Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 17:26, контрольная работа
В первой половине XIX в. во всем мире обострилась идейная и общественно-политическая борьба. Россия не была исключением. Однако если в ряде стран эта борьба закончилась победой буржуазных революций и национально-освободительных движений, то в России правящая верхушка сумела сохранить существовавший экономический и социально-политический строй.
1.Обстановка в стране после расправы над декабристами.
2.Теория "официальной народности".
3.Западники и славянофилы
4.Радикально-демократическое направление Русской общественной мысли:
В вопросах наказания В. Г. Белинский выступает против применения «унизительных для человеческого достоинства наказаний». Он против жестоких наказаний, так как «душа грубая, привыкшая к сильным наказаниям, ожесточается, черствеет, мозолится, делается бесстыдно-бессовестной и ей уж скоро нипочем всякое наказание».
Выдающийся мыслитель предлагает свою систему наказания, основной смысл и содержание которой при соразмерности наказания с виной «произвести и сознание, и раскаяние, и слезы, и исправление».
Взгляды Белинского на общество, на государство и право не лишены противоречий. Он не смог до конца преодолеть идеализма во взглядах на общество, хотя пользовался материалистическим философ ским методом. Но все это не снижает значения мировоззрения Белинского, который вместе с другими революционными демократами, отражая надежды и чаяния революционных масс крестьянства, расчищал почву для марксизма.
В рецензии на
речи, произнесенные в торжественном собрании
Императорского Московского университета
10 июня 1839 го да, он писал: «Нет, мы верим
и знаем, что назначение России есть всесторонность
и универсальность: она должна принять
в себя все элементы жизни духовной, внутренней,
гражданской, политической, общественной
и, принявши, должна самобытно развить
их из себя... русское просвещение гордится
уже именами нескольких знаменитых математиков,
астрономов, мореплавателей, сколько знаний
было со единено в лице одного отца русской
науки и русской литературы — Ломоносове!..
. Мы будем и юристами, и римлянами в юриспруденции,
но мы будем и поэтами, и философами, народом
артистическим, народом ученым, и народом
воинственным. народом промышленным, торговым,
общественным. . . В России видно начало
всех этих элементов».
А.И. Герцен и его
мировоззрение
Революционная деятельность Александра Ивановича Герцена и его яркое литературно-философское творчество явились одной из самых славных страниц в истории российского освободительного движения и русской демократической культуры. А. И. Герцен, наряду с Н. П. Огаревым и В. Г. Белинским, выступил во второй четверти XIX в. как великий мыслитель-материалист, революционер и демократ, пламенный борец против самодержавно-крепостнического строя. В условиях кризиса крепостного строя в России и разгоревшейся классовой борьбы крестьянства против помещиков революционно-демократическая идеология и материалистическая философия Герцена, Белинского и их соратников была могучим орудием борьбы против господствовавшей реакционно-крепостнической идеологии, консервативной идеологии помещичье-буржуазного либерализма и различных форм идеалистического мировоззрения.
А. И. Герцен, вышедший из помещичьей среды и принадлежавший к поколению дворянских революционеров, был продолжателем лучших традиций борьбы против крепостничества и царизма, в особенности традиций А. Н. Радищева и декабристов. Но Герцен не остался на уровне своих предшественников и учителей — дворянских революционеров — и с 40-х годов, несмотря на некоторые колебания и либеральные иллюзии, начал переходить на революционно-демократические позиции. А. И. Герцен был одним из тех выдающихся мыслителей и деятелей революционной демократии XIX в., труды которых явились высшим достижением домарксистской общественно-политической и философской мысли; они обогатили сокровищницу русской и мировой культуры, приумножили духовное величие и славу русского народа.
Александр Иванович Герцен родился 6 апреля 1812 г. в Москве, в дворянской семье. Первоначальное образование он получил в доме отца. Среди воспитателей Герцена были преподаватель русского языка и литературы, студент И. Протопопов, который привил Герцену любовь к русской литературе, и преподаватель французского языка, бывший якобинец Бушо, внушавший Герцену симпатии к революции. Но ни чтение книг, ни идеи якобинцев не оставили в сознании Герцена такого глубокого следа, как жизнь и борьба русского народа после Отечественной войны 1812 г. и революционные события на Западе в это время.
Формирование миросозерцания Герцена в детстве и юности происходило в обстановке вызванного Отечественной войной 1812 г. могучего подъема патриотического самосознания русского народа. «Рассказы о пожаре Москвы, о Бородинском сражении, о Березине, о взятии Парижа были моею колыбельной песнью, детскими сказками, моей Илиадой и Одиссеей»,— вспоминал впоследствии Герцен. Решающее влияние на формирование мировоззрения Герцена оказало восстание декабристов. Вскоре после 14 декабря 1825 г. и жестокой расправы царизма с декабристами А. И. Герцен и его друг Н. П. Огарев на Воробьевых горах, под Москвой, дали клятву отдать свою жизнь борьбе за дело, начатое декабристами. Герцен писал: «14 декабря, действительно, открыло новую фазу нашему политическому воспитанию... эти люди разбудили душу у нового поколения — повязка спала с его глаз».
В юношеские годы Герцен воспитывался на передовых идеях русской и западноевропейской литературы. Он увлекался произведениями французских просветителей XVIII в.— Вольтера, Руссо, Дидро. Его привлекала их антифеодальная и гуманистическая направленность. Но прежде всего он идейно рос и воспитывался на творениях русских писателей — Пушкина, Грибоедова, Рылеева, в сочинениях которых ярко проявились антикрепостническая и антицаристская революционные тенденции. Особенно большую роль в формировании мировоззрения Герцена играли революционные антикрепостнические идеи Радищева, традиции которого были продолжены и развиты декабристами и Пушкиным.
18-ти лет Герцен поступает в Московский Университет на естественный факультет—и тут начинается его первое философское увлечение, пробуждение философских запросов — под влиянием известного нам шеллингианца проф. Павлова. Еще до этого Герцен (вместе с Огаревым) увлекался Шиллером, о котором он во все годы и во все периоды творчества вспоминает с энтузиазмом. И от Шиллера и позже от Шеллинга Герцен вбирал в себя этический идеализм, философский подход к пониманию природы и человека, — а в то же время и основные черты секулярной мысли. Герцен рос религиозным ребенком; он сам свидетельствует об этом, в своих воспоминаниях. «В первой молодости, пишет он, я часто увлекался вольтерианизмом, любил насмешку и иронию, но не помню, чтобы когда-нибудь я взял в руки Евангелие с холодным чувством». Церковная жизнь проходила однако мимо юного Герцена, не затрагивая его души, но религиозный строй его души не погас, а позже, под влиянием его невесты, Н. А. Захарьиной, расцвел очень ярко.
В эпоху студенчества Герцен свел знакомство с рядом талантливых студентов; у него образовался кружок, параллельный кружку Станкевича, но отличавшийся от него социально-политическими интересами. Герцен в то же время усердно занимался в университете; при окончании его, он представил сочинение (о системе Коперника), однако, не был удостоен золотой медали по причине того, что в сочинении было «слишком много философии»
По выходе из университета, Герцен продолжал научные занятия, но неожиданно был арестован. Когда арестовали его друга Огарева (за близость к студентам, обвиненным в пении революционной песни), то у Огарева нашли письма Герцена—достаточно острые и сильные, и Герцена тоже арестовали (1834-ый год). После продолжительного пребывания под арестом, Герцен был присужден к высылке из Москвы—сначала в Пермь, потом в Вятку, а через два года — ближе к Москве, в г. Владимир. Высылка окончательно закрепила его оппозицию тогдашнему строю России, но на эти же годы падает яркое развитие романа с его будущей женой — Н. А. Захарьиной. Она была по натуре очень религиозна и даже склонна к мистицизму (тоже вне-церковному, в духе романтической религиозности эпохи). Своей религиозной экзальтацией она пробудила родственные движения у Герцена, и кое-что из этого периода осталось у Герцена на всю жизнь. Замечательная переписка Герцена (в годы его высылки) справедливо была названа «одним из самых замечательных памятников русского романтизма». В это же время очень ярко стал развиваться литературный талант Герцена.
Когда (в 1836-ом
году) Герцену было разрешено вернуться
в Москву, куда он приехал уже женатым,
он сразу занял выдающееся положение среди
самых ярких людей этого «замечательного
десятилетия», по удачному выражению Анненкова.
В это именно время Герцен стал заниматься
изучением Гегеля; благодаря знанию немецкого
языка, а, главное, благодаря хорошей философской
подготовке, Герцен лучше и глубже других
усвоил основные принципы философии Гегеля.
Из Москвы он переехал в Петербург, но
пребывание "здесь было скоро прервано
(он был обвинен в распространении неблагоприятных
для правительства слухов); Герцена перевели
в Новгород. Уже в то время Герцен стал
усиленно добиваться разрешения выехать
за границу; когда он попал туда, то оставался
там уже до конца жизни. Еще до отъезда
из России Герцен пережил много тяжелого
(у него умерло трое детей, и это отразилось
очень остро не только в общем настроении
Герцена, но внесло трещину в его гегелианский
«панлогизм»), но все же он ехал за границу
с большими ожиданиями. Романтический
радикализм этой эпохи лучше всего характеризуется
одной фразой, позднее высказанной Герценом:
«слово «республика», писал он впоследствии
о своем переезде за границу, имело тогда
для меня нравственный смысл». Действительно
с понятием республики было связано у
Герцена (и. конечно, не у него одного) представление
не только об определенном политическом
строе, но еще большего наступлении, если
не идеального, то, во всяком случае, стоящего
на пути к идеалу социального строя. Собственно,
уже в это время у Герцена ясно выступает
примат социального момента в его радикализме;
хотя всю жизнь Герцен занимался политикой,
но политика имела для него инструментальное
значение. Герцен ехал в Западную Европу
с глубокой верой в нее, в ее смелое и искреннее
стремление к установлению социального
идеала. Но как только он попал за границу,
в душу его стали забираться мучительные
сомнения, которые стали постепенно разрастаться—особенно,
когда вспыхнула революция 1848-го года.
Герцен поспешил из Италии, где он был
в это время, в Париж. Весть о революции
чрезвычайно взволновала Герцена, уже
порывавшего с сентиментальной идеализацией
Западной Европы8), но когда Герцен попал
в Париж и пережил там июньские дни, им
овладело глубокое отвращение к европейской
буржуазии, которое довело Герцена до
отчаяния,— он почувствовал себя «на краю
нравственной гибели»). Это был последний
удар по всему тому, чем жил Герцен в своем
романтическом идеализме. Надо иметь в
виду, что еще в начале 40-ых годов Герцен
отошел от религиозного мировоззрения,
которое расцвело у него в период ссылки
под влиянием невесты. Правда, некоторые
элементы христианской веры, особенно
серьезное отношение к Евангелию, сохранились
у Герцена на всю жизнь; мы увидим дальше,
что решающие основы его позднейшего мировоззрения
до конца определялись христианскими
идеями. Тем не менее, Герцен отошел по
существу от религиозного мировоззрения
и всецело принял построения атеистического
натурализма. Прочным и устойчивым оказался
только этический идеализм, но он был теснейшим
образом связан с принципиальным имманентизмом,
со всецелым погружением в мир «посюсторонний».
Именно потому социально-политический
радикализм стал единственным выражением
этического идеализма Герцена. Этот этический
идеализм — мы это увидим дальше подробнее
— не имел теперь под собою никакого принципиального
основания и держался всецело на утопической
вере в прогресс и западноевропейскую
борьбу за свободу и социальную правду.
Вот почему крушение веры в Западную Европу
привело Герцена «на край нравственной
гибели» и). Отказаться совершенно от веры
в идеал и его правду значило для Герцена
утерять всякий смысл в личной и исторической
жизни; от «нравственной гибели» его спасла,
по собственному признанию, «вера в Россию».
Творческие силы Герцена уходили в страстное
обличение духовного строя, духовного
мира Западной Европы, — ив его часто придирчивой
критике Западной Европы с особенной силой
зазвучал, рядом с требованиями морального
идеала, эстетический мотив. Этот мотив
мы увидим это подробнее дальше — всегда
звучал в душе Герцена, но его борьба с
мещанством Западной Европы, его страстное
обличение моральной ограниченности и
духовного ничтожества мещанства определялись,
главным образом, именно эстетическим
отвращением. В этом пункте Герцен тоже
глубочайше связан с целым рядом русских
мыслителей, — прежде всего, с Гоголем,
а затем — К. Леонтьевым, Н. К. Михайловским,
отчасти Достоевским, в новейшее время—Бердяевым.
В Европе ныне, по выражению Герцена, «распоряжается
всем купец»; подмена духовных ценностей
ценностями коммерческого характера есть
для Герцена, мировоззрение которого отныне
принимает трагический отпечаток. Ему
все же нужно верить во что-либо большое
и светлое.
Петрашевцы.
Собрания у Петрашевского начались в 1844, с осени 1845 — стали еженедельными ("пятницы"). Их посещали чиновники, учителя, писатели, художники, студенты, офицеры (Д. Д. Ахшарумов, А. П. Баласогло, В. А. Головинский, И. П. Григорьев, И. М. и К. М. Дебу, М. М. и Ф. М. Достоевские, С. Ф. Дуров, А. И. Европеус, Н. С. Кашкин, Ф. Н. Львов, В. Н. Майков, А. П. Милюков, В. А. Милютин, Н. А. Момбелли, А. И. Пальм, А. Н. Плещеев, М. Е. Салтыков, Н. А. Спешнев, Ф. Г. Толь, П. Н. Филиппов, А. В. Ханыков, И. Л. Ястржембский и др.). Социальный состав и идеология П. отражали особенности переходного периода русского освободительного движения, когда в условиях обострения кризиса крепостничества дворянская революционность уступала место разночинской. П. не имели оформленной организации и разработанной программы. Первоначально задачи кружка ограничивались самообразованием, знакомством с теориями материализма и утопического социализма. Обширная библиотека запрещенной литературы, собранная Петрашевским, привлекала П. Особенным успехом пользовались сочинения Ш. Фурье и Л. Фейербаха. Первой попыткой пропаганды идей демократизма и утопического социализма в широких кругах стало издание Карманного словаря иностранных слов (в. 1—2, 1845—46), предпринятое Петрашевским при участии В. Н. Майкова, Р. Р. Штрандмана и др. В 1848—49 под влиянием Революции 1848 во Франции и обострения внутреннего положения в России в среде П. начали созревать революционные настроения. Наряду с теоретическими проблемами (атеистические доклады Спешнева и Толя, лекции Ястржембского по политической экономии и др.) на "пятницах" стали обсуждаться политические вопросы. На собраниях в более узком составе (в кабинете Петрашевского, на квартирах братьев Дебу, Кашкина, Дурова) П. определяли своё отношение к ожидаемой крестьянской революции. Осенью 1848 Петрашевский и Спешнев пытались разработать план руководства крестьянским восстанием, которое должно было начаться в Сибири, оттуда — перекинуться в районы с давними традициями народных движений (Урал, Волга, Дон) и закончиться свержением царя.
В деабре 1848 — января 1849 на "совещаниях пяти" (Петрашевский, Спешнев, Момбелли, Львов, К. Дебу) обсуждался вопрос о создании тайного общества, о его программе и тактике. Выявились разногласия по поводу ближайших целей общества между сторонниками подготовительной пропагандистской работы и Спешневым, стоявшим за немедленное восстание. Мысль о необходимости нелегальной организации разделялась многими П. Поднимался вопрос о создании пропагандистских произведений для народа, критикующих социально-политический строй России. С этой целью Милюков написал переложение из "Слов верующего" Ф. Ламенне, обличающее духовенство, Григорьев — "Солдатскую беседу" о бесправном положении солдат, Филиппов — "Десять заповедей" о положении крепостного крестьянства. Спешнев и Филиппов готовили оборудование для подпольной типографии. К печати предназначалось и "Письмо Белинского к Гоголю", впервые прочитанное публично в кружке П. на торжественном обеде в честь Фурье, устроенном 7 апреля 1849. П. провозгласили себя борцами за социалистическое общество, подчёркивая необходимость для России соединения социалистической пропаганды с борьбой против самодержавия.
По доносу провокатора П. были арестованы 23 апреля 1849. Из 123 чел., привлечённых к следствию, 22 были судимы военным судом, 21 из них приговорён к расстрелу. После обряда приготовления к смертной казни 22 декабря 1849 на Семёновском плацу в Петербурге, по конфирмации Николая I, П. были сосланы на разные сроки на каторжные работы, в арестантские роты и рядовыми в линейные войска. В 1856 П. были амнистированы и к началу 60-х гг. все (кроме Петрашевского) восстановлены в гражданских правах. Некоторые П. вернулись к общественной борьбе: стали публицистами сибирских газет (Петрашевский, Спешнев, Львов), отстаивали интересы крестьян при проведении Крестьянской реформы 1861 (Европеус, Кашкин, Спешнев, Головинский), работали в области педагогики (Толь).
Общие предпосылки мировоззрения П. (утопический социализм, демократизм, просветительство) не исключали сложности, пестроты и противоречивости их философских, социально-политических и литературных исканий. В области философии многие П. испытали влияние Белинского и Герцена, некоторые из них стали материалистами и атеистами. Экономические требования П. не выходили за рамки задач буржуазного развития России. Выступая за промышленное развитие и ликвидацию крепостного права, П. расходились в определении условий и методов освобождения крестьян. Основному революционному ядру П., связывавшему будущее страны с развитием крестьянского хозяйства (Петрашевский, Спешнев, Ханыков, Момбелли и др.), противостояли либеральные попутчики (Н. Я. Данилевский, А. П. Беклемишев и др.), ориентировавшиеся на развитие помещичьего хозяйства. Наиболее радикальными были взгляды Спешнева, считавшего себя коммунистом и требовавшего национализации земли и важнейших отраслей промышленности. Выступая с критикой западноевропейского капитализма, П. признавали его относительную прогрессивность и видели в нём "преддверие" социализма. Вслед за Фурье, П. считали, что социалистический строй соответствует природе человека, но в отличие от западноевропейских утопических социалистов надеялись достичь его революционным путём. Большинство П. не разделяли теории некапиталистического развития, выдвинутой Герценом, и только некоторые (Ханыков, Головинский и др.) придавали особое значение крестьянской общине. Социализм П. сливался с демократизмом, был идейной оболочкой их антикрепостнической борьбы. П. понимали, что коренная перестройка общественных отношений в России невозможна без политических преобразований. Они мечтали о республике или, как минимум,— о конституционной монархии. В отличие от декабристов, П. считали народ главной силой революции.
Информация о работе Внутренняя политика России в первой половине 19 века