Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 12:31, реферат
Хронологические рамки данной работы охватывают период времени с X до XIII веков нашей эры, то есть, условно говоря, с момента крещения Руси и до татаро-монгольского нашествия.
Географические рамки охватывают территорию европейской части современной России и Украины.
В основу данного исследования положен принцип историзма. В процессе работы были использованы сравнительно-исторический, ретроспективный и аналитический методы исследования.
ВВЕДЕНИЕ 3
ВОЗНИКНОВЕНИЕ МОНАСТЫРЕЙ НА РУСИ 4-12
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ РОЛЬ
МОНАСТЫРЕЙ 13-20
ЗАКЛЮЧНИЕ 21-22
БИБИЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 23
Провидение крайне редко распоряжается таким образом, что на протяжении 150 лет один за другим живут и творят великие деятели культуры. России XIV-XV вв. в этом отношении повезло - у нее были Ф. Грек, А. Рублев, Дионисий. Первым звеном в этой цепи оказался Феофан - философ, книжник, иллюстратор, иконописец, который попал на Русь уже сложившимся, но не застывшим в темах и приемах письма мастером. Работая в Новгороде и Москве, он с одинаковой изощренностью сумел создать совершенно непохожие друг на друга фрески и иконы. Грек не брезговал приноравливанием к обстоятельствам: неистовый, поражающий неуемной фантазией в Новгороде, он мало чем напоминает строго канонического мастера в Москве. Только его мастерство остается неизменным. Он не спорил со временем и заказчиками, и учил жизни и хитростям своей профессии русских художников, в том числе, вероятно, и Андрея Рублева.
Мы знаем по именам лишь некоторых иноков - иконописцев, резчиков, писателей, зодчих. Тогдашняя культура была в известной степени анонимной, что вообще характерно для средневековья. Смиренные монахи далеко не всегда подписывали свои произведения, также не слишком заботились о прижизненной или посмертной земной славе и мастера-миряне.
Это была эпоха соборного творчества.
Митрополит Волоколамский и Юрьевский
Питирим, наш современник, писал
об этой эпохе в работе «Опыт народного
духа» так: «Дух соборного делания
коснулся всех областей творчества. Вслед
за политическим собиранием Руси, одновременно
с ростом экономических связей различных
частей государства началось культурное
собирание. Именно тогда умножились
произведения житийной литературы, были
созданы обобщающие летописные своды,
начали сливаться воедино в
До появления книгопечатания именно в монастырских кельях переписывались книги богослужебного назначения, сочинялась литература религиозно-церковного содержания, в частности «жития святых», прославлявшие «угодников божьих» (в основном монашествующих) и те обители, где они несли иноческое послушание.
Одновременно монастыри
Созидание культуры всегда тесно связано с ее сбережением, сохранением. Эту двуединую задачу в XV-XVI вв. как раз и решали монастыри, которые испокон веку были не только духовными центрами, но и своего рода музеями, где хранились уникальные произведения национального искусства, а также библиотеками с поразительными по ценности собраниями рукописей, редких книг.
Одним из главных источников пополнения монастырских коллекций были вклады. Сюда приносили фамильные реликвии обедневшие потомки удельных князей, не выдержавшие неравной борьбы с окрепшей великокняжеской властью. Вклады поступали и от московских князей и царей, которые часто использовали влиятельные монастыри в политических целях. Причинами вклада в сокровищницу монастыря могли быть и победа, одержанная над врагом, и моление о рождении наследника, и торжественное восшествие на престол. Часто делали вклады и просто на помин души. На территории монастырей, у их соборов и церквей иногда хоронили знатных людей, при погребении же монастырю не только платили деньги за могилу, но и оставляли личные вещи покойного, икону, снятую с гроба, и даже возок с лошадьми, на котором он был привезен. Среди вкладчиков русских монастырей были князья и бояре, представители высшего духовенства, дворяне, торговые и служивые люди разных городов, «государева двора разных чинов люди», городские дьяки, монастырские слуги и служки, ремесленники и крестьяне.
На монастыри смотрели как на надежные хранилища национальных сокровищ. Сюда привозили произведения искусства ради их сбережения. Не случайно на многих из них было написано: «А не отдати никому». Самыми распространенными вкладами были фамильные иконы, украшенные драгоценными окладами.
Пользовались известностью монастырские собрания в Москве и Сергиевом Посаде, в Ростове Великом и Суздале, Твери и Ярославле; в этих городах составились уникальные коллекции русской иконописи XV-XVI вв.
Таким образом, положение монастыря в общественной жизни во многом зависело от того, к какому социальному слою принадлежит основатель (ктитор). Одновременно монастыри выполняли социальный заказ криптора (например, князя): создавали и заново редактировали летописи, документы законодательного характера.
Также, можно заключить, что в общественно-политическую деятельность русских монастырей, по мере их распространения и укрупнения входило выполнение многих жизненно-важных функций. В этой связи они являлись и местом единения человека с Богом, и сосредоточением хозяйственной жизни (мастерские, прядильные, квасоваренные, кладовые и др. виды хозяйственной деятельности открывались на базе монастырей), и центром наук и просвещения (религиозное просвещение, иконопись, книжное дело, обучение грамоте, чтение книг). Помимо перечисленных функций, монастыри также являлись и центром защиты от внешних врагов, и хранилищем национальных сокровищ. С помощью основания монастыря, можно было провести колонизацию незаселенной местности, что во многом способствовало заселению севера нашей необъятной страны, а также благодаря миссионерской деятельности приобщение к православию многих народов (коми, карелов, топарей и др.)
Монастыри являлись крупными земельными собственниками, тесно связанными с политической жизнью города и государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
После изучения заявленной темы, можно сделать следующие выводы.
Монастыри появились на Руси вместе с появлением Христианства. Первоначально возникают на Киевской земле, а позднее в Западной и Северо-восточной части Руси. Все монастыри в России разделяются на общежительные и необщежительные, штатные и заштатные.
Внутренний строй монашеской жизни всех монастырей регламентирован общими монашескими правилами, особыми уставами и "инструкцией благочинному монастырей". Деятельность первых монастырей дает толчок появлению и развитию монастырей в последующие столетия, что приводит к появлению женских монастырей. Древнерусская монастырская архитектура - явление разноплановое, со сложной внутренней динамикой, не позволяющей привести многообразие форм к единым критериям оценки. Однако, примерно в середине XVI века появляется целая структура монастырского комплекса с архитектурно-композиционными приемами.
Положение монастыря в общественной жизни во многом зависело от того, к какому социальному слою принадлежит основатель (ктитор). Одновременно монастыри выполняли социальный заказ криптора (например, князя): создавали и заново редактировали летописи, документы законодательного характера.
Также, можно заключить, что в общественно-политическую деятельность русских монастырей, по мере их распространения и укрупнения входило выполнение многих жизненно-важных функций. В этой связи они являлись и местом единения человека с Богом, и сосредоточением хозяйственной жизни (мастерские, прядильные, квасоваренные, кладовые и др. виды хозяйственной деятельности открывались на базе монастырей), и центром наук и просвещения (религиозное просвещение, иконопись, книжное дело, обучение грамоте, чтение книг), идеологическим центром. Помимо перечисленных функций, монастыри также являлись и центром социальной защиты от внешних врагов, и хранилищем национальных сокровищ. С помощью основания монастыря, можно было провести колонизацию незаселенной местности, что во многом способствовало заселению севера нашей необъятной страны, а также благодаря миссионерской деятельности приобщение к православию многих народов (коми, карелов, топарей и др.)
Монастыри являлись крупными земельными собственниками, тесно связанными с политической жизнью города и государства.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1Тихомиров М.Н. Древнерусские города. – Москва: Государственное издательство Политической литературы, 1956 – С.190-201.
2 Там же. – С.205.
3 Каждан А.П. Византийский монастырь XI-XII вв. как социальная группа. // Византийский Временник. – М., 1971. Т. 31. – С. 50-55.
4 Русское монашество: 988-1917; Жизнь и учение старцев: Прилож. к "Ист. Рус. Церкви" / И. К. Смолич. – М. Православная энциклопедия, 1999 – С.135.
5 Как была Крещена Русь. – 2-е изд. – Москва: Политиздат, 1989. – С. 300.
6 Рыбаков Б.А. Архитектурная
математика древнерусских зодчих. – [Электронный
ресурс] - http://www.zodchii.ws/books/
7 Щапов Я.Н. Государство и церковь Древней Руси X-XIII веков. – М.: Наука, 1989 – С.161-163.
8 Зырянов П.Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века. – М.: Вербум-М, 2004.- С.67.
9Культурология. История мировой культуры : Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по социально-гуманитарным специальностям и направлениям. – М. :Academia, 2003 – С.208.
10 Комеч А.И. Русские монастыри : История и культура X-XVII столетия. – М.: АРТ-БМБ 2001, - С.135.
Информация о работе Возникновение монастырей на Руси и их общественно-политическая роль