Возникновение монастырей на Руси и их общественно-политическая роль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 12:31, реферат

Описание работы

Хронологические рамки данной работы охватывают период времени с X до XIII веков нашей эры, то есть, условно говоря, с момента крещения Руси и до татаро-монгольского нашествия.
Географические рамки охватывают территорию европейской части современной России и Украины.
В основу данного исследования положен принцип историзма. В процессе работы были использованы сравнительно-исторический, ретроспективный и аналитический методы исследования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ВОЗНИКНОВЕНИЕ МОНАСТЫРЕЙ НА РУСИ 4-12
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ РОЛЬ
МОНАСТЫРЕЙ 13-20
ЗАКЛЮЧНИЕ 21-22
БИБИЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 23

Файлы: 1 файл

общественно-политическая роль монастырей.docx

— 69.59 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ХАКАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

им. Н.Ф. КАТАНОВА

Институт Истории и Права

Кафедра Истории России

 

 

 

 

 

Возникновение монастырей на Руси и их общественно-политическая роль

(Реферат)

 

 

 

 

 

Реферат

Студента группы ИЗ-081

Санникова П.В.

Проверил: доктор ист. наук, доцент

Асочакова В.Н.

 

 

 

 

Абакан 2013

 

ПЛАН

 

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                  3

  1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ МОНАСТЫРЕЙ НА РУСИ                     4-12
  2. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ РОЛЬ

 МОНАСТЫРЕЙ                                                                    13-20

ЗАКЛЮЧНИЕ                                                                       21-22

БИБИЛИОГРАФИЧЕСКИЙ  СПИСОК                                          23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Монастыри появляются в христианском мире с IV века. Нас же интересует не весь христианский мир, а только его часть, конкретно христианский мир Руси, и какое место в нем отводилось монастырю. Традиционно монастырь считался местом уединения, куда человек уходил, чтобы посвятить свою жизнь служению Богу. Само слово «монастырь» в переводе с греческого означало «уединенное место». Монастырь населяла община монахов, жившая в соответствии с уставом - особым сводом правил монастырской жизни.

Цель данной работы - проследить историю возникновения монастырей на Руси, а также показать, какую роль они играли в общественно-политической жизни страны.

Указанная цель подразумевает  решение следующих задач:

- . Найти и изучить литературу по данной теме.

- Используя методы исторического исследования написать работу.

Хронологические рамки данной работы охватывают период времени с  X до XIII веков нашей эры, то есть, условно говоря, с момента крещения Руси и до татаро-монгольского нашествия.

Географические рамки  охватывают территорию европейской  части современной России и Украины.

В основу данного исследования положен принцип историзма. В процессе работы были использованы сравнительно-исторический, ретроспективный и аналитический методы исследования.

В рамках поставленной цели и сформулированной в ней задач реферат работа имеет следующую структуру: введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы.

 

 

 

 

  1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ МОНАСТЫРЕЙ НА РУСИ

Монашество появилось на Руси вместе с христианством. Митрополит Илларион был первым посвященным в этот сан (1051 г.) . Вспоминая близкое к нему время водворения христианства при Владимире Святом, писал в одном из своих сочинений, что уже тогда “монастыреве на горах сташа”.

Какие именно монастыри имел в виду митрополит, сколько их было при  князе Владимире и как они  были устроены осталось неизвестным. Письменные известия об отдельных монастырях появляются с княжения Ярослава I. В первые два века христианской жизни Руси наибольшее количество монастырей встречается в центральной полосе тогдашней Русской земли, где было наиболее сгущено русское население и с наименьшими затруднениями распространялось христианство. Из 70 монастырей, известных до конца XII в., на эту полосу приходится до 50.

Особенно сильно монашество начинает развиваться в XI в., главным образом, со времени основания в 1062 г. Киево-Печерского монастыря. Строгая подвижническая жизнь первых Печерских иноков способствовала развитию в народе аскетического духа, выражавшегося в постоянном основании новых монастырей. В XII в. монастырей в Киеве было до 17, в Чернигове и Переславле по 4, в Галиче и Полоцке по 3, в Смоленске 5.

В XIII в. расширяется круг городских  и подгородных монастырей, указывая на размножения центров общественной жизни. Монашество в этот первоначальный период истории русской церкви было тесно связано с городами.

В северных городах к существовавшим прежде монастырям прибавляются новые, и в то же время появляются первые монастыри в других городах - Твери, Ярославле, Костроме, Нижнем Новгороде, Москве, Устюге. Город, особенно стольно-княжеский, не считался благоустроенным, если не имел монастыря и собора. Но с XIV в. замечаем важную перемену в способе распространения монастырей и именно на севере. Ранее почти все монастыри, как в южной, так и в северной России строились в городах или в их ближайших окрестностях.

Количество монастырей стояло в  прямой пропорции к размерам и  экономическому благосостоянию города. В Киеве можно насчитать, как  мы видели, 17 монастырей, из которых  самым крупным была Киево-Печерская  лавра, основанная около середины XI в. Большинство киевских монастырей было основано князьями и боярами. Таким  сделался и Киево-Печерский монастырь, возникший в непосредственной близости к любимому княжескому селу Берестову. Основателя этого монастыря посетил князь Изяслав, после чего «уведан бысть всими великий Антоний и честим». Впрочем, тот же Изяслав, недовольный самостоятельной политикой печерских монахов, построил новый монастырь, св. Дмитрия1.

Отдельные княжеские ветви уже  в это время стремились обзавестись  собственными монастырями. В 1070 г. впервые  упоминается о «монастыре Всеволожи на Выдобычи». Новая обитель возникла недалеко от Печерского монастыря - возможно, в непосредственной близости к загородной резиденции Всеволода. Мономаховичи в XII в. имели свой монастырь св. Феодора. Они называли его отцовским - «отним», тогда как для Ольговичей «отним» был Кирилловский монастырь.

Женские монастыри в Киеве строились  также представителями княжеского рода. В 1086 г. Всеволод построил церковь  св. Андрея, а при ней монастырь, в котором постриглась дочь Всеволода  княжна Янка. Впоследствии этот монастырь, по имени основательницы, назывался  Янциным. Успенский монастырь во Владимире Залесском был создан великой княгиней Марией, женой Всеволода Большое Гнездо2.

В XII в. среди основателей монастырей появляются знатные и богатые люди некняжеского рода. Кажется, подобные монастыри раньше всего возникли в Новгороде с его богатым боярством и купечеством, хотя первый большой новгородский монастырь (Юрьев) был всё-таки княжеским. Его построил князь Мстислав Владимирович, воздвигнув в нём громадный собор. Почти одновременно с Юрьевым возник Антониев монастырь, основателем которого являлся, по-видимому, какой-то купец. В конце XII в. был основан Хутынский монастырь сыном новгородского боярина - Алексеем Михайловичем.

Малые монастыри по большей части  не были самостоятельны, но зависели от больших и управлялись их настоятелями. В некоторых монастырях монахи и монахини жили вместе; иногда женские монастыри приписывались к мужским и управлялись игуменами.

Общежительное устройство монастырей не было господствующим; в значительной их части каждый монах имел свое хозяйство, жил отдельно, и только для богослужения они сходились  вместе. Таким характером отличались преимущественно северные небольшие  монастыри, имевшие от 2 до 10 братий. В XV-XVI вв. насчитывают до 300 вновь основанных монастырей. Монах свободно мог уходить из монастыря, не испрашивая ни у кого согласия, избирая себе уединенное место, строил келью, собирал несколько душ братии - и образовывался монастырь, на который не стоило уже большого труда выхлопотать пожертвования от людей благочестивых.

Богатые и знатные люди иногда сами основывали свои монастыри, состоявшие в полной от них зависимости. Большие  обители высылали от себя как бы монастыри-колонии - приписные монастыри, которые и оставались в их заведовании. Иногда одни монастыри приписывались  к другим по распоряжению своего основателя или правительства.

Почти все более или менее  значительные монастыри, кроме северных, были общежительными.

Настоятели самых знатных монастырей утверждались в своей должности, а иногда и назначались самим  царем. Без благословения настоятеля ничего не могло быть предпринято  монастырем, но он должен был совещаться с собором.

Какие типы монастырей были известны на Руси в период зарождения монашества? На Востоке, где появилось впервые  монашество, известны два основных типа монастырей - отшельнические (пустыни, кельи) и общежительные (киновии)3. Какими же были первые, возникшие еще в середине XI в., монастыри в Древней Руси? На этот вопрос трудно ответить, так как отсутствуют непосредственные указания источников. Едва ли существовавшие в самый ранний период монастыри были крупными, с хорошо отлаженной внутренней жизнью. Вероятно, они были отшельническими с небольшим числом монашествующих. В частности, в одном из своих очерков по истории церкви, Митрополит Макарий (Булгаков) называет эти первые монастыри пустынями. То есть, как и на Востоке, на Руси появляются отдельные отшельнические кельи (пещеры), а уже с середины XI в. возникают собственно обители.

Монастыри имели большое значение в древнерусской жизни, как экономическое, так и религиозно-просветительное. Основание монастырей служило одним из лучших средств для колонизации незаселенных местностей. Пустынножители избирали обыкновенно для своего поселения места, удаленные от человеческого жилья; возле них селился народ и, таким образом, возникал поселок, разраставшийся впоследствии в крупное поселение.

Монастыри были также деятельными  распространителями религиозного просвещения  в древней Руси. На чтение и списывание книг монахи смотрели как на богоугодное  дело. При монастырях рано стали  заводиться библиотеки, а также и  школы для обучения грамоте: грамотные  люди были нужны, между прочим, для  совершения богослужения.

Увеличению в течение XIX в. числа  монастырей в России всего более содействовало учреждение так называемых женских общин, отличающихся от общежительных монастырей только тем, что члены общины не принимают монашеских обетов, исполняя все правила, установленные для послушниц или белиц настоящих монастырей. Обыкновенно настоятельницей общины является монахиня. Начало возникновения женских общин относится к XVIII в. Случалось, что при упразднении монастыря и переводе монахинь в другие монастыри часть послушниц, за недостатком места в монастырях, не покидала своих келий при бывших монастырских церквах, часть же удалялась в другие места, селилась около приходских или кладбищенских церквей, исполняя обязанности просфирниц и церковных сторожей. И в том, и в другом случае женщины эти продолжали жить по монашескому уставу, и к ним присоединялись новые.

Население монастырей распадается  на два класса: на монашествующих, которые  принимают монашеские обеты, теряют свое светское звание и составляют особое сословие, и на послушников  и послушниц (бельцы, белицы), большей  частью молодых, которые только готовятся  к принятию иночества и в случае изменения своего намерения могут  свободно покинуть монастырь4.

Все монастыри в России разделяются  на общежительные и необщежительные, штатные и заштатные.

Внутренний строй монашеской жизни  всех монастырей регламентирован общими монашескими правилами, особыми  уставами и "инструкцией благочинному монастырей". При некоторых из первоклассных монастырей имеются, в некотором отдалении от них, в местах уединенных, по нескольку  келий для более строгой подвижнической жизни, совокупность которых носит  название скита. Заштатными монастырями  называются монастыри, не получающие жалованья  и существующие на доходы, добываемые священнослужением и трудами самих монахов.

Что касается древнерусской архитектуры монастырей, то это явление разноплановое, со сложной внутренней динамикой, не позволяющей привести многообразие форм к единым критериям оценки. Процесс сложения ансамбля монастыря порой занимал несколько столетий, поэтому в большинстве случаев не приходится говорить о выдержанном в едином стиле архитектурном решении. Однако, можно отметить некоторые общие типологические признаки в их застройке, планировке и композиции. Эти признаки обусловлены единством функционального назначения5.

Возлагавшиеся на монастырь функции  определили комплекс сооружений, куда входили постройки разнообразного назначения - культовые, хозяйственные, жилые, оборонительные, мемориальные. Как правило, на первой стадии сложения монастыря, он обносился стеной. Даже деревянная ограда, отделяющая обитель от мира, делала монастырский комплекс подобным крепости или городу. Крепостные стены придавали ансамблю большую архитектурную целостность и смысловую значимость.

Конфигурация плана монастыря  во многом определялась его месторасположением. Традиционно местом закладки монастыря выбирали холм в устье ручья при впадении его в речку. Подобный выбор места основания обители был обусловлен тем обстоятельством, что до середины XVII в. одной из важнейших функций монастыря как социального учреждения была военно-оборонительная. Монастырские стены - крепостные укрепления - должны были соответствовать всем требованиям военного искусства. Согласуясь с ними, к XV в. в планировочной композиции монастырского ансамбля стали появляться элементы регулярности.

Информация о работе Возникновение монастырей на Руси и их общественно-политическая роль