Внутренняя и внешняя политика Египта в 1952-1956 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 14:15, реферат

Описание работы

Со времени начала египетской революции в 1952 г. прошло более 50 лет. За этот период, как в отечественной, так и зарубежной историографии появился целый ряд исследований о развитии революционных процессов в Египте. Хронологические рамки работы обусловлены как спецификой внутриполитического развития страны так и изменением позиции Египта в системе международных отношений

Содержание работы

Введение.
Глава первая:
Внутренняя политика Египетского правительства в 1952-1956 гг.
Законодательное оформление нового режима.
Социально-экономическое развитие.
Глава вторая:
Внешняя политика Египта в 1952-1956 гг.
Египет в системе международных отношений.
Сближение с Советским Союзом.
VI. Заключение
V. Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Египет 1952-1956.docx

— 83.73 Кб (Скачать файл)

В целом, после  упрочения своего положения как  общенационального лидера, ликвидации оппозиции СРР в лице ВАФДа и «Братьев-мусульман», в политике Насера обозначился курс на частичную демократизацию режима, прошло оформление собственных политических взглядов. 28 марта 1955г. Насер провозгласил шесть принципов египетской революции:

1) ликвидация  империализма,

2) ликвидация  феодализма,

3) уничтожение  капиталистических монополий и  их политического засилья, 

4) установление  социальной справедливости,

5) создание сильной  национальной армии, 

6) установление  подлинно демократической системы. 

Возможно, что  трехлетний срок между приходом к  власти «Свободных офицеров» и провозглашением  ими своей политической программы  обусловлен периодом выбора последующего пути развития: по капиталистическому или социалистическому образцу. Именно в условиях сближения с  СССР и были выдвинуты «шесть принципов», на основе которых предполагалось формирование курса дальнейших преобразований.

19 мая 1955г.  в офицерском клубе в Каире  Насер отметил, что по окончании  «переходного периода», срок которого  истекает в январе 1956г. будет  создан национальный парламент,  но «партии будут по-прежнему  запрещены». Поэтому, после окончательного  вывода оккупационных войск 13 июня 1956г. правительство отменило  закон о военном положении,  введенный после революции, а  также амнистировало всех политических  заключенных. 

В сжатом виде взгляды  Насера на проблемы политико-экономического развития страны в период с 1952г. по 1956г. получили отражение в тексте конституции 1956г., подготовленной при личном участии  президента республики. 23 июня 1956г. путем  референдума была утверждена конституция  Египетской Республики. Президентом  был избран Г. А. Насер. Её основные положения  сводились к следующему: социальная солидарность является основой египетского  общества; национальная экономика должна быть организована в соответствии с  планами, которые защищают принципы социальной справедливости и имеют  своей целью развитие производства и подъём жизненного уровня; капитал  используется в интересах национальной экономики, но не в ущерб общественному  благу; законодательство гарантирует  сотрудничество в области общественной, экономической деятельности и способствует развитию деловой активности; государство  берёт на себя контроль за социальным обеспечением. В стране признавалась частная собственность и частная  экономическая деятельность, которая  не могла подвергаться вмешательству  государства, однако, при условии, что  она не наносит ущерба общественным интересам, не ставит под угрозу безопасность народа, не затрагивает его свободу  и достоинство. Поэтому, предусмотренная  Конституцией возможность экспроприации  частной собственности могла  быть использована только «в общественных интересах и за справедливую компенсацию  по закону».

Таким образом, согласно выдвинутой Насером концепции дальнейшего  развития Египта, государство должно было стать координирующим и регулирующим инструментом, как политических, так  и социально-экономических процессов  преобразования египетского общества на основе введения элементов плановой экономики, протекционизма, социальных дотаций, обеспечения реализации гражданских прав, а также уравнения материальной обеспеченности различных социальных слоев.

Конституция была утверждена 23 июня 1956г. путем плебисцита. Принятие основного закона государства  закрепило суверенитет Египта и  означало завершение «переходного периода». Насер путем всенародного голосования  был избран президентом, а Совет  руководства революцией сложил свои полномочия.

После принятия новой конституции в стране был  создан парламент - Национальная Ассамблея, 11 июля 1956 г. был принят закон о  создании однопалатной Национальной Ассамблеи, состоящей из 350 депутатов. Выдвижение кандидатов в депутаты Собрания происходило  через Национальный союз. Также, согласно конституции 1956г., египетские женщины  впервые получили избирательное  право. Таким образом, Египет за четыре года совершил переход от конституционной  монархии к установлению республиканского строя. Оппозиция внутри страны была ликвидирована, а Насер как президент  Египта в своих руках сосредоточил практически неограниченную власть.

 

 

2. Социально-экономическое  развитие.

После сосредоточения власти в своих руках «Свободные офицеры» начали действовать ещё  в двух направлениях: организации  активной политической  деятельности масс в поддержку новому режиму и  осуществлении целенаправленной политики по вопросам социального и экономического развития страны.

Для реализации первого направления 9 сентября 1952г. был принят закон об аграрной реформе. Необходимо отметить, что 1952г. около 2 тыс. землевладельцев имели в своей  собственности более 1200 тыс. федданов 1 феддан = 0,45 га. посевной площади, а 31 % феллахов - 13 %. Поэтому, в среднем на одного землевладельца приходилось по 1000 федданов, тогда как 3 млн. крестьян владели по 1 феддану на семью. К тому же, ежегодный прирост населения Египта составлял в среднем 300 тыс. чел.

Для всей страны устанавливалась единая арендная ставка: каждый, кто сдавал землю в аренду, имел право получить не больше, чем  семикратный размер сельскохозяйственного  налога. Если арендная плата взималась  натурой, то она не должна была превышать 50 % урожая. Закон об аграрной реформе  несколько облегчил положение арендатора. По некоторым данным, выиграло от закона 1952г. около 6 млн. арендаторов, доходы которых  возросли на 35 млн. египетских фунтов ежегодно. Сократилась арендная плата в  Верхнем Египте. Но это сокращение, как правило, не достигало уровня семикратного земельного налога, как это предусматривалось законом об аграрной реформе. В результате выполнения закона об аграрной реформе 1952г. выиграла та группа крестьян-арендаторов, которая после изъятия земли у её бывших собственников стала арендовать эту землю у государства.

  В целом, реформа коснулась 1789 землевладельцев, выкупу подлежало 600 тыс. федданов. Осуществление аграрной реформы стимулировало крупных землевладельцев на вложения в промышленность. Характерно, что её проведение сопровождалось целым рядом решений, которые освобождали вновь создаваемые египетские предприятия от налогов в течение пяти лет, а также от уплаты налогов на импортируемое оборудование. В то же время она способствовала развитию капитализма в деревне. Наряду с этим появились возможности создания благоприятных условий для фермерского хозяйства. «Аграрная реформа рассматривалась … как первый, но, очевидно, не последний шаг на пути к действительному решению аграрной проблемы в стране».

Другой тенденцией в области экономических преобразований стало постепенное государственное  вмешательство в экономику страны. Первоначально для этой цели были созданы постоянный Совет развития национальной продукции и Совет  социальных услуг для изучения проектов развития экономики, представленных на рассмотрение министерств. Постоянный совет развития национального производства к июлю 1953 г. выработал четырехлетнюю программу государственных капиталовложений, сумма которых по сравнению с предыдущими годами была значительно увеличена: в 1950 - 1952гг. в среднем по 28 млн. ег. ф., в 1953 - 34 млн., в 1954 - 53 млн., в 1955 - 62 млн. и в 1956 - 66 млн. ег. ф. Данные капиталовложения предназначались для создания инфраструктуры, которая способствовала бы более высокому           

росту частного предпринимательства, от которого ожидалось усиление активности по созданию национальной промышленности. Для привлечения частного капитала в развитие промышленности египетское правительство пошло на ряд уступок. Новые акционерные компании были освобождены от налогов на семь лет, а доходы от новых акций не должны были облагаться налогами в течение пяти лет. По закону, принятому в 1953г. 50 % всех нераспределенных доходов компаний также было освобождено от налогов. Правительственные гарантии займов, выдававшихся фирмам Промышленным банком, были повышены до 5 млн. ег. ф. С целью привлечения мелких акционеров по закону 1954 г. минимальная стоимость акций была снижена с 4 до 2 ег. ф. Также правительство активно взаимодействовало с Египетским промышленным союзом, в состав которого входили представители крупной национальной буржуазии. По рекомендации Египетского промышленного союза были снижены налоги на доходы в промышленности и повышены таможенные пошлины на иностранные товары. Компании с капиталом более 10 тыс. ег. ф. должны были присоединиться к промышленным палатам, полностью подчинявшимся Египетскому промышленному союзу.

Новой тенденцией в экономическом развитии страны являлось то, что правительство стало  вкладывать свои капиталы в промышленные компании и назначать в их административные советы своих представителей. Также  оно непосредственно занялось планированием  экономических объектов, взяло на себя переговоры с иностранными фирмами  о закупках оборудования.

Политика развития государственного капитализма способствовала «египтизации» важнейших отраслей национальной экономики: сельского хозяйства, связанного с выращиванием длинноволокнистого хлопка, а также текстильной промышленности. Одним из результатов этой политики стало создание в 1956г. министерства промышленности - важнейшего инструмента по обеспечению контроля за экономикой. Однако главным результатом правительства в экономической области стала национализация французского и английского капитала: 1 ноября 1956г. был наложен секвестр на 1371 отделение французских и английских банков, промышленных, сельскохозяйственных и акционерных обществ, торговых фирм, страховых агентств, номинальный капитал которых составлял 135 млн. ег. ф.

В области социального  реформирования за первые годы революции  также были достигнуты определенные результаты. В декабре 1952г. был принят ряд законов о труде, предусматривавших  увеличение компенсаций при увольнении, санкционировавших организацию  национальных федераций профессиональных союзов и разрешавших работникам сельского хозяйства объединяться в профсоюзы.

Стабилизация  в социально-экономической сфере  нашла свое отражение и в ускорении  процесса развития национальной науки  и культуры. Впервые в истории  страны египетский археолог М.З. Гонейм обнаружил вблизи от Саккары новую пирамиду, за короткий период в Египте был создан ряд танцевальных и театральных коллективов. аль-Хамрави делал попытки возродить по фрескам, обнаруженным на стенах гробниц, древнеегипетские танцы. В области кинематографии появились такие впоследствии всемирно известные киноактеры, как Ф. Хамама и О. Шариф.

Таким образом, проведение аграрной реформы, существенные вложения капитала в национальную промышленность, а также увеличение ассигнований на проведение социальных программ привели  к частичному решению вопроса  о земле, росту числа подготовленных профессиональных кадров, увеличению темпов экономического развития Египта, а также способствовали восстановлению и дальнейшему развитию национальной культуры.

В целом, внутриполитическое развитие Египта в рассматриваемый  период было неразрывно связано с  процессом трансформации политической системы, борьбой за власть и, следовательно, выбор дальнейшего пути преобразований как между членами Совета руководства  революцией, так и «Свободными  офицерами» с ведущими египетскими  политическими организациями: ВАФДом и Ассоциацией «Братьев-мусульман». Используя неконституционные методы решения своих политических проблем, «Свободные офицеры» приближались к  формированию в стране режима военной  диктатуры. Преобразования в социально-экономической  сфере также способствовали подъему  экономики, некоторому улучшению материального  положения египтян, росту их национального  самосознания на фоне успехов проводимой правительством политики.

 

 

 

Внешняя политика Египта в 1952-1956 гг.

1. Египет  в системе международных отношений.

После смены власти перед новым руководством страны встала задача обеспечения безопасности существования режима, а также  вопрос о возможности ведения  самостоятельной внешней политики. Поэтому одной из первоначальных внешнеполитических задач египетского  правительства являлась необходимость  признания нового режима мировым  сообществом.

Используя противоречия между Англией и США на Ближнем  Востоке, Насер решил установить дипломатические отношения с  США, в обход Великобритании. Это  давало определенные гарантии безопасности для нового египетского руководства. В свою очередь американское правительство  также пошло навстречу новому режиму. Еще накануне июльских событий  американские спецслужбы догадывались о готовившемся армейскими офицерами  перевороте: в мае 1952г. в докладе  сотрудника ЦРУ К. Рузвельта госсекретарю США Д. Ачесону прозвучала мысль о его возможной поддержке, так как «руководители переворота выдвигают разумные требования». Чтобы заручиться поддержкой нового режима американский посол в Египте Кеффери даже назвал английское присутствие в стране «империалистическим». По словам одного из руководителей «Свободных офицеров» - Халида Мохиеддина - «в те годы не все понимали цели американской политики. США были для египтян «новой» державой. Они знали колонизаторов - англичан и искренне думали, что могут опереться в борьбе с ними на США». Что касается СССР, то об этой стране «египтяне имели искаженное представление. Империалистическая пропаганда запугивала египтян коммунизмом». Советская сторона не знала о готовившемся перевороте, а также о его руководителях: первоначально в СССР считалось, что переворот был совершен под руководством М. Нагиба, мотивом действий которого являлся отказ короля Фарука назначить генерала на пост военного министра.

Необходимость в  сильном союзнике, представлявшемся вначале египетскому руководству  в лице США, диктовалась важнейшей  внешнеполитической задачей, стоявшей перед Египтом с 1922 года - проблеме обретения реальной независимости  от бывшей метрополии - Великобритании, чего, в свою очередь, можно было достигнуть, добившись вывода английских войск из зоны Суэцкого канала с  последующей его национализацией. Необходимо отметить, что четко сформированной внешнеполитической программы египетского  руководства на первоначальном этапе  не существовало. Главные черты внешней  политики Египта, по мнению Насера, заключались  в «защите свободы и благосостояния народов», поддержке права «всех  народов на самоопределение», ориентацию на деятельность ООН, а также «расширении масштаба сотрудничества государств афро-азиатского блока». Последний принцип позиции Насера в вопросах внешней политики имел немаловажное значение во взаимоотношениях Египта в начале 50-х годов с ведущими мировыми державами: СССР и США.

Информация о работе Внутренняя и внешняя политика Египта в 1952-1956 гг