Восточные славяне в VI-IX вв., их экономика, социальная организация, быт, верования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2015 в 19:47, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является комплексный анализ образа жизни восточных славян в VI-IX вв.: изучение их экономики, социальной организации, сравнение способов ведения хозяйства в зависимости от природных условий, определение значения ремесел в развитии культуры, наблюдение эволюции религиозных мировоззрений.

Содержание работы

Введение
1. Социальный строй, поселения и жилища восточных славян VI-IX вв.
2. Способы обработки земли и ведения хозяйства восточных славян в VI-IX вв.
3. Ремёсла восточных славян в VI-IX вв.
4. Святилища, идолы и верования восточных славян в VI-IX вв.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

контрольная работа по истории Казьминой О. С..docx

— 55.37 Кб (Скачать файл)

     Среднее Приднепровье  является областью древнейшего восточноевропейского мотыжного земледелия. По своим природным особенностям это был лесостепной район, почвы которого чрезвычайно благоприятны для земледелия. Из культурных растений им были известны разные виды проса, мягкая и твёрдая пшеница, ячмень. Эти же племена разводили домашних животных; у них имелись свиньи, крупный и мелкий рогатый скот, а позднее появилась и домашняя лошадь.

   Византийский автор  конца VI начала  VII в., повидимому крупный военный специалист своего времени, оставивший нам своё сочинение «Стратегикон» отмечает, что славяне имели много скота и произведений земли особенно проса и пшеницы. Другой византийский автор VI века, Прокопий Кесарийский , сообщает, что своим богам анты приносили в жертву быков и иных животных.

    При раскопках на городищах VIII-X вв. обычной находкой является также кости диких животных: оленя, лося, косули, медведя, зайца и пушных зверей – бобра, выдры и др. Более обильны указания на развитое рыболовство: это кости и чешуя рыб, специальные ямы, служившие для хранения заготовленной впрок рыбы, глиняные грузила, костяные остроги для плетения сетей и крупные железные рыболовные крючки.

    Несколько иной характер имело хозяйство северных восточнославянских племён, обитавших в верховьях Днепра, на верхней Волге и верхней Оке.

   Основой хозяйства  этих племён также являлись  земледелие и скотоводство, но  форма их была иной, чем на  юге. Особенно резко это различие  проявлялось в земледелии, что  объясняется совершенно иными  природными условиями северной  славянской территории. Здесь  была область смешенных и хвойных лесов, ещё не утративших в конце первого тысячелетия н. э. своего девственного облика. Почвенные условия севера были значительно менее благополучными чем на юге. Поэтому земледельческое хозяйство северных славянских племён имело специфический «лесной» характер.  До IX-X вв. оно имело преимущественно форму подсечного, иначе огневого, земледелия.

    Подсечное земледелие  – это земледелие лесных областей. Чтобы подготовить участок для  посева, сначала нужно было вырубить  лес, дать ему высохнуть на  месте, а затем сжечь его. Отсюда – подсечное земледелие нередко называли огневым или паловым. Огонь являлся своеобразным средством обработки земли, так как после сожжения огромной массы древесины, когда прогорал и превращался в рыхлую золу и верхний слой почвы, можно было землю не обрабатывать, а производить посев прямо в золу. Орудиями подсечного земледелия являлись прежде всего железный топор и железная мотыга, служащая для выкорчёвывания корней и разрыхления земли в тех местах, где она не вполне прогорела.

    Приготовленный  в лесу участок (новина) служил  один-два года. В первый год  «новина» давала сравнительно  высокий урожай, но уже на второй  года урожай падал, зола выщелачивалась, перегоревшая почва «спекалась», не пропускала воздуха и не  впитывала воду. Нужно было готовить  новый участок. Старый участок  мог использоваться не раньше чем вырастал лес, т. е. не менее чем через 40-60 лет. При археологических раскопках древних восточнославянских поселений, кроме топоров и серпов, были обнаружены остатки сгоревших зерновых культур: ячмень двухрядный и многорядный, мягкая  пшеница, рожь, просо, овёс, горох и бобы.

   Северные восточнославянские  племена издревле были скотоводами. При археологических раскопках  на городищах постоянно встречаются  кости домашнего скота, коров, овец, свиней и лошадей. В некоторых  местах стада состояли преимущественно  из свиней и лошадей. 

     У северных  восточнославянских племён источником  мясной пищи служила и охота, имевшая здесь большее значение, чем на юге. Добычей охотников, судя по археологическим материалам, являлись лось, благородный и северный олень, косуля, медведь, заяц. Велась охота и на пушных зверей: на бобра, рысь, лисицу, выдру.

   Большое значение  в хозяйстве имела, несомненно, рыбная  ловля. Север изобиловал реками  и озёрами, где можно было сооружать  «заколы», ставить сети, бить рыбу  острогой. Многочисленные указания  на  рыбную ловлю – кости  рыб, грузила, крючки, костяные иглы  для вязания сетей и т.д. –  встречаются при раскопках каждого  славянского поселения.

 

 

3.РЕМЁСЛА ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН В VI-IX ВВ

Большой вклад в развитие культуры Древней Руси внесли ремесленники. В тысячах кузниц по Днепру и по Ильменю, по Волге и Оке ковали плуги и топоры, сотни оружейников готовили оружие, а в ювелирных мастерских создавалось тончайшее узорочье из бронзы, серебра и золота, украшенное филигранью, чеканкой и невыцветающей эмалью.

   Среди членов родового  коллектива раньше всех других  специалистов обособились металлурги, ведавшие сложным, опасным и несколько  таинственным делом обработки  руды в горнах и ковки из  раскалённого металла. Кузнецов  –  творцов металла – народ  окружил сотнями различных легенд  и поверий: кузнец – колдун, «хитрец», находился под покровительством  бога Сварога, он мог не только выковать плуг или меч, но и врачевать болезни, устраивать свадьбы, ворожить, отгонять нечистую силу.

    Знакомство с железом в лесной полосе Европы относится к началу первого тысячелетия до нашей эры. Первоначально железо выплавлялось в обычных домашних очагах. Ко времени формирования славянских племенных союзов металлургическое дело насчитывало уже полуторатысячелетний опыт. Появились специальные горны, вынесенные за пределы землянок, а варка и ковка железа стала делом особых мастеров. Весь процесс изготовления металлических вещей распадался на следующие стадии: 1)добыча руды, 2)предварительная обработка руды, 3)плавка руды («варка железа»), 4)проковка крицы, 5)горячая ковка для получения желаемых изделий. Внимательный  анализ железных вещей позволяет установить различие технических приёмов ковки. К вещам наиболее простым в изготовлении можно отнести ножи, обручи и дужки для ушатов, гвозди, серпы, косы, долота, плужные ножи, шилья, кочедыги, медорезки, лопаты и сковороды. Ко второй группе относятся вещи требующие сварки: цепи, дверные пробои, железные кольца от поясов и от сбруи, удилища, кресала, светцы, остроги. Следующим техническим приёмом было применения зубила: лемехи для сох, тесел, мотыг, жиковин  дверей. Подобным образом ковались ножницы, клещи, ключи, лодочные заклёпки, отверстия в уопьях, оковки лопат и пластины клёпанных котлов. Наиболее сложно было изнотовление топоров, копий, молотков и замков.

    В курганах  наряду с железными изделиями, покойников сопровождает огромное количество бронзовых, медных и серебряных украшений. На основании найденного материала можно судить о существовании ремесленников-ювелиров. В больших городах «кузнецы меди и серебру» отделяются от  «кузнецов железу», но в деревне и маленьких городках функции ювелира выполнялись кузнецами. Среди различных технических приёмов древних ювелиров на первое место нужно поставить литьё. Это наиболее старый приём известный населению Восточной Европы ещё с эпохи бронзы. Металл расплавляли в глиняных тиглях, затем расплавленный метел (смесь металлов, сплав) черпали из тиглей глиняной ложкой - «льячкой». Льячка обычно делалась с носиком для слива. Льячку с металлом подогревали в пламени и затем жидкий металл наливали в форму. Когда залитая форма остывала, из неё извлекали готовое изделие. Качество изделия на девять десятых зависела от качества формы. Литейные формы делались их мягких пород камня – известняка, песчаника, шифера. Почти все формы односторонние, т.е. такие, которые прикрывались сверху гладкой плиткой известняка. Благодаря этому лицевая сторона литья была рельефной, а оборотная  гладкой. Кроме односторонних форм с гладкой крышкой применялись и двусторонние, вторая половина которых была также фигурной. При помощи различных видов литья древние славянские ювелиры изготовляли чрезвычайно много различных украшений. Бытовых хозяйственных вещей этим способом почти не делали. Исключение составляла только «блесна», блестящий бронзовый крючок для ловли рыбы.

     На второе  места после литья нужно поставить  ковку и чеканку цветных металлов. Принципиальное отличие отковки  железа заключается в том, что серебро, медь и их сплавы куются значительно легче, требуют меньшей температуры нагрева и легко поддаются даже холодной ковке. Ковкой изготовлялись некоторые виды шейных гривен, браслеты, наголовники ромбощитковые височные кольца и др. Чеканка тонких металлических листов применялась крайне редко. Это было в основном городским приёмом.

     Третьим после  литья и ковки важным разделом  является производства проволоки. В древнеславянских курганах  имеется много разнообразнейших  поделок из медной или серебряной  проволоки. В небольших количествах  проволока употреблялась не только  для украшений, но и в быту. Проволокой обматывались черенки ножей, из проволоки делали кольца и целый ряд других украшений.

   Среди курганных  и городищенских материалов обильнее других предметов представлена глиняная посуда, на городищах она почти всегда в обломках, в курганах чаще целая.

    Гончарное дело  в славянских землях имеет  древнюю традицию, уходящую в  неолит. На рубеже IX-X вв. оно приобрело новую технику и превратилось в ремесло. История гончарного дела резко делится на две части; границей между ними является изобретение гончарного круга. Посуда первого периода называется лепкой, а второго периода – гончарной, формованной на круге.

    При лепке сосуда  только от руки, без круга, он  всегда имеет неправильную форму, неровные поверхности, волнообразный  венчик и более массивные стенки и донную часть. Ассортимент лепной посуды невелик: горшки, сковороды, большие корчаги.

    Большинство городских  построек были деревянными. Из  дерева строили дома, городские  стены и башни, мосты;  брёвнами  мостили улицы и площади. Построить  горд значило в древней Руси «срубить город». Из дерева делали ладьи, колы (колёсные повозки), стенобитные орудия, домашнюю мебель. Из дерева же резалась различная посуда и утварь: бочки, кади, корыта, ковкалы (чаши), дежи, уполовники, ложки, резные ковши и т.д.  Среди деревообделочных инструментов были известны топоры, секиры, долота, пилы, свёрла, тесла.

    Потребность в  кожаных изделиях у населения  городов была велика. Обувь, шапки, оружейные ремни, пояса, сбруя, сёдла, колчаны, щиты, перемётные сумы, рукавицы, плети…

    Сырьём для  кожевников служили воловьи, козлиные  конские шкуры. Выделанную кожу  кроили и сшивали. К сапожному  и скорняжному делу близко  примыкает портняжное.

   Наиболее спорным  из всех ремёсел является ткачество. Прядение льна и шерсти производились  и женами ремесленников, и боярынями, и княжнами, но нет никаких  данных о ткачах-ремесленниках.

     За небольшим  исключением, все горожане занимались  тем или иным ремеслом.

 

 

4.СВЯТИЛИЩА, ИДОЛЫ И ВЕРОВАНИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН В VI-IX ВВ

  Мировоззрения и религиозные  представления славян начали  формироваться в весьма отдалённые  времена, что неизбежно требует  экскурсов в глубины первобытных  эпох.

  Вопрос о характере  и устройствах языческих святилищ  восточнославянских племён давно  интересовал исследователей. Многие учёные пытались представить, как выглядели дохристианские места молений и жертвоприношений. Однако фактических данных для освещения этого вопроса до недавнего времени не было. Положение серьёзно изменилось в результате археологических святилищ  в различных районах восточнославянского расселения.

   Одним из интереснейших  языческих сооружений восточных  славян является святилище Перуна, исследованное близ Новгорода  Великого в урочище Перынь. Центральную часть святилища составляла приподнятая над окружающей поверхностью горизонтальная площадка в виде правильного круга диаметром 21 м окруженная кольцевым рвом шириной до 7м и глубиной более 1м. Точно в центре круга раскопками выявлена яма от столба диаметром 0.6м. Здесь стояла деревянная статуя Перуна, которая, как сообщает летопись, в 988 г. Была срублена и сброшена в Волхов. Перед идолом находился жертвенник – круг, сложенный из булыжных камней. Ров окружавший культовую площадку, представлял в плане не простое кольцо, а ободок в виде громадного цветка в восьмью лепестками.

   Более скромны  святилища, обнаруживаемые среди  лесов и болот и внешне похожие  на городища. Они известны во  многих регионах восточнославянского  расселения.

    Устраивались  такие святилища на небольших  естественных островках среди  болот ли в конце низких  мысов, образуемых болотистыми низинами, и возвышались над уровнем окружающей местности на 2-5м. Известны и искусственно насыпанные святилища археологи относят ко второй половине I тысячелетия.

    Помимо племенных  святилищ, у восточных славян  были и небольшие, устраиваемые  непосредственно на поселениях  и предназначенные для более  узкого круга людей.

   Языческие святилища  у восточных славян были распространены  широко. По устройству они не  были одинаковыми.

    Оригинальное  святилище VIII в. исследовано  в Шумске близ Житомира. Оно было устроено на отроге невысокого берега р. Гнилопять, занимал укромное место, и представляло собой врезанную в грунт неглубокую плоскую яму размерами 14*11м. В ней выявлены следы столбов и огня и обнаружены камни. Конфигурация ямы сложная. Исследователь памятника называет святилище крестообразным. Б. А. Рыбаков увидел в нём антропоморфные очертания: «Обозначены голова, раскинутые в стороны женские груди, обрисованы бедра и внизу ступни ног. Самый массивный столб приходится на месте сердца этой гигантской женской фигуры, распростёртой по высокому берегу реки. В кострище найдены кости птицы и быка. Возможно, что перед нами своеобразная форма жертвоприношения какому-то значительному женскому божеству: Макоши, Живе, а может быть, и богине смерти Бабе-Яге (рядом расположен могильник, а сама фигура помещена головой на север, к царству мрака и смерти). О женской сущности божества говорят и пряслица для веретён, найденные в этом своеобразном святилище».

   Также были найдены  в разных местах восточнославянской  территории каменные и деревянные  идолы. Так  называемый Новгородский  идол, обнаруженный в 1893 г. при  расчистке  русла Шексны и Белозерского  канала,  высечен из гранита. Высота  его 0,75 м. Примитивным рельефом выполнены  глаза, рот и подбородок. Голова увенчана шляпой.

   Себежский идол найден  в болоте. Это гранитная голова мужчины в шляпе с округлой тульей  и прямыми полями. Лицо идола выделено из остальной массы камня – два глаза выбиты в виде щелок, двумя продольными линиями передан немного выступающий нос, рот высечен в виде горизонтальной черты.

   Наиболее примечательным  памятником славянского язычества  является Збручский идол, найденный у подножия холма в Збруче. Условно этот идол называется Святовитом, и ему посвящены десятки научных исследований.

Информация о работе Восточные славяне в VI-IX вв., их экономика, социальная организация, быт, верования