Внутренняя политика Екатерины II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 21:09, контрольная работа

Описание работы

Основная цель работы - исследование внутренней политики Екатерины II.
С выполнением цели связано решение следующих задач:
изучение политики просвещенного абсолютизма Екатерины II;
анализ работы Уложенной комиссии и «Наказа» Екатерины II;
изучение реформ Екатерины Великой;
оценка политики Екатерины II в трудах историков.

Содержание работы

Введение 3
Раздел 1. Политика "просвещенного абсолютизма" Екатерины II 5
1.1 Понятие и сущность "просвещенного абсолютизма" 5
1.2 Политические взгляды Екатерины II. "Наказ" Уложенной комиссии 6
1.3 Цели созыва и деятельность Уложенной комиссии 1767-1768 г.г. 9
Раздел 2. Реформы Екатерины II 14
2.1 Губернская и судебная реформы 1775 г. 15
2.2 Полицейская реформа 17
Раздел 3. Оценка Екатерининской политики в трудах историков 19
Заключение 25
Список использованных источников и литературы 27

Файлы: 1 файл

Государственные реформы «просвещенного абсолютизма» Екатерины II».docx

— 82.91 Кб (Скачать файл)

«Наказ» был выслушан с  восхищением, некоторые депутаты даже прослезились. Тогда и было принято  решение преподнести императрице  титулы Великая, Премудрая, Мать Отечества. Императрица благосклонно приняла  лишь последний титул, достигнув, таким  образом, очень важного практического  значения созыва «Комиссии» и создания «Наказа» - она добилась того, что  ее восшествие на престол теперь признано законным.

Несмотря на чаяния Екатерины  II некомпетентность депутатов, их  неспособность подняться до  понимания провозглашенных в "Наказе" идей произвели на  императрицу столь угнетающее впечатление, что для "просвещения"  депутатов прибегли  к необычной мере: день за днем им стали громко и внятно читать все принятые  с 1740  по  1766 год законы об имущественных правах, а также Соборное Уложение  1649  года  и еще около 600 разнообразных указов. Трижды подряд  вновь и вновь оглашали екатерининский "Наказ". Работа Комиссии была фактически  парализована,  и в конце 1768 года  с началом русско-турецкой  войны ее  "временно"  (а как оказалось, навсегда) распустили. Хотя некоторые частные комиссии  продолжали работать вплоть до 1774 года.

Несмотря на это Екатерина  II всё же имела важное значение, так как её члены ознакомили с мнениями и желаниями русского общества. Императрица воспользовалась этими сведениями при осуществлении крупнейших реформ, касавшихся губернских учреждений и сословий. Эти действия Екатерины II ещё раз доказывают, что она стремилась к власти, думая больше о развитии государства, чем о власти как таковой.

Но как часто бывает, деятельность комиссии не принесла желаемого  результата. Новый свод законов  выработан  не был, депутаты не сумели подняться над узкими интересами сословий  и  особого рвения в  выработке  реформ  не  проявили. «Мысль  -  созвать  нотаблей  была  чудесная.  Если  удалось  мое   собрание депутатов, так  это от того,  что  я  сказала: «Слушайте,  вот  мои  начала; выскажите, чем вы недовольны, где и  что  у  вас  болит?  Давайте  пособлять  горю; у меня нет никакой предвзятой системы; я желаю одного общего блага:  в нем полагаю мое  собственное.  Извольте  же  работать,  составлять  проекты; постарайтесь вникнуть в  свои  нужды».  И  вот  они  принялись  исследовать, собирать  материалы,  говорили,  фантазировали,  спорили;  а  ваша  покорная услужница слушала, оставаясь очень равнодушной ко всему, что  не  относилось до общественной пользы и общественного блага»3.

Надо отметить три позитивных результата деятельности Уложенной  комиссии. Одна из задач Уложенной  комиссии, обозначенная в Манифесте 16 декабря, состояла в том, «дабы  лучше нам узнать быть можно нужды  и чувствительные недостатки нашего народа». Наказы депутатам, а также прения в Уложенной комиссии дали на этот счет достаточный материал — они выполнили такую же роль во внутренней политике Екатерины II, какая выпала на долю шляхетских проектов в 1730 г., ставших программой действий правительства Анны Иоанновны.

Деятельность Уложенной  комиссии способствовала распространению  в России идей французского Просвещения. Роль распространителя этих идей, хотела того императрица или нет, выпала на долю ее «Наказа»: с 1767 по 1796 г. он издавался не менее семи раз общим тиражом до пяти тысяч экземпляров. Указ требовал, чтобы «Наказ» читали в правительственных учреждениях наравне с «Зерцалом правосудия» петровского времени.

Третий итог деятельности Уложенной комиссии состоял в  укреплении положения Екатерины  на троне — она остро нуждалась  в опровержении репутации узурпатора престола.

Очередной  (после  Петра  I)   опыт   скрещивания европейских моделей общественного развития с российской действительностью - на этот раз с идеями Просвещения - не удался. Екатерина II  отступила перед виртуальной угрозой, едва  услышав ропот далеко  не  большей части своих подданных - депутатов от дворян в Уложенной комиссии.  
Значение Комиссии состояло и в том, что она фактически дала начало многочисленным комиссиям, комитетам, советам, череда которых протянется и через царствование сына Екатерины  II и ее внуков, а итогом их работы, в конце - концов, была отмена крепостного права в феврале 1861 г.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2.  Реформы Екатерины II

Деятельность Екатерины  не ограничилась, лишь созданием «Комиссии». Во время своего правления, она провела  целый ряд реформ, повлиявших на развитие всего российского общества. Я более подробно рассмотрю некоторые  из них, так как мне кажется, что  внедрение их в жизнь было наиболее своевременным и необходимым  в развитии  общества того времени. К таким реформам, по- моему мнению, можно отнести: судебную, губернскую и полицейскую  реформы, реформы  высших органов власти,  создание Вольного  экономического общества, а также Жалованные грамоты дворянству и городам. Рассмотрим данные реформы  более подробно.

В первые годы царствования Екатерина  II напряженно искала пути утверждения на троне, проявляя при этом крайнюю осмотрительность. Решая судьбу фаворитов и фавориток предшествующего царствования, Екатерина II проявила великодушие и снисходительность. Она остерегалась рубить сплеча. В итоге многие действительно талантливые и полезные государству люди остались на своих прежних должностях. Екатерина II любила и умела ценить заслуги людей. Она понимала, что ее похвалы и награды заставят людей еще усерднее трудиться. В начале царствования Екатерина  II еще не освоилась с новой для себя ролью и либо продолжала претворять в жизнь политику, намеченную в предшествующее время, либо завершала ее. Отдельные новшества императрицы носили частный характер и не давали оснований относить царствование Екатерины  II к разряду выдающихся явлений в отечественной истории.

Екатерина  II не без основания указывала на довольно затруднительные обстоятельства, при которых она начала царствовать. Финансы были истощены. Армия не получала жалованья за 3 месяца. Торговля находилась в упадке, ибо многие ее отрасли были отданы в монополию. Не было правильной системы в государственном хозяйстве. Военное ведомство было погружено в долги; морское едва держалось, находясь в крайнем пренебрежении. Духовенство было недовольно отнятием у него земель. Правосудие продавалось с торгу, и законами руководствовались только в тех случаях, когда они благоприятствовали лицу сильному. Императрица разумеется, сгустила краски, но не настолько, чтобы считать ее характеристику положения страны совершенно недостоверной.  
   

2.1 Губернская и судебная реформы 1775 г.

7 ноября 1775 г. было принято «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи». Вместо трехзвенного административного деления — губерния, провинция, уезд, стало действовать двухзвенное — губерния, уезд (в основе которого лежал принцип численности податного населения). Ни исторический склад русского государства, ни собственные политические виды не располагали Екатерину II к коренной перестройке центрального управления в духе усвоенных ею либеральных учений тогдашних французских публицистов; но она хотела дать этим теориям возможно широкое применение в местном управлении. Утвержденные ею 7 ноября 1775г. губернские учреждения с небольшими изменениями действовали до земской и судебной реформы 1864г., а некоторые действовали и до 1908г. Они составили довольно сложную систему административных и судебных мест общих и сословных.

По проекту Россия делилась на 50 губерний вместо прежних 23. Критерием  деления стала не этническая общность населения, а его численность: 300-400 тыс. жителей составляли губернию, 20-30 тыс.- уезд. В каждой губернии было в  среднем 10-15 уездов. Привычных провинций  не стало.

Во главе губернии стоял губернатор (таблица 1), в руках которого постепенно сосредоточились все ветви губернской администрации. Он имел в своем ведении  всю правительственную часть  в губернии, надзор за присутственными  местами, полицию, большую часть  финансового управления, а также  активно вмешивался в действия уголовного суда, под го пристальным наблюдением  находилось гражданское судопроизводство. Разумеется, при фактическом всесилии губернаторов ни о каком разделении властей не могло быть и речи.

Две-три губернии возглавлял генерал- губернатор или наместник- нововведенная  должность. Наделенный правом надзирать  за исполнением законов и обязанностей должностными лицами всех уровней, он обладал огромной властью. Ему подчинялись  даже расположенные в пределах наместничества полевые подразделения регулярной армии.

В ходе, растянувшейся на целое  десятилетие (1775- 1785) реформы основательной  перекройке подверглись границы, как  губерний, так и уездов, порой  без учета экономических особенностей регионов. Трудности создались и  с определением уездных центров, которые отвечали бы своему назначению. Выход найден в объявлении 215 населенных пунктов городом многие, из которых  и по своему облику, и по роду занятий  жителей более походили на деревню.

Таблица 1 - Органы власти и управления губерний, уездов и городов во второй пол. XVIII в. 

Полностью изменилась судебная система. Высшими судебно- апелляционными инстанциями, наделенными правом пересмотра решений губернских и уездных судов, являлись две судебные палаты- Палата гражданских дел и Палата уголовных дел. Сама судебная система построена по сословному принципу, т.е. для каждого сословия свой суд. Для дворян -  Верхний земский суд, для купцов и мещан - Губернский магистрат, для «свободных» государственных крестьян - Верхняя расправа. В губерниях создавался совестный суд из представителей трех сословий, который выполнял функции примирительной или третейской инстанции. Все эти сословные суды были выборными. Высшим судебным органом империи был Сенат.      

Недостатками учреждений 1775 г. можно  признать излишнюю сложность и дороговизну  управления и особенно суда, а также  одностороннее основание нового областного деления. Россия была разделена  без всякого внимания к пространству и к прежнему историческому делению  страны, к местным бытовым связям и особенностям населения.

2.2 Полицейская реформа

Практически продолжением «Учреждения  о губерниях» в создании сильного регулярного государства стал обнародованный 8 апреля 1782 г. «Устав благочиния, или  Полицейский», бесцеремонно вторгавшийся в частную жизнь подданных. Его единственным, пожалуй, отличием от жестких петровских актов на этот счет было лишь отсутствие в Уставе разнообразных штрафных санкций. По Уставу каждый город делился на части по 200- 700 домов в каждой, а части – на кварталы по 50- 100 домов. Во главе частей стоял частный пристав, кварталов - квартальный надзиратель. Они подчинялись Управе благочиния с городничим во главе, двумя приставами (по уголовным и гражданским делам) и двумя советниками - ратманами. В Москве и Петербурге управы возглавлялись обер- полицмейстерами.

Задачей управ было «бдение, дабы в городе сохранены были благочиние, добронравие и порядок»4. На деле это означало установление полицейского наблюдения за каждым домом, за каждым жителем. Кроме того, Управа должна была зорко следить за выполнением правил торговли, ловить беглых, бороться с азартными играми, пресекать не предусмотренные законом «общества, товарищества, братства и иные подобные собрания». Она наблюдала также за состоянием дорог и бань, за соблюдение указов о запрете роскоши в одежде, рассматривала и мелкие уголовные дела.

Устав, в соответствии с  представлениями просвещенного  монарха, учреждался «для споспешения  доброму порядку, удобнейшего исполнения законов и для облегчения присутственных мест», однако, как можно предположить, наделенная реальными властными  полномочиями Управа благочиния в достижении «доброго порядка» отдавала предпочтение полицейским мерам, а не терпеливому  внушению, убеждению, воспитанию подданных  императрицы.

 

 

 

 

 

Раздел 3. Оценка Екатерининской политики в трудах историков

Оценка политики Екатерины II вызывала острые споры среди историков, как русских, так и нерусских. После Петра I только Екатерина II вызывала такие противоречивые мнения. Среди  современников Екатерины Второй были как ее сторонники, так и  противники.

Екатерина II внесла существенный вклад в развитие культуры и искусства  в России. Сама она получила прекрасное домашнее образование: обучение иностранным  языкам, танцам, политической истории, философии, экономики, права и считалась  умной и образованной женщиной. При  Екатерине была создана Российская Академия, Вольное экономическое  общество, основано множество журналов, создана система народного образования, основание Эрмитажа, открытие публичных  театров, появление русской оперы, расцвет живописи.

Ряд мероприятий эпохи  “просвещённого абсолютизма” имел прогрессивное  значение. Так, например, основанный по почину Шувалова и Ломоносова в 1755 году Московский университет сыграл огромную роль в развитии просвещения, русской  национальной науки и культуры, выпустив большое число специалистов по разным отраслям знаний. В 1757г. начала обучение Академия художеств. Секуляризация  церковного землевладения значительно  улучшала положение бывших монастырских крестьян, получивших пашню, луга и  другие угодья, на которых они до этого отбывали барщину, избавляла  их от повседневных наказаний и истязаний, от службы в дворне и насильственных браков.

Наиболее резкое и полное выражение взглядов порицателей  Екатерины Второй находим в известной  записке "О повреждении нравов в России" князя Щербатова, служившего при дворе Екатерины II, историографа и публициста, человека образованного и патриота с твердыми убеждениями. Автор писал записку про себя, не для публики, и собрал в этом труде свои воспоминания, наблюдения и размышления о нравственной жизни высшего русского общества XVIII в., закончив нарисованную им мрачную картину словами: «...плачевное состояние, о коем токмо должно просить бога, чтоб лучшим царствованием сие зло истреблено было».

Радищев, как человек другого поколения и образа мыслей, ультралиберал, проникнутый самыми передовыми идеями века и любивший отечество не меньше князя Щербатова, понимавший и признававший величие Петра I, сошелся во взгляде на переживаемое ими время со старым доморощенным ультраконсерватором, все сочувствия которого тяготели к допетровской старине (Радищев и Щербатов). Его «Путешествие из Петербурга в Москву» появилось в конце царствования Екатерины II, в то время, когда основные административные реформы были завершены. Одинокий голос Радищева не был услышан и не мог быть услышан, ибо выражал взгляды ничтожного меньшинства. Радищев выражает свое уважение к Петру как великому государственному деятелю, хотя он не скрывает того, что самое звание монарха ему нимало не импонирует. Далее Радищев оговаривает, что он пишет это не ради лести самодержцу; признавая величие Петра, тут же осуждает его за то, что царь «истребил последние признаки дикой вольности своего отечества». Он включил в текст книги несколько мест, не подвластных цензуре, что послужило потом одним из добавочных и отягчающих его «вину» обстоятельств во время процесса. Слух о крамольной книге дошел до Екатерины, и книга была ей доставлена. Она принялась читать ее и пришла в неописуемый гнев.

Информация о работе Внутренняя политика Екатерины II