Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 21:09, контрольная работа
Основная цель работы - исследование внутренней политики Екатерины II.
С выполнением цели связано решение следующих задач:
изучение политики просвещенного абсолютизма Екатерины II;
анализ работы Уложенной комиссии и «Наказа» Екатерины II;
изучение реформ Екатерины Великой;
оценка политики Екатерины II в трудах историков.
Введение 3
Раздел 1. Политика "просвещенного абсолютизма" Екатерины II 5
1.1 Понятие и сущность "просвещенного абсолютизма" 5
1.2 Политические взгляды Екатерины II. "Наказ" Уложенной комиссии 6
1.3 Цели созыва и деятельность Уложенной комиссии 1767-1768 г.г. 9
Раздел 2. Реформы Екатерины II 14
2.1 Губернская и судебная реформы 1775 г. 15
2.2 Полицейская реформа 17
Раздел 3. Оценка Екатерининской политики в трудах историков 19
Заключение 25
Список использованных источников и литературы 27
Министерство образования и науки Российской Федерации
Пензенский государственный университет
Факультет заочного обучения
Кафедра «История Отечества, государства и права»
Контрольная работа
по дисциплине «История»
на тему: «Внутренняя политика Екатерины II»
Оглавление
Введение 3
Раздел 1. Политика "просвещенного абсолютизма" Екатерины II 5
1.1 Понятие и сущность "просвещенного абсолютизма" 5
1.2 Политические взгляды Екатерины II. "Наказ" Уложенной комиссии 6
1.3 Цели
созыва и деятельность
Раздел 2. Реформы Екатерины II 14
2.1 Губернская и судебная реформы 1775 г. 15
2.2 Полицейская реформа 17
Раздел 3. Оценка Екатерининской политики в трудах историков 19
Заключение 25
Список использованных источников и литературы 27
Екатерина II является одной
из наиболее значимых фигур в истории
России. Её царствование – одно из замечательнейших
в русской истории; и светлые
и тёмные стороны его имели
огромное влияние на последующие
события, особенно на умственное и культурное
развитие страны. Реформы, проведённые
Екатериной II, имели большое значение
в развитии России, а сильная внешняя
политика и огромные военные успехи
укрепили Российскую Империю как
великую державу. Недаром её назвали
Екатериной Великой.
Время царствования
Екатерины II называют эпохой просвещенного
абсолютизма в России. Мысль о государстве
с просвещенным монархом, способным преобразовать
общественную жизнь на новых, разумных
началах, получила в 18 веке широкое распространение.
Французские просветители М.Ф. Вольтер,
Ш.Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо сформулировали
основные положения просветительской
концепции общественного развития. Хождение
получили теория и практика, согласно
которым отжившие институты феодального
общества можно преодолеть не революционным,
а эволюционным путем самими монархами
и их дворянами. Один из путей достижения
свободы, равенств и братства философы
видели в деятельности просвещенных монархов-мудрецов
на троне, которые, пользуясь своей властью,
помогут делу просвещения общества и установлению
справедливости.
В своей
политике Екатерина II пыталась реализовать
эти теоретические положения. Естественно,
она не могла пойти против дворянства,
против крепостного права. Она стремилась
построить законную самодержавную монархию,
обновить её с учетом новых исторических
реалий, а не вводить конституционный
демократический строй, как этого хотели
просветители. Понимание монархами равенства
и свободы не шло дальше закрепления прав
и привилегий каждого сословия в рамках
самодержавной монархии. Политика просвещенного
абсолютизма в России, также как и в ряде
других европейских стран, заключалось
в использовании положений просветительской
идеологии для укрепления крепостнического
строя в условиях его начавшегося разложения.
Такая политика не могла проводиться долгое
время.
Основная проблема исследуемой темы состоит в том, что из всех женщин, царствовавших в России в ХVIII в., только Екатерина II правила самостоятельно, вникая во все дела внутренней и внешней политики.
Свои главные задачи она видела в укреплении самодержавия, реорганизации государственного аппарата с целью его усиления, в упрочении международного положения России. В значительной степени ей это удалось, и время её правления - одна из блестящих страниц русской истории.
Екатерина II сразу же начала борьбу против пронемецкой ориентации Петра III. Идеологией государства становится русский национализм.
В наше политически и экономически нестабильное время очень сложно выбрать правильный путь развития страны, история, как известно, повторяется, и именно в деятельности Екатерины II скрыто руководство к действию будущих правителей.
Тема является актуальной в настоящее время, потому что долгое царствование Екатерины II (1762 – 1796гг.) наполнено значительными и весьма противоречивыми событиями и процессами.
Основная цель работы - исследование внутренней политики Екатерины II.
С выполнением цели связано решение следующих задач:
XVIII век в целом можно
охарактеризовать, как время плодотворного
развития общественных наук и
различных философских течений,
Развитие и воплощение
начал «просвещенного
К полноценной реализации широкомасштабных реформ в духе идей Просвещения Екатерина II приступила после гибели Иоанна Антоновича. Этому способствовали два благоприятных условия: во-первых, она почувствовала себя на троне увереннее, чем прежде; а во-вторых, достаточная осведомленность о трудах просветителей прибавляла ей уверенности в том, что она сможет справиться со столь грандиозной по своему замыслу затеей.
По мнению Екатерины II «просвещенный монарх» должен добиваться в своем правлении решения следующих задач:
И это не было лицемерием или нарочитой позой, рекламой или честолюбием. Екатерина действительно мечтала о государстве, способном обеспечить благоденствие подданных. И, по моему мнению, с этой задачей она успешно справлялась. Свойственная веку «Просвещения» вера во всемогущество человеческого разума заставляла царицу полагать, что все препятствия к этому могут быть устранены путем принятия хороших законов. Российское же законодательство было крайне запутано. Формально все еще продолжало действовать Соборное Уложение 1649 г., но за прошедшие с тех пор более 100 лет было издано множество законов и указов, зачастую не согласующихся друг с другом. Хотя при Петре I, а затем при его преемниках предпринимались попытки создать новый свод законов, но всякий раз по тем или иным причинам этого сделать не удавалось. Екатерина II взялась за эту грандиозную задачу по-новому. Она решила созвать выборных представителей от сословий и поручила им выработать новое Уложение. В течение двух лет она трудилась над программой своего царствования и предложила ее в 1767 г. в форме «Наказа», в котором впервые в истории России были сформулированы принципы правовой политики и правовой системы. «Наказ» является самостоятельным произведением, выразившим идеологию российского «просвещенного абсолютизма», несмотря на то, что из 655 статей составлявших «Наказ», 294 были заимствованы из тракта Ш. Монтескье «О духе законов» и 104 из 108 статей в десятой главе взяты из тракта Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях”». Текст «Наказа» изначально состоял из 20 глав, разбитых на пять разделов:
1. Общие принципы устройства государства;
2. Основы государственного законодательства и общие формы правовой политики;
3. Уголовное право и судопроизводство;
4. Основы сословно-правовой организации;
5. Вопросы юридической техники, теории законодательства и правовой реформы.
Позднее (в 1768 г.) текст «Наказа» был дополнен двадцать первой главой, которая содержала основы административно-полицейского управления и главой двадцать второй о регулировании государственных финансов. В нем обосновывались политические принципы абсолютистского государства: власть монарха, бюрократическая система организации, сословное деление общества. Также была разработана юридическая техника, ранее не известная российскому праву, выработаны новые представления о системе законодательства:
1. Законов должно быть
немного и они должны
2. Временные учреждения
определяют порядок
3. Указы являются актами подзаконными, могут быть краткосрочными и отменяемыми.
Кроме этого были затронуты и вопросы самоуправления: Екатерине II казалось необходимым предоставить дворянству и городскому сословию самоуправление. Екатерина II думала и об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Но отмена крепостного права не состоялась, говорилось лишь о том, как помещики должны обращаться с крестьянами: не обременять налогами, взимать такие налоги, которые не заставляют крестьян уходить из дому и прочее. В то же время она распространила мысли о том, что для блага государства крестьянам нужно дать свободу.
«Для введения лучших
законов необходимо потребно
умы людские к тому
Главное обсуждение этого документа намечалось на заседании специальной Комиссии для кодификации законов: «Комиссия для составления проекта нового Уложения». Комиссия должна была сообщить правительству о нуждах и пожеланиях населения, а затем выработать проекты новых, лучших законов.
В конце 1766 г. Екатерина II приступила к осуществлению важнейшей акции своего царствования — созыву комиссии для составления нового Уложения. Уложенная комиссия, созванная Екатериной II, отличалась от предшествующих по крайней мере тремя особенностями: более широким представительством — право избирать депутатов было предоставлено дворянам (по одному депутату от уезда), горожанам (по одному депутату от города), государственным и экономическим крестьянам (по одному депутату от провинции при трехступенчатых выборах: погост — уезд — провинция) , оседлым «инородцам» (тоже по одному депутату) . Кроме того, каждое центральное учреждение посылало в Комиссию по одному своему представителю. Таким образом, права избирать депутатов были лишены крепостные крестьяне, составлявшие большинство населения страны, а также духовенство, в итоге в состав Комиссии вошли - 450 депутатов; социальный состав Комиссии выглядел так: дворянство -33% депутатами, купечество - 167. Вместе они 36% - выборные от горожан, около 20% - от сельского населения,5% - правительственные чиновники. Следовательно, удельный вес дворянства в комиссии был очень велик, что не могло не сказаться на ее работе.
Комиссия начала свою работу 30 июля 1767 г. торжественным богослужением в Успенском соборе Кремля. Первоначальным местом ее работы стала Грановитая палата (в последующем общие собрания Комиссии происходили в Петербурге). На первом же собрании депутатам зачитали с любопытством ожидаемый ими екатерининский "Наказ". В нем она говорит о государстве, законах, наказаниях, производстве суда, воспитании и прочих вопросах. «Наказ» показывал и знание дела, и любовь к людям. В частности, Екатерина II требовала смягчения наказаний: «любовь к отечеству, стыд и страх поношения суть средства укротительные и могущие воздержать множество преступлений»2. Также она потребовала отменить наказания, могущие изуродовать человеческое тело. Екатерина II выступала против применения пыток. Она считала пытку вредной, так как слабый может не выдержать пытки и сознаться в том, чего не совершал, а крепкий, даже совершив преступление, сможет перенести пытку и избежит наказания. Особенно большой осторожности она требовала от судей - «лучше оправдать 10 виноватых, чем обвинить одного невиновного». Еще одно мудрое изречение Екатерины II: «гораздо лучше предупреждать преступления, нежели их наказывать». Но как это сделать? Надо, чтобы люди чтили законы и стремились к добродетели. «Самое надежное, но и самое труднейшее средство сделать людей лучше есть приведение в совершенство воспитания». Хотите предупредить преступления - сделайте, чтобы просвещение распространялось между людьми.