Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 21:32, контрольная работа
Основу экономики славян составляло земледелие. Господство аграрной экономики обусловило тесную связь с природными условиями. В южных степных и лесостепных районах, отличавшихся плодородием почвы и незначительным количеством лесов, земледелие являлось пашенным (перелог). Плодородная почва позволяла сразу перейти к пахоте после выжигания травы и удобрения золой.
1.Восточные славяне в VI – XI вв.
2.Рабовладельческое государство и право Древнего Египта.
НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ (ФИЛИАЛ)
ФГБОУ ВПО «МГУТУ ИМЕНИ К.Г.РАЗУМОВСКОГО»
Контрольная работа
по дисциплине ____история_______
на тему ___ Восточные славяне
в VI – XI вв.
Выполнил студент __1_ курса
Направление 0802 ПФО (СФО)
Шифр: 990442
Захарычева Елена Борисовна
(ФИО)
Нижний Новгород
2012
Вариант № 2.
1.Восточные славяне в VI – XI вв.
2.Рабовладельческое государство и право Древнего Египта.
1.1 Политическая организация и быт восточно-славянских племен в VI – IX вв.
Основу экономики славян составляло земледелие. Господство аграрной экономики обусловило тесную связь с природными условиями. В южных степных и лесостепных районах, отличавшихся плодородием почвы и незначительным количеством лесов, земледелие являлось пашенным (перелог). Плодородная почва позволяла сразу перейти к пахоте после выжигания травы и удобрения золой. Использовались соха с железным сошником, плуг с железным лемехом, тягловая сила животных. Истощение земли заставляло переходить на новый участок, до полного восстановления травяного покрова. В cеверных районах, преимущественно, покрытых многолетними лесами применялся подсечный (огневой) способ земледелия. В первый год деревья подрубали и оставляли для подсушки. На второй год поджигали, зола удобряла землю. Бороной-суковаткой и мотыгой рыхлили землю, корчевали пни. При истощении почвы, через 2–3 года приходилось расчищать новый участок. Оба способа земледелия носили экстенсивный характер. Основными зерновыми культурами, что подтверждается археологическими раскопами в культурном слое VI – VII вв. были: пшеница, рожь (немного), гречиха, просо, ячмень. Основной пищей был хлеб, о чем свидетельствуют древние названия хлеба (жито, коврига, калач). Помимо земледелия, восточные славяне занимались скотоводством (свиньи, волы, лошади), охотой и рыболовством, бортничеством (сбор меда и воска), ремеслами (кузнечное, гончарное, ткацкое), торговлей. Торговые пути вели в Крым, через Карпаты в Прагу, Германию. Наряду с сухопутными торговыми путями в страны Западной Европы, важную роль играли водные пути: Волжский (из варяг в персы) – на Восток, “из варяг в греки” (сложился окончательно к IX в.) – из Северной Европы и Руси в Византию. Вывозили – мед, воск, меха, рабов, ввозили – оружие, вина, ткани, предметы роскоши, серебряные монеты. Рост торговли вызывал развитие денежного обращения. С. X в. на Руси стали чеканить свою золотую и серебряную монету. Затем чеканная монета уступает место серебряным слиткам – гривнам. VI – VIII вв. были в жизни восточных славян переходным этапом от первобытнообщинного к раннеклассовому обществу. В основе этого перехода лежало развитие первобытного производства и совершенствование орудий труда. С развитием производительных сил и переходом от подсечно-огневого способа земледелия к пашенному, каждая семья получила возможность самостоятельно обрабатывать тот участок земли, с которого можно было прокормиться и вести самостоятельное хозяйство. Родовая община превращается в соседскую (территориальную). Внутриплеменные и межплеменные противоречия также способствовали переходу от родовой общины к соседской; на юге она называлась мир, на севере – вервь. Родовая община – поселение, все члены которого объединены кровнородственными связями и ведут совместное хозяйство, сообща владеют средствами производства. В этих условиях хозяйство носило замкнутый, самостоятельный характер. Соседская община – поселение людей, не связанных родственными узами, но занимающих определенную территорию, коллективно обрабатывающих землю; каждая семья имела право на свою долю общинной собственности. Дом, приусадебная земля, инвентарь – являлись личной собственностью общинника. Земля, луга, леса, водоемы, промыслы находились в общем пользовании. Пахотная земля и покосы делились между семьями. В соседской общине появляется частная собственность и имущественное неравенство. Зарождается социальное расслоение. Выделяется знать, старейшины, князья и их дружина, в их руки переходят лучшие земли и большая часть военной добычи. В соседской (территориальной) общине действовал принцип круговой поруки, взаимопомощи. Обязанности крестьянского населения по отношению к власти выражались в уплате налогов (в форме дани) или оброков, участии в вооруженной защите в случае военных действий.
Сведения о политическом строе восточных славян до IX в. (т. е. до образования Древнерусского государства) скудны и отрывочны. Тем не менее, из них следует, что восточные славяне в период VI – VIII вв. находились на стадии разложения родоплеменных отношений. Объединение по принципу территориальных, политических и военных связей и сохранение этих военно-политических образований требовали усиления власти вождя – князя. Князь (военный вождь) с дружиной объезжал подвластные племена, собирая дань (первоначальная форма налога). Существовал и повоз: люди сами свозили дань в назначенные места, обычно к рекам. Усложнение отношений внутри правящей верхушки (вождей, жрецов, старейшин), военное дело и распределения военной добычи, - усиливали роль князя и дружины, представлявших собой зачаток государственности. Внутри славянского общества складывается форма отношений, которую историки определяют как “военную демократию”, переходную к государству. Ее признаки: участие всех членов племенного союза (мужчин) в решении общественных задач, народное собрание как высший орган власти, всеобщее вооружение населения (народное ополчение). Племенные союзы объединяются в еще более крупные формирования (протогосударственные объединения): применительно к VIII в. источники упоминают Куявию (вокруг Киева), Славию (у оз. Ильмень), Артанию (варианты – Тмутаракань, Волга, Рязаны). В целом, можно сказать, что в период VI – VIII вв. созревал прообраз будущей державы, восточные славяне к IX в. стояли на рубеже государственности. Вопрос был в том, каким будет это государство, какое племя или союз племен станет центром объединения. Был возможен и вариант, при котором на территории Восточноевропейской равнины могло возникнуть и несколько государств, как это случилось у западных и южных славян. Процесс создания государственности был ускорен задачами борьбы с военно-торговой экспансией варягов и агрессией Хазарского каганата, поставившего в данническую зависимость часть восточнославянских племен. Ускоренное развитие государственных органов стимулировала и геополитическая ситуация: процесс колонизации по Восточноевропейской равнине требовал административного закрепления заселенных земель. Государственная организация служила связью между расходившимися славянскими мирами, гарантом их выживания.
1.2 Образование Киевского государства. Дискуссия в историографии о происхождении варягов и их роли в создании государства у славян.
В историографии долгое время существуют две гипотезы образования «древнерусского государства». Согласно норманской теории, опирающейся на Начальную русскую летопись и многочисленные западноевропейские и византийские источники, государственность на Русь была привнесена извне варягами (Рюриком, Синеусом и Трувором) в 862. Основателями норманской теории считаются работавшие в Российской Академии Наук немецкие учёные-историки Байер, Миллер, Шлёцер; точки зрения о внешнем происхождении русской монархии придерживался в общем следовавший за версиями ПВЛ Н. М. Карамзин. Антинорманская теория основывается на концепции невозможности привнесения государственности извне, на идее возникновения государства как этапа внутреннего развития общества. Основоположником этой теории в русской историографии считался Михаил Ломоносов. Кроме того, существуют различные точки зрения на происхождение самих варягов. Учёные, относимые к норманистам, считали их скандинавами (обычно шведами), часть антинорманистов, начиная с Ломоносова, предлагает их происхождение из западно-славянских земель. Существуют и промежуточные версии локализации — в Финляндии, Пруссии, другой части Прибалтики. Проблема этнической принадлежности варягов независима от вопроса возникновения государственности. В современной науке преобладает точка зрения, согласно которой жёсткое противопоставление «норманизма» и «антинорманизма» во многом политизировано; предпосылки исконной государственности у восточных славян не отрицались всерьёз ни Миллером, ни Шлёцером, ни Карамзиным, а внешнее (скандинавское или иное) происхождение правящей династии — достаточно распространённый в Средневековье феномен, никак не доказывающий неспособности народа к созданию государства или, конкретнее, института монархии. Вопросы о том, был ли Рюрик основателем княжеской династии, каково происхождение летописных варягов, связан ли с ними этноним (а затем и название государства) Русь, продолжают оставаться дискуссионными в современной отечественной исторической науке. Западные историки в целом следуют концепции норманизма.
Киевская Русь (Древнерусское государство) возникла на торговом пути «из варяг в греки» на землях славянских племен — полян, древлян и северян в Среднем Поднепровье. Основателями Киева и первыми правителями племени полян летописная легенда считает братьев Кия, Щека и Хорива. По данным археологических раскопок, проводившихся в Киеве в XIX—XX веке, уже в середине I тысячелетия н. э. на месте Киева существовало городское поселение. Арабские писатели конца I тысячелетия (аль-Истархи, Ибн-Хордадбех, Ибн-Хаукал говорят о Киеве (Куябе) как о крупном городе. Ибн Хаукал писал: «Царь живет в городе, называемом Куяба, который больше Болгара… Русы постоянно торгуют с хозаром и румом (Византией)». Варяги, стремясь установить полный контроль над важнейшим торговым путем «из варяг в греки», в IX—X веке устанавливают контроль над Киевом. Летопись сохранила имена предводителей варягов, правивших в Киеве: Аскольд (Hoskuldr), Дир (Dyri), Олег (Helgi) и Игорь (Ingvar).Русь упоминается как держава и в ряде других ранних источников: в 839 упомянуты послы кагана народа Рос, прибывшие сначала в Константинополь, а оттуда ко двору франкского императора Людовика Благочестивого. С этого же времени становится известным и этноним «русь». По аналогии с другими этнонимами того времени (чудин, гречанин, немчин и т. д.) житель (насельник) Руси, принадлежавший к народу «русь», звался «русин». Однако термин «Киевская Русь» появляется только в 18-19 веке. В 860 при византийском императоре Михаиле III Русь громко выступает на международную арену: она провела первый известный поход на Константинополь, закончившийся победой и заключением русско-византийского мирного договора. Повесть временных лет приписывает этот поход правившим в Киеве варягам Аскольду и Диру, независимым от Рюрика. Поход привёл к так называемому первому крещению Руси, известному по византийским источникам, после которого на Руси возникла епархия и христианство приняла правящая верхушка (по-видимому, во главе с Аскольдом). В 882, по летописной хронологии, князь Олег, родственник Рюрика, захватил Киев, убил Аскольда и Дира и объявил Киев столицей своего государства; господствующей религией вновь стало язычество, хотя христианское меньшинство в Киеве сохранилось. Олег Вещий считается основателем Руси. Олег покорил древлян, северян и радимичей, ранeе плативших дань хазарам. Были заключены первые письменные договоры с Византией в 907 и 911, предусматривавшие льготные условия торговли для русских купцов (отменялась торговая пошлина, обеспечивалась починка судов, ночлег), решение правовых и военных вопросов. Были обложены данью племена радимичей, северян, древлян, кривичей. Согласно летописной версии, Олег, носивший титул Великого князя, правил более 30 лет, не считаясь с родным сыном Рюрика — Игорем. Тот занял престол после смерти Олега около 912 и правил до 945. Игорь совершил два военных похода на Византию. Первый, в 941 году, завершился неудачно. Ему предшествовала так же неудачная военная компания против Хазарии, в ходе которой русь, действуя по просьбе Византии, атаковала хазарский город Самкерц на Таманском полуострове, но была разбита хазарским полководцем Песахом, и тогда повернула оружие против Византии. Второй поход на Византию произошёл в 944 году. Он завершился договором, подтвердившим многие положения предыдущих договоров 907 и 911 годов, но отменявшим беспошлинную торговлю. В 945 году Игорь был убит во время сбора дани с древлян. После смерти Игоря в силу малолетства его сына Святослава реальная власть оказалась в руках вдовы Игоря княгини Ольги. Она стала первым правителем Древнерусского государства, официально принявшим христианство византийского обряда (по наиболее аргументированной версии, в 957, хотя предлагаются и другие даты). Впрочем, Ольга около 960 приглашала на Русь германского епископа Адальберта и священников латинского обряда (после неудачи своей миссии они были вынуждены покинуть Киев).Около 962 возмужавший Святослав принял власть в свои руки. Его первым мероприятием стало подчинение вятичей (964), которые последние из всех восточно-славянских племён платили дань хазарам. В 965 (по др. данным в 968/969) Святослав разгромил Хазарский каганат. Святослав намеревался создать собственное славянское государство со столицей в придунайской области. Он был убит в бою с печенегами при возвращении в Киев из неудачного похода в 972. После смерти Святослава разгорелась междоусобица за право на престол (972—978 или 980). В ходе междоусобицы свои права на престол отстоял сын Святослава Владимир I Святой.
1.3 Завершение формирования древнерусской государственности при Владимире I. Причины и последствия принятия христианства.
Завершается формирование Киевской Руси в качестве политического и культурного центра при Владимире I Святославовиче (980—1015), объединением западных славян, волынян, хорватов и принятием христианства.
Князь Владимир I Святославович (?-1015) – великий князь киевский, один из самых неоднозначных и легендарных правителей Древней Руси. Князь Владимир внёс вклад в дело территориального расширения и укрепления политических позиций русского государства. Явился великим реформатором духовной жизни русского народа, человеком "крестившим Русь", за свои многочисленные заслуги причисленный к Лику Святых.Князь Владимир являлся внебрачным сыном князя Святослава от рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги. После смерти Святослава его сыновья образовали триумвират: Ярополк I Святославович - старший сын князя Святослава правил в Киеве, Олег – в Искоростене у древлян, Владимир в Новгороде. Отсутствие единовластия породило междоусобицу. Сначала столкнулись Олег и Ярополк. Олег был разбит и погиб. Владимир собрал большое войско, нанял отряд варягов и выступил против Ярополка. Несмотря на добровольную сдачу, Ярополк был убит Владимиром.Во время усобиц княжеская власть ослабла. Князю Владимиру Святославовичу пришлось покорять вятичей, радимичей и ятвягов; воевал с печенегами, Волжской Болгарией, Византией и Польшей. При нем сооружены оборонительные рубежи по рекам Десна, Осетр, Трубеж, Сула и др., заново существенно укреплен и застроен каменными зданиями г. Киев. Отношения с тюркоязычными печенегами, в начале X в. занявшими причерноморские степи от Дуная до Дона, были также важной составной частью древнерусской внешней политики. Особенно силен был печенежский натиск на южнорусские земли в конце X в. Владимир сумел организовать оборону южных границ, построив сторожевые крепости вдоль пограничных со степью рек - Десны, Сейма, Сулы, Роси. При Владимире I все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Окончательно были присоединены вятичи, земли по обе стороны Карпат, в 981 году присоединил к русскому государству так называемые "Грады Червенские" - земли на юго-западе, захваченные ранее польским князем Мешко I. Происходило дальнейшее укрепление государственною аппарата. Княжеские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры.Таким образом, формирование территориальной структуры государства Русь завершилось в конце X века. К этому времени была ликвидирована «автономия» всех восточнославянских союзов племенных княжеств. Изменилась и форма взимания дани. Теперь уже не было необходимости в полюдьи - объездах, исходящих из Киева.Дань собиралась наместниками киевского князя. Две трети сопранной дани отправлялось в Киев, оставшаяся часть распределялась между дружинниками князя- наместника. Территории в рамках единого раннефеодального государства, управляемые князьями-вассалами киевского правителя, получили название волость. В целом же в X в. государство именовалось "Русь", "Русская земля". Это название распространилось со Среднего Поднепровья на всю территорию, подвластную киевским князьям.В этих условиях сохранившиеся следы былой независимости стали неприемлемы для центральной власти. В идеологии же пережитками старины оказывались местные языческие культы, поощрявшие сепаратистские настроения. Первой религиозной реформой в 980г. Владимир пытался приспособить языческую веру к происходящим в стране процессам. На берегу Днепра был создан языческий пантеон. Главным богом был выбран Перун. Однако это не привело к закреплению монотеизма.Вторая религиозная реформа, проведенная в 988-989 гг., заключалась в принятии христианства. Владимир и его окружение прекрасно осознавали необходимость отказа от язычества в пользу православия, как одного из условий ликвидации изоляции Руси от европейского христианского мира.Провозглашение монотеизма укрепляло позиции главы государства и освящало сословную иерархию, складывающуюся в древнерусском обществе. Наконец, христианство формировало новую мораль, более гуманную и высоконравственную. Формально крещение Владимира произошло в связи с его женитьбой на византийской принцессе Анне.988 год принято считать годом принятия христианства в качестве государственной религии. Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Крещение людей, которое проводилось не только убеждением, но и насилием, стало лишь началом утверждения новой религии. Языческие обычаи и верования сохранялись еще длительное время и до сих пор уживаются с христианством.Только на рубеже XIV – XV вв., когда завершилось формирование классов феодального общества, оно стало орудием классового господства, оно стало орудием классового господства, главным рычагом для объединения русских земель вокруг Москвы. Поэтому христианство, вводимое по воле киевской знати и Полянской общины, наталкивалось на сопротивление других славянских общин. В этом главная причина медленного его распространения в Древней Руси растянувшегося до XV в. В тоже время, ввиду противостояния католицизма и православия, Русь обособилась от западноевропейской цивилизации.Принятие христианства Древней Русью стало значительным шагом в развитии восточнославянской цивилизации. Следствием его (равно как и иных факторов) стали существенные, хотя разновременные изменения в этническом, социально-экономическом, политическом и культурном развитии Руси. Вместе с новой религией они восприняли от Византии письменность, книжную культуру, навыки каменного строительства, каноны иконописи, некоторые жанры и образы прикладного искусства. После этого Киевская Русь пережила подъем культуры, в течение первого же столетия вышедшей на высокий европейский уровень. В течение четырех последующих столетий Киевская Русь сформировалась в хорошо управляемое демократическое городское рыночное общество.Ученые спорят сегодня и спорили в прошлом веке о том, позитивно или негативно сказалось на дальнейшей истории России заимствование византийской культуры. Некоторые полагают, что тем самым она навсегда отгородила себя от католического Запада и, как следствие, отстала в экономическом развитии. Однако не стоит забывать и о том, что именно Византия дала человечеству христианство как высший религиозный закон и систему мировоззрения. Таким образом, выбрав Православие, Древняя Русь черпала нравственно-религиозные принципы из первоисточника.Византийское наследие означало для России способ приобщения к культуре эллинизма, а через нее – к истокам культуры латинского Запада, Ближнего Востока и Древнего Египта. Контакты с Византией продолжались и в более позднее время. На протяжении веков культура и образование в России в значительной мере строились по византийскому образцу, что проявилось в создании в конце XVII века при непосредственном участии греко-византийских просветителей, братьев Лихудов, Славяно-греко-латинской академии. Православные книги впитали в себя искусство греческой риторики, минуя латинское посредничество8.Утверждение православия в качестве государственной религии Киевской Руси было сопряжено со значительными трудностями. Религия — это не просто вера в каких-то богов и духов, система обрядности. Это образ жизни, определенная система идей, верований, представлений о человеке, его месте в мире и т.д. С религиозными верованиями связаны такие важнейшие стороны жизни, как брачные и семейные отношения, нравственные нормы, система питания и т. д. Поэтому процесс христианизации означал ломку сложившегося образа жизни, мировосприятия, культуры, быта.Христианизация повсеместно встречала сопротивление населения. Князю Владимиру, его дружинникам, родовой знати пришлось приложить немало усилий, а иногда и применить прямую силу для того, чтобы утвердить христианские обряды, верования, образ жизни. Неоднократно поднимались восстания против христианизации. Истории известны наиболее крупные из них: в Суздале, Киеве, Новгороде.Значительную роль в христианизации Руси сыграли монастыри, появившиеся на ее территории в середине XI в. В монастырях готовились кадры священнослужителей, происходило осмысление вероучения, формировались духовно-нравственные основы новой обрядности, христианского быта и т. д. Монастыри играли существенную роль в распространении грамоты, являлись хранителями и передатчиками культурного наследия. Из монастырей осуществлялась миссионерская деятельность по всем городам и сельской местности древнерусского государства. К середине XIII в. на Руси функционировало около 80 монастырей.Практически новая религия на Руси так и не смогла до конца вытеснить язычество и утвердиться в ортодоксально- догматическом виде. Элементы языческой веры в своеобразном виде как бы влились в христианство, особенно четко проявляясь в быту, некоторых обычаях. Некоторые исследователи даже считают, что древнерусское христианство можно определить как охристианенное язычество. Христианская религия, существенно трансформируясь под воздействием язычества, в то же время оказала огромное воздействие на мировоззрение населения Древней Руси.Новая религия способствовала развитию и укреплению государственности, расширению культурных связей с другими христианскими странами, приобщению к культурному достоянию, достоянию всего европейского мира. Возникшая русская православная церковь в тот период сыграла существенную роль в распространении письменности и «книжности». По мере усиления церкви усиливалось и религиозное влияние на все стороны жизни и культуры. Религия стала играть роль идеологии, которой все должны были придерживаться, отход от нее канонов сурово карался. Однако в период Древней Руси влияние церкви и религии, несомненно, не было столь сильным. Долгими годами на Руси сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдаленных частях Руси, особенно на северо-востоке, сохраняло свои позиции в сельской местности, развитие русской культуры отразило эту двойственность в духовной жизни общества, в народном быту. Языческие духовные традиции, народные в своей основе, оказывали глубокое воздействие на все развитие русской культуры раннего средневековья.
Возникновение древнеегипетского государства.
Государство Древний
Египет возникло на северо-востоке
Африки, в дельте реки Нил. Благосостояние
Египта зависело от ежегодных разливов
Великой реки. Древнейшие в истории
ирригационные сооружения были построены
на территории Египетского государства;
для работ на них впервые был
использован труд рабов. На момент зарождения
и исторического развития государства
естественными границами Египта
были пустыни, которые защищали страну
от посягательств и набегов
Историю Древнего Египта разделяют на четыре периода:
Раннего царства (с 3100 по 2800 г. до н. э.). Иначе этот период называют эпохой царствования первых трех династий египетских фараонов;
Древнего или Старого царства (около 2800–2250 гг. до н. э.). Он включает время царствования III и IV династий;
Среднего царства (около 2250–1700 гг. до н. э.) — эпоха царствования XI–XII династий египетских фараонов;
Нового царства (около 1575 –1087 гг. до н. э.) — время царствования XVIII–XX династий фараонов.
В периодах между Древним, Средним и Новым царствами наблюдается постепенный спад в хозяйственной и политической жизни Египта.Египет Нового царства — первая мировая империя. Это было огромное государство, созданное в результате завоевания соседних территорий. После военных походов в состав Египетского государства вошли Нубия, Ливия, Палестина, Сирия и другие богатые области.К концу эпохи Нового царства Египет приходит в упадок из-за обеднения политического и экономического могущества правящей династии. Конгломерат номов становится добычей завоевателей. Первыми его территорию начали завоевывать персы, затем — римляне. В результате военных предприятий римских войск Египет в 30 г. до н. э. включается в состав Римской империи.
2.2Общественный строй.
Основным занятием населения Древнего Египта были земледелие и скотоводство.
Для земледелия в Египте были благоприятные условия, поскольку река Нил питала водой обширные пространства земли. Но требовались плотины и каналы, чтобы задержать воду на поверхности земли и равномерно распределить ее по всей территории страны. На создание сооружений, необходимых для искусственного орошения был затрачен колоссальный труд нескольких поколений. Еще до образования Древнего царства в Египте успешно развивалось земледелие. В период Древнего царства население начинает заниматься скотоводством. Развивается также и ремесло, хотя орудия труда изготавливаются еще из меди и камня. В период Среднего царства появляется бронза, но широкое ее использование происходит в Новом царстве. В Новом царстве появляются изделия из железа.