Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2015 в 19:47, контрольная работа
Целью данной работы является комплексный анализ образа жизни восточных славян в VI-IX вв.: изучение их экономики, социальной организации, сравнение способов ведения хозяйства в зависимости от природных условий, определение значения ремесел в развитии культуры, наблюдение эволюции религиозных мировоззрений.
Введение
1. Социальный строй, поселения и жилища восточных славян VI-IX вв.
2. Способы обработки земли и ведения хозяйства восточных славян в VI-IX вв.
3. Ремёсла восточных славян в VI-IX вв.
4. Святилища, идолы и верования восточных славян в VI-IX вв.
Заключение
Список использованной литературы
Министерство сельского хозяйства
Российской Федерации
Воронежский государственный аграрный университет
имени императора Петра I
Кафедра истории Отечества и философии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ НА ТЕМУ:
Восточные славяне в VI-IX вв. их экономика, социальная организация, быт, верования.
Выполнила:
студентка–заочница
Группа: М-про-(5)-2014
Казьмина
Оксана Сергеевна
Шифр:
14504
Проверил:
МИЛЛЕРОВО - 2014
План
Введение
1. Социальный строй, поселения и жилища восточных славян VI-IX вв.
2. Способы обработки земли и ведения хозяйства восточных славян в VI-IX вв.
3. Ремёсла восточных славян в VI-IX вв.
4. Святилища, идолы и верования восточных славян в VI-IX вв.
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Откройте любой учебник ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ. С чего начинается история России? С Рюрика, Олега, Игоря и Ольги, с Повести временных лет и монаха Нестора, с первого упоминания о Руси в зарубежных источниках. И лишь вскользь упоминается о верованиях, быте и жизни людей живших на территории Восточноевропейской равнины. Мы изучаем древнюю историю Египта, Греции, Китая и Рима, но очень мало знаем о собственной. Меня всегда интересовало, а что же было до образования Киевской Руси. Какими они были – наши предки? Чем и как жили? Во что верили? Поиском ответов на эти вопросы и будет эта контрольная работа.
К сожалению,
нет письменных источников
Однако куда же делись образцы этой письменности? Зная менталитет нашего народа и его склонность «весь мир … разрушить до основанья, а затем…», можно предположить, что с принятием христианства все языческие памятники, в том числе и письменные были «разрушены до основания», принесены в жертву новому богу.
Впрочем, мы
ушли далеко от изначальной
темы этой работы. А тема мне
представляется особенно
Целью данной работы является комплексный анализ образа жизни восточных славян в VI-IX вв.: изучение их экономики, социальной организации, сравнение способов ведения хозяйства в зависимости от природных условий, определение значения ремесел в развитии культуры, наблюдение эволюции религиозных мировоззрений.
Исходя из вышеизложенной цели, вытекают следующие задачи:
Собирая материал для контрольной работы, я была удивлена обилием написанных и опубликованных книг и статей по данной теме. В своей работе я использовала коллективный труд советских учёных «История культуры древней Руси» под редакцией Воронина Н. Н. , Каргера М. К., Тихановой М. А. в этой книге собраны материалы по культуре древних восточнославянских племен с середины первого тысячелетия и до монгольского нашествия. Описываются быт, способы ведения хозяйства, ремёсла, торговля и торговые пути, средства и пути сообщения, одежда и пища, денежные отношения, военное дело, оружие и крепостные сооружения.
Так же большое
количество сведений
Не последнюю роль в написании работы сыграло произведение Рыбакова Б. А. «Язычество древних славян». В книге описаны верования, традиции и обычаи, игры и песни, былины и сказки славян начиная с каменного века и до наших дней, поскольку язычество с принятием христианства не исчезает, а лишь приобретает другие формы, уходит в тень.
Вряд ли можно
сделать выводы, что проблема
исследования изучена
1.СОЦИАЛЬНЫЙ СТРОЙ, ЖИЛИЩА И ПОСЕЛЕНИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН В VI-IX ВВ
Во второй половине первого тысячелетия нашей эры Восточноевропейская равнина в большей своей части была покрыта густыми лесами. Лесной покров охватывал огромную территорию, спускаясь далеко на юг по течению Днестра и Южного Буга, а на северо-востоке, у Волги, поднимаясь на север. Лиственный и смешанный лес южной полосы постепенно уступал место хвойному лесу, бору. Супески и суглинок северной полосы поросший сосной, елью, можжевельником, перерезывались озерами и болотами и постепенно переходили в болотистые пространства северо-западной окраины русской низменности и дремучую тайгу Подвинья и Приуралья. Среди девственных лесов струились многоводные реки – Западная Двина, Днепр, Буг, Днестр, Дон, Волга со своими многочисленными притоками, лежали огромные озёра – Галичское, Белое, Селигер, простирались обширные торфяные болота, заросшие мхом, покрытые кочками и ивняком. На юге тянулась полоса лесостепи, поднимаясь по Дону и Волге на север. Лесные оазисы опускались гораздо южнее, встречались кое-где и в степях по течениям рек. Ещё дальше на юг тянулись, вплоть до Азовского и Черного морей, широкие и ровные чернозёмные ковыльные степи, прорезанные кое-где глубокими оврагами, поросшими лиственными деревьями. От дикой северной тундры, тайги и Белого моря до степей Черноморья и Днепровских лиманов, от Пинских болот и лесных рек Полесья до Уральских гор – такова была та географическая среда, в которой началась историческая жизнь русского народа.
Начало сложения
Анты и склавины жили племенами, управляющимися советом старейшин, что свидетельствует о стадии военной демократии. В это время оформилась частная собственность. У каждой семьи было право на расчищенную землю – лядину. В славянском обществе выделялись военные вожди и формировалась дружина. Дружина – особый вид населения занимающийся только военной деятельностью, в частности нападением. (Уже начиная с VI века славяне становятся настолько грозными соседями для Византии, что появились специальные стратегические руководства посвящённые вопросам борьбы со склавинами и антами.) Для обороны же существовало ополчение свободных общинников. Дружинники занимались не только завоевательными походами, но и управляли присоединёнными землями. Во главе дружинников стоял выборный князь (военный вождь). Со временем князья стали передавать власть по наследству.
Византийские источники VI в. – Псевдо-Маврикий и Прокопий Кесарийский – рисуют жизнь и быт славян и антов. Они говорят, что славяне и анты живут по берегам рек, озёр и болот в жалких, разбросанных далеко друг от друга хижинах. Раскопки подтверждают, что славяне и анты выбирали для поселений берега рек, как представляющие естественные укрепления, с одной стороны, и, с другой – дающие возможность заниматься рыбной ловлей, пасти скот на заливных лугах и, наконец, пользоваться рекой как средством передвижения. «Жалкие хижины», о которых говорят названные источники, - это, повидимому, летние временные жилища – шалаши рыбаков, охотников, тогда как славяне и анты обитали в больших укреплённых поселениях, достигавших иногда 35000 кв.м. Чаще же всего это были небольшие поселения на возвышенных местах, огороженные рвом и валом с частоколом, средним размером в 4500-5000 кв. м., с жилищами полуземляночного типа, иногда связанными между собой крытыми ходами. Площадь одной «полуземлянки» колеблется от 12 до 20 кв. м., по форме близкая к квадрату. Подмечено, что со временем размеры жилищ несколько увеличивается. Стены домов облицовывались деревом и имели столбовую или срубную конструкцию. Один из углов построек занимали печи-каменки. Иногда печи-каменки складывали из крупных камней, однако, чаще встречаются печи выложенные из более мелких. Для относительно ранних памятников характерно положение печи в одном из углов близ северной стены полуземлянки, тогда как вход находился с южной стороны. Позднее эта закономерность нарушается.
Распространённость
полуземляночных жилищ у южных
племён восточных славян
Жилищные комплексы
представляли собой поселения
большой семейной общины («задруги»,
«верви»), ведущей коллективное
Дальнейший процесс
исторического развития
В Верхнем Поднепровье, в верховьях Оки и Волги, в глубокой древности, хотя и позднее, чем на среднем течении Днепра, начался процесс формирования земледельческих славянских племён. Однако здесь общественное развитие шло несколько замедленным темпом. Основной формой поселения здесь было маленькое городище с бревенчатыми избами. Городища отстояли довольно далеко друг от друга. Центр городища занимал большой общественный дом с очагом в середине помещения. Вокруг располагались несколько жилищ площадью 15-20 кв.м. – это были также бревенчатые дома с земляным полом и каменным очагом у задней стены; внутри левая половина дома занималась женщинами, правая мужчинами. Каждый из домов принадлежал одной брачной паре, образовывавших патриархальную большую семью. Рядом с центральным общественным домом была небольшая деревянная постройка, служившая для хранения общинного хлеба и его размола. Поодаль находился большой навес, служивший кузницей. Одна из построек служила специально для женских работ – прядения, шитья, ткачества.
Термином «город» в древней Руси обозначалось вообще укреплённое, ограждённое поселение вне зависимости от его экономического характера – был ли это город в собственном смысле слова – значительный ремесленно-торговый центр, или небольшая крепостца с военным гарнизоном, или старое укреплённое поселение дофеодальной поры. Поэтому за древней Русью в первые века её существования укрепилось название «страны городов» (Gardariki).
2.СПОСОБЫ ОБРАБОТКИ ЗЕМЛИ И ВЕДЕНИЯ ХОЗЯЙСТВА ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН В VI-IX ВВ
Археологические
раскопки многочисленных