Внутренняя политика СССР в послевоенный период (1946-1985 гг.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 12:50, реферат

Описание работы

Внутренняя политика Советского Союза в первые послевоенные годы отвечала тем мобилизационным задачам, которые ставило перед страной ее руководство. Наследие предшествующего, довоенного периода составляли тотальное господство коммунистической идеологии, определявшей всю политическую жизнь страны, система массовых репрессий. Однако появились и новые тенденции. Основным их содержанием являлось дальнейшее укрепление режима личной власти И. В. Сталина. Он все менее считался даже с идеологическими рамками, решительно изменяя их по необходимости. Это отвечало интересам укрепившегося государственного аппарата, работу которого нередко сковывали рамки марксистской идеологии.

Содержание работы

Стр.
1. Введение. 3
2. Развитие страны 40-х - 50-х годов 4
3. Национальная политика в послевоенные годы 6
4. Реформы 1953 г. 7
5. Регенерация командно-административной системы. 10
6. Формирование политического курса нового руководства 12
7. Конституция 1977 г. 13
8. Политический «застой». 16
9. Заключение. 18
10. Список литературы 20

Файлы: 1 файл

Контрольная1.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

Номенклатура  стала собирательным названием  руководящего слоя. У номенклатуры формировались особые интересы, которые  часто не совпадали ни с объективными государственными интересами, ни с  интересами остальной части общества.

Нарастающее противоречие между коммунистическими идеалами, согласно которым представители власти являлись «слугами народа», и действительностью в сталинские времена парадоксальным образом частично помогали разрешить «чистки», серьезно затрагивающие номенклатуру. Получалось, что неотвратимость действия социалистических принципов гарантировало лишь наличие «справедливого» вождя. Вместе с тем развитие и укрепление государственного механизма объективно вело еще к большей бюрократизации всей жизни советского общества.

 

Конституция 1977 г.

 

 В 1962 г. была создана  Конституционная комиссия, но события  второй половины 60-х гг. ослабили  актуальность вопроса о Конституции. 

Новая концепция  развития повлияла на законодательство страны. Конституция 1936 г. перестала  адекватным образом отражать состояние общества. Так, например, тип Советского государства продолжал до сих пор определяться как «диктатура пролетариата», что никак не увязывалось с декларированием развития «подлинной» демократии. К тому же в сложившемся к 1970-м гг. образе государственной власти уже практически не было «пролетарских» черт. Необходимо было новое определение политической системы, социальной структуры, характера экономического, межнационального развития СССР и многое другое.

Следствием назревания застойных явлений в экономике в 70-х гг. стало повышение активности в сфере идеологии. Одним из результатов различных идеолого-политических компаний явилось появление тезиса о вступлении СССР в новую историческую стадию – период развитого социализма как закономерного этапа на пути к коммунизму. Развитие и теоретическое обоснование данного тезиса подвело политическое руководство страны к мысли о необходимости разработки новой Конституции, отражающей и закрепляющей законодательно произошедшие изменения в обществе.

В феврале 1976 г. на XXV съезде КПСС было решено приступить к практической подготовке принятия новой Конституции СССР. Подготовка велась под лозунгом совершенствования социалистической демократии, и как реальное подтверждение этого в мае 1977 г. было организовано всенародное обсуждение проекта. Проект Конституции был опубликован в газетах, и граждане получили возможность предлагать к нему поправки. Поправок было прислано достаточно много, и, хотя приняты они не были, видимость демократического процесса была соблюдена.

 Новая Конституция (Основной Закон) была принята и введена в действие 7 октября 1977 г., на внеочередной седьмой сессии Верховного совета СССР десятого созыва.

 Во вводной части  была дана краткая характеристика  основных этапов истории страны  от Великой Октябрьской  социалистической революции. Здесь же определяется понятие развитого социалистического общества и фиксируется, что сложилась новая историческая общность людей – советский народ, который и «закрепляет основы общественного строя и политики СССР, устанавливает права, свободы и обязанности граждан, принципы организации и цели социалистического общенародного государства и провозглашает их в настоящей Конституции».

 Конституция состояла  из девяти разделов, включающих 21 главу и 174 статьи.

В первом разделе представлены основные положения, характеризующие политическую и экономическую систему страны, социальные, культурные отношения, а так же принципы внешней политики и защиты отечества.

Глава 1 Конституции определяла характер и содержание политической системы, что государственная власть в стране осуществляется народом через Советы народных депутатов, составляющих политическую основу СССР и действующих на принципах демократического централизма. Здесь же определялась роль КПСС и общественных организаций (комсомола, профсоюзов) в государственном управлении и более конкретно, чем в Конституции 1936 г. фиксировалась руководящая роль КПСС  в строительстве коммунизма.

В разделах 2 и 3 определены права и обязанности граждан, их взаимоотношения с государством, а так же структура национально-государственного устройства СССР, основанного на свободном союзе пятнадцати Советских Социалистических Республик.

Раздел 4  посвящался характеристике Советской системы, принципам действия, избирательной системе.

Главы 5 и 6 описывали структуру и функции высших органов государственной власти и управления в СССР. Высшим органом, правомочным решать все вопросы, провозглашался Верховный Совет СССР, состоящий из двух равноправных палат – Совета Союза и Совета Национальностей. Постоянно действующим органом Верховного совета являлся Президиум Верховного Совета, осуществляющий функции высшего органа власти в периоды между сессиями. Рабочими органами Совета Союза и Совета Национальностей являлись избираемые из числа депутатов постоянные комиссии. Высшим исполнительным и распорядительным органом государства являлся Совет Министров – Правительство СССР.

Важнейшей статьей  в ней стала статья 6 — созрела  необходимость законодательно закрепить  сложившееся всевластие партийной  бюрократии. Эта статья узаконила фактическую роль КПСС, объявив партию «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы». Это привело к еще большему усилению значения партийного аппарата во всей властной пирамиде, окончательно устанавливало членство в партии как обязательное условие для любой карьеры.

Таким образом, Конституция 1977 г. в полной мере реализовала устремления  правящей верхушки СССР монопольно и безотчетно распоряжаться всеми сторонами духовной и материальной жизни советских граждан, одновременно оставляя без внимания уже очевидные для всех противоречия. Статья 6 Конституции гласила: «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу. Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма. Все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР».

Государство объявлялось  «общенародным», т. е. отныне оно должно было в равной степени представлять интересы всех общественных слоев. Это положение должно было стать обоснованием торжества «подлинной» демократии в Советском Союзе.

По-новому трактовалась сложившаяся в СССР социальная структура, ее «социальная однородность». По-прежнему сохранялись классы — рабочий и колхозное крестьянство и «социальная прослойка» — интеллигенция, но по уровню доходов, образования, степени социальной и правовой защиты, доступа к общественным благам, образу жизни и мировоззрению все слои советского общества отличались между собой незначительно. Уже в этом утверждении наблюдается разночтение в трактовке характера развития общественных процессов, отчетливо проступивших к этому времени в Советском Союзе.

Советское общество на самом деле не только не являлось однородным, но его структура становилась все более иерархичной, напоминая некую социальную пирамиду. Главным признаком социального положения того или иного гражданина все более становилось то, какое место он занимает по отношению к власти.

Важнейшее место в  характеристике «общества развитого  социализма» занимал в новой  Конституции вопрос о состоянии  и развитии межнациональных отношений. Провозглашалось, что в результате сближения наций и народностей  в СССР сложилась «новая историческая общность — советский народ».

Последние разделы Конституции  были посвящены организации судопроизводства, арбитража, адвокатской деятельности, прокурорского надзора, а так  же вопросам государственной атрибутики (герб, флаг, гимн) и порядку изменения  Конституции.

 

Политический  «застой»

 

Вступление  в политический «застой» определялось не только самим фактом бюрократизации системы власти и управления, но и чертами этой новой бюрократии. Если прежде партийные работники, государственные  служащие и хозяйственные руководители в подавляющем своем большинстве были выходцами из простого народа, проявившими деловые способности, то в 1960-е, а особенно в 1970—1980-е гг. пополнение элиты происходило через особую систему отбора и подготовки кадров будущих руководителей: высшие партийные, комсомольские и профсоюзные школы, Академию общественных наук, Дипломатическую академию, попасть в которые можно было только по рекомендации влиятельных чиновников. Так производилась оценка пригодности потенциальных кадров не только для высшего звена, но и практически на всех уровнях. Она напрямую зависела от личных симпатий и политических расчетов руководителей. Деловые качества учитывались в меньшей степени, а честность и принципиальность вообще нередко становились скорее препятствием для карьеры.

Бюрократия  времен «застоя» характерна тем, что  высшее руководство страны в большинстве  своем стало состоять из очень  пожилых людей. Средний возраст  членов Политбюро достиг 68 лет. Многие из них страдали тяжелыми болезнями, в том числе и сам Брежнев, который в 1976 г. перенес инсульт. По свидетельству лечащего врача Е. Чазова, Л. И. Брежнев в последние годы своего правления превратился в немощного старика.

Старость и  немощь мешали Брежневу осуществлять функции главы партии и государства, полноценно участвовать в работе ЦК, Политбюро, наносить зарубежные визиты, принимать гостей, выступать с речами на различных форумах и т. д. В стране установилась поистине «геронтократия» (власть стариков).

Таковы основные черты, характеризующие состояние  советской элиты на закате брежневской эпохи. Недееспособные правители не могли обеспечить хоть сколько-нибудь эффективный порядок управления страной. На фоне всего этого происходит стремительное разложение властных и управленческих структур, правоохранительных органов, хозяйственных, научных, учебных учреждений. Взяточничество, хищения государственного имущества, фальшивая отчетность о выполнении плановых обязательств, установление связей представителей власти с преступным миром — все это достигает таких масштабов, что становится невозможным предотвращать скандальные ситуации. Нити преступных связей тянулись к самому руководству министерства. Подобные эпизоды со всей очевидностью свидетельствовали о том, что положительных перемен при действующем генсеке ожидать не приходилось.

Завершение  периода «геронтократии»

В ноябре 1982 г. Л. И. Брежнев скончался. Генеральным  секретарем ЦК был избран Ю. В. Андропов.

С 1967 г. он являлся  председателем КГБ СССР. Вес Андропова  в кругах руководства страны, во-первых, определялся тем влиянием, которое он приобрел благодаря руководству органами госбезопасности, которые в застойные годы заметно активизировали свою деятельность. Во-вторых, сыграли свою роль его личные качества: ум, высокая образованность.

Личность Андропова  отвечала интересам различных группировок внутри ЦК и Политбюро. Он четко обозначил приоритеты новой политики: «Хотя нельзя все сводить к дисциплине, но начинать надо именно с нее» (декабрь 1982 г.). В первой половине 1983 г. развернулась давно не виданная кампания по укреплению трудовой дисциплины. В частности, устраивали облавы в кинотеатрах, банях, магазинах с целью выявления тех, кто находился там в рабочее время. Советские граждане были шокированы масштабами выявленных злоупотреблений.

Уголовные дела были заведены на 15 тыс. должностных лиц, среди них более 2,5 тыс. руководителей крупных торговых организаций, включая Главное управление торговли Москвы. Широкий резонанс имели такие расследования, как «узбекское дело», обнаружившее многолетние масштабные махинации с хлопком, «краснодарское дело» (о коррупции в Краснодарском крае), «дело руководства МВД», затронувшее министра Н. А. Щелокова и его заместителя, зятя Брежнева Ю. М. Чурбанова. Ряд крупных руководителей приговорили к суровым наказаниям, некоторые покончили жизнь самоубийством. Борьба с коррупцией сопровождалась серьезным кадровым обновлением — в среднем более 30% партийных функционеров были вынуждены оставить свои посты.

Впервые за долгие годы прозвучали объективные оценки состояния советского общества, признания противоречий и накопившихся проблем. Надежду на обновление страны, возвращение политики государства к здравому смыслу и ответственности перед народом вызвала фраза Андропова «Мы не знаем общества, в котором мы живем». Это могло означать отказ от прежних благостных увещеваний в духе «развитого социализма», настрой на преобразования. Но правление Андропова продолжалось менее полутора лет. В феврале 1984 г. Ю. В. Андропов, страдавший множеством хронических болезней, скончался.

Главным результатом  усилий Андропова стал импульс к преодолению «застоя» в сознании и мышлении советского общества.

Полным контрастом Андропову явился новый генеральный  секретарь ЦК К. У. Черненко, ближайший  друг и соратник Брежнева, критически настроенный по отношению к реформам.

Появление у власти такого человека указывает на то, что партийная бюрократия, сдав часть своих позиций под андроповским напором, мечтала о реванше и устранении угрозы своему спокойному существованию. Надежды на Черненко возлагали и сталинисты. Однако бесцветное и короткое правление престарелого и больного Черненко так и не позволило сбыться этим надеждам.

В марте 1985 г. К. У. Черненко скончался.

Участие в «гонке вооружений» и отсутствие стратегии  модернизации экономики в соответствии с условиями научно-технической революции обусловили отставание СССР от передовых капиталистических и новых развивающихся государств по большинству экономических и социальных показателей. При этом было во многом потеряно главное преимущество: социальные гарантии для большинства населения. «Теневая экономика» и привилегии руководителей и аппарата подрывали веру в справедливость социалистического строя.

 

 

Заключение.

 

В 30-е годы Советы стали  универсальной формой управления  от низового звена до высшего органа власти. Однако при монопольном положении партии большевиков, оказавшейся единственным носителем власти в стране, и культе вождя провозглашенные демократические начала не могли быть реализованы в жизни, что предопределило практически бесконтрольные действия узкой группы партийно-государственной элиты (номенклатуры).

Крупнейшими достижениями послевоенных лет стали:

• Успешное восстановление промышленности.

• Создание новых, самых передовых отраслей науки,

техники и промышленности — атомной и ракетной.

• Обеспечение  крова над головой для 25 млн. бездомных.

Однако эти  успехи были достигнуты за счет целого комплекса потерь:

• Сельское хозяйство  осталось в упадке.

• Жилищная проблема была решена за счет строительства

Информация о работе Внутренняя политика СССР в послевоенный период (1946-1985 гг.)