалась умением  выбирать государственных деятелей и пользоваться их способностями. Поэтому в ее время в разных отраслях государственной деятельности появилось много талантливых людей. «Из стаи славной Екатерининских орлов», по выражению Пушкина, некоторые снискали себе громкую боевую славу и получили широкую известность, некоторые оставили по себе глубокий след в преобразовательных работах и правительственном творчестве их эпохи. Из сотрудников Екатерины можно назвать следующих. Внешнюю политику Екатерина начала вести сама в сотрудничестве с умнейшим и тонким дипломатом графом Н.И. Паниным. В конце царствования Екатерины внешними сношениями заведовал граф А.А. Безбородко.          

Императрица обладала еще одним достоинством – умела слушать своих собеседников. Она внимала советам – когда читаешь ее рескрипты военачальникам, создается впечатление, что она пользовалась услугами сведущих лиц. По своему характеру Екатерина была типичным прагматиком, не совершая ни в государственных делах, ни в обыденной жизни опрометчивых поступков или решений. Удержать такую репутацию было не просто3.

Современные исследователи подчеркивают главные успехи правления Екатерины: осуществленные почти во всех сферах жизни огромного государства преобразования не несли в себе ни грана «революционного» начала и в своей основе были направлены на всемирное укрепление абсолютистского государства, дальнейшее упрочнение господствующего положения дворянства, законодательное закрепление неравноправного сословного деления общества, когда «правовой статус всех других сословий был подчинен интересам государства и сохранению господства дворянства»4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внутренняя политика Екатерины II. Отличие от политики последующего периода.

Свои главные задачи она видела в укреплении самодержавия, реорганизации государственного аппарата с целью его усиления, в упрочении международного положения России. Екатерина II объявила себя преемницей Петра I. Уже в начале царствования она сосредоточила в своих руках всю законодательную и распорядительную власть. Законодательным органом был Сенат. В 1763 г. Екатерина разделила Сенат на 6 департаментов, каждый с определёнными полномочиями и компетенцией. Тем самым она ослабила его как законодательный орган. В 1764 г., чтобы подавить стремление к отделению на Украине, Екатерина II ликвидировала гетманство (автономию). В 1654 г.Украина вошла в состав России на правах самой широкой автономии. Екатерина II считала, что для внутренней прочности многонациональная империя должна управляться по единым принципам. Осенью 1764 г. она назначила на Украину генерал - прокурора П.А. Румянцева.

В самом начале правления Екатерина решила урегулировать отношения Церкви и светской власти. Со времён Петра I Церковь была подчинена государству. Финансовая ситуация в стране была тяжёлой, а Церковь была крупным собственником в государстве. Екатерина II была православной, выполняла все православные обряды, но она была прагматичной правительницей. Чтобы пополнить государственную казну, в 1764 г. она провела секуляризацию (обращение государством церковной собственности в светскую) церковных земель. Было упразднено 500 монастырей, казне перешёл 1 млн. душ крестьян. За счёт этого государственная казна была значительно пополнена. Это позволило ослабить финансовый кризис в стране, расплатиться с армией, которая давно не получала жалованья. Влияние Церкви на жизнь общества значительно сократилось. В своей политике Екатерина II стала опираться на дворянство. Дворянство было опорой престола и осуществляло важнейшие функции: дворяне были организаторами производства, полководцами, крупными администраторами, придворными. Екатерина II стала проводить так называемую политику просвещённого абсолютизма. С самого начала правления Екатерина II начала стремиться к достижению внутренней устроенности государства. Она считала, что несправедливости в государстве можно искоренить с помощью хороших законов. И она задумала принять новое законодательство вместо Соборного Уложения Алексея Михайловича 1649 г., которое бы учитывало интересы всех сословий. С этой целью в 1767 г. была созвана Уложенная Комиссия. Екатерина II была европейски образованной женщиной и разделяла взгляды западноевропейских мыслителей на крепостничество как антигуманное явление. Но ко времени вступления на престол она хорошо изучила страну и общество, которыми теперь управляла. Она понимала, что между отвлечёнными рассуждениями западноевропейских просветителей о свободе и российской реальностью - огромная разница. Около половины помещичьих крестьян находились на положении рабов. На крепостном праве держалось всё помещичье хозяйство. Крепостное право стало привычным, будничным явлением, естественным состоянием для крестьян. Кроме того, Екатерина была убеждена, что русский народ духовно не развит и пока не готов сам заботиться о себе. К столь радикальным изменениям в судьбе, как отмена крепостного права, его нужно готовить постепенно в течение длительного времени. Россия была не готова к новому общественному устройству, и ставить вопрос об отмене крепостного права в России она не могла. Екатерина II провела ряд реформ, в том числе губернскую реформу, судебную реформу, дала «Жалованную грамоту дворянству», «Жалованную грамоту городам», пыталась проводить реформу и в области образования.

Информация о работе Внутрення политика России в 1762-1773 гг