ВВС СССР во время Великой Отечественной войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 21:30, реферат

Описание работы

Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступлением перед павшими, преступлением перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве прошедших ее, бороться за мир — обязанность всех живущих на Земле, поэтому мы не просто должны помнить прошлое: мы должны глубоко анализировать пережитое, учитывать уроки войны для дальнейшего повышения боевой готовности и боеспособности ВВС.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Оценка ВВС СССР во время Великой Отечественной войны………………....5
ВВС накануне Великой Отечественной войны………………………………..12
Боевой путь 4 ГИАП…………………………………………………………….31
Жизнь-подвиг. Леонид Георгиевич Белоусов…………………………………40
Заключение……………………………………………………………………….47
Список литературы………………………………………………………………49

Файлы: 1 файл

реферат история.doc

— 179.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

Кафедра логистики и  организации перевозок

 

 

 

 

 

 

ВВС СССР во время Великой Отечественной войны

 

 

 

Выполнила:              Куприна Оксана Андреевна_______________

Студентка           1       курса _____________ спец.       080506___           

Группа       2293          № зачет. книжки______________________

Подпись:____________________________________

 

 

 

 

         Преподаватель:        Снигирёв Сергей Фёдорович_______________              

          Подпись:____________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2009г.

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Оценка ВВС СССР во время Великой  Отечественной войны………………....5

ВВС накануне Великой Отечественной  войны………………………………..12

Боевой путь 4 ГИАП…………………………………………………………….31

Жизнь-подвиг. Леонид Георгиевич Белоусов…………………………………40

Заключение……………………………………………………………………….47

Список литературы………………………………………………………………49

 

 

Введение

 

«Истина заключается  в том, что, несмотря на тяжелейшие испытания, мы победили»

 Быков Василь Владимирович

 

 

Мир не должен забывать ужасы  войны, разлуку, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступлением перед павшими, преступлением перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве прошедших ее, бороться за мир — обязанность всех живущих на Земле, поэтому мы не просто должны помнить прошлое: мы должны глубоко анализировать пережитое, учитывать уроки войны для дальнейшего повышения боевой готовности и боеспособности ВВС.

Для нас извлечь уроки  из опыта войны означает: сделать  все возможное заранее, чтобы ослабить отрицательное и усилить положительное воздействие факторов, влияющих на развитие ВВС России.

Великая Отечественная  война показала, насколько важно  правильно решить проблему управления войсками. Говоря об управлении сейчас, следует иметь в виду глубину разработки теории, степень овладения ею командными кадрами, техническую базу и организационную структуру войск. Эти вопросы в настоящее время приобретают особую актуальность, так как фактор времени, когда стороны располагают такими высокомобильными и дальнобойными средствами вооруженной борьбы, приобретает решающее значение.

Великая Отечественная  война показала, какое значение имеют  морально-боевая, психологическая подготовка личного состава и всестороннее обеспечение боевых действий авиации. Этим вопросам и сейчас надо уделять постоянное внимание. Обстановка требует: надо иметь такие методы подготовки и такие командные кадры, которые на деле обеспечивали бы высокое качество боевой, психологической подготовки и постоянную высокую боевую готовность войск к срыву агрессии противника.

Опыт Великой Отечественной войны — наше бесценное достояние, однако использовать его нужно с учетом изменившихся условий, резко возросших возможностей и, безусловно, с учетом имевших место недостатков накануне и в ходе Великой Отечественной войны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка ВВС  СССР во время Великой Отечественной войны

Военно-политическая обстановка накануне Великой Отечественной  войны складывалась не в нашу пользу.

Фашистская Германия перед нападением на Советский Союз перевела всю экономику на военные  рельсы, идеологически обработала народ своей страны и народы порабощенных стран. Ее армия была полностью развернута и оснащена самым современным по тому времени оружием.

Мы подготовку страны к отражению агрессии не завершили. Экономика в полном объеме не была подготовлена к войне. Происходило перевооружение Красной Армии и Военно-Морского Флота, шла организационная перестройка Вооруженных Сил.

Боевая мощь ВВС фашистской Германии превосходила боевую мощь наших  Военно-воздушных сил. Если количественно  по самолетному парку мы несколько превосходили Германию, то в качественном отношении значительно уступали ей. В составе наших ВВС свыше 80 процентов самолетов было старых типов, характеристики которых уступали противнику.

Фашистская Германия рассматривала свою авиацию как  самостоятельный наступательный вид вооруженных сил, основными задачами которой являлись: завоевание превосходства в воздухе с самого начала войны; проведение самостоятельных воздушных операций; оказание поддержки сухопутным войскам там и тогда, где и когда действия авиации могли дать наибольший эффект. Бомбардировочная авиация составляла 58 процентов самолетного парка.

Наша военная наука  трактовала и это было определено в проекте Полевого устава Красной Армии 1941 года, что основная задача авиации - содействие наземным войскам.

ВВС фашистской Германии перед нападением на Советский Союз состояли из пяти воздушных флотов.

Война застала наши Военно-воздушные  силы в стадии организационной перестройки, итогом которой явилась децентрализация управления, распыление усилий авиации в результате передачи ее в подчинение различным инстанциям общевойскового командования.

Враг имел двухлетний опыт боевых действий. Мы же такого не имели. Хотя часть наших авиационных  командных кадров получила боевой опыт в Испании, на Халхин-Голе, в советско-финляндской войне, однако это был в основном опыт применения авиации в тактическом масштабе.

Теория применения Военно-воздушных  сил в стратегической обороне  и в условиях, когда противник  захватил и прочно удерживает превосходство  в воздухе, разработана не была.

Пагубно на Военно-воздушных  силах сказалась частая смена  руководящего состава в оперативно-стратегическом звене. Так, за три предвоенных года у руководства Военно-воздушными силами находилось пять начальников Главного управления ВВС, а за первые 20 дней войны дважды сменились командующие ВВС фронтов (все, кроме командующего ВВС Северного фронта генерала Новикова А.А.). К этому следует добавить, что перед войной из всех командующих ВВС военных округов лишь 13 процентов исполняли эту должность свыше одного года. Поэтому перед войной в своем большинстве командные кадры ВВС теоретически и практически не были полностью готовы к руководству авиационными соединениями и объединениями.

Фашистская Германия, максимально используя благоприятное  влияние вышеназванных факторов, с самого начала войны лишила нас количественного превосходства по авиации. Только за первый день войны мы потеряли около 1200 самолетов, из них более 800 — на аэродромах. В результате этого с июня 1941 года и вплоть до лета 1943 года фашистская Германия, захватив инициативу, прочно удерживала превосходство в воздухе.

В исключительно трудных  условиях начального периода войны  наша военная мысль искала пути уменьшения, отрицательного и усиления положительного влияния рассмотренных выше факторов.

Результатом явилось:

а) Придание Военно-воздушным  силам роли самостоятельного вида Вооруженных  Сил: с июня 1941 года введена должность  командующего ВВС и создан Военный  совет Военно-воздушных сил.

б) Уточнение взглядов на применение авиации и изменение оргструктуры ВВС. Основной акцент был перенесен на массирование усилий и централизацию управления, что потребовало изменить оргструктуру ВВС. С мая 1942 года Военно-воздушные силы стали состоять из воздушных армий с подчинением их командующим фронтами.

в) Разработка и внедрение  новых, более эффективных форм и  способов боевого применения авиации  главным образом в интересах  сухопутных войск. Военная наука  в этот период предложила авиационный  удар, прикрытие войск, авиационное наступление.

В период, когда наши войска вели стратегическую оборону на всем советско-германском фронте, авиация самостоятельно оперативно-стратегические задачи, как правило, не решала. Ее основные усилия направлялись непосредственно на поддержку и прикрытие войск на поле боя. Отсюда основным способом боевых действий бомбардировочной и штурмовой авиации были эшелонированные удары частей и соединений мелкими группами с интервалами 10 — 15 минут под прикрытием 4 — 6 истребителей. А в истребительной авиации при прикрытии войск и тыловых объектов применялось патрулирование над заданными районами, перехват из положения дежурства на аэродроме или из засад, "свободная охота". Самым распространенным способом при прикрытии войск было патрулирование. На патрулирование в годы Великой Отечественной войны было затрачено около 90 процентов самолето-вылетов истребительной авиации. Такое применение авиации обеспечивало непрерывность воздействия до противнику в узкой полосе, однако вело к нерациональному расходованию сил, особенно истребительной авиации. Но другого выхода не было — техническая база управления авиацией была крайне слабой.

Более эффективно ВВС  решали свои задачи в ходе авиационного наступления. Суть его заключалась в непрерывной поддержке наступающих сухопутных войск массированными действиями авиации на всю глубину операции. Первый опыт подготовки и проведения авиационного наступления был частично получен в контрнаступлении под Сталинградом, в полном объеме — в контрнаступлении под Курском. В среднем на авиационное наступление в ходе фронтовых наступательных операций было затрачено 40 — 56 процентов самолето-вылетов от общего числа.

Проблема завоевания господства в воздухе в теоретическом  и практическом плане в полном объеме не была решена. Военная наука указывала, что для завоевания господства в воздухе могут проводиться специальные воздушные операции и авиация противника может уничтожаться в ходе повседневных боевых действий. Однако теория воздушной операции с целью завоевания господства в воздухе глубокой разработки не получила.

В то же время опыт войны подтвердил, что воздушная операция — наиболее целесообразная форма для достижения господства в воздухе.

Примером может служить воздушная операция, проведенная в мае 1943 года совместными усилиями шести воздушных армий с целью ослабления 4 и 6-го воздушных флотов фашистской Германии. В результате было уничтожено свыше 500 самолетов противника, наши потери составили 122 самолета, т.е. в четыре с лишним раза меньше.

Наиболее эффективным  был первый удар, в котором совершено  около 450 самолето-вылетов. В результате было уничтожено 194 самолета противника на аэродромах и 21 — в воздухе. Наши потери составили 20 самолетов.

С лета 1943 года военно-политическая обстановка изменилась в нашу пользу — от стратегической обороны мы перешли к общему наступлению на всем советско-германском фронте, захватили стратегическое господство в воздухе, авиация стала занимать важное место в проводимых операциях. Благодаря превосходству нашей экономики, героическим усилиям советского народа, мужеству и героизму личного состава Военно-воздушных сил в количественном и качественном отношении мы стали превосходить авиацию фашистской Германии. Создали необходимый резерв для усиления воздушных армий, действующих на главных направлениях.

 Переход к централизованному  управлению авиацией давал положительные результаты. Однако многие общевойсковые военачальники, получив в свое распоряжение крупные авиационные объединения, стремились все силы авиации, независимо от складывающейся обстановки, использовать только для авиационной поддержки и прикрытия войск на поле боя.

Поэтому борьба за завоевание господства в воздухе, как необходимого условия для завоевания общего успеха, целенаправленно не велась. Господство в воздухе было завоевано в ходе авиационной поддержки и прикрытия войск благодаря все возрастающему численному превосходству нашей авиации над противником.

Война показала, какое  значение имеет правильно разработанная  теория, насколько важно своевременно, всесторонне и объективно оценивать  факторы, влияющие на развитие оперативного искусства ВВС.

Великая Отечественная  война закончилась убедительной нашей победой, но победа досталась  нам очень дорогой ценой.

 

.

 

 

 

ВВС накануне Великой Отечественной войны

На рассвете 22 июня 1941 г. фашистская Германия, нарушив договор  о ненападении, вероломно, без объявления войны обрушила на Советский Союз удар вооруженных сил, заранее подготовленных и сосредоточенных у границ СССР. В 3 часа 30 минут — 4 часа утра немецко-фашистская авиация подвергла массированным налетам наши аэродромы, узлы железных дорог, военно-морские базы, группировки войск и города Мурманск. Каунас, Минск, Киев, Одессу, Севастополь. Одновременно с этим артиллерия открыла ураганный огонь по оборонительным укреплениям и районам расположения войск. После мощной артиллерийской и авиационной подготовки танковые и моторизованные дивизии противника перешли в наступление на фронте от Балтики до Карпат. Начались бои и южнее Карпат, вдоль румынской границы до Черного моря. Вместе с фашистской Германией в войну против СССР вступили Венгрия, Италия, Румыния и Финляндия. Развернулись ожесточенные сражения, которые отличались большим размахом, высокой динамичностью и резкими изменениями обстановки. Началась Великая Отечественная война Советского Союза против фашистской Германии и ее европейских сообщников.

Коммунистическая партия и Советское  правительство призвали советский народ дать отпор агрессору и выразили твердую уверенность в победе над ним. Народы СССР, спаянные нерушимой дружбой, все как один поднялись на священную войну за свободу и независимость своей Родины.

Гитлеровское командование бросило  на уничтожение советской авиации до 50% авиационных сил, сосредоточенных у наших границ. Воздушным налетам подверглись 66 аэродромов, на которых базировалось 65% авиации западных приграничных округов, в том числе 26 аэродромов Западного, 23 — Киевского, 11 — Прибалтийского особых военных округов и 6 аэродромов Одесского военного округа. В результате советские ВВС в первый день войны потеряли около 1200 самолетов, из них 800 — на аэродромах.

Особенно большой урон понесла  авиация Западного и Киевского  особых военных округов, где немецко-фашистской авиации в первый день войны удалось уничтожить и повредить 1015 самолетов. 9-я смешанная авиационная дивизия ВВС Западного особого военного округа из 409 имеющихся к началу войны самолетов потеряла 347, 10-я смешанная авиадивизия потеряла 180 самолетов из 231 и 11-я смешанная авиадивизия — 127 самолетов из 199. На второй день войны эти три авиационные дивизии, находившиеся в первом эшелоне, оказались небоеспособными и были выведены на переформирование. В воздушных боях истребители ВВС Западного особого военного округа сбили более 100 фашистских самолетов, рассеяли многочисленные группы немецких бомбардировщиков, но сорвать их налеты или хотя бы ограничить действия вражеской авиации не смогли. За день враг уничтожил 387 истребителей и 351 бомбардировщик.

Информация о работе ВВС СССР во время Великой Отечественной войны