Внутренняя и внешняя политика Египта в 1952-1956 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 14:15, реферат

Описание работы

Со времени начала египетской революции в 1952 г. прошло более 50 лет. За этот период, как в отечественной, так и зарубежной историографии появился целый ряд исследований о развитии революционных процессов в Египте. Хронологические рамки работы обусловлены как спецификой внутриполитического развития страны так и изменением позиции Египта в системе международных отношений

Содержание работы

Введение.
Глава первая:
Внутренняя политика Египетского правительства в 1952-1956 гг.
Законодательное оформление нового режима.
Социально-экономическое развитие.
Глава вторая:
Внешняя политика Египта в 1952-1956 гг.
Египет в системе международных отношений.
Сближение с Советским Союзом.
VI. Заключение
V. Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Египет 1952-1956.docx

— 83.73 Кб (Скачать файл)

Конец 40-х - начало 50-х годов XX века ознаменовался новым периодом противостояния двух систем: социалистического лагеря во главе с СССР и капиталистического под эгидой США. Создание региональных военно-политических блоков стало неотъемлемой частью этого противостояния. В этом отношении Ближний Восток представлял собой важнейший стратегический объект, необходимый для усиления позиций той или иной стороны. В начале 50-х годов обстановка на Ближнем Востоке и в Северной Африке в значительной степени регулировалась Тройственной декларацией. Обнародованная в мае 1950г., она была «производным англо-франко-американской политики в регионе, реакцией… на израильско-арабское перемирие, заключенное в 1949г.». Важнейшей частью декларации являлось взятое на себя Англией, Францией и США обязательство контролировать поставки оружия в страны Ближнего Востока. По этому вопросу предусматривались политические консультации между Лондоном, Парижем и Вашингтоном. Однако в условиях подъема национально-освободительного движения в арабских странах, а также обострения отношений с Советским Союзом в условиях «холодной войны» стало очевидно, что необходим более эффективно действующий союз, включающий в себя в качестве полноправных членов не только ведущие западные страны, но и страны самого региона. Это было необходимо для осуществления контроля за действиями стран - участниц и, следовательно, невозможности вести ими самостоятельную политику на международной арене.

Странами - членами  Северо-Атлантического союза была предпринята попытка создания так называемого Средневосточного командования (СВК) под эгидой США. В середине 1951г. правительства США, Англии, Франции и Турции выступили с планом его формирования. Первоначально в состав СВК предполагалось ввести Турцию, Израиль, Египет, арабские страны Передней Азии, Австралию, Новую Зеландию и ЮАР. От стран - участниц требовалось предоставление в распоряжение СВК военных баз, портов, коммуникаций, а также размещение на своих территориях англо-американских войск. Для усиления американского влияния в Египте правительство Соединенных Штатов планировало увеличить объем экономической и военной помощи этой стране. Дорогу к военно-политическому сотрудничеству Соединенных Штатов и Египта, как считали в Вашингтоне, должно было открыть заключение англо-египетского договора о выводе британских войск из зоны Суэцкого канала, где находилась военная база Великобритании. Соединенные Штаты, добиваясь скорейшего заключения договора относительно Суэцкой базы, играли роль посредника в переговорах между Лондоном и Каиром, оказывая, при необходимости, нажим на британское руководство. В мае 1953г. Египет с визитом посетил госсекретарь США Дж. Ф. Даллес с целью вовлечения страны в военный пакт против СССР. Одним из способов давления на египетское руководство стал вопрос о предоставлении Египту возможности закупок современного американского вооружения. Еще накануне революции между королем Фаруком и правительством США был заключен секретный договор о военной помощи Египту на сумму в 5 млн. долларов. Согласно данному документу, в страну должно было быть доставлено легкое вооружение: бронемашины и пулеметы - эффективное средство для решения внутренних задач. Новое египетское правительство решало вопросы внешней обороны страны, поэтому в октябре 1952г. военному атташе американского посольства был передан новый список необходимого Египту вооружения: танков, реактивных самолетов, тяжелой артиллерии, канонерок и др. В это время состав египетского вооружения был «от верблюжьих эскадронов, винтовок времен Первой мировой войны до легкой бронированной техники» Гамаль Абдель Насер и "примкнувший" Шепилов. Поставки в Египет американского оружия означали бы ослабление позиций Великобритании в Средиземном море, выгодное Соединенным Штатам, однако усиление Египта негативно сказалось бы на взаимоотношениях США и Израиля.  Поэтому, не без оснований полагая, что в действительности администрация Белого Дома ведет переговоры не о поставках именно современного оружия, а пытается создать лишь видимость реальной военной помощи, Совет революционного командования Египта решил обратиться с аналогичной проблемой к Советскому Союзу и Чехословакии. Это было началом отхода Насера от проамериканской политики. От вступления в военный пакт против СССР египетское руководство отказалось, мотивируя это тем, что СССР не угрожает арабам.

Взаимоотношения Каира с Парижем также были далеки от взаимопонимания. После начала 1 ноября 1954г. национально-освободительной  войны в Алжире отношения Франции  с Египтом резко ухудшились. Поэтому  Франция всё активнее начала оказывать  поддержку Израилю, став в середине 50-х годов основным поставщиком  оружия для израильской армии, «что неминуемо привело к дальнейшей эрозии франко-арабских отношений».

Для Великобритании договор о СВК играл важную роль в реализации планов «создания  неоколониальной военно-политической системы…на всем Ближнем и Среднем Востоке». Внешняя политика стран Ближнего и Среднего Востока. 6 марта 1951г. главком вооружённых сил НАТО генерал Д. Эйзенхауэр потребовал предоставления себе верховных полномочий по вопросам, касающимся стран Ближнего и Среднего Востока. Ещё в январе 1950г. на конференции министров иностранных дел Британской империи обсуждался «план Коломбо», предназначенный для создания системы «обороны от Порт-Саида до Хоккайдо», и направленный на укрепление позиций Англии. С началом национально-освободительных революций в арабских странах создание военно-политического союза стало для британской ближневосточной политики приоритетной задачей. Основой такого союза стала идея подписания Багдадского пакта, призванного «спасти британские интересы на Ближнем Востоке». При помощи Багдадского пакта Англия намеревалась соединить НАТО и СЕАТО, что, в свою очередь, гарантировало поддержку новому блоку со стороны США. США также были заинтересованы в создании Багдадского пакта, однако от вступления в него на правах полноправного члена Вашингтон удерживала возможность обрести союзников в лице Египта и других арабских стран, известных своими антибританскими настроениями. Вхождение Франции в Багдадский пакт не предусматривалось - этим шагом Англия стремилась вытеснить из ближневосточного региона своего конкурента.

Стремление Великобритании вовлечь Египет в Багдадский пакт усилилось еще и теми обстоятельствами, что в результате англо-египетского  соглашения от 19 октября 1954г., заключенного при поддержке США, британский военный  контингент был выведен из зоны Суэцкого канала. 19 октября 1954г. в Каире было заключено англо-египетское соглашение, которое предусматривало вывод  английских войск из Египта в течение 20 месяцев со дня его подписания. 13 июня 1955 г. завершилась эвакуация британских войск с территории Египта. Но Насер занимал достаточно жесткую позицию в отношении вхождения Египта в данный военно-политический блок. По его мнению, высказанному А. Идену зимой 1955г. на встрече в Каире, «сама идея Багдадского пакта разделяет арабский мир и имеет своей целью изолировать Египет». Это, в свою очередь, оказало влияние на позиции таких потенциальных членов союза как Сирия и Иордания, отказавшихся вступить в блок. Однако, несмотря на это противодействие со стороны Египта, 24 февраля 1955г. Багдадский пакт был подписан между Турцией и Ираком. 5 апреля 1955г. к нему присоединилась Великобритания. В течение того же года в блок вошли также Иран и Пакистан.

В создавшейся  ситуации в Каире был создан специальный  комитет, в функции которого входил анализ возможных последствий появления  нового британского премьер-министра для англо-египетских отношений. Председателем комитета был назначен доктор М. Фавзи. Результатом работы стал вывод: А. Иден, несмотря на то, что пост министра иностранных дел в его правительстве займёт С. Ллойд, будет продолжать оставаться «главой собственного внешнеполитического ведомства». К тому же, по мнению М. Фавзи, одними из задач А. Идена будут: обеспечение вступления арабских стран в Багдадский пакт, а также попытка изолировать Египет, что, в свою очередь, смогло бы нейтрализовать влияние Насера на позицию арабских стран в отношении расширения на Ближнем Востоке военно-политического блока. Однако к этому времени Насер укрепил свои позиции не только как национального, но и как общеарабского лидера. «Всё, что происходило в Каире, немедленно отзывалось мощным политическим эхом во всех арабских столицах». Ослабление английских позиций выразилось в отступлении Лондона от реализации первоначальных целей своей ближневосточной политики: в августе 1955 г. министр иностранных дел Великобритании С. Ллойд заявил египетскому послу в Лондоне, что Англия готова прекратить свои усилия, направленные на вовлечение других арабских стран в Багдадский пакт, если Египет прекратит свою пропагандистскую деятельность против этого военно-политического блока. В создавшейся ситуации в палате общин английского парламента состоялись дебаты о положении на Ближнем Востоке. Глава так называемой «Суэцкой группы» Ч. Уотерхауз заявил 7 марта 1956г., что «Англия - всё ещё могучая держава, и при необходимости нам следует применить силу». В то же время 28 марта 1956г. Д. Эйзенхауэр одобрил план экономического и политического давления на Египет, получивший кодовое название "Омега". Этот план предусматривал затягивание решения вопроса о предоставлении Египту экономической помощи, в том числе, и для сооружения высотной Асуанской плотины и демонстративную поддержку Багдадского пакта. 19 июля 1956г. Вашингтон заявил об отказе участвовать в финансировании сооружения высотной плотины в Египте. Как полагал Дж. Ф. Даллес, это решение, чреватое в краткосрочном плане негативными последствиями для интересов США в Египте, в долгосрочной перспективе должно было принести положительный результат. Оценивая наиболее вероятные ответные действия Египта на отказ США финансировать сооружение Асуанской плотины, специалисты госдепартамента прогнозировали усиление пропагандистской кампании Каира против западных стран и официальное обращение за экономической помощью к Советскому Союзу.

Подъем национально-освободительного движения на Ближнем Востоке, проблема ликвидации иностранного влияния, а  также военная активность Израиля  способствовали установлению сотрудничества между арабскими странами. В октябре 1955г. Египет заключил с Сирией и Саудовской Аравией, а в апреле 1956г. с Йеменом договоры о совместной обороне. Арабская Республика Египет. Особенно активно в военном отношении Египет взаимодействовал с Сирией. Также, стремясь заручиться поддержкой арабских стран египетское правительство добилось от Великобритании подписания соглашения, заключенного 12 февраля 1953г. в Каире, предоставившего Судану право на самоопределение. Эти обстоятельства способствовали тому, что уже к середине 50-х годов Насер превратился лидера арабского мира.

 

2. Сближение  с Советским Союзом.

Взаимоотношения Египта и СССР формировались на основе постепенного экономического и военного сотрудничества. Позиция Насера по отношению к странам социалистической ориентации трансформировалась под  влиянием политики Англии и США в  отношении Египта. Первоначально  египетские политики имели смутное  представление о СССР, однако после неудачной попытки закупки оружия у США. Советская внешнеполитическая концепция предусматривала возможность мирного сосуществования двух блоков, а также «зоны мира» в лице стран третьего мира, и, так как баланс сил двух лагерей не позволял рассчитывать на скорое расширение мировой социалистической системы, «казалось разумным поддерживать стремление к независимости нейтральных стран, отказавшихся от присоединения к военным блокам». По мнению Н. С. Хрущева «ожидаемые дивиденды существенно перевешивали траты: наша помощь не подарок, мы вернем свои деньги с процентами, так поступают все коммерсанты. Политически мы выиграем неизмеримо больше -- плюс продемонстрируем миру совершенство своей строительной науки и техники». Уже в 1953г. было заключено первое советско-египетское торговое соглашение. Англо-египетское соглашение и планы США на Среднем Востоке, а в марте 1954г. правительство СССР и Египта преобразовали свои дипломатические миссии в посольства. Необходимо отметить, что в Советском Союзе вплоть до лета 1955г. «египетский режим оценивался как фашистский или близкий к тому», так как коммунистические партии страны не оказывали практически никакого влияния на общественно-политическую жизнь страны. Однако, после неудачной попытки закупки вооружения у США и обращения Насера за помощью к СССР, отношение к Египту со стороны Н. С. Хрущева изменилось. 22 июля 1955г. в Каир прибыл официальный представитель Москвы, председатель Комиссии по международным делам Совета Союза Верховного Совета СССР, главный редактор газеты "Правда" Д. Т. Шипилов для заключения соглашения о поставках советского оружия. Результатом переговоров стало заключение в сентябре 1955г. соглашения с Чехословакией о поставках вооружения в обмен на хлопок и рис. На деле это означало поставки советского вооружения в Египет. В июне 1956г. Насер заручился обещанием Москвы оказать Египту экономическую помощь, в том числе и в строительстве плотины. Курс на укрепление национальной независимости и создание сильной армии получал материальную базу благодаря помощи СССР и других социалистических стран. В обмен на предоставленную помощь Насер был обязан провозгласить в стране социалистическую ориентацию, а также одобрять все внешнеполитические действия СССР. Однако «социализм в понимании азиатских и африканских лидеров не имел, как правило, ничего общего с тем, что вкладывалось в это понятие в Москве». Наряду с активизацией отношений с СССР Египет с 1953г. по 1956г. установил дипломатические отношения с Чехословакией, Румынией, Польшей, Арабская Республика Египет. Проблема национализации Суэцкого канала, давление, оказываемое со стороны США, Великобритании и Израиля вызвали необходимость заручиться поддержкой у мирового сообщества. В этом плане на деятельность Бандунгской конференции. Она проходила 18-24 апреля 1955 г. в г. Бандунг (Индонезия). Включала в себя 340 представителей из 29 стран Азии и Африки. Насер возлагал особые надежды, считая, что в условиях кризисной ситуации в ООН необходимо заручиться поддержкой на региональном уровне в предстоящей борьбе за освобождение Суэцкого канала. В своем выступлении Насер потребовал, «чтобы каждая страна уважала политическую независимость других стан, соблюдала их территориальную целостность и не вмешивалась в их внутренние дела», считая, что «каждая страна имеет право избирать такой политический и экономический режим, который она считает для себя подходящим». Для Насера стало очевидно, что мирным путем проблему решить не удастся.

26 июля 1956г., выступая в Александрии  на митинге, посвященном четырехлетию  изгнания короля Фарука из Египта, Насер объявил о том, что он подписал декрет о национализации компании Суэцкого канала. В декрете подчеркивалось, что все акционеры и держатели учредительных акций получат возмещение за свои акции по их котировочной стоимости на парижской бирже ценных бумаг в день, предшествующий вступлению в силу декрета. Выступление на народном митинге в Александрии 26 июля 1956 г. Однако 30 октября 1956г. израильские войска перешли границу и оккупировали часть Синая. На следующий день в Порт-Саиде и других районах Суэцкого канала были высажены англо-французские войска. Решающее значение в разрешении Суэцкого кризиса сыграла позиция СССР. По мнению Н.С. Хрущева, в результате поддержки Египта «народы Ближнего и Среднего Востока увидят воочию, где их истинные друзья». Поэтому 5 ноября 1956г. Председатель Совета Министров СССР Н. А. Булганин направил в Лондон, Париж и Тель-Авив предупреждения о том, что советское правительство полно решимости «применением силы сокрушить агрессоров и восстановить мир на Востоке». В результате 7 ноября 1956г. военные действия в отношении Египта были прекращены. 22 декабря 1956 г. Англия и Франция вывели свои войска из страны, а в марте 1957г. с Синая и из сектора Газы были эвакуированы и израильские войска.

Для египетского руководства главная  задача внешней политики была решена: страна доказала свое право на суверенитет  и самостоятельные взаимоотношения  с другими странами. Развитие сотрудничества с Советским Союзом и другими  социалистическими странами благотворно  повлияло на экономическое развитие Египта во второй половине 50-х - конца 60-х  годов. Жесткая позиция СССР предопределила направления внешней политики Египта и арабских стран в целом. После  Суэцкого кризиса Египет упрочил  свои позиции общеарабского лидера, а Насер стал для египтян национальным символом свободы и независимости. Однако, с другой стороны, переход  страны под покровительство СССР фактически означал присоединение  Египта к одной из концепций мирового развития, что, в свою очередь, негативно  повлияло на провозглашенную Насером  политику «неприсоединения» страны к военно-политическим блокам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

23 июля 1952г., после  продолжительного политического  кризиса, группа египетских армейских  офицеров под руководством Гамаля Абделя Насера совершила военный переворот, ставший началом египетской революции. За первые несколько лет нахождения военных у власти практически все сферы жизни египетского общества претерпели кардинальные изменения. Необходимо отметить противоречивость характера революционных преобразований. С одной стороны, проведение аграрной реформы и постепенный переход к государственному регулированию экономики способствовали стабилизации экономического развития, повышению жизненного уровня египтян. Реорганизация социальной структуры общества вела к спаду социальной напряженности и, следовательно, упрочению политической власти в стране.

Информация о работе Внутренняя и внешняя политика Египта в 1952-1956 гг