Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 17:26, контрольная работа
В первой половине XIX в. во всем мире обострилась идейная и общественно-политическая борьба. Россия не была исключением. Однако если в ряде стран эта борьба закончилась победой буржуазных революций и национально-освободительных движений, то в России правящая верхушка сумела сохранить существовавший экономический и социально-политический строй.
1.Обстановка в стране после расправы над декабристами.
2.Теория "официальной народности".
3.Западники и славянофилы
4.Радикально-демократическое направление Русской общественной мысли:
1.Обстановка в стране после расправы над декабристами.
В первой
половине XIX в. во всем мире обострилась
идейная и общественно-политическая борьба.
Россия не была исключением. Однако если
в ряде стран эта борьба закончилась победой
буржуазных революций и национально-освободительных
движений, то в России правящая верхушка
сумела сохранить существовавший экономический
и социально-политический строй.
В царствование Александра I сложилась
обстановка, которая способствовала появлению
реформаторских проектов и конституционных
настроений у передовой и образованной
части русского общества, побуждая их
к составлению радикальных планов государственных
преобразований. Это способствовало зарождению
деятельности декабристов, что стало значительным
событием в русской истории. Однако недостаточная
подготовленность общества к преобразованиям,
несогласованность действий, выжидательная
тактика привели к поражению декабристов.
Новый период русской истории, наступивший
после разгрома декабристов, связан с
личностью Николая I. Николаевское правительство
предприняло ряд мер по укреплению полиции,
усилению цензуры. В обществе, терроризированном
расправой над декабристами, выискивали
малейшие проявления “крамолы”. Заведенные
дела всячески раздувались, преподносились
царю как “Страшный заговор”, участники
которого получали непомерно тяжелые
наказания. Но это не привело к спаду общественного
движения. Оно оживилось. Центрами развития
общественной мысли стали различные петербургские
и московские салоны, кружки офицеров
и чиновников, высшие учебные заведения,
литературные журналы и т.д. В общественном
движении второй четверти XIX века наметились
три идейный направления: консервативное
(приверженцы правительственной идеологии),
либеральное и радикальное (приверженцы
революционной идеологии).
Николай I думал уничтожить все ростки вольномыслия в русском обществе. Это не удалось. Трудно било запретить людям думать, обмениваться мнениями,сближаться, имея схожие настроения и мнения. После разгрома декабристов,центр общественного движения переместился из армии в студенческие кружки, в редакции газет и журналов. Новое поколение имело хорошую теоретическую подготовку, но ему не хватало практического жизненного опыта. Поэтому из философских посылок не всегда делались правильные выводы, а за ошибки приходилось дорого расплачиваться.
2.Теория "официальной
народности".
Дело декабристов оказало сильнейшее влияние на всю правительственную деятельность нового императора Николая I. Для себя он сделал вывод о неблагонадежном настроении всего дворянства. Заметив, что большое количество людей, связанных с революционными союзами были из дворян, он не доверял дворянству, подозревая его в стремлении к политическому господству. Править при помощи дворянского сословия Николай не хотел, он постарался создать вокруг себя бюрократию и править страной посредством послушных чиновников. Покарав декабристов, Николай показал свою готовность начать реформы при условии неизменности самодержавного строя, но проводить их он намеревался без участия общественных сил. В свою очередь дворянство дистанцировалось от бюрократии нового царствования. Оно было запугано делом декабристов и само устранялось от общественной деятельности. Между властью и обществом произошло отчуждение.
Правительство считало, что брожение 20-х гг. происходило от поверхностного воспитания и вольнодумства, заимствованного из иностранных учений, поэтому следовало обратить внимание на "воспитание" молодого поколения, дать силу в воспитании "истинно русским началам" и удалять из него все, что бы им противоречило. На этих же началах должна была основываться и вся государственная и общественная жизнь.
Теория "официальной народности"
стала главным идеологическим оружием
консерваторов. Она пропагандировалась
во всех учебных заведениях, на страницах
периодических изданий, в художественной
литературе и в религиозных наставлениях.
После событий 30-х гг. ("холерные бунты",
прокатившиеся по стране, восстания в
военных поселениях и др.) правительство
Николая I особое внимание обратило на
периодическую прессу, которая оказывала
сильное воздействие на народ. От имени
императора последовал приказ о запрещении
печатать статьи без подписи автора. Каждое
издание просматривалось двумя цензорами.
Усилились преследования прогрессивно
настроенных журналистов и литераторов.
Давление на печать и школу усилилось
в 40-х гг. под влиянием крестьянского движения
в стране. Для подкрепления действующей
цензуры были созданы специальные комитеты
для пересмотра издающихся журналов и
тайного наблюдения за "духом и направлением
всех произведений…книгопечатания".
Начался период цензурного террора, которому
подверглись литераторы, редакторы и цензоры.
При вступлении на престол Николай I отдал
распоряжение министру народного просвещения
А.С. Шишкову о пересмотре уставов всех
учебных заведений. Средняя и низшая школы
были изъяты из ведения университетов
и подчинены прямому руководству назначаемых
попечителей учебных округов, ставших
послушными проводниками правительственной
программы. Частные учебные заведения,
свободнее и шире ставившие преподавание,
были подвергнуты строжайшему контролю
правительства; открытие частных пансионов
там, где имелись казенные школы, было
запрещено. Теперь домашние учителя обязательно
проходили предварительные испытания
и получали свидетельство не только о
знаниях, но и о своих "нравственных
качествах". Иностранцы, воспитывавшие
российских детей, не допускались к ним
без специальных удостоверений о добром
поведении и благочестии.
Считая школы достаточно обеспеченными
от действий "разрушительных понятий",
Уваров считал важным обратить внимание
на университеты, рассадники "своеволия
и вольнодумства". По уставу, принятому
в 1835 г., университеты теряли значительную
часть своих прав и самостоятельности:
они перестали быть научными органами,
превратившись в учебные заведения; перестал
действовать университетский суд; министр
получил право, не считаясь с мнением совета,
назначать профессоров. Большое влияние
в университете получил инспектор, который
должен был вести надзор за нравственностью
студентов.
Толкователями
и проводниками официальной теории были
профессора Московского университета
М.П. Погодин, Н.Г. Устрялов, С.П. Швырев,
писатели и публицисты Ф.В. Булгарин, Н.И.
Греч, Н.В. Кукольник и др. Они доказывали,
что в стране существует самый лучший
порядок, который соответствует всем канонам
религии и "политической мудрости".
По их мнению, крепостное право сохраняет
много патриархального, хотя нуждается
в частичном улучшении. Помещики (хорошие)
лучше охраняют интересы крестьян, чем
они смогли бы это сами сделать. Изданием
консервативного направления стал журнал "Москвитянин",
выходивший под редакцией М.П. Погодина.
М.П. Погодин доказывал отсутствие в России
условий для революций. В качестве аргументов
он выдвигал "благодетельность" крепостничества,
отсутствие в стране сословной вражды.
Он считал, что история России не имела
большого разнообразия событий, как западная,
но она была "богата мудрыми государями",
"славными подвигами", "высокими
добродетелями". Историк доказывал
исконность самодержавия, начиная с Рюрика.
По его представлению, "истинное просвещение"
Россия установила благодаря принятию
христианства от Византии. Кроме того,
с петровских времен Россия много заимствовала
у Европы, но М.П. Погодин сожалеет о заимствовании
"заблуждений". Теперь, говорит он,
"пора возвратить ее к истинным началам
народности", с установлением которых
"русская жизнь, наконец, устроится
на истинной стезе преуспеяния, и Россия
будет усваивать плоды цивилизации без
ее заблуждений".
Другой консерватор, С.П. Шевырев, противопоставлял
Восток (т.е. Россию и родственные ей славянские
страны) "загнивающему" Западу с его
"ядовитой" цивилизацией. При этом
"здоровые начала", которые Запад
должен был "занять" у Востока, заключались,
по С.П. Шевыреву, в духе христианской веры
и смирении. Эта концепция лежала в основе
его научных разработок и выражена в статье
"Взгляд русского на образование Европы".
Содержанием произведений Н.И. Греча, Ф.В.
Булгарина, Н.В. Кукольника были верноподданнические
чувства и настроения, казенный патриотизм,
выпады против прогрессивных писателей
и идей. Так, Ф.В. Булгарин скептически
относился к проектам демократического
переустройства русской жизни, делал ставку
на царя и царское правительство как инициаторов
прогресса России. Напуганный выступлением
декабристов (среди репрессированных
властями было много его друзей), он стал
всеми силами демонстрировать преданность
режиму - дал словесный портрет разыскиваемого
В.К. Кюхельбекера, подготовил несколько
докладных записок для правительства
по вопросам литературы и театра. Сначала
Ф.В. Булгарин представлял их генерал-губернатору
и в генеральный штаб, а с середины 1826 г.,
после создания III отделения, стал адресоваться
туда. Он выступал "как доброволец-осведомитель,
а не как наемный агент сыска". Власти
высоко ценили его осведомительную деятельность
и литературное творчество. В конце 1826
г. по указу царя Ф.В. Булгарин был зачислен
в штат Министерства народного просвещения
(с чином 8-го класса) и, как писал А.Х. Бенкендорф
в 1831 г., "был употребляем по моему усмотрению
по письменной части на пользу службы,
и … все поручения он исполнял с отличным
усердием". С 1825 г. Ф.В. Булгарин совместно
с Н.И. Гречем издавал официозную "Северную
пчелу", первую частную газету, имеющую
право печатать политические известия
и до 1860 г. остающуюся рупором монархизма
в стране. Николай I в 1848 г. считал эту газету
изданием, отличающимся "благонамеренностью
и направлением, совершенно соответствующим
цели и видам правительства".
Но в деятельности Ф.В. Булгарина были
и положительные моменты: он помогал А.С.
Грибоедову - провел в печать фрагменты
из "Горя от ума", пропагандировал
его творчество в "Северной пчеле",
помогал ему, временно заключенному в
крепость после восстания декабристов.
Высоко оценил в "Северной пчеле"
"Героя нашего времени" М.Ю. Лермонтова,
способствуя распространению романа.
При всей его благонамеренности, Булгарин
вступал в конфликты с цензурой по поводу
запрещения публикаций статей, получал
выговоры от царя или высокопоставленных
сановников за уже напечатанные материалы.
В целом Ф.В. Булгарин был в значительной
мере творцом мировоззрения николаевской
эпохи. Выступая идеологом "мещанской
народности", он выражал интересы средних
слоев, на которые стремилось опереться
правительство: чиновничество, военные,
провинциальное дворянство, часть купечества
и мещанство. Поэтому он получил поддержку
сверху, но в то же время пользовался популярностью
в читательских кругах российского общества.
Другой представитель консервативного
направления - Н.И. Греч в середине 20-х гг.
перешел в консервативный лагерь, покончив
с либеральными идеями. В начале 30-х гг.
он становится соредактором (вместе Ф.В.
Булгариным) "Северной пчелы". В представлении
писателей последующих поколений Н.И.
Греч отождествлялся с Ф.В. Булгариным.
Действительно, их объединяли консервативные
убеждения и близость к III отделению. Так,
одобрение А.Х. Бенкендорфа вызвала брошюра
Н.И. Греча "Разбор сочинения, озаглавленного
"Россия в 1839 г.", маркиза Кюстина
(1844 г.), в которой Н.И. Греч пытался опровергнуть
критику французским литератором А. де
Кюстином российского самодержавия.
На 50-летний юбилей Греча откликнулся Н.И.
Добролюбов сатирическим стихотворением,
в котором юбиляр был назван "поборником
лжи и мрака". Добролюбов был также автором
памфлета, направленного Гречу, где критикует
Греча за статью, посвященную им памяти
Николая I.
Кризис теории официальной народности
наступил в годы Крымской войны (1853-1856
гг.), когда под влиянием поражений несостоятельность
николаевской системы стала очевидной
даже для ее сторонников. Но повторения
этой теории будут предприняты правительством
Российской империи позднее, в период
усиления самодержавия.
3.Западники и славянофилы
Славянофильство.
"Философическое письмо" П.Я. Чаадаева ускорило размежевание русской общественной мысли на славянофилов и западников. В 30-е гг. возникают первые оппозиционные к правительственному курсу группы, главной особенностью которых было, по словам А.И. Герцена, чувство отчуждения от официальной России, от среды, их окружавшей. В кругах либерального дворянства на рубеже 30-40 гг. возникло идейное течение, получившее название славянофильства, крупными представителями которого были литераторы, учёные, общественные деятели: А.С. Хомяков, братья И.В. и П.В. Киреевские и И.С. и К.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин, А.И. Кошелев и др. Все они были выходцами из поместного дворянства.
Славянофилы выдвинули тезис: "Сила власти - царю, сила мнения - народу", это означало, что русский народ не должен вмешиваться в политику, предоставив монарху всю полноту власти. Но правитель должен управлять страной, не вмешиваясь во внутреннюю жизнь народа, считаясь с его мнением.
Славянофилов сближала с представителями официальной народности позиция о самобытности и национальной исключительности русского народа, его мессианской предопределённости, неприятии большинства западноевропейских норм жизни,защита православия и консервативных общественных институтов.
Главные особенности русского исторического процесса они видели в наличии земельной общины и в господстве православной церкви. Славянофилы идеализировали русскую старину и отрицательно относились к реформам Петра I. Они выступали за освобождение крестьян с землёй, но были сторонниками сохранения помещичьего землевладения, феодальных повинностей, власти помещиков над общиной. Они высказывались за созыв Земского собора - представительного собрания от всех сословий, за свободное выражение общественного мнения, за введение свободы печати, гласности суда, обличали произвол и бюрократизм царских чиновников. Но при всём этом славянофилы были сторонниками сохранения самодержавия. Большое внимание они уделяли простому народу, изучению его быта, т.к. они утверждали, что "он только и сохраняет в себе народные, истинные основы России, он только один не порвал связи с прошедшей Русью". Правительство настороженно относилось к славянам: некоторых из них за резкие высказывания сажали на несколько месяцев в Петропавловскую крепость, им запрещалось ношение бороды и русского платья. Кроме того, немедленно пресекались все попытки издания славянских газет и журналов.
Один из главных идеологов славянофилов, А.С. Хомяков, начал выступать с пропагандой славянофильских идей с конца 30-х годов. Основные положения его славянской доктрины впервые были изложены в статье "О старом и новом", не предназначавшейся для печати. Он выступает ярым защитником православия, в котором только и сохранился, по его мнению, истинный христианский дух. При цельности мировоззрения А.С. Хомякова его общественно-политические взгляды отличались известной противоречивостью. Сторонник самодержавной власти, он выступал за созыв Земского собора и проведение ряда либеральных реформ (свободное выражение общественного мнения, отмена смертной казни, учреждение открытого суда с участием присяжных заседателей и т.п.). А.С. Хомяков требовал уничтожения крепостного права, но в то же время предлагал сохранить основы дворянского землевладения. Основываясь на учении Шеллинга о "народном духе", он развивал мысль о противоположности коренных начал России и Западной Европы. В русской общине он видел союз людей, объединившихся на православии, на "внутреннем законе, т.е. взаимном согласии между государством и народом. Западноевропейские государства с их "кровавыми переворотами" (революциями), основаны, по убеждению Хомякова, на "внешнем законе" (на насилии), рационализме, подчинении церкви государству.
С конца 40-х годов,
по мере усиления правительственного
курса, у славянофилов всё больше
проявлялись консервативные признаки,
они теряли свою оппозиционность. В
подготовке и проведении крестьянской
реформы они приняли активное участие.
Журнал славянофилов "Русская беседа"
(главный редактор А.И. Кошелев) внёс свою
лепту в разработку либеральной программы
накануне отмены крепостного права. В
журнале особое внимание уделялось национальным
проблемам. Выяснению роли и значения
"народности" в общественной жизни.
Западничество
. Противниками
славянофилов были так
Публицисты и литераторы, историки и юристы: П.В. Анненков, В.П. Боткин, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, С.М.Соловьёв, Б.Н. Чичерин и др. выступали как идеологи либерализма и стремились к тому, чтобы Россия стала передовой державой. В отличие от своих оппонентов западники доказывали, что Россия идёт по тому же пути, что и западноевропейские страны, выступали за европеизацию России и высказывались за сближение со странами Европы. Но они критиковали крепостнические российские порядки, выступали за преимущества наёмного труда над крепостными, стремились ускорить отмену крепостничества с сохранением помещичьего землевладения. Западники были сторонниками гражданских свобод, конституционной монархии, рыночных отношений, предпринимательства, развития образования и научных знаний. Политическим идеалом западников был конституционный порядок монархий Западной Европы, в первую очередь, Англии и Франции.
Западники считали, что Пётр I "спас Россию", и всю его деятельность они рассматривали как первый период обновления страны. Второй период должен начаться проведением реформ сверху.
Профессор истории Московского университета Т.Н. Грановский в своих лекциях доказывал, что Россию и западноевропейские страны объединяет общность закономерностей исторического развития. Повторяя путь этих стран, Россия, по мнению учёного, должна была прийти к ограничению самодержавия и введению гражданских свобод. Т. Грановский и его единомышленники выступали за установление путём реформ парламентского строя в виде конституционной монархии.
К.Д. Кавелин и С.М. Соловьёв большое значение придавали роли государственной власти. Свои убеждения они обосновывали идеями Гегеля, который считал государство творцом развития человеческого общества.
Свои идеи западники
пропагандировали с университетских
кафедр, в статьях, которые печатались
в "Московском наблюдателе", "Московских
ведомостях", "Отечественных записках"
и др.
4.Радикально-демократическое
направление Русской общественной мысли:
Общественно-политические
взгляды В.Г. Белинского
В. Г. Белинский — зачинатель и яркий представитель революционно-демократического движения, идейный вдохновитель борьбы против помещичье-крепостного строя. Наряду с Герценом он продолжил начатую Радищевым и декабристами идеологическую борьбу против царского самодержавия. Русская демократия, начиная с Белинского, подчеркивал В. И. Ленин, выражала интересы самых широких масс населения, думы и чаяния крестьянства в борьбе за элементарнейшие права народа, нарушаемые крепостническими учреждениями.
В поисках революционного мировоззрения великий русский демократ опирался на отечественную революционную традицию, русскую материалистическую философию, на анализ окружающей его действительности и достижения крупнейших умов Запада. Его путь сложен и противоречив. Это путь от идеализма к материализму, от просветительства к революционному демократизму.
Общественно-политические воззрения Белинского 40-х годов можно охарактеризовать как органическое сочетание революционного демократизма, утопического социализма и революционного патриотизма. Он стремился на основе диалектики логически обосновать необходимость уничтожения всех старых, отживших порядков. Обращая идею диалектического развития к будущему, он мечтал о наступлении справедливых общественных порядков, которые будут основаны на экономическом политическом равенстве.
Информация о работе Внутренняя политика России в первой половине 19 века