Восточные славяне в VI-IX вв., их экономика, социальная организация, быт, верования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2015 в 19:47, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является комплексный анализ образа жизни восточных славян в VI-IX вв.: изучение их экономики, социальной организации, сравнение способов ведения хозяйства в зависимости от природных условий, определение значения ремесел в развитии культуры, наблюдение эволюции религиозных мировоззрений.

Содержание работы

Введение
1. Социальный строй, поселения и жилища восточных славян VI-IX вв.
2. Способы обработки земли и ведения хозяйства восточных славян в VI-IX вв.
3. Ремёсла восточных славян в VI-IX вв.
4. Святилища, идолы и верования восточных славян в VI-IX вв.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

контрольная работа по истории Казьминой О. С..docx

— 55.37 Кб (Скачать файл)

Министерство сельского хозяйства

Российской Федерации

Воронежский государственный аграрный университет

имени императора Петра I

Кафедра истории Отечества и философии 

 

 

  

 

 

  

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ НА ТЕМУ:

Восточные славяне в VI-IX вв. их экономика, социальная организация, быт, верования. 

 

 

  

 

 

                                                   

Выполнила: студентка–заочница                                                       

Группа:  М-про-(5)-2014                                                        

Казьмина Оксана Сергеевна                                                       

Шифр: 14504                                                       

Проверил:  

 

 

  

 

 

 

МИЛЛЕРОВО - 2014 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

Введение

1. Социальный строй, поселения и жилища восточных славян VI-IX вв.

2. Способы обработки земли и ведения хозяйства восточных славян в VI-IX вв.

3. Ремёсла восточных славян в VI-IX вв.

4. Святилища, идолы  и верования восточных славян в VI-IX вв.

Заключение

Список использованной литературы

 

 

Введение

Откройте любой учебник ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ. С чего начинается история России? С Рюрика,  Олега, Игоря и Ольги, с Повести временных лет и монаха Нестора, с первого упоминания о Руси в зарубежных источниках. И лишь вскользь упоминается о верованиях, быте и жизни людей живших на территории Восточноевропейской равнины. Мы изучаем древнюю историю Египта, Греции, Китая и Рима, но очень мало знаем о собственной. Меня всегда интересовало, а что же  было до образования Киевской Руси. Какими они были – наши предки? Чем и как жили? Во что верили? Поиском ответов на эти вопросы и будет эта контрольная работа.

    К сожалению,  нет письменных источников дохристианской  Руси, которые могли бы помочь  в поисках ответов. Одни историки  говорят, что у славян не было  собственной письменности до  прихода Кирилла и Мефодия   в Моравию и составления Кириллом славянской азбуки – «глаголицы». Эти же историки говорили, что славяне-язычники не строили культовых сооружений.  Всё изменилось только после археологических открытий XX века. Другие историки утверждают, что славяне знали письменность задолго до Кирилла. Некоторые даже уточняют – писали «чертами и резами». Андрей Никитин в своей книге «Основания русской истории» пишет об этом так: «… представляется в высшей степени вероятным, что именно с одним из её представителей (т.е. «русином») встретился в Корсуни  Кирилл-Константин, брат Мефодия  впервые познакомившийся с «роусьскыми писмены» («обреете же тоу еваггелие и псалтирь роускыми писмены писано, и чловека обреть глаголюща тою беседою») т.е.  с уже существовавшей у росов письменностью, благодаря своей простоте вытеснившей впоследствии созданную для моравов «глаголицу».» Текст «Слова о полку Игореве» начинается словами: «Не лепо ли ны бяшеть, братие, начати старыми словесы» - значит были и «новые словесы»?

Однако куда же делись образцы этой письменности? Зная менталитет нашего народа и его склонность «весь мир … разрушить до основанья, а затем…», можно предположить, что с принятием христианства все языческие памятники, в том числе и письменные были «разрушены до основания», принесены в жертву новому богу.

     Впрочем, мы  ушли далеко от изначальной  темы этой работы. А тема мне  представляется особенно актуальной  в наши дни, когда рвутся вековые  связи между братскими народами,  переписывается и перекраивается история, забываются события объединяющие весь славянский мир против общих врагов. Это и авары первого тысячелетия, хазары, печенеги и половцы древности, монголы и тевтонские рыцари средневековья, французы с Наполеоном XIX века и фашисты XX. Хочется напомнить: «Люди, мы же один народ!»

Целью данной работы является комплексный анализ образа жизни восточных славян в VI-IX вв.: изучение их экономики, социальной организации, сравнение способов ведения хозяйства в зависимости от природных условий, определение значения ремесел в развитии культуры, наблюдение эволюции религиозных мировоззрений.

Исходя из вышеизложенной цели, вытекают следующие задачи:

  1. Изучить материальную составляющую культуры восточных славян; их социальный строй, поселения и жилища.
  2. Сравнить способы обработки земли и ведения хозяйства у южных и северных славянских племен.
  3. Определить значение ремёсел в развитии общей культуры древних славян.
  4. Проследить эволюцию религиозных представлений обитателей Русской равнины в первом тысячелетии н.э.                                                                                                                                                               

    Собирая материал для контрольной работы, я была удивлена обилием написанных и опубликованных книг и статей по данной теме. В своей работе я использовала коллективный труд советских учёных «История культуры древней Руси» под редакцией Воронина Н. Н. , Каргера М. К., Тихановой М. А. в этой книге собраны материалы по культуре древних восточнославянских  племен с середины первого тысячелетия и до монгольского нашествия. Описываются быт, способы ведения хозяйства, ремёсла, торговля и торговые пути, средства и пути сообщения, одежда и пища, денежные отношения, военное дело, оружие и крепостные сооружения.

  Так же большое  количество сведений почерпнуто  из книги Седова В. В. «Восточные  славяне в VI-IXвв.». Здесь рассматривается  не только культура славян в целом, но и каждое существовавшее племя в отдельности; не только быт и образ жизни, но и, если так можно выразиться «образ смерти» т. е. способы погребения, обычаи с этим связанные, а так же описываются святилища, капища и идолы. В этом труде использованы не только письменные исторические источники , но и иллюстративный материал.

   Не последнюю роль в написании работы сыграло произведение Рыбакова Б. А. «Язычество древних славян». В книге описаны верования, традиции и обычаи, игры и песни, былины и сказки славян начиная с каменного века и до наших дней, поскольку язычество с принятием христианства не исчезает, а лишь приобретает другие формы, уходит в тень.

   Вряд ли можно  сделать выводы, что проблема  исследования изучена досконально. Думаю - впереди нас ждут удивительные открытия в данной области, но пока кратко изложим существующий материал.

 

1.СОЦИАЛЬНЫЙ СТРОЙ, ЖИЛИЩА И ПОСЕЛЕНИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН В VI-IX ВВ

Во второй половине первого тысячелетия нашей эры Восточноевропейская равнина в большей своей части была покрыта густыми лесами. Лесной покров охватывал огромную территорию, спускаясь далеко на юг по течению Днестра и Южного Буга, а на северо-востоке, у Волги, поднимаясь на север. Лиственный и смешанный лес южной полосы постепенно уступал место хвойному лесу, бору. Супески и суглинок северной полосы поросший сосной, елью, можжевельником, перерезывались озерами и болотами и постепенно переходили в болотистые пространства северо-западной окраины русской низменности и дремучую тайгу Подвинья и Приуралья. Среди девственных лесов струились многоводные реки – Западная Двина, Днепр, Буг, Днестр, Дон, Волга со своими многочисленными притоками, лежали огромные озёра – Галичское, Белое, Селигер, простирались обширные торфяные болота, заросшие мхом, покрытые кочками и ивняком. На юге тянулась полоса лесостепи, поднимаясь по Дону и Волге на север. Лесные оазисы опускались гораздо южнее, встречались кое-где и в степях по течениям рек. Ещё дальше на юг тянулись, вплоть до Азовского и Черного морей, широкие и ровные чернозёмные ковыльные степи, прорезанные кое-где глубокими оврагами, поросшими лиственными деревьями. От дикой северной тундры, тайги и Белого моря до степей Черноморья и Днепровских лиманов, от Пинских болот и лесных рек Полесья до Уральских гор – такова была та географическая среда, в которой началась историческая жизнь русского народа.

  Начало сложения восточнославянских  племён относится к далёкому прошлому. В начале нашей эры славяне под именем «венедов» впервые упоминаются в письменных источниках (Плиний, Тацит, Пейтингеровы таблицы). Венеды были не единым племенем, а совокупностью ряда племенных образований с некоторыми особенностями языка, быта и культуры в каждом из них, но со всё ярче проявляющимися чертами общности. В VI в. Иордан знает уже две группы славянских племён: склавинов (западная ветвь) и антов (восточная ветвь), живущих между Днестром и Днепром и далее на восток. Антов можно считать непосредственными предшественниками восточных славян.

  Анты и склавины жили племенами, управляющимися советом старейшин, что свидетельствует о стадии военной демократии. В это время оформилась частная собственность. У каждой семьи было право на расчищенную землю – лядину. В славянском обществе выделялись военные вожди и формировалась дружина. Дружина – особый вид населения занимающийся только военной деятельностью, в частности нападением. (Уже начиная с VI века славяне становятся настолько грозными соседями для Византии, что появились специальные стратегические руководства посвящённые вопросам борьбы со склавинами и антами.) Для обороны же существовало ополчение свободных общинников. Дружинники занимались не только завоевательными походами, но и управляли присоединёнными землями. Во главе дружинников стоял выборный князь (военный вождь). Со временем князья стали передавать власть по наследству.

    Византийские  источники VI в. – Псевдо-Маврикий и Прокопий Кесарийский – рисуют жизнь и быт славян и антов. Они говорят, что славяне и анты живут по берегам рек, озёр и болот в жалких, разбросанных далеко друг от друга хижинах. Раскопки подтверждают, что славяне и анты выбирали для поселений берега рек, как представляющие естественные укрепления, с одной стороны, и, с другой – дающие возможность заниматься рыбной ловлей, пасти скот на заливных лугах и, наконец, пользоваться рекой как средством передвижения.  «Жалкие хижины», о которых говорят названные источники, - это, повидимому, летние временные жилища – шалаши рыбаков, охотников, тогда как славяне и анты обитали в больших укреплённых поселениях, достигавших иногда 35000 кв.м.  Чаще же всего это были небольшие поселения на возвышенных местах, огороженные рвом и валом с частоколом, средним размером в 4500-5000 кв. м., с жилищами полуземляночного типа, иногда связанными между собой крытыми ходами. Площадь одной «полуземлянки» колеблется от 12 до 20 кв. м., по форме близкая к квадрату. Подмечено, что со временем размеры жилищ несколько увеличивается. Стены домов облицовывались деревом и имели столбовую или срубную конструкцию. Один из углов построек занимали печи-каменки. Иногда печи-каменки складывали из крупных камней, однако, чаще встречаются печи выложенные из более мелких. Для относительно ранних памятников характерно положение печи в одном из углов близ северной стены полуземлянки, тогда как вход находился с южной стороны. Позднее эта закономерность нарушается.

   Распространённость  полуземляночных жилищ у южных  племён восточных славян отмечает арабский географ Ибн-Руссто пишет: «Холод в их стране бывает до того силён, что каждый из них выкапывает себе в земле род погреба, к которому приделывает остроконечную крышу,…, и на крышу накладывает землю. В такие погреба переселяются всем семейством и, взяв несколько дров и камней, зажигают огонь и раскаляют камни на огне докрасна. Когда же раскаляются камни до высшей степени, поливают их водой, от чего распространяется пар, нагревающий жильё до того, что снимают уже одежду. В таком жилье остаются до весны». В этом описании, возможно, слились сведения, полученные автором, о жилье и бане, но в общем полуземляночное жильё славян описано верно.

    Жилищные комплексы  представляли собой поселения  большой семейной общины («задруги», «верви»), ведущей коллективное хозяйство, причём каждая землянка представляла  собой жилище брачной пары. Наличие  семейной общины свидетельствует  о господстве у антов патриархально-родовых  отношений. Этнографическое введение  «Повести временных лет» также знает в отдалённом от XII в. Прошлом то время, когда славянские племена «живяху каждо своим родом».

    Дальнейший процесс  исторического развития приводит  к формированию сельских общин. Большая вооруженность земледельческого  труда железными орудиями –  изделиями развивающегося ремесла  упраздняет необходимость коллективных  трудовых процессов, - каждая семья  теперь может вести хозяйство  самостоятельно.

    В Верхнем Поднепровье, в верховьях Оки и Волги, в глубокой древности, хотя и позднее, чем на среднем течении Днепра, начался процесс формирования земледельческих славянских племён. Однако здесь общественное развитие шло несколько замедленным темпом. Основной формой поселения здесь было маленькое городище с бревенчатыми избами. Городища отстояли довольно далеко друг от друга. Центр городища занимал большой общественный дом с очагом в середине помещения. Вокруг располагались несколько жилищ площадью 15-20 кв.м. – это были также бревенчатые дома с земляным полом и каменным очагом у задней стены; внутри левая половина дома занималась женщинами, правая мужчинами. Каждый из домов принадлежал одной брачной паре, образовывавших патриархальную большую семью. Рядом с центральным общественным домом была небольшая деревянная постройка, служившая для хранения общинного хлеба и его размола. Поодаль находился большой навес, служивший кузницей. Одна из построек служила специально для женских работ – прядения, шитья, ткачества.

     Термином «город»  в древней Руси обозначалось  вообще укреплённое, ограждённое  поселение вне зависимости от  его экономического характера – был ли это город в собственном смысле слова – значительный ремесленно-торговый центр, или небольшая крепостца с военным гарнизоном, или старое укреплённое поселение дофеодальной поры. Поэтому за древней Русью в первые века её существования укрепилось название «страны городов» (Gardariki).

 

2.СПОСОБЫ ОБРАБОТКИ ЗЕМЛИ И ВЕДЕНИЯ ХОЗЯЙСТВА ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН В VI-IX ВВ

 

   Археологические  раскопки многочисленных городищ  и селищ второй половины первого  тысячелетия нашей эры, принадлежащих  славянским племенам, дали огромный  материал для характеристики  жизни, быта и хозяйства этих  племён в дофеодальный период. Восточнославянские племена до образования Киевского государства имели весьма сложное хозяйство, в котором наряду с земледелием большую роль играло и скотоводство. Охота, рыбная ловля и другие промыслы имели меньшее значение, но всё же являлись серьёзным подспорьем к основным отраслям экономики. Археологические материалы показали также, что хозяйство восточнославянских племён не было всюду одинаковым. На юге оно имело один характер, на севере – несколько иной.

Информация о работе Восточные славяне в VI-IX вв., их экономика, социальная организация, быт, верования