Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2014 в 13:56, контрольная работа
Основная проблема исследуемой темы состоит в том, что из всех женщин, царствовавших в России в ХVIII в., только Екатерина II правила самостоятельно, вникая во все дела внутренней и внешней политики. Свои главные задачи она видела в укреплении самодержавия, реорганизации государственного аппарата с целью его усиления, в упрочении международного положения России. В значительной степени ей это удалось, и время её правления - одна из блестящих страниц русской истории.
Введение
1. Екатерина II, как личность.
2. Внутренняя политика Екатерины II. Отличие от политики последующего периода.
3. Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Становление.
4. Дискуссионные аспекты политики «просвещенного абсолютизма» Екатерины II
Заключение
Приложение
Литература
Русская дореволюционная историография екатерининских реформ оказала значительное влияние на историографию зарубежную. Интерес к личности Екатерины II, проявившийся, в частности, в издании ее многочисленных, нередко беллетризованных биографий, вылился во второй половине XX в. в весьма многочисленные капитальные исследования, в основном английских, американских и отчасти немецких историков. Среди них в первую очередь выделяется уже упомянутое 600-страничное исследование профессора Лондонского университета И. де Мадариаги. Царствование Екатерины Мадариага рассматривает как один из наиболее важных периодов истории России, предопределивших ее развитие в последующее время. Что же касается реформ, то исследовательница пришла к выводу, что по существу вся политика императрицы была цельной и не противоречила ее политическим декларациям5. Этой точки зрения, с теми или иными оговорками придерживается большинство современных зарубежных историков.
Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Становление.
Наиболее ярким проявлением политики просвещенного абсолютизма явился созыв в 1767 году Комиссии для составления нового «Уложения» и «Наказ», составленный Екатериной специально для депутатов этой концессии.
Беспорядок действовал в законах. Предшественники Екатерины непрерывно заботились о приведении в систематический кодекс всей громады отдельных законоположений, накопившихся со времени «Уложения» 1649 года, и не могли с этим сладить.
Екатерина начала царствование отменой многих распоряжений Петра III. В феврале 1764 года ей была проведена секуляризация - обращение государством церковной собственности, преимущественно земли в светскую. В результате у церкви было отнято, более миллиона душ крестьян и для управления ими была создана специальная коллегия- Коллегия экономики. Барщина для крестьян была заменена денежным оброком. К ним перешла большая часть земли, на которой они несли барщину в пользу монастырей. В тоже время в пользу крепостников в 1765 году был издан указ, предусматривающий закрепление за дворянами всех земель, захваченных ими у различных категорий крестьян. Манифест о вольности дворянства усилил позиции правительства. В августе 1767 года Екатерина издала самый крепостнический указ за всю историю существования крепостничества. Этим указом любая жалоба крестьянина на помещика объявлялась тягчайшим государственным преступлением. Императрица широко использует политику лавирования, маскируя свою политику экономическими и философскими концепциями Запада. Её царствование сопровождается невиданным разгулом фаворитизма. Решая судьбу фаворитов предшествующего царствования, Екатерина проявляла великодушие и снисходительность. Она остерегалась рубить с плеча. В итоге многие действительно талантливые и полезные для государства люди остались на своих прежних должностях. Екатерина любила и умела ценить заслуги людей. Она понимала, что её похвалы и награды заставят людей ещё усерднее трудиться.
Серия указов 60-х годов превращает крепостных крестьян в людей совершенно не защищенных от произвола помещиков и обязанных им безропотно подчиняться. Юридически помещики были лишены лишь одного права - лишить крестьянина жизни. Екатерина, действуя в духе европейского просвещения, решилась созвать выборных от различных сословий для выработки общего, удовлетворяющего интересы всех слоёв общества и быстро развивающегося государства, закона.
Уложенная комиссия работала с 31- го июня 1767 года по 18- е декабря 1768 года. В неё вошли представители от дворянства, городов, духовенства, государственных крестьян и многие другие. Доминирующее положение заняли дворянские депутаты, имевшие численное большинство. Они высказывались против ограничения крепостного права, выступив с требованием увеличения роли дворянства в областных судах и управлении. Дворяне попытались обосновать свое право владения крестьянами. Особых полномочий требовали представители купечества. После длительных и бесплодных споров комиссия была распущена в связи с начавшейся русско-турецкой войной. Своей непосредственной задачи- выработки нового кодекса законов- она не выполнила. Несмотря на это комиссия сыграла определенную роль: с её помощью Екатерина могла выяснить интересы и умонастроения различных слоев русского общества, убедившись в совершенной невозможности отмены крепостного права в ближайшем будущем и осознав, что именно дворянство на данном этапе развития России является важнейшей опорой самодержавной монархии. На этих постулатах основывалась политика Екатерины II.
«Наказ» представлял собой программу царствования Екатерины, над которым она трудилась в течение двух лет. Состоял он из 20 глав, к которым потом добавилось еще две. Главы делились на 655 статей, из них 294 были позаимствованы из труда Ш. Монтескье «О духе законов». Тем не менее «Наказ» самостоятельное произведение, выразившее идеологию российского просвещенного абсолютизма. «Наказ» торжественно провозглашал, что цель власти состоит не в том, «чтобы у людей отнять естественную их вольность, но чтобы действия их направлять к получению ото всех добра ».
Екатерина решительно высказывалась за реформу судопроизводства. Она отвергала пытки, лишь в исключительных случаях допускала смертную казнь, предлагала отделить судебную власть от исполнительной. Она провозглашала: «Гораздо лучше предупреждать преступление, нежели наказывать».
Усиление эксплуатации и невиданный разгул крепостничества привели к тому, что в 60-70-е годы по России прокатилась волна антифеодальных выступлений крестьян, казаков, работных людей, крупнейшим из которых стала крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева 1773-1775 года. Это выступление, подавленное с огромным трудом, потрясло крепостнические устои страны, продемонстрировав силу и беспощадность народного бунта. Указы, принятые в эти годы свидетельствовали о развитии крепостничества и вглубь и вширь, включая в сферу своего влияния новые категории населения. Крепостничество распространилось и на Украину. Крестьянская война показала, что существующая на местах структура управления не в силах предотвратить социальные выступления. 7-го ноября 1775 года было издано «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи». Страна делилась на 50 губерний, в каждой из которых проживало примерно по 300-400 тысяч душ мужского пола податного населения. Данные административные единицы, в свою очередь состояли из 10-12 уездов. Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый императором и контролировавший деятельность всех учреждений и должностных лиц. Ему подчинялись все воинские части и команды. Главным финансовым учреждением в губернии была казенная палата, возглавляемая вице-губернатором. Кроме того, в каждой губернии функционировали: верхний земский суд для дворян; губернский магистрат для купцов и мещан; верхняя земская расправа для однодворцев и государственных крестьян. Губернская реформа 1775 года укрепила власть государства на местах. До реформы губернаторы и уездные воеводы одновременно выполняли все функции. Продолжением продворянской политики Екатерины стала «Жалованная грамота дворянству», данная 21 апреля 1785 года. Дворяне жаловались монопольным правом на владение крестьянами, землей и недрами, правом основывать заводы и фабрики, освобождением от налогов и телесных наказаний. Предводители дворянства получали право заявлять о своих пожеланиях самому императору. В ранг российского дворянства были включены прибалтийские бароны, польская шляхта, казацкая старшина, что окончательно консолидировало сословие дворян в России.
В тот же день, 21 апреля 1785 года правительство опубликовало «Грамоту на права и выгоды городам Российской империи». В соответствии с этим документом, все городское население делилось на 6 разрядов. В первый разряд, независимо от сословной принадлежности, входили люди, имевшие в городе недвижимую собственность, к ним относились также дворяне и духовенство. Второй разряд составляли купцы, разделенные в зависимости от капитала на 3 гильдии. Цеховые ремесленники формировали 3 разряд. В 4 разряд вошли иногородцы и иностранцы, постоянно проживающие в городе. 5 разряд составляли люди «благородных» занятий - ученые, художники, банкиры и прочие. И, наконец, к 6 разряду относились так называемые «посадские люди», занимавшиеся мелкой торговлей, ремеслом и другими промыслами. Раз в 3 года жителями всех разрядов избирались органы городского управления: городской голова и шестиглавая дума, работающая на постоянной основе. В принципе, эти учреждения представляли собой исполнительные органы городского самоуправления. Однако в действительности вся реальная власть в городах оставалась в руках городничего и полицмейстера. Дума занималась второстепенными вопросами благоустройства и санитарного состояния. Это свидетельствует о слабости нарождающейся русской буржуазии. Первоначально Екатерина намеревалась завершить освобождение сословий предоставлением «Жалованной грамоты государственным крестьянам». Но на такой рискованный шаг правительство не пошло, опасаясь дворянского недовольства. Екатериной также было создано Вольное экономическое общество, которым по её инициативе был объявлен конкурс на тему: «Что полезнее для общества, чтоб крестьянин имел в собственности землю или только движимое имение, и сколь далеко его права на то или другое имение простираться должны?». Ни одна из работ русских авторов не была издана и принята, так как они характеризовались антикрепостнической направленностью. Екатерина все же видела в крепостном праве «несносное и жестокое иго» чреватое серьёзными потрясениями для государства. Правда освобождение она считала несвоевременным и опасным.
Крестьянское восстание
под предводительством Пугачева и революционные
события во Франции
привели к ужесточению внутренней политики.
В 1775 г. была проведена губернская реформа.
Количество губерний увеличилось с 23 до
50. Численность населения в губернии составляла
300-400 тыс. душ (по мужскому населению), а
в уезде - 20-30 тысяч. Во главе губерний назначались
губернаторы, а в уездах - капитан-исправники.
Эта реформа привела к усилению контроля
властей над населением страны. Впервые
были созданы сословные судебные органы
на местах: уездный суд ДЛЯ дворян, городской
магистрат для горожан и нижняя расправа
для государственных крестьян (суд над
крепостными вершил сам помещик). В городах
вводились выборные органы управления,
но городничий назначался центральными
властями. Были ликвидированы Запорожская
Сечь и остатки самоуправления на Украине
(1775). Революция во Франции привела к введению
строгой цензуры и закрытию вольных типографий.
За публикацию «Путешествия из Петербурга
в Москву» А.Н. Радищев был при говорен
к смертной казни, замененной десятилетней
сибирской ссылкой. Известного издателя
и писателя Н.И. Новикова Екатерина приказала
заточить на 15 лет в Шлиссельбургскую
крепость. Все это свидетельствовало о
завершении политики «просвещенного
абсолютизма».
Таким образом, внутренняя политика
Екатерины II носила противоречивый характер,
проводилась в интересах дворянства -
социальной опоры самодержавия.
Дискуссионные аспекты политики «просвещенного абсолютизма» Екатерины II
Политика «просвещенного абсолютизма». Общие черты
Время правления Екатерины II («золотой век» Екатерины) – составило значительную эпоху в русской истории. Внутреннюю политику в годы ее правления обычно разделяют на два периода, рубежом между которыми стала крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева.
Историки связывают первый период правления Екатерины II с политикой т. н. «просвещенного абсолютизма». Подобная политика, направленная на проведение реформ, устранявших наиболее устаревшие институты феодализма, проводилась во второй половине XVIII в. многими европейскими монархами (в Пруссии, Австрии, Испании, Португалии, Дании и других странах). В основе ее лежала идея о преобразовании общества на разумных началах, которое может произойти в государстве, руководимом «просвещенным» монархом. В ходе этих преобразований ликвидировались некоторые сословные привилегии, проводились реформы в области просвещения и цензуры, крестьянская и церковная реформы. Объективная необходимость реформ определялась высокой степенью развития буржуазных отношений в этих европейских странах, распространением идей Просвещения и тормозящим влиянием феодальных пережитков.
Эта политика была характерна
для стран со сравнительно медленным развитием
капиталистических отношений, где дворянство
сохраняло свои политические права и экономические
Развитие и воплощение начал просвещенного абсолютизма в России приобрело характер целостной государственно-политической реформы, в ходе которой сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии. При этом для социально-правовой политики было характерно сословное размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство.
Реализация политики «просвещенного абсолютизма» Екатериной II.
К первым годам правления Екатерины относится ряд важных изменений в жизни России. В условиях массовых волнений монастырских крестьян, Екатерина в 1764 г. провела секуляризацию церковных имуществ, объявленную еще Петром III. Устанавливались штаты и оплата церковнослужителей. Бывшие монастырские крестьяне перешли под власть государства. Они стали называться экономическими, так как для управления ими была создана Коллегия экономии. В 1773 г. был введен принцип веротерпимости. В 1765 г. в стране приступили к межеванию земель: на местности происходило определение границ земельных владений и их юридическое закрепление. Оно было призвано упорядочить землевладение и остановить земельные споры. Преследуя цель установить «тишину и спокойствие» в стране, укрепить свое положение на престоле Екатерина II созвала в 1767 г. в Москве специальную Комиссию для составления нового свода законов Российской империи взамен устаревшего «Соборного уложения» 1649 г. В работе Уложенной комиссии участвовали 572 депутата, представлявших дворянство, государственные учреждения, крестьян и казачество. Крепостные крестьяне, составлявшие примерно половину населения страны, в работе Комиссии не участвовали. Ведущую роль в ней играли дворянские депутаты.
Уложенная комиссия, по сути, является самым крупным мероприятием просвещенного абсолютизма, на первых заседаниях которого депутаты были ознакомлены с «Наказом» Екатерины II, по сути дела философско-политическим трактатом императрицы, который во многом являлся компиляцией из работ философов-просветителей и стал наиболее ярким воплощением принципов просвещенного абсолютизма. Одним из наиболее радикальных положений этого документа была мысль о необходимости равенства всех граждан империи и защите каждого из них законами государства. Однако такое положение явно приходило в противоречие с господствовавшими в русском обществе самодержавно-крепостническими порядками.
Вместе с тем документ обосновывал необходимость самодержавия в России. В «Наказе» развивалась мысль о необходимости разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, осуждались пытки и смертная казнь, запретительные тарифы.
Однако, как показала практика работы комиссии, практического значения «Наказ» императрицы не имел. Деятельность комиссии ясно показала уровень социальных противоречий в стране. Требования дворянских депутатов приходили в противоречие с интересами купечества, казачества и крестьянства.
Работа Уложенной Комиссии, особенно дискуссия по крестьянскому вопросу, стала приобретать неожиданный для правительства характер, встревожила его. В декабре 1768 г., под предлогом начала войны с Османской империей, Уложенная комиссия была распущена. Новый свод законов так и не был создан, хотя отдельные идеи, высказывающиеся в комиссии, использовались в правительственной практике 70-80-х годов.
Подводя итог разработки Екатериной «Наказа», результаты деятельности первого съезда депутатов от многих сословий, следует отметить, что в историографии существует два основных мнения, весьма отличающихся друг от друга. Выразителем одного из них можно назвать Льва Толстого. Будучи 19-летним студентом Казанского университета, он по совету известного профессора-юриста Д. И. Майера (1819–1856) углубился в сравнение «Духа законов» Монтескье с «Наказом» императрицы. Будущий великий русский писатель и мыслитель пришел к выводу, что документу присуща противоречивость. Екатерина оправдывает монархию, утверждая, что свобода существует при повиновении законам, данным монархом; но свобода при повиновении законам, не от народа данным, не есть свобода. Сделав в своем «Дневнике» подробный разбор «Наказа», Толстой пришел к такому выводу: «Вообще о Наказе Императрицы Екатерины можно сказать следующее. В нем... везде мы находим два противоположных начала – дух революционный, под влиянием которого находилась тогда вся Европа, и дух деспотизма, от которого тщеславие заставляло ее не отказываться...»
Информация о работе Внутрення политика России в 1762-1773 гг