Вторая мировая война в зарубежных учебниках истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 00:08, реферат

Описание работы

Нельзя отрицать, что представление о других народах и государствах во многом обусловлено тем, как человека учили истории в детстве, не только в школе, но и в семье и в обществе. Какой образ мира, образ самого себя и своей Родины сложился у него, зависит от этих первых впечатлений. Они всегда будут основой для последующих размышлений, идей и теорий. Итак, история - один из важнейших факторов самоопределения человека. История предает существующей власти законные обоснования, объясняя как складывается определенная политическая ситуация или формируется та или иная культура народа.
С этой точки зрения, средства массовой информации, проводя политику цензурирования искусства, книгопечатанья, а в частности школьных учебников, выделяя различные исторически сложившиеся события, сшивая их вместе в требуемом контексте, получают мощный рычаг для управления обществом.

Содержание работы

1. Введение
2. Подробный обзор изучения истории Второй мировой войны в Белоруссии
3. Освещение темы Второй мировой войны в Эстонских учебниках истории
4. Освещение темы Второй мировой войны в Английских учебниках.
5. Освещение темы Второй мировой войны в Американских учебниках истории
6. Заключение
7. Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая1.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

«Сотни тысяч немецких солдат попали в плен, разрушения и  материальные потери подсчитать невозможно. Геополитическим результатом войны  было превращение США и СССР в неоспоримые сверхдержавы».7

Главный персонаж, упоминаемый  на страницах учебника, — Гитлер. Обычные фразы: «План Гитлера», «Гитлер  продолжил тактику внезапного нападения» и т. п. Два раза упоминается Гиммлер, один раз — Шпеер. В остальных случаях — «немецкое руководство» и «руководство немецкого вермахта». Из противников поименован только Сталин. Черчилль удостоился лишь подписи к фото. При описании любых операций потери приводятся только с немецкой стороны. Нюрнбергский трибунал в учебнике не упоминается вообще.

В большинстве  немецких учебниках истории упоминается, что 8 мая кончилась война, которая  стала позором для страны и  принесла немецкому народу много  горя. О самой Второй мировой рассказывают сжато, только факты - никаких эмоций. Упоминается учение о превосходстве одной расы над другой, которое было идеологией фашизма, о том, что война Германии была завоевательной. Но многие негативные стороны войны, уничтожение целых народов занимают в учебниках буквально несколько абзацев, а о роли вермахта и деятельности бригад СС практически ничего не говорится. Нужно отметить, что в немецких учебниках национал-социализм представлен, скорее, как рок для немецкого народа, нежели как трагедия для других государств, пострадавших от фашистов.

Немецкие учебники являются единственными в своем роде, в которых национал социализм менее всего ассоциируется  с  «гитлеризмом»

 

Заключение.

 

Официальная история  государства — это его идеология. Каждый народ старается подчеркнуть  свое значение в мировой истории. Найти в ней свой собственный путь. Часто это делается в ущерб чьим-либо интересам, но все же свой вариант истории, и даже не один, есть у каждой страны.

Тема Второй мировой  войны так же не создала единства в памяти государств-участников. Скорее даже наоборот. Американские учебники, видимо компенсируя тот факт, что американцы не воевали в Европе до июня 1944 г., настойчиво преувеличивают роль США в военных поставках. Большинство западных учебников переломным моментом войны считает победу в Африке американских и британских войск и разгром Роммеля. Именно после нее союзники смогли высадиться в Южной Италии. Российские учебники однозначно связывают момент перелома с началом контрнаступления под Сталинградом. Польские учебники  рассказывают о двух диктаторах - Сталине и Гитлере, которые делили между собой Польшу. В Японии, несмотря на то, что тему войны преподают с детсада, не уточняется на чьей стороне воевали японцы. В учебниках говорится о том, что война - это самое большое зло, от которого страдали не только люди, но и животные. В Германии (несмотря на различие в учебниках разных земель) в основном изучение истории войны связано с  ответом на вопросы: как возможен был нацизм и Холокост евреев. Говорится о судьбе евреев Беларуси, Молдовы, России. Попытки хоть в чем-то оправдать нацизм отсутствуют.

Так какая же история  правильная? Какая останется нашим  потомкам, если уже сейчас есть столько  разных взглядов? Если мы сами будем  правильно работать над учебниками, то и наша история будет соответствовать  нашим пожеланиям и представлениям.

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Учебник «История плюс» (издание под редакцией Б. Кольтровитца, 2001), герм.
  2. Загладин Н.В. Всеобщая история 11 класс
  3. 1 \Prentice Hall. History of Our World 2007.Прентис Хол. История Нашего Мира, 2007.
  4. С. Валдмаа, А. Адамсон. История Эстонии. Учебник для гимназии. – Тлн: Коолибри 2000
  5. М. Лаур, А. Паюр, Т. Таннберг. История Эстонии II. – Тлн: Авита 1997
  6. А. Феодоров. История ХХ века. Учебник для гимназии. Часть 2. – Тлн: Авита 2002
  7. Коваленя А.А., Краснова М.А., Ганущенко Н.Н. «Великая Отечественная война в контексте Второй мировой войны. Материалы для учителя.»
  8. Марк Ферро. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. Высшая школа. 1992г.

1 .Марк Ферро. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. Высшая школа. 1992г.

2 . http://www.stoletie.ru/territoriya_istorii/vojna_uchebnikov_212.htm

3 . http://news.tut.by/society/289364.html Пресс-конференция заместителя министра образования Казимира  Фарино.

4 . http://www.interfax.by/article/28342 Интервью заместителя министра образования Беларуси Казимиром Фарино

5 . Загладин Н.В. Всеобщая история 11 класс. стр.140

6 . Там же, стр. 140-141

7  Там же, стр. 141

8 . Загладин Н.В. Всеобщая история 11 класс. стр. 144

9 . Загладин Н.В. Всеобщая история 11 класс, стр.152

10 . Там же, стр.152

11 Коваленя А.А., Краснова М.А., Ганущенко Н.Н. «Великая Отечественная война в контексте Второй мировой войны. Материалы для учителя.»

12 . Коваленя А.А., Краснова М.А., Ганущенко Н.Н. «Великая Отечественная война в контексте Второй мировой войны. Материалы для учителя.» Стр.13

13 . Там же, стр.14

14 . Там же, стр. 16

15 Там же, стр.18

16 . Коваленя А.А., Краснова М.А., Ганущенко Н.Н. «Великая Отечественная война в контексте Второй мировой войны. Материалы для учителя.».Стр.20

17 . С. Валдмаа, А. Адамсон. История Эстонии. Учебник для гимназии. – Тлн: Коолибри 2000, С.201

18 .А. Феодоров. История ХХ века. Учебник для гимназии. Часть 2. – Тлн: Авита 2002, С. 149

19    М. Лаур, А. Паюр, Т. Таннберг. История Эстонии II. – Тлн: Авита 1997, С.101

20 . Андрес Адамсон С. 222

21  1 Prentice Hall. History of Our World 2007.стр. 623 (section 4, Chapter 21) Прентис Хол. История Нашего Мира, 2007

22 . учебник «История плюс» (издание под редакцией Б. Кольтровитца, 2001).


Информация о работе Вторая мировая война в зарубежных учебниках истории