Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 14:15, реферат
Со времени начала египетской революции в 1952 г. прошло более 50 лет. За этот период, как в отечественной, так и зарубежной историографии появился целый ряд исследований о развитии революционных процессов в Египте. Хронологические рамки работы обусловлены как спецификой внутриполитического развития страны так и изменением позиции Египта в системе международных отношений
Введение.
Глава первая:
Внутренняя политика Египетского правительства в 1952-1956 гг.
Законодательное оформление нового режима.
Социально-экономическое развитие.
Глава вторая:
Внешняя политика Египта в 1952-1956 гг.
Египет в системе международных отношений.
Сближение с Советским Союзом.
VI. Заключение
V. Список использованной литературы.
В целом, после упрочения своего положения как общенационального лидера, ликвидации оппозиции СРР в лице ВАФДа и «Братьев-мусульман», в политике Насера обозначился курс на частичную демократизацию режима, прошло оформление собственных политических взглядов. 28 марта 1955г. Насер провозгласил шесть принципов египетской революции:
1) ликвидация империализма,
2) ликвидация феодализма,
3) уничтожение капиталистических монополий и их политического засилья,
4) установление социальной справедливости,
5) создание сильной национальной армии,
6) установление
подлинно демократической
Возможно, что трехлетний срок между приходом к власти «Свободных офицеров» и провозглашением ими своей политической программы обусловлен периодом выбора последующего пути развития: по капиталистическому или социалистическому образцу. Именно в условиях сближения с СССР и были выдвинуты «шесть принципов», на основе которых предполагалось формирование курса дальнейших преобразований.
19 мая 1955г.
в офицерском клубе в Каире
Насер отметил, что по
В сжатом виде взгляды
Насера на проблемы политико-экономического
развития страны в период с 1952г. по 1956г.
получили отражение в тексте конституции
1956г., подготовленной при личном участии
президента республики. 23 июня 1956г. путем
референдума была утверждена конституция
Египетской Республики. Президентом
был избран Г. А. Насер. Её основные положения
сводились к следующему: социальная
солидарность является основой египетского
общества; национальная экономика должна
быть организована в соответствии с
планами, которые защищают принципы
социальной справедливости и имеют
своей целью развитие производства
и подъём жизненного уровня; капитал
используется в интересах национальной
экономики, но не в ущерб общественному
благу; законодательство гарантирует
сотрудничество в области общественной,
экономической деятельности и способствует
развитию деловой активности; государство
берёт на себя контроль за социальным
обеспечением. В стране признавалась
частная собственность и
Таким образом, согласно
выдвинутой Насером концепции дальнейшего
развития Египта, государство должно
было стать координирующим и регулирующим
инструментом, как политических, так
и социально-экономических
Конституция была утверждена 23 июня 1956г. путем плебисцита. Принятие основного закона государства закрепило суверенитет Египта и означало завершение «переходного периода». Насер путем всенародного голосования был избран президентом, а Совет руководства революцией сложил свои полномочия.
После принятия новой конституции в стране был создан парламент - Национальная Ассамблея, 11 июля 1956 г. был принят закон о создании однопалатной Национальной Ассамблеи, состоящей из 350 депутатов. Выдвижение кандидатов в депутаты Собрания происходило через Национальный союз. Также, согласно конституции 1956г., египетские женщины впервые получили избирательное право. Таким образом, Египет за четыре года совершил переход от конституционной монархии к установлению республиканского строя. Оппозиция внутри страны была ликвидирована, а Насер как президент Египта в своих руках сосредоточил практически неограниченную власть.
2. Социально-экономическое развитие.
После сосредоточения власти в своих руках «Свободные офицеры» начали действовать ещё в двух направлениях: организации активной политической деятельности масс в поддержку новому режиму и осуществлении целенаправленной политики по вопросам социального и экономического развития страны.
Для реализации первого направления 9 сентября 1952г. был принят закон об аграрной реформе. Необходимо отметить, что 1952г. около 2 тыс. землевладельцев имели в своей собственности более 1200 тыс. федданов 1 феддан = 0,45 га. посевной площади, а 31 % феллахов - 13 %. Поэтому, в среднем на одного землевладельца приходилось по 1000 федданов, тогда как 3 млн. крестьян владели по 1 феддану на семью. К тому же, ежегодный прирост населения Египта составлял в среднем 300 тыс. чел.
Для всей страны устанавливалась единая арендная ставка: каждый, кто сдавал землю в аренду, имел право получить не больше, чем семикратный размер сельскохозяйственного налога. Если арендная плата взималась натурой, то она не должна была превышать 50 % урожая. Закон об аграрной реформе несколько облегчил положение арендатора. По некоторым данным, выиграло от закона 1952г. около 6 млн. арендаторов, доходы которых возросли на 35 млн. египетских фунтов ежегодно. Сократилась арендная плата в Верхнем Египте. Но это сокращение, как правило, не достигало уровня семикратного земельного налога, как это предусматривалось законом об аграрной реформе. В результате выполнения закона об аграрной реформе 1952г. выиграла та группа крестьян-арендаторов, которая после изъятия земли у её бывших собственников стала арендовать эту землю у государства.
В целом, реформа коснулась 1789 землевладельцев, выкупу подлежало 600 тыс. федданов. Осуществление аграрной реформы стимулировало крупных землевладельцев на вложения в промышленность. Характерно, что её проведение сопровождалось целым рядом решений, которые освобождали вновь создаваемые египетские предприятия от налогов в течение пяти лет, а также от уплаты налогов на импортируемое оборудование. В то же время она способствовала развитию капитализма в деревне. Наряду с этим появились возможности создания благоприятных условий для фермерского хозяйства. «Аграрная реформа рассматривалась … как первый, но, очевидно, не последний шаг на пути к действительному решению аграрной проблемы в стране».
Другой тенденцией
в области экономических
росту частного предпринимательства, от которого ожидалось усиление активности по созданию национальной промышленности. Для привлечения частного капитала в развитие промышленности египетское правительство пошло на ряд уступок. Новые акционерные компании были освобождены от налогов на семь лет, а доходы от новых акций не должны были облагаться налогами в течение пяти лет. По закону, принятому в 1953г. 50 % всех нераспределенных доходов компаний также было освобождено от налогов. Правительственные гарантии займов, выдававшихся фирмам Промышленным банком, были повышены до 5 млн. ег. ф. С целью привлечения мелких акционеров по закону 1954 г. минимальная стоимость акций была снижена с 4 до 2 ег. ф. Также правительство активно взаимодействовало с Египетским промышленным союзом, в состав которого входили представители крупной национальной буржуазии. По рекомендации Египетского промышленного союза были снижены налоги на доходы в промышленности и повышены таможенные пошлины на иностранные товары. Компании с капиталом более 10 тыс. ег. ф. должны были присоединиться к промышленным палатам, полностью подчинявшимся Египетскому промышленному союзу.
Новой тенденцией в экономическом развитии страны являлось то, что правительство стало вкладывать свои капиталы в промышленные компании и назначать в их административные советы своих представителей. Также оно непосредственно занялось планированием экономических объектов, взяло на себя переговоры с иностранными фирмами о закупках оборудования.
Политика развития государственного капитализма способствовала «египтизации» важнейших отраслей национальной экономики: сельского хозяйства, связанного с выращиванием длинноволокнистого хлопка, а также текстильной промышленности. Одним из результатов этой политики стало создание в 1956г. министерства промышленности - важнейшего инструмента по обеспечению контроля за экономикой. Однако главным результатом правительства в экономической области стала национализация французского и английского капитала: 1 ноября 1956г. был наложен секвестр на 1371 отделение французских и английских банков, промышленных, сельскохозяйственных и акционерных обществ, торговых фирм, страховых агентств, номинальный капитал которых составлял 135 млн. ег. ф.
В области социального
реформирования за первые годы революции
также были достигнуты определенные
результаты. В декабре 1952г. был принят
ряд законов о труде, предусматривавших
увеличение компенсаций при увольнении,
санкционировавших организацию
национальных федераций профессиональных
союзов и разрешавших работникам
сельского хозяйства
Стабилизация
в социально-экономической
Таким образом, проведение аграрной реформы, существенные вложения капитала в национальную промышленность, а также увеличение ассигнований на проведение социальных программ привели к частичному решению вопроса о земле, росту числа подготовленных профессиональных кадров, увеличению темпов экономического развития Египта, а также способствовали восстановлению и дальнейшему развитию национальной культуры.
В целом, внутриполитическое
развитие Египта в рассматриваемый
период было неразрывно связано с
процессом трансформации
Внешняя политика Египта в 1952-1956 гг.
1. Египет
в системе международных
После смены власти
перед новым руководством страны
встала задача обеспечения безопасности
существования режима, а также
вопрос о возможности ведения
самостоятельной внешней
Используя противоречия между Англией и США на Ближнем Востоке, Насер решил установить дипломатические отношения с США, в обход Великобритании. Это давало определенные гарантии безопасности для нового египетского руководства. В свою очередь американское правительство также пошло навстречу новому режиму. Еще накануне июльских событий американские спецслужбы догадывались о готовившемся армейскими офицерами перевороте: в мае 1952г. в докладе сотрудника ЦРУ К. Рузвельта госсекретарю США Д. Ачесону прозвучала мысль о его возможной поддержке, так как «руководители переворота выдвигают разумные требования». Чтобы заручиться поддержкой нового режима американский посол в Египте Кеффери даже назвал английское присутствие в стране «империалистическим». По словам одного из руководителей «Свободных офицеров» - Халида Мохиеддина - «в те годы не все понимали цели американской политики. США были для египтян «новой» державой. Они знали колонизаторов - англичан и искренне думали, что могут опереться в борьбе с ними на США». Что касается СССР, то об этой стране «египтяне имели искаженное представление. Империалистическая пропаганда запугивала египтян коммунизмом». Советская сторона не знала о готовившемся перевороте, а также о его руководителях: первоначально в СССР считалось, что переворот был совершен под руководством М. Нагиба, мотивом действий которого являлся отказ короля Фарука назначить генерала на пост военного министра.
Необходимость в
сильном союзнике, представлявшемся
вначале египетскому
Информация о работе Внутренняя и внешняя политика Египта в 1952-1956 гг