Восточные славяне в VI-IX вв., их экономика, социальная организация, быт, верования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2015 в 19:47, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является комплексный анализ образа жизни восточных славян в VI-IX вв.: изучение их экономики, социальной организации, сравнение способов ведения хозяйства в зависимости от природных условий, определение значения ремесел в развитии культуры, наблюдение эволюции религиозных мировоззрений.

Содержание работы

Введение
1. Социальный строй, поселения и жилища восточных славян VI-IX вв.
2. Способы обработки земли и ведения хозяйства восточных славян в VI-IX вв.
3. Ремёсла восточных славян в VI-IX вв.
4. Святилища, идолы и верования восточных славян в VI-IX вв.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

контрольная работа по истории Казьминой О. С..docx

— 55.37 Кб (Скачать файл)

   Изваяние представляет  собой высокий (2,7м) четырехгранный  столб, на каждой из четырёх  сторон которого имеются серии  изображений. Манера изображений  плоскостная и схематичная. Переданы  лишь основные контуры. Детали, может  быть, выполнялись раскраской. Следы  краски выявлены во впадинках  известнякового столба.

   Три горизонтальных яруса изображений Збручского изваяния символизируют распространённое деление Вселенной на небо – мир богов (Правь), землю, обжитую людьми (Явь), и преисподнюю – подземный мир (Навь).

   Наверху, на каждой  из четырёх сторон столба, изображены  в рост фигуры четырёх божеств, увенчанных одной общей шапкой. На главной лицевой стороне  помещено женское божество с  турьим рогом-ритоном в правой руке. Это – богиня плодородия с рогом изобилия. По левую руку от неё мужская фигура бога-воина с саблей у пояса и конём внизу. Скорее всего это Перун. По правую сторону от главной богини помешено другое женское божество с каким-то кольцом в правой руке. На тыльной грани – изображение мужского божества без атрибутов. Эти фигуры имеют строгие позы, как бы говорящие об их неземном происхождении.

   В среднем поясе  помещены чередующиеся фигуры  мужчин и женщин. Это земля  с хороводом взявшихся за руки  людей.

   Нижний ярус –  три фигуры усатых мужчин. Это  – подземные боги, поддерживающие  находящийся над ними земной  шар.

   Збручский идол проливает свет на языческие представления славян о трёхъярусном строении мира. Единая шапка четырёх небесных божеств, может быть, отображает идею единого высшего бога.

   Изучать содержание  религиозных верований с одной  стороны очень сложно – отсутствуют  письменные источники ранее X века. С другой стороны этнография славянских народов в таком изобилии даёт драгоценный материал о язычестве и его пережитках, что в ряде случаев хронологические рамки тех или иных явлений необходимо раздвинуть до очень близких к нам времён. Также большим подспорьем в изучении славянского язычества I тысячелетия служат летописи и церковные поучения X-XIII вв., говорящими о свержении языческих богов и порицающими продолжавшееся почитание их.

   Уже древнерусские  книжники XI-XII вв., писавшие о язычестве, окружавшем их, пытались заглянуть в историю славянских верований и показать различные стадии их в глубокой древности.

   Древнерусский автор, предположительно игумен Даниил  Паломник, взяв за основу греческое  поучение-трактат Григория Богослова пишет своё «Слово святого Григория изобретено в толцех о том како първое погани сущее языци кланялися идолом и требы им клали; то и ныне творят». Автор щедро насытил кратко пересказанный греческий текст вставками о славянском язычестве, обрисовал этапы славянского язычества в хронологическом порядке: «Даже и до словен доиде. Се же словене начали трапезу ставити Роду и Рожаницам переже Перуна бога их. А преже того клали требы упырямъ и берегыням.

   По святем крещении Перуна отринута, а по Христа господа бога нашего яшася, нъ и ныне по украинам их молятся проклятому богу их Перуну, Хърсу и Мокоши и вилам, нъ то творять акы отай…»  

    Итак.

                 1. Славяне первоначально «клали  требы упырям и берегыням».

                 2. Под влиянием средиземноморских  культов славяне «начали    трапезу ставити Роду и Рожаницам».

                  3.  Выдвинулся культ Перуна (возглавившего список других богов).

               4. По принятии Христианства «Перуна отринута», но «отай» молились как комплексу    богов возглавляемому Перуном, так и более древним Роду и Рожаницам.

Первая эпоха – поклонение и принесение жертв упырям и берегиням. И те и другие представлены во множественном числе, следовательно, это ещё не персонифицированные божества.

   Упыри – исчадия  и олицетворение зла – сосуще  человеческую кровь, поедающие мертвецов, достаточно хорошо представлены  в русском фольклоре. Берегини – добрые силы, которым тоже нужно «класть требы», и не только в качестве благодарности, но и для того, чтобы они проявили активно свою доброжелательность к человеку. У нас нет данных о внешнем облике упырей и берегинь.

   По археологическим  данным мы знаем, что идолы  у полян, бужан и «прочих поганых» существовали уже в III-IV вв. н. э. и поэтому кажется, что упыри и берегини не вписываются в рассматриваемый нами период, но следует учитывать – новые комплексы представлений не вытесняли полностью старых, а наслаивались на них, сосуществовали с ними.

  Гораздо меньше пересечений  с описываемым периодом имеет  культ Перуна. По словам Е. В. Аничкова  «культ Перуна – дружинно-княжеский  культ киевских Игоревичей», прямо  связанный с рождением государственности  и в силу этого культ и в силу этого культ молодой, недавний. Судя по Збручскому идолу IX в.,  где бог-воин изображён не на главной лицевой грани, а на боковой, культ бога князей и княжьих мужей действительно является всего лишь ровесником Киевской Руси. Другими словами, культ Перуна не вытеснил, а лишь слегка оттеснил предшествующие культы.

   Перуну после крещения  Руси молились только «по украинам», а о культе Рода и Рожаниц книжники и летописцы говорят как о повсеместном, устойчивом и неистребимом. Известна даже календарная дата празднеств и пиров в честь Рожаниц – 8 сентября. Кем же был этот могущественный предшественник Перуна, с какой экономической и социальной эпохой связаны Род и сопровождающие его Рожаницы?

   Род является самым  загадочным и наименее изученным  из всех славянских божеств. Даниил  Паломник в своём трактате  поминает его в пять раз  чаще, чем других богов. Вероятно Род был изначально верховным богом славян, создателем вселенной и всего живого. Часто род ассоциируется со Святовитом, Даждьбогом. Роду сопутствуют две Рожаницы.

Род – творец Вселенной.

Род вдувает жизнь в людей.

Род – бог неба и дождя.

Род связан с земной водой (родники, родища).

Род связан с огнем.

Род связан с подземным пеклом (родьство огненное).

Род связан с красным цветом (рдяный, родрый).

Род связан с шаровой молнией (родиа).

 

   У славян в глубокой  древности существовало предсавление о божестве судьбы. Наиболее полно оно сохранилось у южных славян («Среча», Сърешта») это красивая девушка, прядущая золотую нить. Среча заботится о нивах, стадах, помогает человеку в борьбе со злом. Среча это удача, добрая судьба человека. Ей противостоит Несреча – злая судьба, она прядёт слишком тонкую нить, которая может легко оборваться.

  Русские летописи называют богов культ которых учредил князь Владимир в 980 г. – это Перун, Стрибог, Даждьбог, Хорс, Симаргл и богини Макошь. Кроме того упоминаются Велес, Сварог, Лада, Леля, Святовит, Огнь Сварожич, Яровит, Дева, Жива, Радогост.

   Мы не всегда  знаем функции этих богов, степени  распространения их культов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

История русского народа уходит вглубь веков и даже тысячелетий. Впрочем, славяне это не только русские. Это украинцы, белорусы, поляки, сербы, чехи, словаки и многие другие. Славяне связаны своими корнями с антами, скифами, сколотами и, наконец, с ариями, в учебниках истории называемыми индоевропейцами.

   В IV-IX вв. у славян складывается соседская община с зарождающимся расслоением общества. Из общей массы выделяются воины-дружинники возглавляемые воеводами и князем, в начале выборным, а затем наследным. В каждом городе, у каждого племени-рода был свой князь и свой совет старейшин, управлявших повседневной жизнью поселения.

   Мы рассмотрели  общие черты для разных восточнославянских  племён,  такие как язык (с разной  степенью диалектных различий), Общими  были боги и способы поклонения  им, похожие устройства святилищ  и капищ, идолы, общие обряды молений  и жертвоприношений, былины и  сказы, общие песни и сказки. Много  общего в свадебных и погребальных  обрядах, в быту и образе жизни, ремеслах.

  Кроме громадного  количества объединяющих факторов, много различий. В способах обработки земли, например, в зависимости от природных условий и качества почвы существует значительная разница. Так у южных славян большие поля, обрабатываемые плугом или сохой, соответственно и поселения в этой местности значительные по своей площади и количеству людей в них проживающих. Севернее, в лесной зоне,  где обработка земли затруднена и поселения насчитывают всего несколько десятков человек.

  С течением времени  восточнославянские племена под  воздействием внешних и внутренних  факторов были вынуждены объединяться  в племенные союзы, что впоследствии  привело к образованию государств. В одном из них мы сегодня и живём.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. История культуры древней Руси. Домонгольский период. Материальная культура. Под редакцией Воронина Н. Н., Каргера М. К., Тихановой М. А. Издательство Академии Наук СССР М. 1948
  2. Никитин А. Л. Основания Русской истории. Издательство Аграф М. 2001
  3. Седов В. В. Восточные славяне в VI-XIII вв. Издательство Наука М. 1982
  4. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. Издательство Наука М. 1981

    

 

 

 


Информация о работе Восточные славяне в VI-IX вв., их экономика, социальная организация, быт, верования