Внутренняя политика СССР в послевоенный период (1946-1985 гг.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 12:50, реферат

Описание работы

Внутренняя политика Советского Союза в первые послевоенные годы отвечала тем мобилизационным задачам, которые ставило перед страной ее руководство. Наследие предшествующего, довоенного периода составляли тотальное господство коммунистической идеологии, определявшей всю политическую жизнь страны, система массовых репрессий. Однако появились и новые тенденции. Основным их содержанием являлось дальнейшее укрепление режима личной власти И. В. Сталина. Он все менее считался даже с идеологическими рамками, решительно изменяя их по необходимости. Это отвечало интересам укрепившегося государственного аппарата, работу которого нередко сковывали рамки марксистской идеологии.

Содержание работы

Стр.
1. Введение. 3
2. Развитие страны 40-х - 50-х годов 4
3. Национальная политика в послевоенные годы 6
4. Реформы 1953 г. 7
5. Регенерация командно-административной системы. 10
6. Формирование политического курса нового руководства 12
7. Конституция 1977 г. 13
8. Политический «застой». 16
9. Заключение. 18
10. Список литературы 20

Файлы: 1 файл

Контрольная1.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

 

 

Стр.

  1. Введение.

3

  1. Развитие страны 40-х - 50-х годов

4

  1. Национальная политика в послевоенные годы

6

  1. Реформы 1953 г.

7

  1. Регенерация командно-административной системы.

10

  1. Формирование политического курса нового руководства

12

  1. Конституция 1977 г.

13

  1. Политический «застой».

16

  1. Заключение.

18

  1.   Список литературы

20


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Внутренняя политика Советского Союза в первые послевоенные годы отвечала тем мобилизационным  задачам, которые ставило перед  страной ее руководство. Наследие предшествующего, довоенного периода составляли тотальное господство коммунистической идеологии, определявшей всю политическую жизнь страны, система массовых репрессий. Однако появились и новые тенденции. Основным их содержанием являлось дальнейшее укрепление режима личной власти И. В. Сталина. Он все менее считался даже с идеологическими рамками, решительно изменяя их по необходимости. Это отвечало интересам укрепившегося государственного аппарата, работу которого нередко сковывали рамки марксистской идеологии.

В послевоенное семилетие  страна основное внимание уделяла восстановлению разрушенной экономики в западных регионах. Война унесла 27 млн. жизней. Многие отрасли промышленности были фактически уничтожены. Сельское хозяйство испытывало острый дефицит рабочих рук, техники и посевных материалов. Победа в войне убедила И.В. Сталина, что экономическая и общественно-политическая модель, выбранная еще в 30-е гг., не требует своей замены или модернизации. Это привело к продолжению опоры на развитие тяжелой промышленности, а в сельском хозяйстве – на рост колхозно-совхозной системы хозяйствования.

В политической сфере  в конце 40-х гг. возобновились  репрессии, которые в первую очередь коснулись молодых выдвиженцев военного времени. В культуре не поощрялось свободомыслие, большое внимание уделялось подъему национального самосознания, которое временами перерастало в национализм.

В сельском хозяйстве  решались зерновые проблемы; в 1954 г. началось освоение целинных и залежных земель. Это был период экономических реформ Н.С. Хрущева. Советское руководство определяло главные задачи по укреплению материально-технической базы социализма.

В середине 60-х гг. Советское руководство признало необходимость коренных изменений в планировании экономики страны, в материальном стимулировании товаропроизводителей. Совершенствовались методы хозяйствования и управления экономикой страны.

Коренная перестройка  экономической и политической жизни страны началась во второй половине 80-х гг. XX в.

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие страны 40-х - 50-х годов

 

План развития страны на 1946—1950 гг. предусматривал восстановление довоенного уровня промышленности и  сельского хозяйства. Затем его  предполагалось «в значительных размерах»  превзойти. Объем промышленного  производства должен был, по сравнению с довоенным, возрасти на 48%, сельскохозяйственного — на 27%. Предусматривалось строительство 2700 и восстановление 3200 только средних и крупных промышленных предприятий. Основной упор делался на развитие тяжелой промышленности (в первую очередь машиностроения) и железнодорожного транспорта. Наконец, планировался рост среднегодовой зарплаты на 48% по сравнению с довоенной и отмена карточной системы.

Затраты на науку в 1946 г. втрое превзошли уровень 1945 г. Перевод промышленности на мирные рельсы совершился в основном за 1946 г. Происходила переориентация целых отраслей на производство мирной продукции. На базе наркоматов: боеприпасов, минометного вооружения, танковой промышленности, среднего машиностроения были созданы министерства автомобильной промышленности, приборостроения, строительного и дорожного, транспортного и сельскохозяйственного машиностроения. Уже в 1948 г. промышленное производство достигло совокупного довоенного уровня. Удалось восстановить разрушенные в годы войны электростанции, металлургические, машиностроительные, добывающие заводы. Промышленность западных областей РСФСР, Украины и Белоруссии вновь заработала. Общий план повышения промышленного производства выполнили и даже перевыполнили. По официальным данным, уровень его превысил в 1950 г. довоенный на 73%. Правда, преимущественно этот результат достигался за счет роста тяжелой промышленности. Легкая промышленность развивалась гораздо медленнее. Производство предметов народного потребления не казалось руководству страны задачей столь же неотложной, как наращивание оборонных мощностей и ресурсов.

В 1950 г. началось «укрупнение» колхозов с целью повышения  централизации управления ими, что  в итоге привело к возникновению  громоздких и плохо управляемых  сельскохозяйственных предприятий.

Довоенный уровень производства в сельском хозяйстве восстановился только в 1952 г. Грандиозные успехи в промышленности оплатил упадок сельского хозяйства. Вплоть до краха СССР отставание сельского хозяйства и связанная с ним нехватка продовольствия оставались самой болезненной проблемой для населения страны.

В период восстановления народного хозяйства (1945-1950) изменений в структуре и методах государственного управления не произошло, не считая упразднения военных государственных органов. В сентябре 1945 г. упраздняется ГКО, функции которого передаются Совету народных комиссаров СССР. Ликвидирован также ряд отделов исполкомов местных Советов, таких как отдел по учету рабочей силы, бюро продовольственных карточек. В марте 1946 г. СНК СССР переименован в Совет министров СССР, СНК союзных автономных республик – в Советы министров соответствующих уровней, а наркоматы  - в министерства.

За годы войны значительно  усилилось влияние партийных  органов на все стороны жизни  страны. Широко практиковалось назначение на выборные должности, что приводило к фактическому отстранению Советов от выполнения ими государственных функций, поэтому, в качестве важнейшей задачи выдвигалось улучшение деятельности Советов. В 1947 г. проведены выборы в Верховные Советы союзных и автономных Республик, а в начале 1948 г.  – очередные выборы в местные Советы. В марте 1950г. в связи с истечением установленного Конституцией СССР срока полномочий Верховного Совета СССР второго созыва состоялись очередные выборы в  высший орган власти.

В феврале 1947 г., для придания системе управления более демократичного вида и активизации деятельности местных Советов,  создали постоянные Комиссии законодательных предположений Совета Союза и Совета Национальностей Верховного Совета СССР второго созыва, на которых возлагалась задача предварительного рассмотрения и подготовки законопроектов для сессий Верховного Совета. В комиссии входили как депутаты, так и активисты местных Советов. Постоянные комиссии подготавливали вопросы, выносившиеся на обсуждение сессий Советов, организовывали проверку исполнения принятых Советами решений, следили за работой местной промышленности, состоянием торговли и коммунального обслуживания населения.

Изменения ситуации в  стране привело к необходимости  некоторой реорганизации госаппарата. В 1947 г. Государственная плановая комиссия Совета Министров СССР преобразована в Государственный плановый комитет Совета Министров СССР, задачами которого были планирование, учет и контроль выполнения хозяйственных планов. Также были созданы Государственные комитеты по снабжению народного хозяйства и по внедрению новой техники в народное хозяйство Совета Министров СССР.

На первой сессии Верховного Совета СССР второго созыва был избран состав Верховного Суда СССР и проведены  выборы народных судей и судебных заседателей.

Расширение полномочий Советов предназначались только для упрощения единой системы руководства страной. Главными направлениями внутренней политики стали дальнейшая мобилизация и централизация. Ужесточение режима ощущал на себе каждый гражданин СССР. По стране прокатывались серии идеологических кампаний, призванных не допустить и тени инакомыслия, определить «партийную» (т. е. сталинскую) позицию по всем вопросам духовной жизни, культуры, науки. Политические репрессии, державшие в страхе всех потенциально недовольных, продолжали являться одним из важных инструментов режима. На 1946—1949 гг. пришелся новый пик репрессий.

 К началу 50-х годов  в связи с окончанием восстановления  народного хозяйства, расширением  масштабов производства и усложнением  хозяйственных связей, повышением квалификации и  культуры  народа командно-административная система начала входить в противоречие с реальными отношениями.  Прежде всего,  неэффективность системы начала проявляться в управлении хозяйством.

 

 

Национальная политика в послевоенные годы

 

Важнейшей составной  частью внутренней политики СССР в  послевоенные годы продолжала оставаться национальная политика. Сталин смотрел  на нее как на сферу своей компетенции  и специализации. Он был Комиссаром по делам национальностей в первом советском правительстве, позже лично определял границы республик СССР, обозначив их на карте. Война и связанная с ней централизация всех сил страны привели к ограничению самостоятельности союзных республик. Практика отношений центра с национальными регионами все больше напоминала систему унитарной империи. Однако формально на федеративное устройство никто не покушался, за союзными республиками сохранялись все права, включая даже право выхода из СССР.

В послевоенный период острые проблемы в национальной политике были связаны прежде всего с ситуацией в западных регионах СССР — Западной Украине, Прибалтике, отчасти в Молдавии и Западной Белоруссии. Здесь после победы над Германией разгорелась своя война, по существу гражданская, между местными националистами, буржуазией и коммунистами.

Тем не менее  генеральная линия осталась прежней. К 1951 г. коллективизация в основном завершилась, а зажиточное крестьянство («кулачество»), главная опора сопротивления, подверглось раскулачиванию или  поголовной высылке. Это ослабило массовую базу националистов.

Националистическое  подполье в новых условиях теряло опору. Уже к 1948 г. была полностью  разгромлена польская Армия Кракова. К 1950 г. было покончено с очагами сопротивления в Латвии, Эстонии, Молдавии. В Литве и на западе Украины разгром боевиков УПА и «лесных братьев» завершился только в 1953—1954 гг. Советская власть действовала против подполья жестоко, но и националисты прибегали к массовому террору, в том числе против собственных народов. Террор становился тем свирепее, чем бессмысленнее была их борьба. Жертвами убийств и терактов являлись рядовые коммунисты, члены семей военнослужащих, учителя, нередко просто «добровольно» вступившие в колхоз крестьяне. Всего от рук националистов в западных регионах СССР погибло в 1944—1954 гг. около 40 тыс. мирных жителей, из них 25 тыс. — в западных областях Украины.

Лишившись массовой поддержки  населения, националистическое движение прекратило существование. Гражданская  война в западных регионах завершилась  победой коммунистов.

В итоге союзного строительства  в СССР сложилась своеобразная иерархия народов. Ее закрепление произошло в 1945—1948 гг. , на первом этапе борьбы с «космополитизмом», одной из черт которого считалось неправомерное уравнивание вклада различных народов СССР в общую историю. Русский народ теперь признавался первым среди равных. Это разительно отличалось от положения в 1920-х гг., когда «великорусский шовинизм» считался главным врагом власти. Следующую ступень занимали титульные народы союзных республик. К 1953 г. в СССР, кроме РСФСР, состояло уже 15 союзных республик. Это Украина, Белоруссия, Карело-Финская, Эстония, Латвия, Литва, Молдавия, Грузия, Армения, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан.

Далее в советской  иерархии народов шли последовательно титульные народы автономных образований — республик и областей. Замыкали иерархию малочисленные («малые») народы, лишь для некоторых из которых предусматривались в составе краев и областей «национальные округа». Но помимо этого, имелись еще народы, «наказанные» общей ссылкой по подозрению в неверности и сотрудничестве с немцами в годы войны. Существование таких народов (немцев Поволжья, калмыков, чеченцев, ингушей, крымских татар и др.) в ту пору попросту замалчивалось.

 

Реформы 1953 г.

 

Прямые ошибки, совершенные по непродуманным указаниям  лидера, никто точно так же не осмеливался исправлять. Это, однако, не мешало борьбе за власть, тем более  ожесточенной, чем очевиднее становилось  старение Сталина.

В ходе этой борьбы сложились три основные группировки. Одну составляли «старые большевики», прежние соратники Сталина по внутрипартийной борьбе — В. М. Молотов, А. И. Микоян, К. Е. Ворошилов, Л. М. Каганович, А. А. Андреев. Их, при сложных личных взаимоотношениях, сплачивали настороженность по отношению к идейным новшествам и боязнь новых репрессий. В Политбюро эта группа являлась самой большой, но и самой слабой. Выдвинувшаяся во время войны «ленинградская» группа (А. А. Жданов, Н. А. Вознесенский, А. Н. Косыгин и др.) служила одним из главных двигателей новшеств в политической жизни. Жданов явился инициатором кампаний против «формализма» и «космополитизма». «Ленинградцы» выступали за расширение полномочий органов власти РСФСР. Постепенно обособилась группа курировавшего органы безопасности Л. П. Берия и близкого к нему Г. М. Маленкова. Смерть влиятельного Жданова в 1948 г. вызвала вспышку открытой борьбы между ними и «ленинградцами». Что касается других членов руководства, личных выдвиженцев Сталина (Н. С. Хрущев, Н. М. Шверник, Н. А. Булганин), то они занимали выжидательную позицию.

Информация о работе Внутренняя политика СССР в послевоенный период (1946-1985 гг.)