Восстание Пугачёва: народный бунт или явление самозванца

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 23:45, реферат

Описание работы

Цель: Изучить характер и особенности истории самозванства, причин восстания Е. Пугачева, как выражение народного выступления угнетенного многонационального трудового люда , протеста против экономической политики правящей элиты. Задачи:
Выявить причины самозванства.
Узнать какие события происходили во время крестьянской войны 1773—1775 годов.
Выявить результаты крестьянской войны 1773—1775 годов.

Содержание работы

Введение
1. Глава первая
§ 1. Проблема самозванства на Руси
§ 2. Успех самозванства
2. Глава вторая
§ 1. Предвестники восстания
§ 2. Е. И. Пугачев и его скитания по России
3. Глава третья
§ 1. Социальный состав участников восстания
§ 2. Идеология восставших. Причины крушения замыслов Е. Пугачева
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Восстание Пугачёва.docx

— 109.59 Кб (Скачать файл)

      МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

   федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

                       высшего профессионального образования    

      

 

 

                                  Кафедра  «История и культура»

 

 

 

 

 

                                                   РЕФЕРАТ

 

 

         Тема: «Восстание Пугачёва: народный бунт или явление

                  самозванца»

 

 

 

 

 

 

 

                                                              Выполнил:

                                                                                            Студент курса

                                                                            дневного отделения

                                                             группы №

                                                                                    Научный руководитель:                                       

                                                                                                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    

 

 

 

                                       План

Введение

1.  Глава  первая

§ 1. Проблема самозванства на Руси

§ 2. Успех самозванства

2. Глава вторая

§ 1. Предвестники восстания

§ 2. Е. И. Пугачев и его скитания по России

3.  Глава третья

§ 1. Социальный состав участников  восстания

§ 2. Идеология восставших. Причины крушения замыслов Е. Пугачева

Заключение

Библиографический список

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                    1

                                       Введение

Пугачев Емельян Иванович [1742, станица Зимовейская-на-Дону — 10 (21) января 1775, донской казак, предводитель Крестьянской войны 1773-1775 годов. Из донских казаков. В 1759 вступил на военную службу казаком, принимал участие в Семилетней войне. В 1764 в составе своего полка находился в Польше, в 1769-1770 воевал с турками и получил чин хорунжего. Вернувшись по болезни на Дон, в 1772 отправился бродяжничать, находился в среде терских казаков, за Кубанью у казаков-некрасовцев, в Польше, жил среди старообрядцев под Черниговым, Гомелем, на реке Иргизе. Несколько раз попадал под арест, но совершал побеги.

В мае 1773 бежал из казанской  тюрьмы на реку Яик, где среди проживавших  там казаков объявил себя императором  Петром Федоровичем, спасшимся чудесным образом от убийц, подосланных неверной женой. 17 сентября от его имени был  прочитан первый манифест о начале восстания, ядром которого стали  яицкие казаки-старообрядцы. Затем  к ним присоединились отряды башкир и других народов Поволжья, уральские  работные люди, а также крестьяне, составлявшие большинство на последнем  этапе восстания. Многочисленные отряды повстанцев действовали на огромной территории от Урала до Волги. Сам Пугачев первоначально осадил Оренбург, но после поражения от правительственных войск у Татищевой крепости 22 ноября 1774 его главные силы отступили в горнозаводской Урал. Оттуда он двинулся на Волгу и взял Казань. Пугачевцы находились там всего один день, но успели в пьяной вакханалии разграбить и сжечь город. Победители насиловали женщин, убивали не только мужчин, но и стариков и детей. Одно имя Пугачева вызывало неподдельный страх среди населения. Императрица Екатерина II объявила себя казанской помещицей в знак солидарности с пострадавшим дворянством этой губернии.

 

 

                                                                                                                                     2

Цель: Изучить характер и особенности истории самозванства, причин восстания Е. Пугачева, как выражение народного выступления угнетенного многонационального трудового люда , протеста против экономической политики правящей элиты.

Задачи:

  1. Выявить причины самозванства.
  2. Узнать какие события происходили во время крестьянской войны 1773—1775 годов.
  3. Выявить результаты крестьянской войны 1773—1775 годов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                     3

                                 Глава первая

                         § 1. Проблема самозванства на Руси

 

До  Емельяна Пугачева в  России  уже были и неоднократно  Лжецари, самозванцы имеющие виды на царский трон. В 1601 году в Польше объявился Григорий Отрепьев, Лжедмитрий 1, во время правления Бориса Годунова . В 1607 году появился самозванец неизвестного происхождения., его называли Тушинским вором, выдавал себя за якобы спасшегося царя Дмитрия (Лжедмитрия 1). Следующим был Тимофей Анкудинов (1617-1654), самозванец выдавал себя за Ивана Васильевича, сына царя Василия Шуйского, довольно долго разъезжавший по Европе, пока не попался Московским властям.

 Во-первых, для самозванчества  царистского толка необходим определенный уровень развития феодальных отношений и государства. Во-вторых, история самозванчества в России тесно связана с династическими кризисами, время от времени сотрясавшими царский трон. Первый такой кризис относится к рубежу XVI и XVII веков, когда пресеклась династия Рюриковичей и на престоле оказались «боярские цари» — Борис Годунов и Василий Шуйский. Именно тогда появляются первые лжецари и рождаются массовые движения в их поддержку. И позднее нарушения традиционного порядка престолонаследия (например, появление на троне малолетних детей или же воцарение женщин) обогащали историю самозванчества новыми именами и событиями. В третьих, история самозванчества представляет собой цепь конкретных воплощений народных утопических легенд о «возвращающихся царях-избавителях». Первая из них возникла, вероятно, еще при Иване Грозном, показавшем себя «несправедливым» и «неблагочестивым», а значит, и «неправедным». Героем легенды стал разбойник Кудеяр, бывший якобы на самом деле царевичем Юрием, сыном Василия III от первой жены — Соломонии Сабуровой.

__________________________________________________________   

И.А. Муромов, 100 великих авантюристов, изд. «Вече», 2002 г, стр.94, 110,116.

                                                                                                                                         4

В литературе устоялось мнение, будто народ поддерживал самозванцев  главным образом потому, что те обещали ему освобождение от крепостного-гнета, сытую жизнь и повышение социального  статуса. При этом допускается возможность  того, что трудящиеся (по крайней  мере, их часть) могли идти за самозванцами, не веря в их царское происхождение, а просто используя их в своих  целях. Подразумевается, что «толпе»  все равно, кто взойдет с ее помощью на престол, — главное, чтобы  новый царь был «мужицким», «хорошим», чтобы он защищал интересы народа.

Однако данная точка зрения далеко не бесспорна. Не секрет, что  наряду с такими самозванцами, как  Е. Пугачев, увлекавшими за собой  тысячи людей, в России были и другие, которые в лучшем случае могли  похвастаться несколькими десятками сторонников,  а то и при отсутствии их. Чем объяснить такую вот избирательную «глухоту»?

             Скорее всего, одни самозванцы лучше играли свою роль, их поступки в большей степени соответствовали народным ожиданиям, а другие претенденты на престол не соблюдали общепринятых «правил игры» или же чаще их нарушали.

     Для (блаженных) самозванство – не средство достижения поставленных целей , а нечто самодостаточное. Такие лжемонархи не прятались от властей и не противопоставляли им себя – наоборот многие делали все, чтобы власти о них узнали. Они наивно ожидали официального признания и благополучия и ,судя по всему верили, что займут место на троне или рядом с ним.

                «Праведным» в глазах народа выглядел тот монарх, который был, во-первых, «благочестивым», во-вторых, «справедливым», в-третьих, «законным».

                 «Законность» правителя определялась Богоизбранностью — обладанием харизмой (личной благодатью), которая доказывалась наличием «царских

знаков» на теле. Именно с  их помощью (креста, звезды, месяца, «орла», то есть царского герба) многочисленные самозванцы в XVII—XVIII веках доказывали

__________________________________________________________   

И.А. Муромов, 100 великих авантюристов, изд. «Вече», 2002 г, стр.94, 110,116.

                                                                                                                                         5

 свое право на престол  и обеспечивали себе поддержку  в народе.

                   Емельян Пугачев в августе 1773 года обратился за поддержкой к яицким казакам. Когда те узнали, что перед ними «император Петр III», то потребовали доказательств (излишних, если бы им был нужен просто человек; играющий роль императора). Источник сообщает: «Караваев говорил ему, Емельке: «Ты де называешь себя государем, а у государей де бывают на теле царские знаки», то Емелька  разодрав у рубашки ворот, сказал: «На вот, коли вы не верите, што я государь, так смотрите — вот вам царский знак». И показал сперва под грудями от бывших после болезни ран знаки, а потом такое же пятно и на левом виске. Оные казаки Шигаев, Караваев, Зарубин, Мясников, посмотря те знаки, сказали: «Ну теперь верим и за государя тебя признаем».

           Помимо «царских знаков» имелись и другие отличи­тельные признаки «законного» претендента на престол — поддержка самозванца «всем миром», а также удачли­вость претендента, свидетельствующая о его Богоизбранности.

  В народном представлении «законный» претендент на престол должен быть всегда удачлив. Донские казаки, рассуждая об успехах Пугачева, говорили,

всегда удачлив. Донские  казаки, рассуждая об успехах Пугачева, говорили,

войскам царским». Аналогично рассуждали жители Сибири, для которых  истинность Пугачева — «Петра III»  доказывалась, помимо прочего, тем, что  «его команды рассыпались уже  везде», покорив многие города.

         Наконец, в народном сознании хранился определенный план действий, который предписывался каждому самозванцу. Суть его заключалась в вооруженной борьбе с «изменниками» и походах на Москву (в XVIII веке— сначала на Москву, а затем на Петербург). Действовать как-то иначе значило разоблачить себя. Ведь «законный» царь для того и «объявлялся» народу, чтобы с его помощью вернуть себе власть.

 

____________________________________________________   

О. Устенко «Матушкины самозванцы», изд. Родина 2-2010, стр. 116

                                                                                                                                      6

                                  § 2. Успех самозванства

Теперь поговорим о  таком признаке «праведного» царя, как «благочестивость», которая заключалась прежде всего в строгом соответствии образа жизни предписаниям «царского чина». Истинный государь должен был выполнять все установления православия, строго соблюдать национальные обычаи и традиции двора.

Для признания в народе какого-либо претендента на царский  трон в качестве «благочестивого», а значит, «истинного» государя требовалось, ко всему прочему, что­бы он жаловал  и одаривал своих сторонников, чтобы  его сопровождала свита из знати (настоящей или созданной самим  самозванцем). Например, «царевич Петр», один из предводителей крестьянской войны начала XVII века, по происхождению  казак, создал при себе «думу» из бояр и дворян и «неизменно ставил во главе армии или отдельных  отрядов титулованных лиц». Пугачева также сопровождала свита из «генералов»  и «графов».

Кроме того, самозванец, чтобы  не порождать кривотолков, должен был избегать панибратства с простыми людьми, соблюдать определенную дистанцию в отношениях с ними. Ввиду этого женитьба Пугачева — «Петра III» на простой казачке вызвала сомнения в том, что он император, даже у его жены.

Успех самозванства зависел  от обстоятельств «проявления». Если оно происходило в месте, не подобающем, с точки зрения простых людей, для такой важной процедуры, это аукалось подозрением к самозванцу.

Но длительность самозванства зависела от случайных факторов- особенностей группового и личностного сознания тех людей с которыми

самозванец вступал в  контакт, мировоззрения и настроений местных управителей (светских, духовных), удаленности места «проявления» от

воинских частей и административных центров , реальной ситуации в  стране и в данном регионе.   Исходя из этого, ясен перелом, который произошел

__________________________________________________   

О. Устенко «Матушкины самозванцы», изд. Родина 2-2010, стр. 116

                                                                                                                                                   7

 в сознании Пугачева  летом 1773 года после встречи с яицкими казаками.

 До этого времени  он хотел лишь увести казаков  за пределы Российского государства,  на «вольные земли». На мой  взгляд, Пугачев был просто вынужден  принять новый план действий. Так, после поражения под Казанью  (июль 1774 года) яицкие казаки обращались  к Пугачеву, решившему идти по  Волге к Дону, с такими словами:

Информация о работе Восстание Пугачёва: народный бунт или явление самозванца