Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 00:08, реферат
Нельзя отрицать, что представление о других народах и государствах во многом обусловлено тем, как человека учили истории в детстве, не только в школе, но и в семье и в обществе. Какой образ мира, образ самого себя и своей Родины сложился у него, зависит от этих первых впечатлений. Они всегда будут основой для последующих размышлений, идей и теорий. Итак, история - один из важнейших факторов самоопределения человека. История предает существующей власти законные обоснования, объясняя как складывается определенная политическая ситуация или формируется та или иная культура народа.
С этой точки зрения, средства массовой информации, проводя политику цензурирования искусства, книгопечатанья, а в частности школьных учебников, выделяя различные исторически сложившиеся события, сшивая их вместе в требуемом контексте, получают мощный рычаг для управления обществом.
1. Введение
2. Подробный обзор изучения истории Второй мировой войны в Белоруссии
3. Освещение темы Второй мировой войны в Эстонских учебниках истории
4. Освещение темы Второй мировой войны в Английских учебниках.
5. Освещение темы Второй мировой войны в Американских учебниках истории
6. Заключение
7. Список литературы
«Вторая мировая война в зарубежных учебниках истории»
Содержание:
1. Введение
2. Подробный обзор
изучения истории Второй
3. Освещение темы Второй мировой войны в Эстонских учебниках истории
4. Освещение темы Второй мировой войны в Английских учебниках.
5. Освещение темы Второй мировой
войны в Американских
6. Заключение
7. Список литературы
Введение.
Изначально тема моей курсовой работы звучала как «Отражение Второй мировой войны в европейских учебниках». Но при работе над материалом я пришла к выводу, что тема должна быть раскрыта шире, должна охватывать большее количество государств, вовлеченных во Вторую мировую войну, не ограничиваясь только европейскими учебниками истории.
Так же у меня возникли проблемы с доступом к зарубежным учебникам истории, поэтому я воспользовалась пособиями для учителей, рекомендованными министерствами образования, и работами других исследователей, затрагивающими данную тему.
Нельзя отрицать, что представление о других народах и государствах во многом обусловлено тем, как человека учили истории в детстве, не только в школе, но и в семье и в обществе. Какой образ мира, образ самого себя и своей Родины сложился у него, зависит от этих первых впечатлений. Они всегда будут основой для последующих размышлений, идей и теорий. Итак, история - один из важнейших факторов самоопределения человека. История предает существующей власти законные обоснования, объясняя как складывается определенная политическая ситуация или формируется та или иная культура народа.
С этой точки зрения, средства массовой информации, проводя политику цензурирования искусства, книгопечатанья, а в частности школьных учебников, выделяя различные исторически сложившиеся события, сшивая их вместе в требуемом контексте, получают мощный рычаг для управления обществом. Это возможность управлять не только потребностями человека, его эмоциями и жизненными приоритетами, но и закладывать в основу его мировосприятия необходимые им структуры общественного строя, аспекты государственного аппарата, а также фундаментальные принципы этики и морали.
Теперь уже все понимают, что самое лучшее идеологическое оружие в борьбе за умы молодого поколения - это продуманная интерпретация истории . Манипулируя фактами, даже казавшимися раньше незначительными, преувеличивая и замалчивая другие, можно поссорить целые народы, заставить усомниться в казалось бы незыблемых вещах .
Возможно, именно поэтому каждая национальная история включает в себя помимо официальной версии, также и альтернативные ветви. Это очень хорошо проиллюстрировал известный французский историк Марка Ферро в книге «Как рассказывают историю детям в разных странах мира» :
«Например, история армянского народа та, что преподают в Советской Армении, та, что учат дети диаспоры (и многие дети в Армении, но дома, в домашнем кругу), и та, которую представляет общераспространенное толкование всемирной истории, - это три разные версии истории. Причем нельзя утверждать, что последняя более реалистична или более законна, чем другие1.
Так же Марк Ферро считает, что независимо от нации, государства и эпохи история остается одинаково миссионерской: наукообразие и методология служат не более чем «фиговым листком» идеологии.
Учебники истории всегда менялись со сменой эпох, ведь они должны выражать идеологию государства. И сейчас, когда уже прошло достаточно времени с распада Советского Союза, некоторые государства, являвшиеся его частью, а теперь стремятся найти свое место в мире именно за счет частичного или полного пересмотра своей истории.
Совсем недавно Российский
институт стратегических исследований
выпустил книгу, посвященную оценке
событий Второй мировой войны
в учебниках истории
В ряде стран свой взгляд на историю по сравнению с советским трансформировался. В эту группу входят: Россия, Чехия, Словакия, Азербайджан, Болгария, Молдавия, Таджикистан, Сербия, Хорватия, Венгрия. Наконец, есть государства, которые полностью пересмотрели историю. К их числу относятся Латвия, Литва, Эстония, Украина, Грузия и Польша.2
Подробный обзор изучения истории Второй мировой войны в Белоруссии
В Белоруссии большая часть школьников изучают историю по русскоязычным учебникам. Только в этом году министерство образования сообщило о намерении издать учебники для всех классов на втором государственном языке - белорусском (на нем обучается приблизительно всего 20% школьников)3. Но в связи с тяжелым экономическим положением в стране, это вряд ли будет сделано в ближайшие время. Этот шаг нельзя назвать продуманным, если учесть, что государство не может обеспечить все школы учебниками хотя бы на одном языке, и еще недавно они были размещены на сайте министерства образования4.
Пресс-конференция заместителя министра образования Казимира Фарино.
Учебная программа в Белоруссии соответствует российской. История страны преподается в средней школе дважды: в 7 – 9 классах и в 10-11 классах.
Белоруссия относится к группе тех стран, которые пока придерживаются традиционной советской интерпретации причин, событий и последствий Второй мировой войны. Но естественно, что авторы учебников уделяют большое внимание оккупации Белоруссии и массовой партизанской войне.
Мировое положение накануне мировой войны.
Описывая общую политическую обстановку в мире, Залдин Н. В. в учебнике 11 класса "Всеобщая история" сохраняет объективность, не перекладывая всю ответственность за начало войны на Германию, но все же не оспаривая ее главную роль. Он учитывает действия и политические настроения всех основных стран участниц, которые, по его мнению, уделяли в тот момент больше внимания внутренним проблемам, из-за начавшегося экономического кризиса, отказываясь признавать нарастающую опасность со стороны Германии и Японии.
"... страны, вступившие
на путь агрессии, стремились
не к перераспределению сфер
влияния, а к тотальному
Но страны Запада не желая ввязываться в новую войну, были готовы пойти на любой компромисс, что руководство СССР воспринимало крайне негативно.
"Советские лидеры видели причины уступчивости стран Запада в их стремлении подтолкнуть Японию, Германию и Италию к агрессии против СССР. В действительности дипломатия Запада стремилась, прежде всего, избежать нового кровопролития общеевропейского масштаба. Ради достижения этой цели Англия и Франция были готовы идти на серьезные уступки державам, добивающимся ревизии итогов первой мировой войны."6
"Первым нарушителем
мира выступила Япония. В 1931-1933гг.
она захватила Маньчжурию... Страны
запада ограничились лишь
Недооцененная угроза не позволила Англии и Франции вовремя приступить к созданию системы коллективной безопасности : "Предложения о гарантиях защиты странам Восточной Европы, которым могла бы угрожать германо-итальянская агрессия, запоздали. Большинство этих стран, устрашенных судьбой Чехословакии, уже связали себя договорами с Берлином и Римом."8
Большое внимание автором уделяется пакту Молотова-Риббентропа. Подробно описывается, почему это было необходимо СССР. Руководство страны здраво оценивало минусы договора о взаимопомощи с Англией и Францией, которые никогда бы не вмешались в конфликт между СССР и Японией, но сами получали поддержку в войне с Германией. Именно это недоверие к Европейским странам, нежелание играть вторую роль и необходимость полагаться только на свои силы и сделали возможным подписание пакта. Более кратко описывается другая сторона этого договора: "Другой вопрос, что в той форме и в тех условиях, в которых был подписан пакт о ненападении, он фактически превращал СССР в невоюющего союзника Германии. Разрушая образ страны, последовательно выступавшей против фашизма и его агрессивной политики..."
Но в целом из этой
главы складывается образ СССР как
страны, которая не может рассчитывать
на равносторонний договор с союзниками,
и вынуждена для своей же безопасности
идти на уступки возможному противнику,
который более лояльно
Первый этап войны, 1939-1941гг.
«На первом этапе войны Германия, используя непривычные для союзников методы «блицкрига»… поставила под свой контроль почти всю Западную Европу. Большую роль сыграл дружественный по отношению к Германии нейтралитет СССР, который, используя войну в Европе, продвинул свои границы на запад на 250-300 км…».
Военные действия в Европе описываются в учебнике общими словами. Внимание уделяется только советско-финской войне, при описании которой акцент делается на том, что страны Запада всерьез стали воспринимать СССР как «невоюющего союзника» Германии. А так же молниеносному разгрому Франции, с последующим подписанием Тройственного пакта – соглашения о военном союзе Германии, Японии и Италии, к которому вскоре присоединение к Германии Венгрии, Словакии, Болгарии и Румыния.
Нападение Германии на СССР.
Этой теме автор уделяет столько же внимания, сколько и описанию военных действий всей Второй мировой войны. Он подробно описывает причины нападения Германии на Советский Союз: «Утверждение А. Гитлером плана «Барбаросса», предполагавшего молниеносный разгром СССР до завершения войны с Англией, последовало незамедлительно после отказа Советского Союза от вступления в Тройственный пакт.»9
«А. Гитлер рассматривал покорение Западной Европы как прелюдию к реализации главной своей задачи – создания «жизненного пространства» на Востоке.»10
Создание антигитлеровской коалиции.
Эта часть посвящена участию США и Японии во Второй мировой войне.
«Согласно… закону США предоставляли помощь государствам, сопротивление которых агрессии признавалось жизненно важным для обороны самих Соединенных Штатов… Таким образом, хотя США не спешили вступать в войну, они играли роль невоюющего союзника Великобритании.»
Именно развязанная Японией война на Тихом океане, ускорила окончательное оформление антигитлеровской коалиции со вступлением в войну Соединенных Штатов.
«7 декабря 1941г. Японский флот атаковал Перл-Харбор, основную базу флота США в Тихом океане, потопив или повредив большую часть крупных судов… В войну оказались вовлечены все крупные державы мира.»(14)
Так же признается роль национально-патриотических движений в странах, оккупированных германо-итальянскими войсками.
«Движение «Свободная Франция», возглавленное генералом Де Голлем, было важнейшей силой Сопротивления, участвовавшей в освобождении страны вместе с англо-американскими войсками. В Югославии освободительное движение … при приближении войск союзников самостоятельно разгромило остающиеся в стране гарнизоны оккупантов.»11
После капитуляции Германии, СССР объявил войну Японии и нанес крупное поражение группировке ее сухопутных войск в Маньчжурии.
Затем «6 августа США сбросил атомную бомбу на Хиросиму, 9 августа – на Нагасаки, полностью уничтожив эти города со всем населением.»(16)
Это редкий пример учебника, который освещает эти события Второй мировой войны, детально описывая ужасающие последствия применения ядерного оружия.
Автор отмечает вклад в победу всех основных стран участниц войны против нацистской Германии и милитаристской Японии. Но в то же время он подчеркивает решающую роль Советского Союза.
«…вплоть до лета 1944г. Красная Армия вела борьбу с основными силами Германии, в то время как Англия и США ограничивались операциями на второстепенных направлениях.»
Так же я рассматривала пособие для учителей белорусского издательства, полностью посвященное теме Великой Отечественной войны в контексте Второй мировой войны.
Международное положение накануне Второй мировой войны.
В данном пособии в начале изучения темы предлагается уделить большое внимание решениям, принятым на Версальской и Вашингтонской конференциях в отношении Германии. Авторы подчеркивают вину Германии в развязывании Первой мировой войны, но в то же время они описывают в какое трудное положение попала страна, подчиняясь Версальскому договору.
«… большая часть условий договора носила характер «наказания агрессора» и была призвана за его счет компенсировать потери победителей.»12
«Договор содержал так же другие статьи и положения, фактически ограничивающие суверенитет Германии и регулирующие ее экономические, финансовые, торговые и иные отношения с другими государствами.»13
Неизбежность войны выводится из международной ситуации, сложившейся в 1930-х гг., противоречий Западной Европы, США и СССР и нежеланием Германии мириться со своим положением. Авторы с одной стороны показывают шаги агрессивно настроенных держав (Германии, Италии и Японии), но с другой стороны бездействие США и стран Европы, которые не торопились принимать серьезных мер. СССР изображается как страна, которая не может открыто пойти против решения «старших братьев», но и не хочет бездействовать как они.
«Советский Союз присоединился
к «Соглашению о
Вина в том, что договор о взаимопомощи между СССР, Великобританией и Францией так и не удалось заключить, практически целиком лежит на западных лидерах. Сыграло свою роль недоверие к советскому правительству и намеренная затяжка принятия политических решений: «… когда в Москве начались англо-франко-советские переговоры, выяснилось, что французская делегация имеет полномочия лишь на ведение переговоров, а английская миссия вообще не имеет никаких полномочий…».15
Информация о работе Вторая мировая война в зарубежных учебниках истории