Возникновение монастырей на Руси и их общественно-политическая роль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 12:31, реферат

Описание работы

Хронологические рамки данной работы охватывают период времени с X до XIII веков нашей эры, то есть, условно говоря, с момента крещения Руси и до татаро-монгольского нашествия.
Географические рамки охватывают территорию европейской части современной России и Украины.
В основу данного исследования положен принцип историзма. В процессе работы были использованы сравнительно-исторический, ретроспективный и аналитический методы исследования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ВОЗНИКНОВЕНИЕ МОНАСТЫРЕЙ НА РУСИ 4-12
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ РОЛЬ
МОНАСТЫРЕЙ 13-20
ЗАКЛЮЧНИЕ 21-22
БИБИЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 23

Файлы: 1 файл

общественно-политическая роль монастырей.docx

— 69.59 Кб (Скачать файл)

Монастыри XVI в. - Соловецкий, Новодевичий, Симонов, Кирилло-Белозерский - в основе своей планировочной структуры имели пятигранник, а план Пафнутиева-Боровского монастыря приближался к ромбовидным очертаниям. Геометрическая форма была продиктована не отвлеченными геометрическими фигурами, а исходила из архитектурных пропорциональных положений, которые были распространены среди каменных дел мастеров. К концу XVII в. регулярность конфигурации плана крепости-монастыря стала традиционным приемом в русском зодчестве. Кирпичные стены Донского монастыря в Москве, построенные на рубеже XVII - XVIII вв., имеют в плане строго очерченный квадрат6.

Во внешнем художественном облике крепостные башни являлись важными структурными элементами. Фиксируя конечные точки архитектурной композиции, башни поддерживают и завершают ритмику вертикальных акцентов монастырского ансамбля. Архитектурная композиция приобретает черты гармоничной завершенности. Башни могли служить и проездными воротами в монастырь. Со стороны парадного подъезда устраивались главные - Святые - ворота, выделенные как архитектурно, так и расположением.

Стремление к большей геометричности и регулярности планировочной композиции обозначалось в монастырском строительстве на Руси значительно раньше, чем, например, в строительстве городов или крепостей. Объяснение этому факту нужно искать в символической трактовке монастыря-крепости как целостного ансамбля. В зависимости от типа монастыря и его материального положения, келейная застройка могла быть различной. Обычно келейные корпуса располагались по периметру монастырских стен. Деревянные строения по мере роста достатка обители сменялись каменными. Каменные жилые корпуса в богатых и многолюдных монастырях могли быть двухэтажными с отдельным входом в каждую келью. Келейная застройка образовывала главный монастырский двор, посередине которого возводились основные сооружения монастыря. Центральное место, и в архитектурном, и в идейном плане, занимал монастырский храм. Доминируя над всеми остальными сооружениями, он рассматривался как “земное небо или как око Божье”.

Тема большого храма с обширным внутренним пространством, обладающим особой “светлостью и звонностью” с начала XVI в. все чаще стала звучать в монастырской архитектуре. Вторым по значению сооружением в комплексе монастырских построек являлась трапезная. Часто при основании обители в первую очередь возводили именно ее, руководствуясь бытовыми соображениями. Появление трапезной характеризовалось переходом к общежительному монастырскому уставу: трапезная - место для общего вкушения пищи, которая ассоциировалась с Тайной вечерей, т.е. имело символический смысл. Одним из обязательных сооружений в монастырском комплексе была колокольня и звонница.

Колокольный звон - один из важнейших  атрибутов средневековой культуры - в монастырском быту имел особое значение. Тембр и характер звона, зависящие от подбора колоколов, служили отличительным признаком каждого монастыря. По мере роста монастыря в нем появлялось все больше специальных служб: больницы, библиотеки, иконописные палаты, мельницы и разнообразные мастерские. К монастырским постройкам мемориального характера можно отнести небольшие часовни надкладезные палатки. Возведение и посвящение подобных часовен связывалось с каким-либо значительным событием монастырской жизни.

В целом, на протяжении XVI в. сформировалась структура монастырского комплекса с архитектурно-композиционными приемами, повторяющимися с незначительными изменениями в последующем монастырском строительстве. Архитектурный ансамбль древнерусского монастыря выражал идею религиозного, культурного, военного и политического центра. Русские монастыри представляют собой большое чудо. Религиозные обители - это красота, но не только в камне, но главное - в душах людей. Монастыри всегда были оплотом духовности русского народа, его силой.

Вывод: монастыри появились на Руси вместе с появлением Христианства. Первоначально возникают на Киевской земле, а позднее в Западной и Северо-восточной части Руси. Все монастыри в России разделяются на общежительные и необщежительные, штатные и заштатные.

Внутренний строй монашеской жизни  всех монастырей регламентирован общими монашескими правилами, особыми  уставами и "инструкцией благочинному монастырей". Деятельность первых монастырей дает толчок появлению и развитию монастырей в последующие столетия, что приводит к появлению женских монастырей. Древнерусская монастырская архитектура - явление разноплановое, со сложной внутренней динамикой, не позволяющей привести многообразие форм к единым критериям оценки. Однако, примерно в середине XVI века появляется целая структура монастырского комплекса с архитектурно-композиционными приемами.

 

  1. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ РОЛЬ МОНАСТЫРЕЙ

Общественно-политическое значение древнерусских  монастырей

сложно переоценить. Они выполняли  множество функций и играли важную роль в жизни и представлениях каждого христианина на Руси.

Там, где существовала сильная княжеская  власть, обители создавались преимущественно на княжеские средства и находились в полной их зависимости. А там, где существовала номинальная княжеская власть (как в Новгороде), число монастырей, созданных при участии князей, незначительно, но возникают обители, связанные очень тесно с кругами боярства. Положение монастыря в общественной жизни во многом зависело от того, к какому социальному слою принадлежит основатель (ктитор).

Со второй половины XII в. в древнерусских  городах возникла новая организация - архимандрития. Это монастырь, который занимал ведущее место среди остальных. Архимандрития осуществляла связь между черным духовенством и городом, князем, епископатом, а также во многом контролировала взаимоотношения между самими монастырями.

Возникновение архимандритии вызвано необходимостью в организации черного духовенства в Древней Руси. Особую роль играла при этом, по мнению Я.Н. Щапова, княжеская власть, заинтересованная в собственном контроле над деятельностью монастырей через голову митрополита и епископов7. Вот и причина, по которой архимандритии возникали преимущественно в княжеских крупных монастырях. Следует отметить, что ранние княжеские монастыри Киева играли также и роль усыпальниц.

После перенесения в 1091 г. мощей  преп. Феодосия практика захоронений  в пределах монастырей распространилась по всей Руси. При этом наблюдается  большое разнообразие лиц, получивших возможность быть похороненными  в монастырях. Уже с начала XII в. и позднее, до середины XIV в. в обителях погребались не только игумены, церковные иерархи и монахи, но и светские лица (представители княжеских фамилий, посадники, бояре). Хотя ранее по Студийскому уставу существовал запрет на захоронения в стенах монастыря.

Социальный состав братии был разнообразен - в монастырь принимаются как  выходцы из простого народа (сам  преп. Феодосий), так и представители  купцов (Исаакий пещерник), боярства (Варлаам, сын боярина Иоанна, при князе Изяславе поставлен игуменом Дмитровского монастыря), а также князей (черниговский князь Святоша - 1106 г.). Среди монахов упоминаются половцы, угры, варяги, греки, был врач армянин и врач сириец по имени Петр и т.д. Следовательно, в Печерском монастыре принимали постриг люди разных национальностей. Положение Киево-Печерского монастыря в обществе привлекало огромное число паломников и желающих остаться навечно в его стенах.

Для более полного понимания  места монастырей в жизни древнерусского общества необходимо обратиться к изучению их хозяйства и собственности.

Каким образом монастыри приобретали  в собственность земли и угодья? Во-первых, ктиторы монастырей были обязаны обеспечить свои обители  средствами для существования. Кроме  вкладов в виде икон, книг, денег, они передавали в собственность  монастырей и земли со всеми угодьями. Другой способ приобретения монастырями земель в собственность - вклады. Они делались с целью упоминания имени вкладчика в повседневных монастырских службах, в большинстве случаев - для обеспечения себя и "устроения" своей души на склоне жизни.

Иногда монастыри получали не только земельные владения, но и право  собирать дани с них. Вкладчики обеспечивают монастыри иммунитетными правами. Это выражено в формуле запрета входа в монастырские земельные владения, как указано в грамоте Изяслава Мстиславича Пантелеймонову монастырю, где запрет касается не только князя, но и новгородского епископа.

Кроме сел и земель, монастыри  получали и другие владения в собственность. В их число входят "лес, и борти, и ловища...". Обычно в монастырскую собственность, кроме земельных наделов с селами, входили покосы и луга. Существует сведение о наличии скота в монастырских селах. Монахи и население монастырских сел занимались рыбной ловлей, охотой. Борти и бортяные земли указывают на изготовление меда: так же как и охота на бобров, это является исконным русским промыслом, приносящим хорошие доходы. Таким образом, сельское хозяйство было одним из направлений деятельности монастыря.

Монастыри обладали значительными  денежными средствами, с помощью  которых производили и некоторые  финансовые операции. Так, по духовной Климента Новгородца, Юрьев монастырь выступает в роли дающего ссуду деньгами для нужд боярина.

Таким образом, хозяйство монастырей получает благоприятные условия  и возможности для своего развития и обогащения.

Монастыри являлись не только крупными феодальными собственниками, тесно  связанными с политической жизнью города и государства, но были и центрами идеологической жизни. В стенах монастырей создавались и переписывались рукописи, а потом распространялись среди  верующих. При монастырях существовали школы, в которых обучались грамоте  и богословию.

Одно из занятий в стенах обителей - списывание книг. Необходимость диктовалась широким распространением христианства, связывающим все большие территории Древней Руси. При монастырях существовали скриптории, в которых создавались и переписывались церковные произведения, были и библиотеки, где эти книги сохранялись. До настоящего времени сохранилось небольшое число рукописей XII - середины XIV в., дающих нам основание по определенным критериям относить их к книжным мастерским монастырей уже существовавших.

Что до постройки монастыря и  его внешнего вида, то здесь исследователи  отмечают, что крепостные башни, помимо той роли, которую они выполняли в качестве оборонительных сооружений, часто использовались для нужд монастырского хозяйства. В башнях устраивались кладовые, мастерские, разнообразные монастырские службы: поварские, квасовареные, прядильные и другие.

Православные монастыри сыграли особую роль в культурной, политической и хозяйственной истории Руси, России. В нашей стране - как, впрочем, и в других странах христианского мира - обители монахов всегда были не только местами молитвенного служения Богу, но и центрами культуры, просвещения; во многие периоды отечественной истории монастыри оказывали заметное воздействие на политическое развитие страны, на хозяйственную жизнь людей.

Одним из таких периодов было время  консолидации русских земель вокруг Москвы, время расцвета православного  искусства и переосмысления культурной традиции, связывавшей Киевскую Русь с Московским царством, время колонизации  новых земель и приобщения к православию  новых народов8.

На протяжении XV и XVI столетий лесистый север страны покрывался сетью крупных  монастырских хозяйств, около которых  постепенно оседало крестьянское население. Так начиналось мирное освоение огромных пространств. Оно шло одновременно с широкой просветительской и  миссионерской деятельностью.

Епископ Стефан Пермский проповедовал по Северной Двине среди коми, для  которых создал азбуку и перевел  Евангелие. Преподобные Сергий и Герман основали Валаамский Спасо-Преображенский монастырь на островах в Ладожском озере и проповедовали среди карельских племен. Преподобные Савватий и Зосима положили начало крупнейшему на Севере Европы Соловецкому Спасо-Преображенскому монастырю. Святой Кирилл создал монастырь в Белоозерском крае. Святой Феодорит Кольский крестил финское племя топарей и создал для него азбуку. Его миссию в середине XVI в. продолжил святой Трифон Печенегский, основавший монастырь на северном побережье Кольского полуострова.

Появились в XV-XVI вв. и многие другие монастыри. В них шла большая  просветительская работа, переписывались книги, развивались самобытные школы  иконописи, фресковой живописи.

В монастырях писались иконы, которые  наряду с фресками и мозаикой составляли тот жанр живописного искусства, что был разрешен церковью и всячески поощрялся ею.

Выдающиеся живописцы древности  отражали в иконе и религиозные  сюжеты, и свое видение окружающего  мира, запечатлевали в красках  не одни христианские догматы, но и  собственное отношение к актуальным проблемам современности. Поэтому  древнерусское живописное искусство вышло за узкие рамки церковной улитарности и стало важным средством художественного отражения своей эпохи - явлением не только чисто религиозной жизни, но и общекультурной.

XIV - начало XV вв. - это время расцвета  иконописи. Именно в ней русским  художникам удалось полностью  выразить характер страны и  народа, подняться до высот мировой  культуры. Корифеями же иконописи,  безусловно, являлись Феофан Грек, Андрей Рублев и Дионисий. Благодаря  их творчеству русская икона  стала не только предметом  живописи, но и философских дискуссий;  она о много говорит не только  искусствоведам, но и социальным  психологам, стала составной частью  жизни русского народа9.

Информация о работе Возникновение монастырей на Руси и их общественно-политическая роль