Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2014 в 13:56, контрольная работа
Основная проблема исследуемой темы состоит в том, что из всех женщин, царствовавших в России в ХVIII в., только Екатерина II правила самостоятельно, вникая во все дела внутренней и внешней политики. Свои главные задачи она видела в укреплении самодержавия, реорганизации государственного аппарата с целью его усиления, в упрочении международного положения России. В значительной степени ей это удалось, и время её правления - одна из блестящих страниц русской истории.
Введение
1. Екатерина II, как личность.
2. Внутренняя политика Екатерины II. Отличие от политики последующего периода.
3. Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Становление.
4. Дискуссионные аспекты политики «просвещенного абсолютизма» Екатерины II
Заключение
Приложение
Литература
Она республиканские идеи «употребляла как средство для оправдания деспотизма». При первом взгляде на этот наказ мы узнаем, что это был плод ума женщины, которая, несмотря на свой великий ум, на свои возвышенные чувства, на свою любовь к истине, не могла подавить своего мелочного тщеславия, которое помрачает ее великие достижения.— Вообще мы находим в этом произведении более мелочности, чем основательности, более остроумия, чем разума, более тщеславия, чем любви к истине, и наконец более себялюбия, чем любви к народу... В заключение скажу, что Наказ этот принес больше славы Екатерине, чем пользу России.
Эту оценку молодого Толстого можно сопоставить с мнением А. С. Пушкина6. Как известно, А. С. Пушкин весьма критически оценивал многие стороны правления Екатерины. Тем интереснее его высокое мнение о «Наказе». В «Послании к цензору», возражая против ретроградных придирок одного из ретивых цензоров, Пушкин писал: «Зачем себя и нас терзаешь без причины? Скажи, читал ли ты Наказ Екатерины? Прочти, пойми его; увидишь ясно в нем свой долг, свои права, пойдешь иным путем»».
«Просвещенный абсолютизм» и Европа
Следует заметить, что на основе идей Просвещения во второй половине ХVIII века проводится политика «просвещенного абсолютизма» в ряде европейских стран - России, Пруссии, Швеции, Австрии. Сущность политики просвещенного абсолютизма заключалась с одной стороны, в стремлении укрепить самодержавную власть монарха, сохранить привилегии дворянства; а с другой - облегчить приспособление дворянства к новым буржуазным отношениям. Идеи французских и других просветителей, бывшие своеобразной идеологической основой «просвещенного абсолютизма», основывались на принципах «естественного права», признававшего равенство и свободу всех людей от рождения и, следовательно, их одинаковые права. Нынешнее же человеческое общество, неразумное и несправедливое, должно быть уничтожено; существует оно только потому, что непросвещенный народ не понимает его несправедливости. Следовательно, требуется просвещение народа, а преобразования в обществе осуществит на разумных основаниях просвещенный монарх.
Эти преобразования в ряде европейских стран сводились к следующим основным направлениям: 1) уничтожение некоторых сословных привилегий и феодальных монополий; 2) проведение крестьянских реформ; 3) проведение реформ церкви (подчинение церкви государству, секуляризация церковных земель, изгнание иезуитов, закрытие монашеских орденов); 4) реформа школьного обучения; 5) реформа суда и судопроизводства; 6) шаги в сторону веротерпимости, смягчения цензуры и т.п.
Хронологические границы просвещенного абсолютизма заключают в себе период с 1740 г. по 1789 г., то есть от вступления на престол самого яркого представителя века, прусского короля Фридриха II, до французской революции. Воспитанные на идеях философии XVIII века, абсолютные монархи стремились к «общему благу», которое достигается в государстве.
Теория «просвещённого абсолютизма», родоначальником которой считается Гоббс, вполне проникнута рационалистической философией века «просвещения». Сущность её заключается в идее светского государства, в стремлении абсолютизма поставить выше всего центральную власть. До XVIII века государственная идея, выразителем которой был абсолютизм, понималась узкопрактически: понятие о государстве сводилось к совокупности прав государственной власти. Крепко держась за выработанные традицией взгляды, просвещённый абсолютизм внёс вместе с тем и новое понимание государства, которое уже налагает на государственную власть, пользующуюся правами, и обязанности. Следствием такого взгляда, сложившегося под влиянием теории договорного происхождения государства, явилось то теоретическое ограничение абсолютной власти, которое вызвало в европейских странах целый ряд реформ, где рядом со стремлением к «государственной пользе» выдвигались заботы об общем благосостоянии. «Просветительная» литература XVIII века, ставившая себе задачей полную критику старых порядков, нашла себе горячую поддержку в абсолютизме: стремления философов и политиков сходятся в том, что реформа должна совершиться государством и в интересах государства. Поэтому характерная черта просвещённого абсолютизма – союз монархов и философов, которые желали подчинить государство чистому разуму.
Процесс просвещенного абсолютизма охватил все страны Европы, кроме Англии, Польши и Франции: Англия уже достигла того, к чему стремился просвещённый абсолютизм, в Польше не было королевского абсолютизма и господствовала шляхта, а царствовавшие во Франции Людовик XV и Людовик XVI не в состоянии были взять на себя роли инициаторов реформы, вследствие чего прежний строй был разрушен революцией.
Все реформы просвещенного абсолютизма, стремившиеся разрушить католико-феодальные отношения, совершались не только ввиду государственных соображений, но и содействовали эмансипации личности. Однако просвещённые деспоты обошли один из крупных недостатков государственной жизни XVIII в. – несовершенство законодательной деятельности государства и не выработали правильного порядка законодательства. Всё зависело от абсолютного монарха или его министра. Реформы просвещенного абсолютизма захватывали область администрации, финансов, суда, умственной жизни, церкви, наконец – область сословных отношений и крестьянского быта.
Просвещённый абсолютизм, задумавший столько государственных и общественных реформ, повсюду вызвал реакцию, которая скоро уничтожает либеральные приобретения, пока французская революция не докончила начатой просвещенным абсолютизмом ликвидации старого порядка.
Екатерина II и крестьянский вопрос. Противоречия
Все освободительные мечты
Положив предел дальнейшему закрепощению, Екатерина не сделала ничего для того, чтобы содействовать освобождению закрепощенных людей. Правда, к мерам, освобождающим крестьян, можно отнести манифест 1777 года о не взимании явочных денег, но эта ничтожная мера не могла дать никаких ощутительных результатов.
Очень мало или почти ничего Екатерина не сделала и для ограничения торговли людьми, возмутительность которой осознана была самим дворянством. В 1766 году состоялось запрещение совершать купчие на крепостных за 3 месяца до рекрутского набора; этим запрещением имелось в виду ограничить продажу крепостных в рекруты; но этот закон легко можно было обойти; можно было покупать и продавать крестьян в рекруты ранее, чем за три месяца до набора; наконец, в законе не запрещалось брать крестьян в рекруты за долги, как обыкновенно и поступали. Указ 5 августа 1771 года запрещал продавать крестьян с молотка на аукционах. Смысл закона был ясен, но в 1792 году было разъяснено, что указ запрещает продавать крестьян с молотка, но ничего не говорилось о продаже с аукциона.
Никаких других ограничений, хотя бы тех, которых желала комиссия по разбору родов государственных жителей, Екатериной сделано не было, и торговля людьми продолжала развиваться; крепостных продавали на рынках.
Екатерина не только не ограничивала торговлю людьми, но даже содействовала ее развитию. Указом 1779 года она предписала Сенату принимать рекрутов от помещиков во всякое время для зачета их за будущих. То есть Екатерина в 1779 году фактически разрешила то, что запрещала в 1766 году.
Заключение
Екатерина осталась в истории крупной исторической личностью. Эта личность наложила свою печать на целую эпоху русской истории, которая называется екатерининской.
Попытки, которые предпринимались в царствование Екатерины для решения крестьянского вопроса не привели к полному разрешению вопроса, но и не были безрезультативны. Этот вопрос получил широкую теоретическую разработку. Также раз и навсегда было установлено, что народное просвещение такая же государственная задача, как например, оборона страны. При Екатерине возник и особый орган государственного попечительства о народном образовании: при ней по всей России была раскинута сеть народных училищ, которые должны служить для просвещения широких кругов.
При Екатерине были поставлены на очередь и попытки ограничить самодержавную власть через определенные конституционные формы. После этого Екатерина сосредоточилась на мысли о необходимости для России полного, ничем не ограниченного самодержавия. Долгое время Екатерина лелеяла мечту о переустройстве высшего управления в России. Накануне второй турецкой войны и французского замешательства, в 1787 году ею был заготовлен проект указа о сенатской реформе.
В 1788 году началась вторая турецкая война и Екатерина заметила, что "не время теперь делать реформы". Тем более, что тогда начиналась французская революция, и Екатерину стал волновать вопрос, подпишет ли христианский король Людовик XVI противохристианскую конституцию. Т.к. ее подписание повело к разрыву России с Францией.
На желание Екатерины ввести конституционные учреждения влияло и то, что Екатерина с ужасом замечала, что ее сын очень похож на своего отца, который был образцом деспота. Екатерина не могла не задумываться о будущем своего государства, она хотела обеспечить его таким строем верховного управления, который гарантировал бы его от повторения печального царствования ее мужа. В конце жизни Екатерины ходили слухи, что 1 января 1797 года в России будет введена конституция, но Екатерина умерла раньше (6 декабря 1796 года), чем опубликовала ограничительный закон. Но все-таки вопрос об изменении формы правления в России был поставлен еще при Екатерине II, во второй половине XVIII века.
Таким образом, царствование Екатерины II продолжалось треть века и составило столь же значимую в истории России эпоху, что и правление Петра Великого. Но если царствование Петра I вошло в историю России, прежде всего как переломная эпоха, то о времени Екатерины II этого, очевидно, сказать нельзя. Правление Петра I как бы подводило черту под историей средневековой России и знаменовало ее вступление в новое время. Царствование Екатерины II целиком принадлежало новому времени, когда дальнейшее развитие получили многие начала, принципы, заложенные в Петровскую эпоху. Вместе с тем екатерининская эпоха имела огромное значение для последующих десятилетий. Именно тогда российское общество и государство XVIII в. достигли необходимой стабильности. Многие институты и установления Екатерины II сохранялись вплоть до 1917 г., многие острые вопросы русской жизни XIX и начала XX в. были поставлены в ее царствование, к которому восходят и история крестьянского вопроса, и история российского либерализма, иных общественных течений, проблема освобождения («раскрепощения») сословий, тогда же Россия добилась наибольших военных и дипломатических успехов.
Литература
1 Борзаковский, П.К. Императрица Екатерина Вторая Великая [Текст]/П.К. Борзаковский/ М., Панорама, 1991. – С.7.
2 Каменский, А.Б. От Петра I до Павла I [Текст]/А.Б. Каменский/М., РГТУ, 1999. – С.315.
3 Каменский, А.Б. От Петра I до Павла I [Текст]/А.Б. Каменский/М., РГТУ, 1999. – С.316-317.
4 Каменский, А. Б. Под сению Екатерины…: Вторая половина XVIII века. [Текст]/А.Б. Каменский/СПб., Лениздад, 1992. – С.67.
5 И. де Мадариага. Россия в эпоху Екатерины Великой [Текст]/Исабель де Мадариага/ М., Новое литературное обозрение, 2002. – С.38.
6 Волков Г.Н. Мир Пушкина: личность, мировоззрение, окружение. М., 1989. С. 135 – 136.
7 Павленко Н.И. Екатерина Великая: Первые годы царствования; На непрочном троне//Родина.-1995.-№2 – С. 51-55
Информация о работе Внутрення политика России в 1762-1773 гг