Восточные славяне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 21:32, контрольная работа

Описание работы

Основу экономики славян составляло земледелие. Господство аграрной экономики обусловило тесную связь с природными условиями. В южных степных и лесостепных районах, отличавшихся плодородием почвы и незначительным количеством лесов, земледелие являлось пашенным (перелог). Плодородная почва позволяла сразу перейти к пахоте после выжигания травы и удобрения золой.

Содержание работы

1.Восточные славяне в VI – XI вв.
2.Рабовладельческое государство и право Древнего Египта.

Файлы: 1 файл

история кр1.docx

— 58.10 Кб (Скачать файл)

Литература

Сказки

Египетская литература восходит своими корнями к IV тысячелетию  до н. э., когда были созданы древнейшие произведения. За три тысячи лет  египтяне создали богатую художественную литературу, разработали её различные  жанры. Для египетской литературы характерно длительное ,сохранение традиционных сюжетов, литературных мотивов, жанров и форм, что явилось результатом консерватизма религиозной идеологии, в значительной степени пропитывающей почти всю литературу.

К глубоким истокам устного  народного творчества восходят сказки, сюжеты которых, как бы выхваченные  из самой гущи народной жизни, ярко отражают быт и мировоззрение  простых земледельцев. Таковы «Сказка о двух братьях» и «Сказка о правде и кривде», написанные в период Рамессидов. Злая жена и невинный юноша, которого она хочет обольстить, чудесные превращения главного героя сказки и, наконец, конечное торжество несправедливо страдающего праведника — эти сказочные мотивы характерны не только для египетской литературы, но и для литературного творчества других народов.

Описания путешествий

Установление экономических  и культурных связей Египта с соседними  странами, в частности с районами Передней Азии и с областями Восточной  Африки, находит своё отражение в  новом жанре художественной литературы — в описаниях путешествий. В  «Сказке о потерпевшем кораблекрушение» герой повествует о своём странствии к рудникам царя. Страшная буря разбивает  корабль и выбрасывает смелого  мореплавателя на таинственный «остров  духа». Путник находит здесь роскошную  природу, чудесные плоды, обилие рыб  и птиц. Владыка острова в образе громадного «змея» утешает своего гостя, щедро одаряет его богатствами, различными благовониями, слоновыми  клыками, собаками, обезьянами и отпускает  в Египет.

Большими художественными  достоинствами обладает «Рассказ египтянина Синухета», знатного вельможи, бежавшего в Сирию из — за боязни быть замешанным в придворную интригу. Автор красноречиво и реалистично изображает невзгоды, которые претерпевает Синухет в пути, когда на него напала жажда: "Она настигла меня, я задыхался, моё горло пылало, и я сказал: «Это — вкус смерти». Образно и эмоционально описывается пребывание Синухета в далёкой и варварской Сирии, его тоска по родине. С радостью повествую о возвращение в Египет. Возможно, этот рассказ является подлинной, литературно обработанной автобиографией египетского вельможи, ставшей классическим произведением египетской художественной литературы.

В XI в до н. э. деловая поездка для закупки дерева «старейшины палаты управления Амона в Фивах» Уну — Амона послужила основой для создания высокохудожественного « Путешествия Уну — Амона», в котором злоключения египетского чиновника в Финикии изображены с большим литературным мастерством.

Религиозная поэзия. Литература древних египтян была самым тесным образом связана с религией, поскольку  религия была господствующей формой идеологии в Египте. К тому же произведения собственно религиозной  литературы облекались в художественную форму. Таковы магические заклинания, гимны богам и обоготворённым царям и разнообразные религиозно — магические тексты, связанные  с заупокойным ритуалом.

Поучения

Произведения дидактической (поучительной) литературы относятся  главным образом к Среднему и  Новому царству, но некоторые из них  восходят к периоду Древнего царства. В «Поучении Птакотепа», содержащем изречения «жителей мудрости», правила поведения и хорошего тона, автор утешает «маленького человека» тем, что «бог возвышает знатного». Просителю, обиженному и пострадавшему, рекомендуется смирение. Человек никогда не должен забывать о своём социальном положении, всегда повинуясь старшим и начальникам.

Та же мысль о необходимости  укрепления существующего строя  красной нитью проходит через  два знаменитых «Поучения». Одно из них приписывается Ипусеру, а другое — Неферти. В этих «Поучениях» в образной художественной форме описывается крупное восстание рабов, происшедшее в конце Среднего царства. К несколько более раннему времени относится «Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мери — ка — Ра», в котором содержатся советы, как управлять государством в это смутное время. К «Поучениям» примыкает интересное литературное произведение «Повесть о красноречивом крестьянине», рассказывающее, как один крестьянин просит вельможу вернуть незаконно отнятое у него имущество. Крестьянина отправляют в царский дворец. Царь, восхищённый его красноречием, приказывает выдать ему пропитание и с удовольствием слушает его искусные речи.

Светская и религиозно — философская поэзия

В некоторых художественных произведениях звучат ноты неверия  в загробную жизнь и призыв наслаждаться всеми прелестями земной жизни.

В период Среднего царства  протест против всего уклада жизни  того времени нашёл своё отражение  в диалоге, который обычно называют «Беседа разочарованного со своей  душой». В словах автора звучит глубокий пессимизм человека, видящего в жизни  одно лишь горе и мечтающего о смерти как об избавлении от страданий. Ноты сомнения в существовании загробного мира и вечной жизни, резко контрастирующие  с традиционным религиозным мировоззрением, ясно чувствуются в словах поэта, сравнивающего «погребение» с горем, с «проливанием слёз», с «огорчением человека, которого вытаскивают из дома и бросают на холме». Вся система религиозно — магических воззрений берётся под сомнение автором этого оригинального произведения.

Древнеегипетская литература достигла высокого художественного  совершенства. Литерарурные произведения не только поэтические, но порой и прозаические, облекались в ритмическую форму. Авторы ставят своей целью создать ритмическое чередование отдельных образов, представлений, частей предложений и даже слов. Большое значение придавалось внутренним созвучиям, рефренам, аллитерциям, ассонасам.

Отличительными чертами  поэтической речи являются яркие  художественные образы и поэтические  сравнения. Сердце жестокого человека сравнивается с каменной глыбой. Разгневанный фараон говорит, что он стал подобным «змее в пустыне». Большое значение придавалось литературному стилю. Папирусы Нового царства сохраняли  образцы писем, облечённых в литературную форму. В одном из них писец  обвиняет другого в том, что в  его письме нет единства мысли, похвалы  следуют за порицаниями и наоборот. В силу традиции писцы считались  с авторитетными высказываниями древних мудрецов и обычно похвалялись этим. Однако некоторые писцы ставили себе в заслугу не только начитанность в древних текстах, но также и умение внести нечто новое. Имён авторов сохранилось очень мало, лишь немногие из них упоминаются в отдельных папирусах.

Изобразительное искусство  и архитектура

Основные статьи: Искусство  Древнего Египта, Архитектура Древнего Египта

Уже в прикладном искусстве  первобытных общин, в росписи  глиняных сосудов, в изящных костяных и роговых фигурках ощущаются  характерные черты египетского  искусства — стремление к фронтальному развёртыванию изображаемых сцен, реалистическое внимание к деталям, тенденция к  выработке канонов. С возникновением классового общества искусство становится мощным средством идеологического  воздействия, направляется в первую очередь на возвеличивание власти фараона, на утверждение незыблемости существующего  строя. Складываются каноны изображений  царей, своего рода официальных портретов  с подчёркиванием сверхчеловеческих  мощных тел, властных суровых лиц. Этим же целям во многом служила и монументальная архитектура. Уже в период Древнего царства получает отчётливое выражение  та грандиозная монументальность, которая  становится отличительной чертой египетской архитектуры. Таковы громадные царские  усыпальницы — пирамиды, исходной формой которых были скамьеобразные гробницы (мастабы).

Древнейшей формой пирамиды является ступенчатая пирамида Джосера в Сакара. Благодаря заполнению пустых пространств между уступами получился классический тип монументальной пирамиды, наиболее чётко выраженный в грандиозных пирамидах, построенных фараонами IV династии, — Хуфу, Хафра и Менекуара. Поблизости от пирамид строились заупокойные храмы фараонов. Стены этих храмов украшались рельефами, изображающими жизнь и подвиги обоготворённого царя. В заупокойном храме фараона Сахура и в храме Солнца, воздвигнутом около Абусира, сохранились древнейшие колонны, схематически воспроизводящие форму стебля папируса или пальмы. Архитектура Среднего царства является связующим звеном между архитектурой Древнего и Нового царства. Центром монументального храма Ментухотепов (XI династия) является пирамида, стоящая на возвышенной террасе. Широкое применение колоннадных галерей, а также полупещерный характер храма свидетельствуют о новых архитектурных формах, полностью развившихся лишь в период Нового царства, как это видно в храме царицы Хатшепсут в Дейр — эль — Бахри. Грандиозные развалины храмов Нового царства, в частности времени XVIII—XIX династий, дают яркое представление о расцвете храмовой архитектуры. Одним из величайших архитектурных комплексов этого времени был грандиозный храм Амона в Фивах, развалины которого довольно хорошо сохранились в Карнаке. Колоссальный колонный зал этого храма, построенный при Сети I и Рамсесе II, состоит из 134 массивных колонн, расположенных в 16 рядов. 12 центральных колонн большого зала имеют высоту в 21 м. Площадь зала равна 5000 кв. м.

Отличительные черты  египетской скульптуры — фронтальность  и почти геометризованная статичность  — впервые проявляются в скульптурных произведениях времени Древнего царства. Изображая бога, обоготворённого  царя или вельможу, художник старался дать идеализированный образ прекрасного  и сверхмощного человека в позе торжественного и спокойного величия. Таковы выразительные  статуи фараона Хафра и вельможи Рахотепа. Одновременно в рельефе и в рисунке, в частности в изображениях слуг, рабов и вообще простых людей, появляются довольно ясные тенденции к реализму и движению. Египетские мастера постепенно освобождались от старых правил стилизации, стремясь изобразить тело лицо человека в динамике. Иногда эти попытки проявлялись даже в изображениях жрецов, чиновников и знатных людей. Таковы статуи Каапера (так называемого сельского старосты) или сидящего писца. Эти же черты проступают в рельефах и рисунках, украшающих стены гробниц и храмов. Сюжеты рельефов и рисунков раскрывают всю жизнь египтян. Здесь изображены дерущиеся, земледельцы, пастухи и рыболовы, плакальщицы, идущие за погребальной процессией. Таковы замечательные рельефы из гробниц в Саккара и в Гизе. Стремление к реализму, особенно в скульптурном портрете, усиливается в период Среднего царства. Художник пытается передать внутренние переживания человека, например, в колоссальной голове Сенусета III или в голове Ментухотепа. Пышной архитектуре Нового царства соответствовала зрелая скульптура, давшая образцы высокохудожественного реализма и одновременно с этим утончённой стилизации. Высокого развития достигло в эту эпоху искусство иллюстрации, например великолепные рисунки на папирусах из сборника религиозных текстов «Книги мёртвых». Искусство времени XVIII династия достигло высшей точки развития в бурную амарнскую эпоху, когда была сделана смелая попытка сломать старые традиции не только в области религии, на и в искусстве. Художники, работавшие в новой столице Ахетатоне, следуя новым веяниям, пытались соединить старый реализм с более острой выразительностью. В искусстве возник новый художественный стиль, основанный на своеобразном изображении человеческого тела. Подчёркивая резко индивидуальные черты человека, художник доходил до шаржа и гротеска, даже в изображениях фараона и членов его семьи. Сохранились и элементы стилизации, развитие которых неизбежно приводило к новым формам искусство возникло на основе предшествующего развития египетской культуры и оказало своё влияние на её дальнейшее развитие. Его воздействие можно проследить в плавной текучести линий произведений начала XIX династии, в насыщенных внутренним движением рельефах абидосского храма и храма в Мединет — Абу, в изящно стилизованном рельефе с изображением плакальщиков, хранящемся в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве.

Возникновение научных  знаний

Господство религии  не могло полностью подавить свободную  мысль человека, стремящегося познать  и постоянно познающего окружающую его природу. В связи с этим появляется представление о «знании» как таковом и о его высокой  ценности, выделяющей «знающего» человека среди всех остальных людей.

Знания накапливались  и передавались от старших поколений  к младшим в особых школах. Это  были либо придворные школы писцов, в которых учились дети аристократов, либо особые школы, находившиеся при  центральных ведомствах, например при  царской сокровищнице. Строгая дисциплина в этих школах поддерживалась применением  телесных наказаний и внушалась  особыми «Поучениями».

Развитие хозяйства, экономические и культурные связи  с соседними народами, наблюдения над природой привели к постепенному накоплению знаний, которые носили в значительной степени прикладной характер. Таковы, например, древнейшие знания в области математики, которые  были связаны с практической жизнью и должны были облегчить работу землемеров и строителей. В гробницах сохранились  рисунки, изображающие обмер земли  при помощи особой землемерной верёвки. О развитии математических знаний в  Древнем Египте говорят сохранившиеся  на папирусах математические тексты, в частности «Московский математический папирус». Судя по содержанию задач, сохранившихся  в этих текстах, знания в области  арифметики и геометрии использовались для определения площади поля, объёма кучи зерна или вместимости  амбара. Некоторые знания в области  геометрии позволяли составлять схематические карты местности  и очень примитивные чертежи. Математика была необходима и в строительном деле: многочисленные грандиозные здания и в особенности пирамиды можно  было воздвигнуть лишь при точных вычислениях. Одним из крупных достижений в области математики было некоторое  развитие десятичной системы счисления. В письменности были приняты особые знаки для чисел 1, 10, 100, 1000, 10000, 100000 и даже миллиона, обозначавшегося фигуркой человека, поднявшего руки в знак удивления. Существовали особые слова и письменные знаки для обозначения мер длины, поверхности, веса и мер зерна. Показателем конкретного мышления египтян является использование некоторых частей человеческого тела в качестве единиц длины: палец, ладонь, ступня и локоть. Однако математические знания были ещё весьма примитивны, например, громоздкий способ вычисления четырёх простых арифметических действий.

Значительного для того времени развития достигла геометрия, имевшая практическое значение. Египтяне умели определять поверхность прямоугольника, треугольника, в частности равнобедренного, трапеции и круга, принимая величину равной 3,16. В «Московском математическом папирусе» сохранились решения  трудных задач на вычисление объёма усечённой пирамиды и полушария. Некоторые элементарные знания египтяне имели в области алгебры, умея вычислить уравнения с одним  неизвестным, которое они называли словом «куча» (очевидно, зерна).

Информация о работе Восточные славяне