Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2015 в 19:47, контрольная работа
Целью данной работы является комплексный анализ образа жизни восточных славян в VI-IX вв.: изучение их экономики, социальной организации, сравнение способов ведения хозяйства в зависимости от природных условий, определение значения ремесел в развитии культуры, наблюдение эволюции религиозных мировоззрений.
Введение
1. Социальный строй, поселения и жилища восточных славян VI-IX вв.
2. Способы обработки земли и ведения хозяйства восточных славян в VI-IX вв.
3. Ремёсла восточных славян в VI-IX вв.
4. Святилища, идолы и верования восточных славян в VI-IX вв.
Заключение
Список использованной литературы
Изваяние представляет собой высокий (2,7м) четырехгранный столб, на каждой из четырёх сторон которого имеются серии изображений. Манера изображений плоскостная и схематичная. Переданы лишь основные контуры. Детали, может быть, выполнялись раскраской. Следы краски выявлены во впадинках известнякового столба.
Три горизонтальных яруса изображений Збручского изваяния символизируют распространённое деление Вселенной на небо – мир богов (Правь), землю, обжитую людьми (Явь), и преисподнюю – подземный мир (Навь).
Наверху, на каждой из четырёх сторон столба, изображены в рост фигуры четырёх божеств, увенчанных одной общей шапкой. На главной лицевой стороне помещено женское божество с турьим рогом-ритоном в правой руке. Это – богиня плодородия с рогом изобилия. По левую руку от неё мужская фигура бога-воина с саблей у пояса и конём внизу. Скорее всего это Перун. По правую сторону от главной богини помешено другое женское божество с каким-то кольцом в правой руке. На тыльной грани – изображение мужского божества без атрибутов. Эти фигуры имеют строгие позы, как бы говорящие об их неземном происхождении.
В среднем поясе помещены чередующиеся фигуры мужчин и женщин. Это земля с хороводом взявшихся за руки людей.
Нижний ярус – три фигуры усатых мужчин. Это – подземные боги, поддерживающие находящийся над ними земной шар.
Збручский идол проливает свет на языческие представления славян о трёхъярусном строении мира. Единая шапка четырёх небесных божеств, может быть, отображает идею единого высшего бога.
Изучать содержание
религиозных верований с одной
стороны очень сложно –
Уже древнерусские книжники XI-XII вв., писавшие о язычестве, окружавшем их, пытались заглянуть в историю славянских верований и показать различные стадии их в глубокой древности.
Древнерусский автор,
предположительно игумен
По святем крещении Перуна отринута, а по Христа господа бога нашего яшася, нъ и ныне по украинам их молятся проклятому богу их Перуну, Хърсу и Мокоши и вилам, нъ то творять акы отай…»
Итак.
1. Славяне первоначально «клали требы упырям и берегыням».
2. Под влиянием
3. Выдвинулся культ Перуна (возглавившего список других богов).
4. По принятии Христианства «Перуна отринута», но «отай» молились как комплексу богов возглавляемому Перуном, так и более древним Роду и Рожаницам.
Первая эпоха – поклонение и принесение жертв упырям и берегиням. И те и другие представлены во множественном числе, следовательно, это ещё не персонифицированные божества.
Упыри – исчадия
и олицетворение зла – сосуще
человеческую кровь, поедающие мертвецов,
достаточно хорошо
По археологическим данным мы знаем, что идолы у полян, бужан и «прочих поганых» существовали уже в III-IV вв. н. э. и поэтому кажется, что упыри и берегини не вписываются в рассматриваемый нами период, но следует учитывать – новые комплексы представлений не вытесняли полностью старых, а наслаивались на них, сосуществовали с ними.
Гораздо меньше пересечений
с описываемым периодом имеет
культ Перуна. По словам Е. В. Аничкова
«культ Перуна – дружинно-
Перуну после крещения
Руси молились только «по
Род является самым
загадочным и наименее
Род – творец Вселенной.
Род вдувает жизнь в людей.
Род – бог неба и дождя.
Род связан с земной водой (родники, родища).
Род связан с огнем.
Род связан с подземным пеклом (родьство огненное).
Род связан с красным цветом (рдяный, родрый).
Род связан с шаровой молнией (родиа).
У славян в глубокой
древности существовало
Русские летописи называют богов культ которых учредил князь Владимир в 980 г. – это Перун, Стрибог, Даждьбог, Хорс, Симаргл и богини Макошь. Кроме того упоминаются Велес, Сварог, Лада, Леля, Святовит, Огнь Сварожич, Яровит, Дева, Жива, Радогост.
Мы не всегда знаем функции этих богов, степени распространения их культов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
История русского народа уходит вглубь веков и даже тысячелетий. Впрочем, славяне это не только русские. Это украинцы, белорусы, поляки, сербы, чехи, словаки и многие другие. Славяне связаны своими корнями с антами, скифами, сколотами и, наконец, с ариями, в учебниках истории называемыми индоевропейцами.
В IV-IX вв. у славян складывается соседская община с зарождающимся расслоением общества. Из общей массы выделяются воины-дружинники возглавляемые воеводами и князем, в начале выборным, а затем наследным. В каждом городе, у каждого племени-рода был свой князь и свой совет старейшин, управлявших повседневной жизнью поселения.
Мы рассмотрели
общие черты для разных
Кроме громадного количества объединяющих факторов, много различий. В способах обработки земли, например, в зависимости от природных условий и качества почвы существует значительная разница. Так у южных славян большие поля, обрабатываемые плугом или сохой, соответственно и поселения в этой местности значительные по своей площади и количеству людей в них проживающих. Севернее, в лесной зоне, где обработка земли затруднена и поселения насчитывают всего несколько десятков человек.
С течением времени
восточнославянские племена
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: