Восточные славяне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 21:32, контрольная работа

Описание работы

Основу экономики славян составляло земледелие. Господство аграрной экономики обусловило тесную связь с природными условиями. В южных степных и лесостепных районах, отличавшихся плодородием почвы и незначительным количеством лесов, земледелие являлось пашенным (перелог). Плодородная почва позволяла сразу перейти к пахоте после выжигания травы и удобрения золой.

Содержание работы

1.Восточные славяне в VI – XI вв.
2.Рабовладельческое государство и право Древнего Египта.

Файлы: 1 файл

история кр1.docx

— 58.10 Кб (Скачать файл)

К созданию оросительных сооружений привлекались не только рабы, но и свободные крестьяне и  ремесленники. В экстренных случаях (прорыв дамбы, углубление канала и  т.п.) в работах участвовали и  представители высших слоев населения. На всех работающих распространялась суровая дисциплина как в военное, так и в мирное время.

Верхний слой египетского  общества составляли жрецы, чиновники  и военная знать. Жрецы разделялись на группы соответственно большому количеству культов, существовавших в Египте. Во главе каждой группы стоял верховный жрец, руководивший всем жреческим персоналом, служившим данному божеству. Особый разряд составляли царские жрецы, ведавшие культом царя-бога.

Жрецы занимали важное положение  в Государстве, их назначали на видные должности. Особенно усилилось могущество жрецов в период Нового царства, когда  в результате удачных войн наряду с обогащением царской казны  обогатилась также казна храмов.

К привилегированной  группе египетского общества принадлежал  египетская аристократия, состоявшая из потомков родоплеменной знати, а  также из высших военных и гражданских  чинов государства, располагавших  колоссальными богатствами в  результате дарений со стороны фараонов, экспроприации общинных земель и  военной добычи.

Большую роль играли в  Египте писцы, из которых выходили высшие сановники. Жалованье им платилось  натурой. Наиболее видным чиновникам были пожалованы земли из государственного фонда, причем иногда царь давал этим сановникам право взимать сборы  с крестьян в свою пользу.

В XVI-XIV вв. до н.э. все население  начинает делиться на группы по роду занятий. Одни группы населения получили привилегии и земельные владения с правом передачи их по наследству, другие - должны были платить оброк и выполнять  физические работы. Воины наделялись участками земли и имели право  обращаться с жалобами непосредственно  к царю. При Рамзесе II закрепилась кастовая организация общества.

Наряду с рабами подвергались эксплуатации свободные крестьяне  и ремесленники. Одни из крестьян жили на государственной земле самостоятельными общинами. Каждый из крестьян имел свой надел, за пользование которым уплачивал  сбор в казну (рента-налог). Другие крестьяне  были прикреплены к земле, пожалованной царем храму, сановнику или воину. Крестьяне и ремесленники, работавшие в этих хозяйствах, получали от крупного землевладельца дневное пропитание. Они работали на поле и в мастерских в самых тяжелых условиях под  наблюдением специальных надсмотрщиков, нередко прибегавших к побоям. Крестьяне не вправе были уйти с  земли, но их могли изгнать с обрабатываемых ими участков за несвоевременное  внесение оброков. Позднее это изгнание было воспрещено и заменено телесным наказанием.

В Древнем Египте существовали в довольно большом количестве и  свободные ремесленники. Они работали в государственных рудниках и  мастерских, объединяясь в группы по 10 человек, каждая - под наблюдением  особых управляющих.

 

Государственный строй.

 

В период Нового царства  происходят изменения в государственном  строе Египта. Создается сложный  и разветвленный аппарат государственного управления. Государство становится строго централизованным.

Страна разделена  на два больших округа — северный и южный, главой каждого из которых  являлся особый наместник фараона.

Однако институт власти фараона сложился в Египте в период объединения Верхнего и Нижнего  Египта под властью фараона Мина (Менеса) в IV тысячелетии до н. э., который сумел подчинить себе все номы Верхнего Египта и заложил основы будущего города Мемфиса, самого крупного города Египта.

Люди всегда считали  фараона сыном Бога на земле и  всегда придавали сакральный характер его власти. Огромную роль в таком  отношении населения к фараону  сыграла система религиозно-этических  ценностей. Религиозный институт был  неразрывно связан с институтом власти.

Религия носила всеобъемлющий  характер. Фараон являлся главой культа и считался посредником между  землей и небесами. По его велению  жрецы выполняли свои обязанности, т. е. помимо того, что фараону принадлежала вся государственная и военная  власть, формально он еще являлся  и главой власти религиозной. Фараон являлся «сыном бога» для простых  смертных, но не для сословия жрецов.

Объединение Египта в  конце IV тысячелетия до н. э. под началом  единого царя ускорило создание института  поклонения, примером чему служат не только ритуальные каноны и обряды, но и  строительство на местах погребения фараонов монументальных сооружений-усыпальниц — гробниц фараонов. Фараон считался верховным собственником на землю, которую он жаловал своим чиновникам и управленцам, храмам и лично  жрецам.

Женитьба фараона  была заранее предначертана древнейшим религиозным обычаем, в соответствии с которым венценосец имел право  брать в жены исключительно своих  кровных сестер. Единственными полноправными  наследниками фараона были дети, рожденные  от главной жены-египтянки.

При всем спектре полномочий фараона успешное достижение политической стабильности в Египетском государстве  зависело от того, насколько умело  он сможет балансировать между выгодами господствующего класса общества и  своими собственными интересами. Фараон был обязан соблюдать кодекс, носящий  название «маат».

После объединения Египта под эгидой фараона Менеса и создания централизованного государства начинается рост бюрократического аппарата, усиливается роль чиновников и фараоновских наместников в государственной системе управления. Аппарат управления нового централизованного государства на региональном уровне был организован по древним традиционным номам и представлен номархами, вельможами и царскими чиновниками различных рангов.

В эпоху Нового царства  параллельно начинает утверждаться основанная на военной силе и мощи бюрократического аппарата имперская  власть единого для всей территории государства центра.

Вся древнеегипетская система  управления была подчинена строгой  иерархии. Главным помощником фараона  был джати — главный жрец города, управляющий царским двором и хозяйством. Со временем полномочия джати были значительно расширены и он становится главным управляющим всеми делами государства. Эта должность возлагалась на одного из самых близких родственников фараона или наиболее титулованного сановника-вельможу.

Сохранились сведения об обязанностях визиря: издавать законы, повышать в чинах, устанавливать  пограничные знаки, вершить суд, осуществлять высшие полицейские функции. Кроме того, визирь являлся и председателем  шести судебных палат.

Вторым главным сановником государства являлся главный  казначей, который управлял всем материальным движимым и недвижимым имуществом, осуществлял надзор за соблюдением  всех экономических указов фараона  и контроль за налоговым сбором.

Следующими по статусу  и рангу были «начальник работ» и  сановник, управляющий «домом оружия». Должность первого предполагала наблюдение за оросительной и ирригационными системами. В обязанности управляющего «домом оружия» входило комплектование и обеспечение армии фараона. Кроме того, он нес ответственность за строительство всевозможных оборонительных сооружений и крепостей.

Для ознакомления с состоянием дел на местах главными лицами государства  проводились ежегодные или ежемесячные  смотры — объезды областей и переписи населения.

Вся власть в египетских провинциях была сосредоточена в  руках номарха. Еще в период Древнего царства ном представлял собой  небольшие сельские общины и сельские поселения, во главе которых стояли общинные старосты и советы — джаджаты. При образовании единого государства главы номов фактически потеряли свою самостоятельность. Номархи теперь назначались самим фараоном или главными управленцами государства.

Особая роль в административном аппарате отводилась писцам. От них  требовались особая точность и безупречное  знание египетского делопроизводства. Они проводили регулярные переписи и два раза в год составляли кадастр земельного фонда фараона.

С завоевательными походами Нового царства и появлением в  армии кавалерии и боевых колесниц происходят процессы трансформации  в войске фараона. Если в период Древнего и Среднего царств войска набирались и управлялась номархами и джати, то в эпоху Нового царства начинает создаваться мощная централизованная и боеспособная регулярная армия, которая находится на полном содержании царского двора и фараона. Основной контингент военной силы набирался из земледельцев, мелких и средних горожан. Практиковалась и вербовка наемников, которые поступали на службу из соседних захваченных территорий. Постепенно египетская армия переходит целиком на профессиональную основу.

Карательные функции  в государстве первоначально  были возложены на армию, но к началу Нового царства создается специальный  аппарат управления, который был  поставлен во главе созданных  полицейских отрядов.

В государственном устройстве Египта не существовало четкого разграничения  между судебными органами и административным аппаратом управления. В эпоху  Древнего царства судьей по совместительству являлся чиновник конкретного административного  ведомства. В эпоху Среднего и  Нового царств судебные функции перешли  в руки царских судей. Полномочиями судей наделяли номархов. Однако главным  судьей по-прежнему оставался фараон, а делами по главному руководству  судопроизводством в стране ведал  джати, которому подчинялся «начальник шести великих домов», являющийся связующим звеном между Верховным судьей и низшими судебными органами.

Со времен реформаторской деятельности Тутмоса I и Тутмоса II страна вновь была разделена на две  части — север и юг, и теперь джати подчинялась верховная судебная коллегия, которая состояла из тридцати судей.

Став сильной военной  державой, Египет начинает активную внешнеполитическую деятельность в отношениях с другими  государствами Ближнего Востока: с  Миттанийским и Хеттским царствами, с касситскими правителями Вавилонии. Первое время внешнеполитическая сфера не имела четко организованного механизма функционирования, поэтому в дипломатические отношения с другими государствами вовлекались люди, знающие все делопроизводственные и судебно-правовые законы государства. Огромную значимость начинает приобретать чиновничий аппарат. Египет становится эталоном для подражания в практике внутриполитического и внешнеполитического устройства.

Фараон является главой законодательной, исполнительной и  судебной власти.

Еще одной чертой египетской судебно-правовой структуры общества было наличие специальных учреждений, или тюрем, контроль за которыми осуществляли «царские люди»; последние в свою очередь контролировались «ведомством  поставщика людей».

В эпоху Позднего царства  в 525 г. до н. э. войска персидского царя Камбиза покончили с независимостью Египта, превратив его — до 404 г. до н. э. — в сатрапию Ахеменидской империи, а на трон фараона в этот период взошла XXVII персидская династия фараонов. Освобождение от персов привело к появлению кратковременных XXVIII–XXX египетских династий, но завоевание Александром Македонским в 332 г. Египта вновь привело к падению его независимости.

Завоевание сильно отразилось на государственном строе Египта, и после смерти Александра Египет становится владением Птоломея, его преемников и знаменитой правительницы Египта — Клеопатры. Начинается эллинизация страны, проникновение культуры Древней Греции, синтез ее с культурой Древнего Египта.

Для государственного аппарата эллинистического Египта характерно сочетание  традиций фараоновской администрации  с греко-македонскими принципами. Вся  страна делилась на номы, за исключением  Александрии, которая теперь являлась столицей Египта. Теперь во главе номов  стояли не номархи, а чиновники-стратеги. Номы стали подразделяться на топархи, которые делились на меньшие единицы — поселения, или комы. Во главе административного аппарата управления стоял министр — диойкет, которому подчинялись чиновники-стратеги и управляющие комами.

Судебная система  реорганизуется в соответствии с  нормами греческого права, но в районах  расселения египтян греческое право  уступало древнеегипетскому.

Изменение ситуации в  эпоху Нового царства ознаменовано формированием рынка, как внутреннего, так и внешнего, и появлением неджес.

Период Нового царства  отмечен внешнеполитическим развитием  страны, когда за счет успешных войн Египет превращается в империю. Внутриполитические реформы привели к превращению  провинций из полуавтономных храмовых центров в административные подразделения  империи, правители которых назначались  строго сверху и имели жестко ограниченные должностные обязанности.

 

Культура Древнего Египта.

Народы Древнего Египта создали оригинальную, интересную и  богатую культуру, многие ценности которой вошли в сокровищницу мировой культуры, стали её органичной частью.

Письменность

Египетская письменность

Одним из выдающихся достижений древних египтян была своеобразная система письменности, которая могла  передавать многие оттенки мысли, сложные  движения человеческой души.

Древнейшая египетская письменность возникла из примитивных  узоров и рисунков, при помощи которых  писец пытался наглядно передать то или иное слово либо целое предложение.

Частое применение письменности для нужд повседневной жизни привело  к тому, что система письма стала  с течением времени упрощаться. Отдельные  картинные знаки, служившие для  обозначения конкретного предмета, стали изображать звуковые сочетания, слоги, которыми пользовались для передачи многих других слов, включающих эти  звуки. Например, знак, служивший для  наглядного изображения звезды, стал впоследствии применяться для определения  слога «сба», которым обозначали слово «звезда». Наконец, уже в период Древнего царства появились алфавитные знаки, которые обозначали слоги, а иногда согласные и полусогласные звуки. Письменность из картинной постепенно превращалась в звуковую. Благодаря замедленному развитию египетской письменности наряду с алфавитными всегда сохранялись слоговые знаки и детерминативы, обозначавшие ту конкретную группу предметов, к которым относилось данное слово (человек, дерево, отвлеченное понятие и т. д.).

Информация о работе Восточные славяне