Внутренняя политика Екатерины II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 21:09, контрольная работа

Описание работы

Основная цель работы - исследование внутренней политики Екатерины II.
С выполнением цели связано решение следующих задач:
изучение политики просвещенного абсолютизма Екатерины II;
анализ работы Уложенной комиссии и «Наказа» Екатерины II;
изучение реформ Екатерины Великой;
оценка политики Екатерины II в трудах историков.

Содержание работы

Введение 3
Раздел 1. Политика "просвещенного абсолютизма" Екатерины II 5
1.1 Понятие и сущность "просвещенного абсолютизма" 5
1.2 Политические взгляды Екатерины II. "Наказ" Уложенной комиссии 6
1.3 Цели созыва и деятельность Уложенной комиссии 1767-1768 г.г. 9
Раздел 2. Реформы Екатерины II 14
2.1 Губернская и судебная реформы 1775 г. 15
2.2 Полицейская реформа 17
Раздел 3. Оценка Екатерининской политики в трудах историков 19
Заключение 25
Список использованных источников и литературы 27

Файлы: 1 файл

Государственные реформы «просвещенного абсолютизма» Екатерины II».docx

— 82.91 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Пензенский государственный  университет

Факультет заочного обучения

Кафедра «История Отечества, государства и права»

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «История»

на тему: «Внутренняя  политика Екатерины II»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение 3

Раздел  1. Политика "просвещенного абсолютизма" Екатерины II 5

1.1 Понятие  и сущность "просвещенного абсолютизма" 5

1.2  Политические  взгляды Екатерины II. "Наказ"  Уложенной комиссии 6

1.3  Цели  созыва и деятельность Уложенной  комиссии 1767-1768 г.г. 9

Раздел 2.  Реформы Екатерины II 14

2.1 Губернская  и судебная реформы 1775 г. 15

2.2 Полицейская  реформа 17

Раздел 3. Оценка Екатерининской политики в трудах историков 19

Заключение 25

Список использованных источников и литературы 27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Екатерина II является одной  из наиболее значимых фигур в истории  России. Её царствование – одно из замечательнейших в русской истории; и светлые  и тёмные стороны его имели  огромное влияние на последующие  события, особенно на умственное и культурное развитие страны. Реформы, проведённые  Екатериной II, имели большое значение в развитии России, а сильная внешняя  политика и огромные военные успехи укрепили Российскую Империю как  великую державу. Недаром её назвали  Екатериной Великой. 
          Время царствования Екатерины II называют эпохой просвещенного абсолютизма в России. Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в 18 веке широкое распространение. Французские просветители М.Ф. Вольтер, Ш.Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо сформулировали основные положения просветительской концепции общественного развития. Хождение получили теория и практика, согласно которым отжившие институты феодального общества можно преодолеть не революционным, а эволюционным путем самими монархами и их дворянами. Один из путей достижения свободы, равенств и братства философы видели в деятельности просвещенных монархов-мудрецов на троне, которые, пользуясь своей властью, помогут делу просвещения общества и установлению справедливости. 
           В своей политике Екатерина II пыталась реализовать эти теоретические положения. Естественно, она не могла пойти против дворянства, против крепостного права. Она стремилась построить законную самодержавную монархию, обновить её с учетом новых исторических реалий, а не вводить конституционный демократический строй, как этого хотели просветители. Понимание монархами равенства и свободы не шло дальше закрепления прав и привилегий каждого сословия в рамках самодержавной монархии. Политика просвещенного абсолютизма в России, также как и в ряде других европейских стран, заключалось в использовании положений просветительской идеологии для укрепления крепостнического строя в условиях его начавшегося разложения. Такая политика не могла проводиться долгое время.

Основная проблема исследуемой  темы состоит в том, что из всех женщин, царствовавших в России в  ХVIII в., только Екатерина II правила самостоятельно, вникая во все дела внутренней и  внешней политики.

Свои главные задачи она видела в укреплении самодержавия, реорганизации  государственного аппарата с целью  его усиления, в упрочении международного положения России. В значительной степени ей это удалось, и время  её правления - одна из блестящих страниц  русской истории.

Екатерина II сразу же начала борьбу против пронемецкой ориентации Петра III. Идеологией государства становится русский национализм.

В наше политически и экономически нестабильное время очень сложно выбрать правильный путь развития страны, история, как известно, повторяется, и именно в деятельности Екатерины II скрыто руководство к действию будущих правителей.

Тема является актуальной в настоящее  время, потому что долгое царствование Екатерины II (1762 – 1796гг.) наполнено значительными и весьма противоречивыми событиями и процессами.

Основная цель работы - исследование внутренней политики Екатерины II.

С выполнением цели связано решение  следующих задач:

  • изучение политики просвещенного абсолютизма Екатерины II;
  • анализ работы Уложенной комиссии и «Наказа» Екатерины II;
  • изучение реформ Екатерины Великой;
  • оценка политики Екатерины II в трудах историков.

Раздел  1.     Политика "просвещенного абсолютизма" Екатерины II

1.1 Эпоха Просвещения. Понятие  и сущность "просвещенного абсолютизма"

XVIII век в целом можно  охарактеризовать, как время плодотворного  развития общественных наук и  различных философских течений,  одной из популярных точек  зрения на развитие государства  и общества становится мысль  о том, что государством должен  управлять просвещенный монарх,  способный преобразовать общественную  жизнь на новых, разумных началах.  Мысль эта формировалась на  фоне разложения феодализма, вызревания  капиталистического уклада и  распространения идей Просвещения,  и именно эти факторы способствовали  тому, что наиболее дальновидные  монархи, такие как прусский  король, Фридрих II, шведский - Густав III, и австрийский император Иосиф II и другие, выбрали политику, получившую в истории название «просвещенной абсолютизм». Просвещенный абсолютизм — политика,  порожденная временем  разложения феодальной системы и вызреванием в ее  недрах  капиталистических отношений, нацеленная на устранение мирными средствами устаревших феодальных  порядков. Просвещенный абсолютизм отличался от  обычного  деспотизма  декларированием соблюдения законов, одинаковых  для всех  подданных.  Теоретические основы просвещенного   абсолютизма   были   разработаны    выдающимися деятелями французского просвещения: Монтескье, Вольтером, Д'Аламбером, Дидро и др. Эти просветители умеренного крыла призывали к эволюционной,  без потрясений, смене общественно-экономических отношений, что устраивало монархов Европы  и способствовало возникновению союза королей и философов,  способного,  как полагали короли, предотвратить угрозу их тронам.

 

1.2  Политические взгляды Екатерины  II. "Наказ" Уложенной комиссии

 Развитие и воплощение  начал «просвещенного абсолютизма»  в России приобрело характер  целостной государственно-политической  реформы, в ходе которой сформировался  новый государственный и правовой  облик абсолютной монархии. При  этом для социально-правовой политики  было характерно сословное размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство.    

К полноценной реализации   широкомасштабных   реформ   в   духе   идей Просвещения  Екатерина II приступила после гибели Иоанна Антоновича. Этому способствовали два благоприятных условия: во-первых, она почувствовала себя на троне увереннее, чем  прежде; а во-вторых, достаточная осведомленность о трудах просветителей прибавляла ей уверенности в том, что она сможет справиться со столь грандиозной по своему замыслу затеей.

По мнению Екатерины II «просвещенный  монарх» должен добиваться в своем  правлении решения следующих  задач:

  1. Нужно просвещать нацию, которой должен управлять.
  2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы.
  3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.
  4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.
  5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям.

И это не было лицемерием или нарочитой позой, рекламой или  честолюбием. Екатерина действительно  мечтала о государстве, способном  обеспечить благоденствие подданных. И, по моему мнению, с этой задачей  она успешно справлялась. Свойственная веку «Просвещения» вера во всемогущество человеческого разума заставляла царицу полагать, что все препятствия к этому могут быть устранены путем принятия хороших законов. Российское же законодательство было крайне запутано. Формально все еще продолжало действовать Соборное Уложение 1649 г., но за прошедшие с тех пор более 100 лет было издано множество законов и указов, зачастую не согласующихся друг с другом. Хотя при Петре I, а затем при его преемниках предпринимались попытки создать новый свод законов, но всякий раз по тем или иным причинам этого сделать не удавалось. Екатерина II взялась за эту грандиозную задачу по-новому. Она решила созвать выборных представителей от сословий и поручила им выработать новое Уложение. В течение двух лет она трудилась над программой своего царствования и предложила ее в 1767 г. в форме «Наказа», в котором впервые в истории России были сформулированы принципы правовой политики и правовой системы. «Наказ» является самостоятельным произведением, выразившим идеологию российского «просвещенного абсолютизма», несмотря на то, что из 655 статей составлявших «Наказ», 294 были заимствованы из тракта Ш. Монтескье «О духе законов» и 104 из 108 статей в десятой главе взяты из тракта Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях”».    Текст «Наказа» изначально состоял из 20  глав, разбитых  на  пять разделов:

1. Общие принципы устройства государства;

2. Основы государственного  законодательства  и  общие   формы  правовой политики;

3. Уголовное право и  судопроизводство;

4. Основы сословно-правовой  организации;

5. Вопросы юридической   техники,  теории  законодательства  и  правовой реформы.

Позднее (в 1768  г.)  текст  «Наказа»  был  дополнен  двадцать  первой   главой, которая содержала  основы административно-полицейского управления и главой  двадцать второй  о  регулировании  государственных  финансов.  В нем обосновывались политические   принципы   абсолютистского   государства:   власть   монарха, бюрократическая  система   организации,  сословное  деление  общества. Также  была разработана юридическая  техника,  ранее  не  известная российскому   праву,    выработаны    новые    представления    о    системе законодательства:

1. Законов должно быть  немного и они должны оставаться  неизменными;

2. Временные учреждения  определяют порядок деятельности  органов и лиц, регламентируя его посредством наказов и уставов;

  3. Указы являются актами  подзаконными,  могут  быть  краткосрочными  и отменяемыми.

Кроме этого были затронуты  и вопросы самоуправления: Екатерине  II  казалось  необходимым предоставить  дворянству  и городскому сословию самоуправление. Екатерина II думала  и об  освобождении крестьян  от  крепостной  зависимости.  Но  отмена  крепостного   права   не состоялась, говорилось лишь о том, как помещики  должны  обращаться с крестьянами: не  обременять  налогами,  взимать такие налоги,  которые не заставляют  крестьян  уходить из  дому  и прочее.  В то  же   время   она распространила мысли о том, что для блага государства крестьянам нужно дать свободу.

 «Для введения лучших  законов необходимо потребно  умы людские к тому приуготовить».  На этом основании она предписывала: «Государь есть самодержавный;  ибо никакая другая, как только  соединенная в его особе власть, не может действовать сходно  с пространством столь великого  государства»1. Свобода в ее представлении вполне сочеталась с неограниченным самодержавием. Гарантией от превращения монарха в деспота должны были послужить органы управления, стоящие между народом и верховной властью и действующие на основе законности. Но не следует забывать и о том, что эти органы управления создаются и действуют исключительно по воле монарха. Таким образом, взгляды императрицы приближаются к взглядам тех просветителей (в частности Вольтера), которые предпочитали абсолютизм. Основной идеей «Наказа» было то, что необходимо дать народу, как можно больше вольностей, «дабы  действие их направить к получению самого большего ото всех добра», что в свою очередь звучало несколько странно в стране большая часть населения, которой находилась фактически в состоянии рабства. Все же к чести императрицы следует отметить, что она видела в крепостном праве «несносное и жестокое иго», «человеческому роду нестерпимое положение», чреватыми серьезными потрясениями для государства, но правда, и «генеральное освобождение» она считала несвоевременным и опасным.

1.3  Цели созыва и деятельность  Уложенной комиссии 1767-1768 г.г.

Главное обсуждение этого  документа намечалось на заседании  специальной Комиссии для кодификации  законов:  «Комиссия  для  составления  проекта нового Уложения». Комиссия  должна  была  сообщить  правительству  о нуждах и пожеланиях населения, а  затем  выработать  проекты  новых,  лучших законов.

В  конце  1766  г.  Екатерина II приступила к осуществлению важнейшей акции своего  царствования  — созыву комиссии для составления нового  Уложения.  Уложенная комиссия,  созванная Екатериной II,  отличалась  от  предшествующих   по   крайней   мере   тремя особенностями: более широким представительством — право  избирать  депутатов было предоставлено дворянам (по одному депутату от уезда),  горожанам (по одному депутату от города), государственным и экономическим крестьянам  (по одному депутату от провинции при трехступенчатых выборах: погост  — уезд  — провинция) , оседлым «инородцам» (тоже по одному  депутату)  .  Кроме того, каждое  центральное учреждение  посылало  в Комиссию  по   одному   своему представителю.  Таким образом,  права избирать   депутатов   были   лишены крепостные крестьяне, составлявшие большинство населения страны,  а также духовенство, в итоге в состав Комиссии вошли - 450  депутатов;  социальный состав Комиссии выглядел так:  дворянство  -33% депутатами, купечество -  167.  Вместе  они  36% - выборные от горожан, около 20% - от сельского населения,5% - правительственные чиновники. Следовательно, удельный вес дворянства в комиссии был очень велик, что не могло не сказаться на ее работе.

Комиссия начала свою работу 30 июля 1767 г. торжественным богослужением  в Успенском соборе Кремля. Первоначальным местом ее работы стала Грановитая палата (в последующем общие собрания Комиссии происходили в Петербурге). На первом же собрании депутатам зачитали с любопытством ожидаемый ими  екатерининский "Наказ". В нем  она говорит о государстве, законах, наказаниях, производстве суда, воспитании  и прочих вопросах. «Наказ» показывал  и  знание  дела,  и  любовь  к  людям. В  частности,  Екатерина  II требовала смягчения наказаний: «любовь к отечеству, стыд и страх поношения суть средства укротительные и могущие воздержать  множество преступлений»2. Также она потребовала отменить наказания, могущие изуродовать человеческое тело. Екатерина II выступала против  применения  пыток.  Она считала пытку вредной, так как слабый может не выдержать пытки и сознаться в том, чего  не совершал, а крепкий, даже совершив преступление, сможет  перенести пытку и избежит наказания. Особенно большой осторожности она требовала от  судей - «лучше оправдать 10 виноватых, чем обвинить одного  невиновного».  Еще одно мудрое  изречение Екатерины  II:  «гораздо  лучше  предупреждать  преступления, нежели их наказывать». Но как это сделать? Надо, чтобы  люди  чтили  законы  и стремились к добродетели. «Самое надежное, но и  самое  труднейшее  средство сделать людей лучше  есть  приведение  в  совершенство  воспитания».  Хотите предупредить преступления -  сделайте,  чтобы  просвещение  распространялось между людьми.

Информация о работе Внутренняя политика Екатерины II