Возникновение монастырей на Руси и их общественно-политическая роль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 12:31, реферат

Описание работы

Хронологические рамки данной работы охватывают период времени с X до XIII веков нашей эры, то есть, условно говоря, с момента крещения Руси и до татаро-монгольского нашествия.
Географические рамки охватывают территорию европейской части современной России и Украины.
В основу данного исследования положен принцип историзма. В процессе работы были использованы сравнительно-исторический, ретроспективный и аналитический методы исследования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ВОЗНИКНОВЕНИЕ МОНАСТЫРЕЙ НА РУСИ 4-12
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ РОЛЬ
МОНАСТЫРЕЙ 13-20
ЗАКЛЮЧНИЕ 21-22
БИБИЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 23

Файлы: 1 файл

общественно-политическая роль монастырей.docx

— 69.59 Кб (Скачать файл)

Провидение крайне редко распоряжается  таким образом, что на протяжении 150 лет один за другим живут и творят великие деятели культуры. России XIV-XV вв. в этом отношении повезло - у нее были Ф. Грек, А. Рублев, Дионисий. Первым звеном в этой цепи оказался Феофан - философ, книжник, иллюстратор, иконописец, который попал на Русь уже сложившимся, но не застывшим в темах и приемах письма мастером. Работая в Новгороде и Москве, он с одинаковой изощренностью сумел создать совершенно непохожие друг на друга фрески и иконы. Грек не брезговал приноравливанием к обстоятельствам: неистовый, поражающий неуемной фантазией в Новгороде, он мало чем напоминает строго канонического мастера в Москве. Только его мастерство остается неизменным. Он не спорил со временем и заказчиками, и учил жизни и хитростям своей профессии русских художников, в том числе, вероятно, и Андрея Рублева.

Мы знаем по именам лишь некоторых  иноков - иконописцев, резчиков, писателей, зодчих. Тогдашняя культура была в известной степени анонимной, что вообще характерно для средневековья. Смиренные монахи далеко не всегда подписывали свои произведения, также не слишком заботились о прижизненной или посмертной земной славе и мастера-миряне.

Это была эпоха соборного творчества. Митрополит Волоколамский и Юрьевский  Питирим, наш современник, писал  об этой эпохе в работе «Опыт народного  духа» так: «Дух соборного делания  коснулся всех областей творчества. Вслед  за политическим собиранием Руси, одновременно с ростом экономических связей различных  частей государства началось культурное собирание. Именно тогда умножились произведения житийной литературы, были созданы обобщающие летописные своды, начали сливаться воедино в общерусской  культуре достижения крупнейших провинциальных школ в области изобразительного, архитектурного, музыкально-певческого, декоративно-прикладного искусства»10.

До появления книгопечатания именно в монастырских кельях переписывались книги богослужебного назначения, сочинялась литература религиозно-церковного содержания, в частности «жития святых», прославлявшие  «угодников божьих» (в основном монашествующих) и те обители, где они несли  иноческое послушание.

Одновременно монастыри выполняли  социальный заказ княжеской власти: создавали и заново редактировали  летописи, документы законодательного характера. Судя по содержанию летописей  и стилю их изложения, писали их люди, лишь формально «ушедшие из мира», как  того требовал ритуал посвящения в  монашество, а фактически находившиеся в самой гуще политических событий, полные «морских» забот и волнений.

Созидание культуры всегда тесно связано  с ее сбережением, сохранением. Эту  двуединую задачу в XV-XVI вв. как раз  и решали монастыри, которые испокон  веку были не только духовными центрами, но и своего рода музеями, где хранились  уникальные произведения национального  искусства, а также библиотеками с поразительными по ценности собраниями рукописей, редких книг.

Одним из главных источников пополнения монастырских коллекций были вклады. Сюда приносили фамильные реликвии обедневшие потомки удельных князей, не выдержавшие неравной борьбы с  окрепшей великокняжеской властью. Вклады поступали и от московских князей и царей, которые часто  использовали влиятельные монастыри  в политических целях. Причинами  вклада в сокровищницу монастыря  могли быть и победа, одержанная над врагом, и моление о рождении наследника, и торжественное восшествие на престол. Часто делали вклады и  просто на помин души. На территории монастырей, у их соборов и церквей  иногда хоронили знатных людей, при  погребении же монастырю не только платили деньги за могилу, но и оставляли  личные вещи покойного, икону, снятую с  гроба, и даже возок с лошадьми, на котором он был привезен. Среди  вкладчиков русских монастырей были князья и бояре, представители высшего  духовенства, дворяне, торговые и служивые люди разных городов, «государева двора  разных чинов люди», городские дьяки, монастырские слуги и служки, ремесленники и крестьяне.

На монастыри смотрели как на надежные хранилища национальных сокровищ. Сюда привозили произведения искусства  ради их сбережения. Не случайно на многих из них было написано: «А не отдати никому». Самыми распространенными вкладами были фамильные иконы, украшенные драгоценными окладами.

Пользовались известностью монастырские собрания в Москве и Сергиевом  Посаде, в Ростове Великом и  Суздале, Твери и Ярославле; в  этих городах составились уникальные коллекции русской иконописи XV-XVI вв.

Таким образом, положение монастыря в общественной жизни во многом зависело от того, к какому социальному слою принадлежит основатель (ктитор). Одновременно монастыри выполняли социальный заказ криптора (например, князя): создавали и заново редактировали летописи, документы законодательного характера.

Также, можно заключить, что в общественно-политическую деятельность русских монастырей, по мере их распространения и укрупнения входило выполнение многих жизненно-важных функций. В этой связи они являлись и местом единения человека с Богом, и сосредоточением хозяйственной жизни (мастерские, прядильные, квасоваренные, кладовые и др. виды хозяйственной деятельности открывались на базе монастырей), и центром наук и просвещения (религиозное просвещение, иконопись, книжное дело, обучение грамоте, чтение книг). Помимо перечисленных функций, монастыри также являлись и центром защиты от внешних врагов, и хранилищем национальных сокровищ. С помощью основания монастыря, можно было провести колонизацию незаселенной местности, что во многом способствовало заселению севера нашей необъятной страны, а также благодаря миссионерской деятельности приобщение к православию многих народов (коми, карелов, топарей и др.)

Монастыри являлись крупными земельными собственниками, тесно связанными с политической жизнью города и государства.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

После изучения заявленной темы, можно  сделать следующие выводы.

Монастыри появились на Руси вместе с появлением Христианства. Первоначально возникают на Киевской земле, а позднее в Западной и Северо-восточной части Руси. Все монастыри в России разделяются на общежительные и необщежительные, штатные и заштатные.

Внутренний строй монашеской жизни  всех монастырей регламентирован общими монашескими правилами, особыми уставами и "инструкцией благочинному монастырей". Деятельность первых монастырей дает толчок появлению и развитию монастырей в последующие столетия, что приводит к появлению женских монастырей. Древнерусская монастырская архитектура - явление разноплановое, со сложной внутренней динамикой, не позволяющей привести многообразие форм к единым критериям оценки. Однако, примерно в середине XVI века появляется целая структура монастырского комплекса с архитектурно-композиционными приемами.

Положение монастыря в общественной жизни во многом зависело от того, к какому социальному слою принадлежит основатель (ктитор). Одновременно монастыри выполняли социальный заказ криптора (например, князя): создавали и заново редактировали летописи, документы законодательного характера.

Также, можно заключить, что в  общественно-политическую деятельность русских монастырей, по мере их распространения  и укрупнения входило выполнение многих жизненно-важных функций. В этой связи они являлись и местом единения человека с Богом, и сосредоточением хозяйственной жизни (мастерские, прядильные, квасоваренные, кладовые и др. виды хозяйственной деятельности открывались на базе монастырей), и центром наук и просвещения (религиозное просвещение, иконопись, книжное дело, обучение грамоте, чтение книг), идеологическим центром. Помимо перечисленных функций, монастыри также являлись и центром социальной защиты от внешних врагов, и хранилищем национальных сокровищ. С помощью основания монастыря, можно было провести колонизацию незаселенной местности, что во многом способствовало заселению севера нашей необъятной страны, а также благодаря миссионерской деятельности приобщение к православию многих народов (коми, карелов, топарей и др.)

Монастыри являлись крупными земельными собственниками, тесно связанными с политической жизнью города и государства.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

  1. Быхов М.И. Монастыри на Руси XI - середины XIV века. Оп.:   Монашество и монастыри в России. XI - XX века: исторические очерки. – М.: Наука, 2002. – С 25 - 56.
  2. Зырянов П.Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века. – М.: Вербум -М, 2004. – 319 с.
  3. Каждан А.П. Византийский монастырь XI-XII вв. как социальная группа. // Византийский Временник. – М., 1971. Т. 31. – С. 50-55.
  4. Как была Крещена Русь. – 2-е изд. – Москва: Политиздат, 1989. – 320с.
  5. Комеч А.И. Русские монастыри : История и культура X-XVII столетия. – М.: АРТ-БМБ 2001, - 239 с.
  6. Культурология. История мировой культуры : Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по социально-гуманитарным специальностям и направлениям. – М. :Academia, 2003 – 604 с.
  7. Рыбаков Б.А. Архитектурная математика древнерусских зодчих. – [Электронный ресурс] - http://www.zodchii.ws/books/info-644.html (дата обращения 15.01.2013)
  8. Присёлков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X–XII вв. СПб.: Наука, 2003. – 248 с.
  9. Русское монашество: 988-1917; Жизнь и учение старцев: Приложение к "Истории Русской Церкви" / И. К. Смолич. – М. Православная энциклопедия, 1999 – 606 с.
  10. Тихомиров М.Н. Древнерусские города. – М.: Государственное издательство Политической литературы, 1956 – с.477.
  11. Щапов Я.Н. Государство и церковь Древней Руси X-XIII веков. – М.: Наука, 1989 – 233 с.

1Тихомиров М.Н. Древнерусские города. – Москва: Государственное издательство Политической литературы, 1956 – С.190-201.

2 Там же. – С.205.

3 Каждан А.П. Византийский монастырь XI-XII вв. как социальная группа. // Византийский Временник. – М., 1971. Т. 31. – С. 50-55.

4 Русское монашество: 988-1917; Жизнь и учение старцев: Прилож. к "Ист. Рус. Церкви" / И. К. Смолич. – М. Православная энциклопедия, 1999 – С.135.

5 Как была Крещена Русь. – 2-е изд. – Москва: Политиздат, 1989. – С. 300.

6 Рыбаков Б.А. Архитектурная математика древнерусских зодчих. – [Электронный ресурс] - http://www.zodchii.ws/books/info-644.html (дата обращения 15.01.2013)

7 Щапов Я.Н. Государство и церковь Древней Руси X-XIII веков. – М.: Наука, 1989 – С.161-163.

8 Зырянов П.Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века. – М.: Вербум-М, 2004.- С.67.

9Культурология. История мировой культуры : Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по социально-гуманитарным специальностям и направлениям. – М. :Academia, 2003 – С.208.

10 Комеч А.И. Русские монастыри : История и культура X-XVII столетия. – М.: АРТ-БМБ 2001, - С.135.


Информация о работе Возникновение монастырей на Руси и их общественно-политическая роль